Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (05.04.2021 - 11.04.2021)

12 апреля 2021

● Урегулированы некоторые вопросы в целях обеспечения единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (постановление Правительства РФ от 31.03.2021 № 496).

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2021 № 496 «О внесении изменений в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу отнесения территорий Республики Крым и г. Севастополя к территориям, которые объединены в первую ценовую зону оптового рынка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1446» урегулированы некоторые вопросы в целях обеспечения единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В целях обеспечения равенства единых котловых тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории одного субъекта РФ и принадлежащих к одной группе (категории), из числа тех, в отношении которых предусмотрена дифференциация тарифов на электроэнергию (мощность), а также в целях исполнения обязательств гарантирующих поставщиков по договорам поставки электрической энергии и мощности, территориальная сетевая организация заключает договор по передаче электрической энергии (мощности) с иной территориальной сетевой организацией при соблюдении установленных обязательных условий.

В заключенном договоре объем услуг, оказанных иной территориальной сетевой организацией, определяется: в точках разграничения балансовой принадлежности иной территориальной сетевой организации и потребителей электроэнергии (мощности), имеющих договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком; и (или) при наличии положительного сальдо-перетока электрической энергии из сетей иной территориальной сетевой организации в сети смежных с ней территориальных сетевых организаций в рамках одного субъекта РФ - в точках разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства иной территориальной сетевой организации и смежных с ней территориальных сетевых организаций.

Начало действия документа – 10.04.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Актуализирован перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ростехнадзором в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации (приказ Ростехнадзора от 19.03.2021 № 104).

Приказом Ростехнадзора от 19.03.2021 № 104 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации» актуализирован перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ростехнадзором в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, в том числе в сфере электроэнергетики.

В перечне приводятся, в числе прочего, ссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования, категории лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, наименование вида разрешительной деятельности, в рамках которых обеспечивается оценка соблюдения обязательных требований, ссылки на положения нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

Признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 02.02.2021 № 36, которым утвержден аналогичный перечень.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Для ресурсоснабжающих организаций предложили значительно увеличить штрафы (законопроект № 1143914-7).

Депутаты хотят повысить штрафы за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, в том числе услугами по электроснабжению. Соответствующий проект внесли в Госдуму 6 апреля.

Законопроектом предлагается дополнить ст. 7.23  КоАП РФ специальным составом правонарушения, связанным с нарушением ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) режима обеспечения и качества поставляемых коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления населению коммунальных услуг.

В случае нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами действующая редакция ст. 7.23 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.; на юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Размер штрафа не индексировался, начиная с 2007 года.

Законопроект предлагает установить двухступенчатую систему санкций для РСО: при первом нарушении предусмотреть наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; при повторном нарушении на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 7 апреля Государственной Думой РФ в третьем  чтении принят закон «О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации» (об установлении особенностей регулирования труда работников в сфере электроэнергетики, сфере теплоснабжения, в области промышленной безопасности, области безопасности гидротехнических сооружений, законопроект № 953586-7).

Законопроект направлен на сохранение в сфере электроэнергетики отраслевой системы работы с персоналом и ее совершенствование посредством исключения распространения на отношения по аттестации и в целом по проведению работы с персоналом организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и (или) в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, запрета на применение иного порядка проведения оценки квалификации работников, отличного от порядка, установленного Федеральным законом от 03.07.2016  № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации (НОК)».

Для реализации применения НОК одновременно с сохранением отраслевой системы работы с персоналом законопроектом предлагается установить для соответствующих работников особенности регулирования их труда в Трудовом кодексе. В целях этого законопроектом предусмотрено включение в Трудовой кодекс новой статьи 351.6 «Некоторые особенности регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения».

Законопроект также предусматривает оптимизацию и гармонизацию требований по подготовке (обучению), проверке знаний и аттестации одних и тех же работников, предъявляемых разными нормативными правовыми актами. Для этого законопроектом предусмотрено исключение прохождения работниками повторного обучения и проверки знаний общих требований охраны труда, в случае если они прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда в рамках форм работы с персоналом в сфере электроэнергетики. Также предусмотрена возможность совмещения процедур аттестации и проверки знаний, проводимых в комиссиях организаций, и совмещения различных аттестаций по вопросам безопасности, проводимых в комиссиях органов федерального государственного энергетического надзора.

В настоящее время возможность такого совмещения однонаправленных по характеру процедур или однократного прохождения проверки знаний и совмещения (интеграции) мероприятий по обучению и проверке знаний общих требований охраны труда с мероприятиями по обучению и проверке знаний, проводимыми в соответствии с отраслевым законодательством, не предусмотрена, что создает двойную административную нагрузку на работников и работодателей.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 05 апреля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики».

Постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 № 86 «Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» утверждены Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации (далее - Правила № 86) и признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 26.07.2007 ‎№ 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» (далее - Правила № 484).

Правила № 86 существенно изменили порядок вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации и расширили количество процедур необходимых для вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации по сравнению с Правилами № 484.

Проект приказа предусматривает признание утратившим силу действующего Административного регламента предоставления Министерством энергетики РФ государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, утвержденного приказом Минэнерго России от 08.09.2015 № 620, и утверждение нового Административного регламента предоставления Министерством энергетики РФ государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики (далее - Регламент), положения которого соответствуют Правилам № 86.

Регламент устанавливает перечень и сроки административных процедур (действий), осуществляемых Минэнерго России в ходе оказания государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Минэнерго России и их должностными лицами, между Минэнерго России и заявителями, а также иными организациями (органами государственной власти и органами местного самоуправления), определенными Правилами № 86,  в процессе предоставления государственной услуги.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/04-21/00114785

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 06 апреля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 г. № 1135/17».

Проект приказа предусматривает, что в случае технологического присоединения объектов микрогенерации к электрическим сетям плата за технологическое присоединение составляет 550 рублей.

Проектом приказа устанавливается, что выбор ставки за технологическое присоединение осуществляется заявителем при расстоянии до электрических сетей сетевой организации не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Дифференциация стандартизированных тарифных ставок и ставок за 1 кВт, предусмотренная приложением № 6 к Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденным приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, расширяется с учетом возможных конструктивных особенностей строительства объектов электросетевого хозяйства, влияющих на размер платы за технологическое присоединение. При подготовке изменений учитывались предложения регулирующих органов субъектов Российской Федерации и сетевых организаций.

Стандартизированная тарифная ставка С1.2 дифференцируется с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 10.03.2020 № 262 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в Правила технологического присоединения…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), предусматривающие упрощение процедуры технологического присоединения для заявителей, предусмотренных п. 12(1) и 14 Правил технологического присоединения.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/04-21/00114826

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● УФАС защитило права гражданина в вопросе технологического присоединения к электрическим сетям.

09-04-2021

Самарским УФАС России была рассмотрена жалоба гражданина на действия сетевой компании ООО «РЭС», которые выразились в нарушении Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

12 мая 2020 года гражданин обратился в ООО «РЭС» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств. На данную заявку ООО «РЭС» ответило письмом, в котором проинформировало заявителя, что на наименьшем расстоянии от земельного участка заявителя находятся электрические сети ПАО «Россети Волга» и ему следует обратиться в сетевую компанию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. При этом Общество не направило в адрес заявителя проект договора в 2 экземплярах и технические условия.

Утверждение должностного лица, что сетевая компания ООО «РЭС» не является «ближайшей» сетевой организацией по отношению к земельному участку заявителя не имеет правового значения.

Указанная позиция ООО «РЭС»  противоречит действующему законодательству и ставит потребителя в положение, когда он не может осуществить технологическое присоединение, что нарушает его права и законные интересы.

В отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.

Заявитель является лицом, указанным в п. 14 Правил № 861 (физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно), с которым сетевая организация обязана заключить договор о технологическом присоединении к электрическим сетям.

Отметим, что заявителем были поданы заявки в  ООО «РЭС» и ПАО «Россети Волга», все сетевые организации отказали ему.

Рассмотрев материалы  дела, Самарское УФАС России вынесло постановление об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ООО «РЭС», а также должностного лица Общества. Учитывая, что Общество является субъектом малого бизнеса, и то, что должностное лицо ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ административный штраф был заменен на предупреждение.

Постановление  было обжаловано ООО «РЭС» и должностным лицом в судебном порядке. Суды двух инстанций: Октябрьский районный суд от 21.01.2021 и Самарский областной суд от 25.03.2021 оставили постановление Самарского УФАС России в отношении должностного лица ООО «РЭС» без изменений. 8 апреля 2021 года Арбитражный суд Самарской области оставил постановление в отношении ООО «РЭС» без изменений.

В ходе данных разбирательств, Самарское УФАС России защитило права гражданина, доказав его правоту по вопросу технологического присоединения к электрическим сетям.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал незаконным решение Краснодарского УФАС, вынесенное в отношении сетевой организации ПАО «Кубаньэнерго» (определение ВС РФ от 08.04.2021 № 308-ЭС21-1322).

В Арбитражный суд Краснодарского края обратилось ПАО «Кубаньэнерго» к УФАС по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене решения и предписания УФАС.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовало ПАО «ТНС энерго Кубань».

Решением судов трех инстанций заявленные требования удовлетворены, решение и предписание Краснодарского УФАС были признаны незаконными.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО «ТНС энерго Кубань» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об их отмене, ссылаясь на нарушение судами норм права.

При изучении доводов кассационной жалобы Верховным Судом не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Как усматривается из судебных актов, по результатам рассмотрения Краснодарским УФАС дела, возбужденного на основании обращения ПАО «ТНС энерго Кубань» на действия ПАО «Кубаньэнерго», антимонопольным органом принято решение о признании ПАО «Кубаньэнерго» нарушившим требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основанием для принятия решения послужил вывод управления о неправомерном установлении в калькуляциях к договору оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному между ПАО «Кубаньэнерго» (исполнитель) и ПАО «ТНС энерго Кубань» (заказчик), стоимости оказания услуг по введению ограничения режима потребления электрической энергии.

Предписанием управления на ПАО «Кубаньэнерго» возложена обязанность по устранению нарушения антимонопольного законодательства.

Признавая незаконным решение и предписания Краснодарского УФАС, суды пришли к выводу о том, что ненормативные правовые акты управления не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебные инстанции исходили из того, что стоимость услуг по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии потребителям ПАО «ТНС энерго Кубань» и возобновлению  электроснабжения согласована и установлена совместно сторонами договора, а не ПАО «Кубаньэнерго» в одностороннем порядке.

Суды отметили, что спорная стоимость введения (возобновления) ограничения режима потребления электрической энергии не подлежит государственному регулированию, в связи с чем стороны вправе самостоятельно определить стоимость оказываемых услуг.

Кроме того, суды пришли к выводу о том, что антимонопольный орган, возбудив и рассмотрев настоящее антимонопольное дело, а также приняв по нему решение, вышел за пределы своих полномочий. Исполнение решения и предписания повлечет внесение изменений в договор, заключенный сторонами без разногласий.

Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций, о чем вынес определение от 08.04.2021 № 308-ЭС21-1322.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть