Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (05.07.2021 - 11.07.2021)

13 июля 2021

● 10 июля вступил в силу приказ ФАС России,  скорректировавший Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям (приказ ФАС России от 26.05.2021 № 513/21).

Приказ ФАС России от 26.05.2021 № 513/21 «О внесении изменений в Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. № 215-э/1» предусматривает учет выпадающих доходов от осуществления льготного технологического присоединения объектов микрогенерации, плата за технологическое присоединение которых устанавливается в размере 550 рублей.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть; Посмотреть

● Исключающий избыточные требования при строительстве и эксплуатации ГТС законопроект одобрен Правительством РФ.

8 июля 2021 года на заседании Правительства РФ одобрен разработанный Ростехнадзором проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений».

Законопроектом предлагается внести ряд изменений, направленных на исключение избыточных требований при строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, без ущерба для их безопасности.

Согласно действующей на сегодня редакции Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ (далее – ФЗ № 117-ФЗ), для каждого гидротехнического сооружения его владельцем должны быть разработаны и согласованы с надзорным органом индивидуальные правила эксплуатации. Законопроект исключает эту обязанность. При этом вводится новый вид нормативного правового акта – федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений – устанавливающего общие для всех правила.

Вводится более гибкий подход к классификации гидротехнических сооружений. Законопроект разграничивает понятия класса ГТС, устанавливаемого при проектировании, и категории риска, которая меняется в ходе «жизненного цикла» ГТС.

Из сферы регулирования ФЗ № 117-ФЗ исключаются портовые гидротехнические сооружения, вопросы безопасной эксплуатации которых регламентированы техническими регламентами о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта.

Кроме того, законопроект конкретизирует ряд полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источник: Посмотреть; Посмотреть

● 09 июля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере электроэнергетики и признании утратившими силу абзацев сто двадцать первого и сто двадцать седьмого подпункта «а» пункта 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442».

Проект постановления предусматривает дополнение п. 78 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), новым абзацем, предусматривающим право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не относящегося к Дальневосточному федеральному округу, устанавливать средневзвешенную цену (тариф) на электрическую энергию (мощность), производимую на розничном рынке в неценовой зоне оптового рынка, с учетом цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую на территориях, не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. Аналогичная норма была предусмотрена ранее в абз. 7 п. 78 Основ ценообразования и была признана утратившей силу постановлением Правительства РФ от 08.12.2018 № 1496 «О вопросах присоединения Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вводится порядок расчета цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на объектах микрогенерации, в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе или на территории, не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. В настоящее время данный вопрос не урегулирован нормативными правовыми актами.

Кроме того, из п. 37 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, исключаются нормы, утратившие актуальность в связи с завершением переходного периода реформирования электроэнергетики.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/07-21/00117787

Источник: Посмотреть

● Анатолий Чубайс не хочет дарить промышленности экологичные киловатт-часы.

07-07-2021

Спецпредставитель Президента РФ по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс 3 июня обратился к вице-премьеру Александру Новаку с письмом, в котором выступил против безвозмездной выдачи предприятиям РФ зеленых сертификатов, которые подтверждают потребление энергии из низкоуглеродных источников — АЭС, ГЭС и ВИЭ. По мнению господина Чубайса, промышленность не сможет использовать бесплатные сертификаты в ЕС для снижения будущего углеродного налога (Carbon Border Adjustment Mechanism, СВАМ). В аппарате вице-премьера подтвердили получение письма.

Комплексной нормативно-правовой базы по СВАМ пока нет, признает Анатолий Чубайс. Но он проанализировал резолюцию Европарламента от 10 марта и отчет ЕС о СВАМ и пришел к выводу, что главная цель СВАМ — «сокращение негативного воздействия на окружающую среду и снижение выбросов парниковых газов».

«Уже на этом исходном уровне, очевидно, что безвозмездная передача сертификатов лишает производителей мотивации на рост выработки ВИЭ и снижение выработки парниковых газов»,— утверждает Анатолий Чубайс.

Он полагает, что в ЕС будут приниматься «исключительно инструменты, которые предполагают реальные затраты плательщика налогов на сокращение углеродных выбросов».

Дискуссия вокруг безвозмездной передачи зеленых сертификатов промышленникам разгорелась на совещании у Александра Новака 28 мая. В частности, предложение об эмиссии сертификатов в пользу предприятий РФ отстаивал вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин, говорят источники «Ъ», знакомые с ходом встречи. Дополнительная нагрузка на нефтяную отрасль РФ по CBAM может составить около €1 млрд. в год, говорил представитель аппарата правительства.

По словам одного из источников «Ъ», представители от промышленности предлагали распределить сертификаты пропорционально объемам потребляемой электроэнергии или мощности. По мнению бизнеса, эти объемы уже оплачиваются по программе договоров поставки мощности (ДПМ, гарантирует повышенные платежи за мощность). Впрочем, пока нет понимания, будет ли ЕС в принципе учитывать зеленые сертификаты. «Делим шкуру неубитого медведя»,— иронизирует один из источников «Ъ». В «Роснефти» комментариев не дали.

Общий платеж потребителей оптового энергорынка за мощность новых АЭС, ГЭС и ВИЭ к 2035 году приблизится к 7 трлн. руб.

Так, за построенные по ДПМ АЭС и ГЭС уже выплачено около 1 трлн. руб., за ВИЭ — около 70 млрд. руб., подсчитал Николай Посыпанко из Vygon Consulting. До 2035 года за ГЭС и АЭС еще предстоит заплатить как минимум 4 трлн. руб., а за обе программы ДПМ ВИЭ — около 2,1 трлн. руб.

«Плательщики по ДПМ ВИЭ оплачивают создание и содержание объектов с высокой прибылью для их владельцев, поэтому первичная эмиссия зеленых сертификатов в пользу плательщиков ДПМ по фактической «бумажной» себестоимости в период действия таких ДПМ вполне обоснована и оправданна»,— заявили в «Сообществе потребителей энергии».

Минэнерго, Минэкономики и генерирующие компании выступают против безвозмездной выдачи зеленых сертификатов. В Минэнерго считают такой подход нерыночным, а выдачу товара отдельным лицам на безвозмездной основе — «очевидной дискриминацией по отношению к остальным возможным покупателям». По мнению Минэнерго, логика международного регулирования сертификатов строится на том, что это независимая от государственных институтов система, не предполагающая административного вмешательства. «Если принять данное предложение, то российские сертификаты не смогут быть интегрированы в международные системы их оборота и не получат признания на зарубежных рынках, а значит, их ценность для самих же экспортеров, по сути, сведется к нулю»,— говорят в Минэнерго. В Минэкономики также считают, что безвозмездная передача сертификатов противоречит соответствующим нормам ЕС.

В «Росэнергоатоме» (входит в «Росатом») заявили, что в стоимость сертификата будут включены, в том числе затраты на создание и функционирование системы выдачи и погашения сертификатов, расходы компаний на выполнение экологических мероприятий и аттестацию оборудования. В Ассоциации предприятий солнечной энергетики выступают за продажу сертификатов по свободной рыночной цене.

Источник: Посмотреть

● Антимонопольный комплаенс – официальная позиция ФАС России.

08-07-2021

ФАС России поясняет в связи с публикациями в СМИ.

ФАС России не выдает и не планирует выдавать специальных сертификатов для защиты компаний от обвинения в злоупотреблении доминированием или сговоре. Служба согласовывает акты или проекты актов об антимонопольном комплаенсе компании. Если такие внутренние акты содержат все обязательные элементы, предусмотренные ч. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), и представленные документы не содержат противоречащих антимонопольному законодательству положений, ФАС России дает заключение об их соответствии требованиям антимонопольного законодательства.

Внедрение антимонопольного комплаенса и следование его требованиям позволяет компании не допустить нарушения антимонопольного законодательства. То есть, если организация действует в соответствии с согласованными ФАС России актами антимонопольного комплаенса, она не может нарушить антимонопольное законодательство при совершении действий, перечисленных в согласованном комплаенсе.

Одновременно с этим, иные действия организации, которые осуществляются за рамками согласованных правил антимонопольного комплаенса или в нарушение этих правил, будут рассматриваться антимонопольным органом на соответствие антимонопольному законодательству в установленном Законом о защите конкуренции порядке. В случае установления факта нарушения, хозяйствующий субъект будет нести ответственность.

Источник: Посмотреть

● Россия и Белоруссия формируют объединенный рынок электроэнергии.

09-07-2021

Министры энергетики России и Белоруссии Николай Шульгинов и Виктор Каранкевич провели рабочую встречу в Москве.

Основной темой обсуждений стало взаимодействие России и Белоруссии в рамках формирования общих рынков Союзного государства с упором на электроэнергетическую сферу. В настоящее время Союзная программа по формированию объединенного рынка электроэнергии подписана и утверждена правительствами обеих стран, отметил Николай Шульгинов.

«В соответствии с программой объединенный рынок электрической энергии Союзного государства заработает с 1 января 2024 года посредством торговли между уполномоченными организациями, а с 1 января 2027 года предусмотрен переход к более глубокой интеграции в электроэнергетической сфере», - добавил глава Минэнерго России.

В ходе встречи без внимания не остались и общие вопросы двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Стороны подчеркнули последовательное развитие и высокий потенциал двустороннего взаимодействия стран по всем направлениям.

Источник: Посмотреть

● ПАО «МРСК Северо-Запада» оштрафовано на 300 тыс. рублей по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

05 июля 2021 года Новгородское УФАС признало ПАО «МРСК Северо-Запада» (Общество) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, к Обществу применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.

Общество не осуществило в установленный 6-тимесячный срок технологическое присоединение объекта Заявителя по договору на технологическое присоединение, тем самым нарушив п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

При этом Новгородское УФАС указало на невозможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку это не предусмотрено Правилами технологического присоединения, и установленный п. 16 Правил технологического присоединения срок носит императивный характер и не может быть изменён по соглашению сторон. По смыслу приведенных положений обозначенный срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заявителей как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения предусмотрена ст.  9.21   КоАП РФ, а при повторности совершенного административного правонарушения – в ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

В связи с тем, что ПАО «МРСК Северо-Запада» было совершенно повторное правонарушение  по указанной статье, Новгородское УФАС усмотрело в действиях Общества событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Однако, учитывая финансовое положение Общества, а также то, что  на момент рассмотрения дела Обществом были осуществлены мероприятия по технологическому присоединению объектов Заявителя к электрическим сетям, Новгородское УФАС применило ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначило наказание в размере 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, то есть 300 тыс. руб.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Карельское УФАС России оштрафовало сетевую компанию на 300 тыс. рублей за нарушение сроков техприсоединения к электросетям.

09-07-2021

ПАО «МРСК «Северо-Запада» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 тыс. руб.

Необходимо отметить, что основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В виду того,  что на момент вынесения постановления ПАО «МРСК Северо-Запада» прекратило нарушение, осуществив технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица,  а также сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию,  связанную с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), руководствуясь положениями                 ч. 3.2,  3.3  ст. 4.1  КоАП РФ размер административного штрафа был снижен до ½ минимального размера штрафа,  установленного ч. 2  ст. 9.21  КоАП РФ.  

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Конкурсное производство в отношении «Челябэнергосбыта» вновь продлено на полгода.

Арбитражный суд Челябинской области продлил до 30 декабря 2021 года конкурсное производство в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» - бывшего крупнейшего гарантирующего поставщика электроэнергии в Челябинской области, следует из материалов дела (определение суда от 08.07.2021 по делу № А76-32823/2018).

Банкротная процедура продлена по ходатайству конкурсного управляющего.

Арбитражный суд Челябинской области признал «Челябэнергосбыт» банкротом в июле 2019 года и открыл конкурсное производство на срок до 15 января 2020 года, затем оно несколько раз продлевалось, в последний раз - до 18 июля этого года.

Суд принял к рассмотрению требования кредиторов «Челябэнергосбыта» на сумму более 24 млрд. рублей (речь идет о сумме основного долга).

Кроме того со ссылкой на пресс-службу «МРСК Урала» сообщалось, что в финансовом анализе «Челябэнергосбыта» были сведения о наличии признаков преднамеренного банкротства энергосбытовой компании.

«В ходе проведения анализа финансового состояния «Челябэнергосбыта» временным управляющим выявлено множество сделок по выводу активов ПАО в преддверии процедуры банкротства. Из отчета временного управляющего следует, что в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства установлен факт причинения крупного ущерба в размере более 10 млрд. рублей, что является основанием для направления подготовленного заключения в органы предварительного расследования», - отмечало «МРСК Урала».

По данным «МРСК Урала», долг ЧЭС перед сетевой компанией за передачу электроэнергии на розничном рынке составлял порядка 3,5 млрд. рублей.

ЧЭС вместе с аналогичными организациями в Хакасии, Вологодской, Архангельской и Свердловской областях входили в АО «Межрегионсоюзэнерго». Все они лишились статуса гарантирующих поставщиков.

В марте 2021 года правоохранительные органы задержали 11 человек - бывших руководителей региональных энергосбытовых компаний ПАО «Архэнергосбыт», ПАО «Вологдаэнергосбыт», АО «Роскоммунэнерго», АО «Хакасэнергосбыт», ПАО «Челябэнергосбыт», а также их работников и бывшего управляющего Мосуралбанка по уголовному делу о хищении денежных средств производителей электрической энергии и сетевых компаний, которые входят в ПАО «Россети». Задержанным инкриминируется мошенничество в особо крупном размере и участие в преступном сообществе с использованием своего служебного положения.

Ссылка на определение суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд указал на невозможность применения последствий бездоговорного потребления в случае, если договор энергоснабжения не заключен ввиду ошибок, допущенных сетевой организацией при оформлении техприсоединения потребителя (определение ВС РФ от 07.07.2021 № 305-ЭС21-6884).

ПАО «Россети Московский регион» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу  «Техатом» о взыскании 8 375 810,68 руб. стоимости бездоговорного потребления электрической энергии.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Мосэнергосбыт».

Решением арбитражного суда 1-й инстанции в удовлетворении иска отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда 1-й инстанции отменено, иск удовлетворен.

Общество «Техатом» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на существенные нарушения судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, повлиявшие на исход дела, просило их судебные акты отменить и оставить в силе решение суда 1-й инстанции.

Определением от 07.07.2021 № 305-ЭС21-6884 Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу общества «Техатом» в полном объеме.

Верховным Судом указано, что в соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), потребитель, имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения электрической энергии, предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением, в числе прочих, документов, подтверждающих технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора. При этом документами, подтверждающими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем  и сетевой организацией, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (п. 36 Основных положений).

Из принятых по делу судебных актов следует, что невозможность заключения договора энергоснабжения на основании заявки, поданной обществом «Техатом», была обусловлена расхождением в номерах ячеек ТП, к которым присоединены ВРУ нежилых помещений общества «Техатом», в актах допуска приборов учета в эксплуатацию и в акте о технологическом присоединении. Судами нижестоящих инстанций установлено, что указанные расхождения допущены по вине ПАО «Россети Московский регион».

Кроме того, из судебных актов следует, что инициатива по оформлению новых технических условий и акта о технологическом присоединении исходила от ПАО «Россети Московский регион». При этом в судебных актах отсутствует нормативное обоснование указанного требования сетевой организации и не обоснована допустимость осуществления переоформления технических условий и акта о технологическом присоединении в течение почти пяти месяцев. В то же время, ПАО «Россети Московский регион» в судебном заседании подтверждено, что обществом «Техатом» в ходе процедуры переоформления указанных документов не допускалось промедления в предоставлении необходимых данных либо иной недобросовестности по отношению к сетевой организации.

При изложенных обстоятельствах Верховный Суд счел, что действия ПАО «Россети Московский регион» по взысканию с общества «Техатом» стоимости неучтенного потребления электроэнергии со ссылкой на несвоевременное заключение договора энергоснабжения правомерно квалифицированы судом первой инстанции на основании ст. 10 ГК РФ как злоупотребление правом, что является достаточным основанием для отказа в защите принадлежащего ПАО «Россети Московский регион» права.

Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что судом апелляционной инстанции было допущено существенное нарушение законодательства о бездоговорном потреблении электроэнергии, а судом округа эти нарушения не были исправлены, в связи с чем обжалуемые постановления подлежат отмене с оставлением в силе решения суда 1-й инстанции.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (05.07.2021 - 11.07.2021)

● 10 июля вступил в силу приказ ФАС России,  скорректировавший Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям (приказ ФАС России от 26.05.2021 № 513/21).

Приказ ФАС России от 26.05.2021 № 513/21 «О внесении изменений в Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. № 215-э/1» предусматривает учет выпадающих доходов от осуществления льготного технологического присоединения объектов микрогенерации, плата за технологическое присоединение которых устанавливается в размере 550 рублей.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть; Посмотреть

● Исключающий избыточные требования при строительстве и эксплуатации ГТС законопроект одобрен Правительством РФ.

8 июля 2021 года на заседании Правительства РФ одобрен разработанный Ростехнадзором проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений».

Законопроектом предлагается внести ряд изменений, направленных на исключение избыточных требований при строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, без ущерба для их безопасности.

Согласно действующей на сегодня редакции Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ (далее – ФЗ № 117-ФЗ), для каждого гидротехнического сооружения его владельцем должны быть разработаны и согласованы с надзорным органом индивидуальные правила эксплуатации. Законопроект исключает эту обязанность. При этом вводится новый вид нормативного правового акта – федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений – устанавливающего общие для всех правила.

Вводится более гибкий подход к классификации гидротехнических сооружений. Законопроект разграничивает понятия класса ГТС, устанавливаемого при проектировании, и категории риска, которая меняется в ходе «жизненного цикла» ГТС.

Из сферы регулирования ФЗ № 117-ФЗ исключаются портовые гидротехнические сооружения, вопросы безопасной эксплуатации которых регламентированы техническими регламентами о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта.

Кроме того, законопроект конкретизирует ряд полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источник: Посмотреть; Посмотреть

● 09 июля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере электроэнергетики и признании утратившими силу абзацев сто двадцать первого и сто двадцать седьмого подпункта «а» пункта 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442».

Проект постановления предусматривает дополнение п. 78 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), новым абзацем, предусматривающим право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не относящегося к Дальневосточному федеральному округу, устанавливать средневзвешенную цену (тариф) на электрическую энергию (мощность), производимую на розничном рынке в неценовой зоне оптового рынка, с учетом цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую на территориях, не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. Аналогичная норма была предусмотрена ранее в абз. 7 п. 78 Основ ценообразования и была признана утратившей силу постановлением Правительства РФ от 08.12.2018 № 1496 «О вопросах присоединения Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вводится порядок расчета цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на объектах микрогенерации, в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе или на территории, не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. В настоящее время данный вопрос не урегулирован нормативными правовыми актами.

Кроме того, из п. 37 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, исключаются нормы, утратившие актуальность в связи с завершением переходного периода реформирования электроэнергетики.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/07-21/00117787

Источник: Посмотреть

● Анатолий Чубайс не хочет дарить промышленности экологичные киловатт-часы.

07-07-2021

Спецпредставитель Президента РФ по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс 3 июня обратился к вице-премьеру Александру Новаку с письмом, в котором выступил против безвозмездной выдачи предприятиям РФ зеленых сертификатов, которые подтверждают потребление энергии из низкоуглеродных источников — АЭС, ГЭС и ВИЭ. По мнению господина Чубайса, промышленность не сможет использовать бесплатные сертификаты в ЕС для снижения будущего углеродного налога (Carbon Border Adjustment Mechanism, СВАМ). В аппарате вице-премьера подтвердили получение письма.

Комплексной нормативно-правовой базы по СВАМ пока нет, признает Анатолий Чубайс. Но он проанализировал резолюцию Европарламента от 10 марта и отчет ЕС о СВАМ и пришел к выводу, что главная цель СВАМ — «сокращение негативного воздействия на окружающую среду и снижение выбросов парниковых газов».

«Уже на этом исходном уровне, очевидно, что безвозмездная передача сертификатов лишает производителей мотивации на рост выработки ВИЭ и снижение выработки парниковых газов»,— утверждает Анатолий Чубайс.

Он полагает, что в ЕС будут приниматься «исключительно инструменты, которые предполагают реальные затраты плательщика налогов на сокращение углеродных выбросов».

Дискуссия вокруг безвозмездной передачи зеленых сертификатов промышленникам разгорелась на совещании у Александра Новака 28 мая. В частности, предложение об эмиссии сертификатов в пользу предприятий РФ отстаивал вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин, говорят источники «Ъ», знакомые с ходом встречи. Дополнительная нагрузка на нефтяную отрасль РФ по CBAM может составить около €1 млрд. в год, говорил представитель аппарата правительства.

По словам одного из источников «Ъ», представители от промышленности предлагали распределить сертификаты пропорционально объемам потребляемой электроэнергии или мощности. По мнению бизнеса, эти объемы уже оплачиваются по программе договоров поставки мощности (ДПМ, гарантирует повышенные платежи за мощность). Впрочем, пока нет понимания, будет ли ЕС в принципе учитывать зеленые сертификаты. «Делим шкуру неубитого медведя»,— иронизирует один из источников «Ъ». В «Роснефти» комментариев не дали.

Общий платеж потребителей оптового энергорынка за мощность новых АЭС, ГЭС и ВИЭ к 2035 году приблизится к 7 трлн. руб.

Так, за построенные по ДПМ АЭС и ГЭС уже выплачено около 1 трлн. руб., за ВИЭ — около 70 млрд. руб., подсчитал Николай Посыпанко из Vygon Consulting. До 2035 года за ГЭС и АЭС еще предстоит заплатить как минимум 4 трлн. руб., а за обе программы ДПМ ВИЭ — около 2,1 трлн. руб.

«Плательщики по ДПМ ВИЭ оплачивают создание и содержание объектов с высокой прибылью для их владельцев, поэтому первичная эмиссия зеленых сертификатов в пользу плательщиков ДПМ по фактической «бумажной» себестоимости в период действия таких ДПМ вполне обоснована и оправданна»,— заявили в «Сообществе потребителей энергии».

Минэнерго, Минэкономики и генерирующие компании выступают против безвозмездной выдачи зеленых сертификатов. В Минэнерго считают такой подход нерыночным, а выдачу товара отдельным лицам на безвозмездной основе — «очевидной дискриминацией по отношению к остальным возможным покупателям». По мнению Минэнерго, логика международного регулирования сертификатов строится на том, что это независимая от государственных институтов система, не предполагающая административного вмешательства. «Если принять данное предложение, то российские сертификаты не смогут быть интегрированы в международные системы их оборота и не получат признания на зарубежных рынках, а значит, их ценность для самих же экспортеров, по сути, сведется к нулю»,— говорят в Минэнерго. В Минэкономики также считают, что безвозмездная передача сертификатов противоречит соответствующим нормам ЕС.

В «Росэнергоатоме» (входит в «Росатом») заявили, что в стоимость сертификата будут включены, в том числе затраты на создание и функционирование системы выдачи и погашения сертификатов, расходы компаний на выполнение экологических мероприятий и аттестацию оборудования. В Ассоциации предприятий солнечной энергетики выступают за продажу сертификатов по свободной рыночной цене.

Источник: Посмотреть

● Антимонопольный комплаенс – официальная позиция ФАС России.

08-07-2021

ФАС России поясняет в связи с публикациями в СМИ.

ФАС России не выдает и не планирует выдавать специальных сертификатов для защиты компаний от обвинения в злоупотреблении доминированием или сговоре. Служба согласовывает акты или проекты актов об антимонопольном комплаенсе компании. Если такие внутренние акты содержат все обязательные элементы, предусмотренные ч. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), и представленные документы не содержат противоречащих антимонопольному законодательству положений, ФАС России дает заключение об их соответствии требованиям антимонопольного законодательства.

Внедрение антимонопольного комплаенса и следование его требованиям позволяет компании не допустить нарушения антимонопольного законодательства. То есть, если организация действует в соответствии с согласованными ФАС России актами антимонопольного комплаенса, она не может нарушить антимонопольное законодательство при совершении действий, перечисленных в согласованном комплаенсе.

Одновременно с этим, иные действия организации, которые осуществляются за рамками согласованных правил антимонопольного комплаенса или в нарушение этих правил, будут рассматриваться антимонопольным органом на соответствие антимонопольному законодательству в установленном Законом о защите конкуренции порядке. В случае установления факта нарушения, хозяйствующий субъект будет нести ответственность.

Источник: Посмотреть

● Россия и Белоруссия формируют объединенный рынок электроэнергии.

09-07-2021

Министры энергетики России и Белоруссии Николай Шульгинов и Виктор Каранкевич провели рабочую встречу в Москве.

Основной темой обсуждений стало взаимодействие России и Белоруссии в рамках формирования общих рынков Союзного государства с упором на электроэнергетическую сферу. В настоящее время Союзная программа по формированию объединенного рынка электроэнергии подписана и утверждена правительствами обеих стран, отметил Николай Шульгинов.

«В соответствии с программой объединенный рынок электрической энергии Союзного государства заработает с 1 января 2024 года посредством торговли между уполномоченными организациями, а с 1 января 2027 года предусмотрен переход к более глубокой интеграции в электроэнергетической сфере», - добавил глава Минэнерго России.

В ходе встречи без внимания не остались и общие вопросы двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Стороны подчеркнули последовательное развитие и высокий потенциал двустороннего взаимодействия стран по всем направлениям.

Источник: Посмотреть

● ПАО «МРСК Северо-Запада» оштрафовано на 300 тыс. рублей по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

05 июля 2021 года Новгородское УФАС признало ПАО «МРСК Северо-Запада» (Общество) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, к Обществу применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.

Общество не осуществило в установленный 6-тимесячный срок технологическое присоединение объекта Заявителя по договору на технологическое присоединение, тем самым нарушив п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

При этом Новгородское УФАС указало на невозможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку это не предусмотрено Правилами технологического присоединения, и установленный п. 16 Правил технологического присоединения срок носит императивный характер и не может быть изменён по соглашению сторон. По смыслу приведенных положений обозначенный срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заявителей как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения предусмотрена ст.  9.21   КоАП РФ, а при повторности совершенного административного правонарушения – в ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

В связи с тем, что ПАО «МРСК Северо-Запада» было совершенно повторное правонарушение  по указанной статье, Новгородское УФАС усмотрело в действиях Общества событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Однако, учитывая финансовое положение Общества, а также то, что  на момент рассмотрения дела Обществом были осуществлены мероприятия по технологическому присоединению объектов Заявителя к электрическим сетям, Новгородское УФАС применило ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначило наказание в размере 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, то есть 300 тыс. руб.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Карельское УФАС России оштрафовало сетевую компанию на 300 тыс. рублей за нарушение сроков техприсоединения к электросетям.

09-07-2021

ПАО «МРСК «Северо-Запада» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 тыс. руб.

Необходимо отметить, что основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В виду того,  что на момент вынесения постановления ПАО «МРСК Северо-Запада» прекратило нарушение, осуществив технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица,  а также сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию,  связанную с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), руководствуясь положениями                 ч. 3.2,  3.3  ст. 4.1  КоАП РФ размер административного штрафа был снижен до ½ минимального размера штрафа,  установленного ч. 2  ст. 9.21  КоАП РФ.  

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Конкурсное производство в отношении «Челябэнергосбыта» вновь продлено на полгода.

Арбитражный суд Челябинской области продлил до 30 декабря 2021 года конкурсное производство в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» - бывшего крупнейшего гарантирующего поставщика электроэнергии в Челябинской области, следует из материалов дела (определение суда от 08.07.2021 по делу № А76-32823/2018).

Банкротная процедура продлена по ходатайству конкурсного управляющего.

Арбитражный суд Челябинской области признал «Челябэнергосбыт» банкротом в июле 2019 года и открыл конкурсное производство на срок до 15 января 2020 года, затем оно несколько раз продлевалось, в последний раз - до 18 июля этого года.

Суд принял к рассмотрению требования кредиторов «Челябэнергосбыта» на сумму более 24 млрд. рублей (речь идет о сумме основного долга).

Кроме того со ссылкой на пресс-службу «МРСК Урала» сообщалось, что в финансовом анализе «Челябэнергосбыта» были сведения о наличии признаков преднамеренного банкротства энергосбытовой компании.

«В ходе проведения анализа финансового состояния «Челябэнергосбыта» временным управляющим выявлено множество сделок по выводу активов ПАО в преддверии процедуры банкротства. Из отчета временного управляющего следует, что в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства установлен факт причинения крупного ущерба в размере более 10 млрд. рублей, что является основанием для направления подготовленного заключения в органы предварительного расследования», - отмечало «МРСК Урала».

По данным «МРСК Урала», долг ЧЭС перед сетевой компанией за передачу электроэнергии на розничном рынке составлял порядка 3,5 млрд. рублей.

ЧЭС вместе с аналогичными организациями в Хакасии, Вологодской, Архангельской и Свердловской областях входили в АО «Межрегионсоюзэнерго». Все они лишились статуса гарантирующих поставщиков.

В марте 2021 года правоохранительные органы задержали 11 человек - бывших руководителей региональных энергосбытовых компаний ПАО «Архэнергосбыт», ПАО «Вологдаэнергосбыт», АО «Роскоммунэнерго», АО «Хакасэнергосбыт», ПАО «Челябэнергосбыт», а также их работников и бывшего управляющего Мосуралбанка по уголовному делу о хищении денежных средств производителей электрической энергии и сетевых компаний, которые входят в ПАО «Россети». Задержанным инкриминируется мошенничество в особо крупном размере и участие в преступном сообществе с использованием своего служебного положения.

Ссылка на определение суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд указал на невозможность применения последствий бездоговорного потребления в случае, если договор энергоснабжения не заключен ввиду ошибок, допущенных сетевой организацией при оформлении техприсоединения потребителя (определение ВС РФ от 07.07.2021 № 305-ЭС21-6884).

ПАО «Россети Московский регион» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу  «Техатом» о взыскании 8 375 810,68 руб. стоимости бездоговорного потребления электрической энергии.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Мосэнергосбыт».

Решением арбитражного суда 1-й инстанции в удовлетворении иска отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда 1-й инстанции отменено, иск удовлетворен.

Общество «Техатом» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на существенные нарушения судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, повлиявшие на исход дела, просило их судебные акты отменить и оставить в силе решение суда 1-й инстанции.

Определением от 07.07.2021 № 305-ЭС21-6884 Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу общества «Техатом» в полном объеме.

Верховным Судом указано, что в соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), потребитель, имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения электрической энергии, предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением, в числе прочих, документов, подтверждающих технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора. При этом документами, подтверждающими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем  и сетевой организацией, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (п. 36 Основных положений).

Из принятых по делу судебных актов следует, что невозможность заключения договора энергоснабжения на основании заявки, поданной обществом «Техатом», была обусловлена расхождением в номерах ячеек ТП, к которым присоединены ВРУ нежилых помещений общества «Техатом», в актах допуска приборов учета в эксплуатацию и в акте о технологическом присоединении. Судами нижестоящих инстанций установлено, что указанные расхождения допущены по вине ПАО «Россети Московский регион».

Кроме того, из судебных актов следует, что инициатива по оформлению новых технических условий и акта о технологическом присоединении исходила от ПАО «Россети Московский регион». При этом в судебных актах отсутствует нормативное обоснование указанного требования сетевой организации и не обоснована допустимость осуществления переоформления технических условий и акта о технологическом присоединении в течение почти пяти месяцев. В то же время, ПАО «Россети Московский регион» в судебном заседании подтверждено, что обществом «Техатом» в ходе процедуры переоформления указанных документов не допускалось промедления в предоставлении необходимых данных либо иной недобросовестности по отношению к сетевой организации.

При изложенных обстоятельствах Верховный Суд счел, что действия ПАО «Россети Московский регион» по взысканию с общества «Техатом» стоимости неучтенного потребления электроэнергии со ссылкой на несвоевременное заключение договора энергоснабжения правомерно квалифицированы судом первой инстанции на основании ст. 10 ГК РФ как злоупотребление правом, что является достаточным основанием для отказа в защите принадлежащего ПАО «Россети Московский регион» права.

Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что судом апелляционной инстанции было допущено существенное нарушение законодательства о бездоговорном потреблении электроэнергии, а судом округа эти нарушения не были исправлены, в связи с чем обжалуемые постановления подлежат отмене с оставлением в силе решения суда 1-й инстанции.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть