Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (06.01.2020 - 12.01.2020)

13 января 2020

● Начинается второй этап применения новых требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения (постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1356).

На этапе 2 пуско-регулирующая аппаратура светильников для общественных и производственных помещений с люминесцентными или индукционными лампами должна иметь функцию регулирования светового потока светильника, уровень потерь активной мощности в пуско-регулирующей аппаратуре таких светильников не должен превышать 8%.

Применение требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, осуществляется в два этапа (этап 1 - с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2019 г., этап 2 - с 1 января 2020 г.).

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Определен новый порядок согласования ФАС России решений органов власти субъектов РФ об установлении тарифов на электроэнергию выше максимальных или ниже минимальных разрешенных федеральным органом (приказ ФАС России от 08.11.2019 № 1483/19).

Федеральным законом от 02.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» органам исполнительной власти субъектов РФ было запрещено самостоятельно принимать решения об установлении тарифов в электроэнергетике выше максимальных или ниже минимальных установленных на федеральном уровне без согласования с ФАС России, в том числе и в случае если такое отклонение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

В связи с изложенным, приказом от 08.11.2019 № 1483/19 «Об утверждении порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов» ФАС России утвержден новый порядок согласования указанных решений субъектов РФ.

В нем, в частности, расширяется перечень документов, направляемых в ФАС России. В него включается письмо высшего должностного лица субъекта РФ, обосновывающее необходимость установления тарифов выше или ниже предельного уровня, экспертные заключения об обоснованности предлагаемых тарифов, ежегодные отчеты о проведении систематического наблюдения и анализа использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, акты внеплановых проверок реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, проведенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, и иные документы.

Утратившим силу признается приказ ФСТ России от 07.12.2004 № 236-э с внесенными в него изменениями, которым установлен ранее действовавший порядок согласования указанных решений органов власти субъектов РФ.

Начало действия документа - 11.01.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Плата за технологическое присоединение к объектам единой (общероссийской) энергосети на 2020 год установлена в размере, равном стандартизированной тарифной ставке С1 (приказ ФАС России от 18.12.2019 № 1689/19).

Приказом ФАС России от 18.12.2019 № 1689/19 «Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети в виде формулы, на 2020 год» плата за технологическое присоединение к объектам единой (общероссийской) энергосети на 2020 год установлена в размере, равном стандартизированной тарифной ставке С1.

При этом размер стандартизированной ставки С1 установлен:

- для заявителей, осуществляющих технологическое присоединение объектов по производству электроэнергии, присоединяемая мощность которых превышает 5 МВт - 1 329 306,64 руб. за 1 присоединение;

- для заявителей, осуществляющих технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, присоединяемая мощность которых не превышает 5 МВт - 613 958,85 руб. за 1 присоединение;

- для заявителей, присоединяющих энергопринимающие устройства, а также объекты электросетевого хозяйства, присоединяемая мощность которых превышает 5 МВт - 665 149,05 руб. за 1 присоединение.

Источник: Посмотреть

С 1 января 2020 года вводится механизм компенсации расходов владельцев электросетей, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии потребителям (постановление Правительства РФ от 26.12.2019 № 1857)

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 № 1857 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии» возмещению подлежат фактические расходы владельца электросетей, утратившего статус территориальной сетевой организации (ТСО), на приобретение электроэнергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электроэнергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электроэнергии потребителям, с которыми до лишения статуса ТСО были заключены договоры технологического присоединения.

Данные расходы подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства. Расходы возмещаются по заявлению владельца электросетей.

Постановлением установлены требования к содержанию указанного заявления и прилагаемым к нему документам.

Компенсация подлежит выплате в течение 30 календарных дней со дня начала действия цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, при установлении которых органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов учтены в необходимой валовой выручке территориальной сетевой организации расходы, подлежащие компенсации владельцу объекта электросетевого хозяйства.

Постановление принято во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН».

Начало действия документа - 01.01.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Правительство РФ планирует разработать и внести в Госдуму в 2020 году 230 законопроектов, среди них 3 законопроекта в сфере электроэнергетики (распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 № 3205-р).

Распоряжением от 26.12.2019 № 3205-р Правительством РФ утвержден план законопроектной деятельности Правительства РФ в 2020 году (далее – План), который состоит из 6 разделов и предусматривает разработку 230 законопроектов, среди которых, в том числе обозначены следующие законопроекты в сфере электроэнергетики:

-О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (в части дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии) (раздел I, пункт 17 Плана).

- О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в части уточнения порядка применения платы за технологическое присоединение) (раздел I, пункт 57 Плана).

-О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (в части продления действия механизма выравнивания тарифов на электрическую энергию (мощность) в Дальневосточном федеральном округе до среднероссийских (базовых) уровней и введения надбавки к цене на мощность для финансирования строительства объектов генерации в Дальневосточном федеральном округе) (раздел V, пункт 140 Плана).

Проект плана рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии Правительства по законопроектной деятельности.

Ссылка на документ: Посмотреть

●Закон о запрете создания и деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках вступил в силу 8 января 2020 года (Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ).

Устанавливается, что унитарные предприятия могут создаваться для обеспечения деятельности федеральных органов власти в оборонной сфере, осуществления деятельности в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, осуществления деятельности за пределами территории РФ, обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, для обращения с радиоактивными отходами и осуществления деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящегося исключительно в федеральной собственности. Унитарные предприятия также можно создавать в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ.

По представлению высшего должностного лица субъекта РФ, по решению Правительства РФ унитарные предприятия также могут создаваться при необходимости устранения последствий ЧС, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Органы и организации, уполномоченные на создание унитарных предприятий, получают возможность направлять в ФАС России запросы о соответствии создания унитарного предприятия или изменения его деятельности в ФАС России.

При выявлении случаев создания унитарного предприятия с нарушением установленных требований антимонопольный орган направляет его учредителю предписание о необходимости ликвидации предприятия. При неисполнении предписания антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации унитарного предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до даты вступления настоящего Федерального закона в силу, осуществляющие свою деятельность на рынках, на которых создание унитарных предприятий не допускается, должны быть ликвидированы или реорганизованы по решению учредителя в срок до 1 января 2025 года.

Начало действия документа - 08.01.2020 (за исключением отдельных положений).

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Скорректирован порядок расчета цен (тарифов) в области электроэнергетики (постановление Правительства РФ от 27.12.2019 № 1892).

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1892 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)», в частности:

- устанавливается механизм учета расходов на формирование резерва по сомнительным долгам при расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии;

- уточняется порядок учета размера собственных средств сетевой организации на реализацию инвестиционной программы при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки;

- уточняется порядок учета величины перераспределения необходимой валовой выручки при корректировке цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования;

- с 3-х до 4-х лет увеличивается срок поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки;

- устанавливается, что передача разногласий между органами власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов, регулируемыми организациями и потребителями на рассмотрение в ФАС России не препятствует обжалованию решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в суд;

- уточняется, что при переходе права собственности на объект электроэнергетики до истечения срока действия тарифов продолжают действовать цены (тарифы), установленные для прежнего владельца объекта электроэнергетики.

Начало действия документа - 30.12.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Органы власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов уполномочены устанавливать предельные уровни тарифов для двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии в технологически изолированных энергосистемах (постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1947).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1947 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусматривается установление органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов предельных (минимальных и максимальных) уровней тарифов для заключения двусторонних договоров на изолированных территориях. При этом предельные уровни тарифов устанавливаются в одноставочном выражении в виде формулы.

Минимальный уровень тарифа компенсирует топливную составляющую вырабатываемой электрической энергии, а также по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов долю условно постоянных затрат, относимых на цену на электрическую энергию (мощность) по двустороннему договору. Максимальный уровень тарифа на электрическую энергию формируется на уровне экономически обоснованного тарифа на вырабатываемую электрическую энергию (мощность). На последующие периоды регулирования топливная составляющая тарифа рассчитывается ежегодно и учитывает изменение цены и удельного расхода топлива (в случае гидрогенерации - изменение водного налога), остальная часть тарифа индексируется на индекс инфляции.

Начало действия документа - 17.01.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ПАО «МОЭСК» оштрафовали в Подмосковьена 600 тыс. руб. за нарушение договора.

09-01-2020

ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» оштрафовали на 600 тыс. руб. по делу об административном правонарушении, говорится в сообщении пресс-службы Московского областного УФАС России.

Ранее в управление обратился житель подмосковных Люберец с жалобой на действия электросетевой компании. Федеральная антимонопольная служба провела проверку соблюдения требований правил технологического присоединения.

«По результатам рассмотрения заявления установлено, что ПАО «МОЭСК» не выполнило мероприятия по договору об осуществлении технологического присоединения в срок, установленный правилами технологического присоединения», — отмечается в материале.

ПАО «МОЭСК» совершило правонарушение повторно, в связи с чем его и привлекли к ответственности. Кроме штрафа, в организацию также направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Источник: Посмотреть

● ФАС России разберется с курганскими энерготарифами.

09-01-2020

АО «СУЭНКО» обратилось в Федеральную антимонопольную службу России с жалобой на единые тарифы на услуги по передаче электроэнергии потребителям Курганской области. Нормативы установлены на 2020 год департаментом государственного регулирования цен и тарифов региона.

Поводом для обращения в ФАС послужило решение департамента об установлении тарифов для населения, а также бизнеса и бюджетных организаций ниже установленного федеральной антимонопольной службой предельного минимального уровня. В СУЭНКО подчеркивают, что такой подход экономически не обоснован и нарушает как нормативно-правовую базу, так и методологию тарифного регулирования, а также влечет за собой негативные последствия для электроэнергетической отрасли и потребителей Зауралья.

В частности, сообщают представители компании, в департаменте не учли предоставленные в тарифной заявке СУЭНКО на 2020 год обосновывающие материалы по статьям расходов на содержание сетей. Кроме того, департамент не предоставил СУЭНКО экспертное заключение и принимаемые расчеты ни до, ни после, ни в ходе заседания правления, на котором принималось тарифное решение. Это противоречит правилам государственного регулирования тарифов в электроэнергетике.

Из-за принятого департаментом решения предприятие и потребители электроэнергии могут столкнуться с серьезными негативными последствиями. В СУЭНКО утверждают, что низкие тарифы повлекут за собой остановку инвестиционной деятельности, снижение объемов ремонтных программ, ухудшение надежности электроснабжения и увеличение времени на ликвидацию аварийных отключений (если ситуация приведет к сокращению персонала энергокомпании), а также уменьшение налоговых поступлений в областной бюджет. Конечным результатом экономически необоснованного тарифа станет стагнация электроэнергетической отрасли, рост аварийности и снижение надежности энергоснабжения.

Источник: Посмотреть