Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (05.10.2020-11.10.2020)

12 октября 2020

До 1 июля 2021 года продлен срок действия аттестаций и лицензий в некоторых видах деятельности, в том числе в сфере электроэнергетики(постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1580).

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1580 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» установлено, в частности, что до 1 июля 2021 года продлевается и считается действующей имеющаяся аттестация,  в том числе по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.

Очередная аттестация в сфере электроэнергетики может быть проведена:

- в территориальных аттестационных комиссиях - в случае обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соответствующим заявлением;

- в аттестационных комиссиях организаций - в случаях, предусмотренных локальными нормативными актами таких организаций.

Кроме того, предусмотрено, что проведение проверки знания требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках,до 1 июля 2021 года не требуется.

Проверка знания требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, могут быть проведены:

- в комиссиях, формируемых Ростехнадзором и ее территориальными органами, - в случае обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соответствующим заявлением;

- в комиссиях организаций - в случаях, предусмотренных локальными нормативными актами таких организаций.

Начало действия документа – 05.10.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 08.10.2020 ФАС России на официальном портале проектов нормативных правовых актов  https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год».

Проект приказа ФАС предусматривает предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год.

Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год рассчитаны с учетом соблюдения положений п. 11(1) Основам ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178, с календарной разбивкой исходя из непревышения величины предельных уровней ставок на содержание сетей и ставки по оплате потерь электрической энергии в первом полугодии 2021 года над величиной соответствующих предельных уровней во втором полугодии 2020 года.

Кроме того, при формировании данных уровней тарифов учтены положения постановления Правительства РФ от 28.02.2015 № 184, то есть исключены расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства, которые принадлежат на праве собственника организациям, не соответствующим критериям данного постановления, а также исключены расходы на содержание указанных энергообъектов.

Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации определены на основании данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках заявления об установлении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2021 год.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/10-20/00109215

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 08.10.2020 ФАС России на официальном портале проектов нормативных правовых актов  https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год».

Проект приказа ФАС предусматривает предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год.

Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год рассчитаны без учета НДС.

Предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год определены в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э.

Предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год определены как разность предельных максимальных уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей,  и суммы стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности для населения и цен (тарифов) на иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, а также сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для категории «Население и приравненные к нему потребители».

Расчет предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год выполнен исходя из прогнозной стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности для населения, утверждение которой планируется на заседании Правления ФАС России в конце 2020 года.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/10-20/00109216

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 09.10.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проект постановления Правительства РФ подготовлен в целях повышения качества принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее – региональные органы регулирования) решений об установлении тарифов в сфере электроэнергетики.

Проект постановления направлен на унификацию экспертных заключений, подготавливаемых региональными органами регулирования, позволяет в режиме реального времени (онлайн) отслеживать параметры тарифных решений, предлагаемых экспертами (экспертной группой) регионального органа регулирования для утверждения коллегиальным органом (правление, коллегия) регионального органа регулирования, на предварительном этапе исключать явные нарушения действующего законодательства в области тарифного регулирования.

Принятие проекта постановления позволит повысить открытость и прозрачность принятия тарифных решений с целью установления тарифов в соответствии с действующим законодательством и исключения субъективного подхода.

Реализация проекта постановления позволит автоматизировать процесс подготовки экспертных заключений, и станет одним из первых системных шагов на пути к цифровизации тарифного регулирования сферы электроэнергетики.

Проектом постановления предлагается утвердить типовые формы экспертных заключений в сфере электроэнергетики с целью их детальной проработки.

Проектом постановления также предусмотрена отмена необходимости направления региональным органом регулирования в адрес ФАС России копий тарифных решений и протоколов на бумажном носителе. Предусматривается, что указанные документы направляются только в электронном виде посредством размещения в ФГИС ЕИАС ФАС России. Проектируемая норма позволит сократить трудозатраты и расходы региональных органов регулирования.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/10-20/00109245

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 09.10.2020 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении формы финансового плана субъекта электроэнергетики, правил заполнения указанной формы и требований к форматам электронных документов, содержащих финансовый план субъекта электроэнергетики».

Проект приказа Минэнерго России разрабатывается в целях совершенствования процесса оказания государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Проектом приказа будут уточнены правила заполнения формы финансового плана субъекта электроэнергетики, а также требования к форматам электронных документов, содержащих информацию о финансовом плане субъекта электроэнергетики.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/10-20/00109258

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 09.10.2020 ФАС России на официальном портале проектов нормативных правовых актов  https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «О продлении срока действия долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети с применением метода доходности инвестированного капитала, оказываемые ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» на 2021-2024 годы».

Проектом приказа ФАС России предлагается продлить 2 долгосрочный период регулирования ПАО «ФСК ЕЭС» до 2024 года и утвердить долгосрочные параметра регулирования деятельности.

Расчет долгосрочных параметров регулирования ПАО «ФСК ЕЭС» выполнен в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, и Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/10-20/00109249

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 09.10.2020 ФАС России на официальном портале проектов нормативных правовых актов  https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», на 2021-2024 годы».

Проектом приказа ФАС России предлагается утвердить тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», на 2021-2024 годы:

- в таблице № 1- ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, для субъектов Российской Федерации;

- в таблице № 2 - ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, дифференцированного для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный в приложении № 2 к Основам ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178).

Ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», в соответствии с п. 11(1) Основ ценообразования № 1178 определены исходя из непревышения величины тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

На II полугодие очередного годового периода регулирования ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, для субъектов Российской Федерации за исключением субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный приложением № 2¹ к Основам ценообразования № 1178, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», предлагается утвердить с ежегодным приростом 5,5%.

На II полугодие очередного годового периода регулирования ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, дифференцированного для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный в приложении № 2¹ к Основам ценообразования № 1178, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», предлагается утвердить с ежегодным приростом 5,5%.

¹ Субъекты Российской Федерации, включенные в перечень, предусмотренный приложением № 2 к Основам ценообразования № 1178: Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/10-20/00109251

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Евгений Грабчак: «Подготовка объектов электроэнергетики к отопительному сезону находится в завершающей стадии».

08-10-2020

Заместитель Министра энергетики России Евгений Грабчак принял участие в «круглом столе» комитета Совета Федерации по экономической политике на тему «Актуальные вопросы подготовки энергетики к периоду осенне-зимнего максимума нагрузок 2020-2021 годов в субъектах Российской Федерации».

Евгений Грабчак рассказал, что в Минэнерго на протяжении пяти лет ведется ежемесячный онлайн-мониторинг готовности компаний отрасли к работе, в том числе в отопительный период. Онлайн-система позволяет оперативно оценивать основные параметры функционирования предприятий электроэнергетики по всем критичным характеристикам, в первую очередь, касающихся обеспечения надежности и безопасности энергоснабжения потребителей. Эта работа ведется совместно с Ростехнадзором и контролируется выездными проверками.

«Подготовка объектов электроэнергетики находится в завершающей стадии, реализуются ремонтные работы, проводится доукомплектование аварийных запасов, завершается реализация инвестиционных программ. На сегодняшний день в контуре мониторинга Минэнерго около 1 тысячи объектов электроэнергетики, 92% готовы к отопительному сезону. Все крупные системообразующие компании подтверждают свою готовность», - сообщил Евгений Грабчак.

Заместитель Министра отметил, что особое внимание Минэнерго уделяется усилению системной надежности энергосистем в регионах с высокими рисками нарушения энергоснабжения. Евгений Грабчак пояснил, что ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, не оказали существенного влияния на ход подготовки предприятий электроэнергетики к отопительному сезону. Как правило, компании просто сдвинули сроки проведения необходимых работ.

«Зафиксированы случаи переноса сроков ремонта из-за ограничений на фоне пандемии. Отклонения по ремонтным программам из-за COVID-19 не превышают 4% в целом от ремонтной программы и в основном связаны с объектами генерации. Рисков снижения надежности электроснабжения из-за влияния ограничений COVID-19 мы не прогнозируем», - прокомментировал заместитель Министра.

Источник: Посмотреть

● Кассационная инстанция подтвердила законность штрафа, наложенного на сетевую организацию.

08-10-2020

Напомним, что 05.07.2019 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения по факту повторного нарушения порядка подключения к электрическим сетям; размер административного штрафа составил 300 тыс. рублей.

Так, к ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Рязаньэнерго») обратилось физическое лицо с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома.

По результатам рассмотрения заявки сетевая организация уклонилась от направления заявителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения в установленные законом сроки (15 дней) и потребовала у заявителя документы, необходимость в представлении которых отсутствовала.

Так, сетевая организация требовала от заявителя представить перечень и мощность энергопринимающих устройств, подключенных к устройствам противоаварийной автоматики. Между тем, исходя из содержания заявки (параметров присоединения), необходимость в представлении указанных требований отсутствовала.

В результате проект договора об осуществлении технологического присоединения был направлен гражданину лишь спустя 2,5 месяца с установленной даты.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области, а затем, не согласившись с постановление апелляционной инстанции, в Арбитражный суд Центрального округа.

08.10.2020 Арбитражный суд Центрального округа в удовлетворении требований ПАО «МРСК Центра и Приволжья» отказал, признав решение и постановление двух инстанций законными.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд поддержал вывод судов нижестоящих инстанций о том, что владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены энергопринимающие устройства других потребителей, не вправе ликвидировать принадлежащее ему имущество (определение ВС РФ от 07.10.2020 № 309-ЭС20-14628).

ООО «Силвери» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу «Кредо-Энерго» об обязании воздержаться от ликвидации и выведения из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, а также об обязании не препятствовать перетоку электрической энергии общества «Силвери», чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства общества «Кредо-Энерго».

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, исковые требования ООО «Силвери» удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по  делу судебными актами, «Кредо-Энерго» обратилось в Верховный Суд РФ и просило обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы «Кредо-Энерго» и согласился с выводами судов нижестоящих инстанций.

Как установлено судами,  энергопринимающие устройства общества «Силвери», а также третьих лиц в надлежащем порядке технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства «Кредо-Энерго».

Общество «Кредо-Энерго» направило в адрес потребителей электроэнергии, а также в адрес сетевой организации письма-уведомления о том, что обществом будет выведены из эксплуатации объекты электросетевого хозяйства, через которые к сетям сетевой организации опосредованно присоединены потребители.

Полагая, что действиями общества «Кредо-Энерго» нарушаются права и законные интересы, ООО «Силвери» обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у общества «Кредо-Энерго», как владельца объектов электросетевого хозяйства, обязанности нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, обеспечивающем переток электрической энергии на объекты иных лиц, а также судпринял во внимание законодательно закрепленный принцип однократности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, учел целевое назначение спорных объектов, специфику деятельности по обеспечению потребителей электроэнергией, публичную значимость объектов электросетевого хозяйства, длительность процесса техприсоединения (в том числе повторного) и его экономическую целесообразность для конечных потребителей.

Суд апелляционной и кассационной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Верховный Суд в своем определении указал, что принимая обжалуемые судебные акты, суды руководствовались нормами действующего законодательства РФ и установили, что энергопринимающие устройства ООО «Силвери» (а также третьих лиц) в надлежащем порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства общества «Кредо-Энерго», суды пришли к выводу о том, что осуществление обществом «Кредо-Энерго» правомочий собственника путем ликвидации принадлежащего ему имущества в рассматриваемом случае неизбежно повлечет нарушение публичных интересов, а также прав и законных интересов ООО «Силвери» (третьих лиц), поскольку электроснабжение принадлежащих им объектов станет невозможным, сам по себе факт технологического присоединения объектов ООО «Силвери» к объектам электросетевого хозяйства общества «Кредо-Энерго» свидетельствует о том, что в случае ликвидации данных объектов нарушается право ООО «Силвери» на беспрепятственное потребление электрической энергии.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть