Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (04.11.2019 -10.11.2019)

11 ноября 2019
«Электрические сети в системе» приглашает на практический семинар по теме: 

Управление юридическими рисками в энергоснабжении: выявление, предотвращение, минимизация


● Внесены изменения в регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (приказ ФАС России от 25.06.2019 № 825/19).

Приказом ФАС России от 25.06.2019 № 825/19 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» предусмотрено внесение изменений в п. 35 названного Регламента, в соответствии с которыми устанавливается, что в случае технологического присоединения к объектам ЕНЭС сетевая организация должна обратиться в ФАС России для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 15 месяцев с даты заключения соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту.

Кроме этого, приказ ФАС России от 25.06.2019 № 825/19 предусматривает изменение в формах решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденных приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18, в части наименования группы потребителей «Граждане - потребители, ведущие садоводство и огородничество для собственных нужд» на наименование «Садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества», в связи с определением Федеральным закономот 29.07.2017 № 217-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1622 организационно-правовых форм некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства или огородничества, как садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ.

Приказ ФАС России зарегистрирован в Минюсте России 05.11.2019 за № 56411.

Начало действия документа - 17.11.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Утверждены формы предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики и ВИЭ ГИС ТЭК (приказ Минэнерго России от 16.08.2019 № 865).

Приказ Минэнерго России от 16.08.2019 № 865 «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики и возобновляемых источников энергии государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. № 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления» направлен на совершенствование процесса сбора информации субъектами ГИС ТЭК с целью обеспечения полноценного информационно-аналитического обеспечения в сфере топливно-энергетического комплекса Минэнерго России, Правительства РФ, заинтересованных органов исполнительной власти, а также организаций топливно-энергетического комплекса.

Приказ Минэнерго России от 16.08.2019 № 865 предусматривает следующие обязательные формы информации,предоставляемые субъектами ГИС ТЭК в области электроэнергетики:

- сведения о работе тепловой электростанции (приложение № 1.1)– ежегоднодо 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о работе гидроэлектростанций (приложение № 1.2) - ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения об электростанциях, использующих ВИЭ (приложение № 1.3) – ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о графике реализации инвестиционной программы субъекта электроэнергетики (приложение № 1.4) – ежегодно до 15 декабря года, предшествующего отчетному году;

- сведения о прогнозных показателях экспорта (импорта)  электрической энергии  и мощности (долгосрочный прогноз) (приложение № 1.5) –ежегодно до 1 сентября года, предшествующего прогнозному периоду;

- сведения об охране атмосферного воздуха (приложение № 1.6) – ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения по выбросам парниковых газов (приложение № 1.7) – ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения  о наличии и использовании золошлаковых отходов (приложение № 1.8) – ежегоднодо 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения об использовании воды (приложение № 1.9) –ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения об образовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (приложение № 1.10) – ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о затратах на охрану окружающей среды, плате за негативное воздействие на окружающую среду (приложение № 1.11) – ежегодно до 20 марта года, следующего за отчетным;

- сведения о схемах электрических сетей (приложение № 1.12) -ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о мероприятиях по снижению потерь в электрических сетях (приложение № 1.13) -ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о структуре технологических потерь электрической энергии в электрических сетях (приложение № 1.14) –ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о технических характеристиках и показателях работы  объектов электросетевого хозяйства  (приложение № 1.15) – ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о показателях баланса электроэнергии в электрических сетях (приложение № 1.16)  -ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о резервируемой максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии (приложение № 1.18) - ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о мощности и степени загрузки (авто-) трансформаторов (приложение № 1.19) -ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным;

- сведения о фактических показателях функционирования энергетических систем (приложение № 1.20) - ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным;

- сведения о степени оснащенности приборами учета электроэнергии (приложение № 1.21) – ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о потребителях гарантирующих поставщиков (приложение № 1.22) – ежегодно не позднее 31 декабря отчетного года;

- сведения о конкурсном отборе инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (оптовый рынок электрической энергии и мощности)(приложение № 1.23)  – ежегоднов течение месяца после проведения конкурса;

-  сведения о технологическом присоединении к электрическим сетям (приложение № 1.25) – ежегоднодо 20 февраля года, следующего за отчетным;

- сведения о поданных заявках и выданных технических условиях на технологическое присоединение к электрическим сетям (приложение № 1.26) – 1 раз в полугодие, 1 февраля и 1 июля отчетного года;

- сведения об энергосбытовых организациях – субъектах розничных рынков электрической энергии (приложение № 1.27) - два раза в год, 15 июня и 15 декабря отчетного года;

- сведения о прогнозном годовом балансе производства и потребления электрической энергии (приложение № 1.28) - два раза в год, 1 июня и 15 октября года, предшествующего году, на который составляется прогнозный баланс;

- сведения по прогнозным показателям работы оборудования электростанций (приложение № 1.29) – ежеквартально, ежегодно;в I, II и III кварталах: до 10 числа месяца, предшествующего месяцу начала очередного квартала; ежегодно до 1 декабря года, предшествующего прогнозному периоду;

- сведения о прогнозных показателях экспорта и импорта электрической энергии (краткосрочный прогноз)(приложение № 1.30) – ежеквартально, ежегодно; не позднее, чем за 10 календарных дней до начала очередного квартала; ежегодно, до 1 декабря года, предшествующего прогнозному периоду;

- сведения о доходах и расходах производителей электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоснабжающих организаций с учетом их производственной деятельности (приложение № 1.31) – ежегодноне позднее 15-го апреля года, следующего за отчетным;

- сведения о международном сотрудничестве по реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации и иностранных государств в области производства, передачи электрической энергии, производства и сбыта тепловой энергии (приложение № 1.32) –ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения об отчетах о реализации инвестиционной программы субъекта электроэнергетики (приложение № 1.33) – ежеквартально, ежегодно;за I квартал − не позднее 15 мая текущего года; за II квартал − не позднее 15 августа текущего года; за III квартал − не позднее 15 ноября текущего года; за IV квартал  − не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом; за год − до 1 апреля года, следующего за отчетным;

- сведения о доходах и расходах гарантирующих поставщиков электрической энергии, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций с учетом их показателей по сбыту электрической энергии (приложение № 1.35) – ежегодноне позднее 15-го апреля года, следующего за отчетным;

- сведения о затратах гарантирующих поставщиков электрической энергии, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций (приложение № 1.36) – ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;

- сведения о затратах на осуществление деятельности по передаче электрической энергии (приложение № 1.37) – ежегодно не позднее 15-го апреля года, следующего за отчетным;

- сведения о затратах на производство электрической и (или) тепловой энергии (мощности)(приложение № 1.38) – ежегодно не позднее 15-го апреля года, следующего за отчетным;

- сведения о квалификации и сертификации генерирующего объекта, использующего  ВИЭ (приложение № 1.39) – ежеквартальноне позднее 20 рабочих дней после окончания квартала;

- сведения о доходах и расходах организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии с учетом их производственной деятельности (приложение № 1.40) – ежегодно не позднее 15-го апреля года, следующего за отчетным периодом;

- сведения об объемах и стоимости электрической энергии для потребителей по видам экономической деятельности (приложение № 1.41) – ежемесячнодо 25 числа месяца, следующего за отчетным;

- сведения о показателях фактического баланса электрической мощности на час максимума потребления (нагрузки) Единой энергетической системы России (приложение № 1.43) –ежемесячно до  20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения о производстве электрической и тепловой энергии электростанцией (приложение № 1.44) – ежемесячнодо 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения об использовании установленной мощности генерирующего оборудования  субъектов электроэнергетики (приложение № 1.45) – ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения о движении топлива (приложение № 1.46) – ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения о фактическом балансе производства, перетоков и потребления электрической энергии (приложение № 1.47) – ежемесячно, ежеквартально; до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом; до 25 числа, месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения о кредиторской задолженности и привлечении кредитных ресурсов (приложение № 1.48) – ежемесячнодо 30-го числа месяца, следующего за отчетным;

- сведения о ходе реализации субъектами электроэнергетики инвестиционных проектов  по договорам предоставления мощности (приложение № 1.49) – ежемесячно до 30-го числа месяца, следующего за отчетным;

- сведения о реализации и оплате электроэнергии на розничных рынках электрической энергии (приложение № 1.50) – ежемесячнодо 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения о межгосударственных перетоках электрической энергии (приложение № 1.51) – ежемесячнодо 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения об экспорте, импорте электрической энергии (приложение № 1.52) – ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения о водно-энергетических показателях работы гидроэлектростанций (приложение № 1.53) – ежемесячнодо 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения об объемах и стоимости услуг по передаче электрической энергии (приложение № 1.54) – ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным;

- сведения о ходе реализации субъектами электроэнергетики инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ (приложение № 1.55) – ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным;

- сведения о реализации электрической энергии и мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности (приложение № 1.56) – ежемесячно не позднее25-го числа месяца, следующего за отчетным, в отношении января и февраля – не позднее 31 марта;

-сведения об оплате электрической энергии и мощности, услуг инфраструктурных организаций на оптовом рынке электрической энергии и мощности (приложение № 1.57) – ежемесячнодо 25-го числа месяца, следующего за отчетным;

-  сведения о дебиторской задолженности (приложение № 1.58) – ежемесячноне позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным;

- информация о параметрах надежности и функционирования Единой энергетической системы РФ (приложение № 1.59) – ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- сведения о паспортах инвестиционных проектов (приложение № 1.60) – периодически, не позднее дня раскрытия субъектом электроэнергетики информации о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу;

- сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (приложение № 1.61) – ежегоднодо 20 февраля года, следующего за отчетным периодом;

- сведения о доходах и расходах организации, осуществляющей оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, с учетом показателей ее производственной деятельности (приложение № 1.62) – ежегодноне позднее 15-го апреля года, следующего за отчетным периодом.

Приказ также определяет, какие именно субъекты ГИС ТЭК предоставляют ту или иную форму информации. Так, например, форму информации согласно приложениям №№ 1.13, 1.14, 1.15, 1.16, 1.18, 1.19, 1.21, 1.25, 1.32, 1.37, 1.40, 1.48, 1.50, 1.54, 1.58  к приказу обязаны предоставлять территориальные сетевые организации.

Приказом предусмотрено, что п. 1 приказа в части форм предоставления информации, а также требований к их заполнению вступает в силу в следующем порядке:

- в части форм, предусмотренных приложениями №№ 1.1-1.3, 1.5-1.31, 1.34-1.43, 1.48, 1.50, 1.56-1.58, 1.61 и 1.62, – с 1 января 2020 года;

- в части форм, предусмотренных приложениями №№ 1.44-1.46, – с 1 февраля 2020 года;

- в части форм, предусмотренных приложениями №№ 1.47 и 1.59, – с 1 мая 2020 года;

- в части форм, предусмотренных приложениями №№ 1.4, 1.32, 1.33, 1.49, 1.55, 1.60, – с 1 января 2021 года.

Приказ Минэнерго России зарегистрирован в Минюсте России 08.11.2019 за № 56457.

Ссылка на документ: Посмотреть

Изменены сроки проведения конкурентных отборов мощности (постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1411).

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 № 1411 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности»изменены сроки проведения конкурентных отборов мощностис началом поставки с 1 января 2025, в частности:

-перенесен срок проведения КОМ до 15 февраля 2020 года;

- корректно определены сроки проведения отбора проектов модернизации на 2025 год – до 1 сентября 2019 года;

- предусмотрено, что отбор проектов модернизации в период с 2020 по 2025 год включительно будет проводиться ежегодно до 1 апреля, и с началом поставки мощности по его итогам в году, наступающем через 5 календарных лет после года проведения отбора проектов модернизации.

Ссылка на документ: Посмотреть

06.11.2019 ФАС России разместила на федеральном портале проектов НПА приказ «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по тарифам от 9 декабря 2014 года № 297-э/3 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на 2015-2019 годы».

Проектом приказа ФАС России предлагается утвердить тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», на 2020 год.

Ставку тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, для субъектов Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный приложением № 2 к Основам ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, предлагается утвердить с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 182 697,68 руб./МВт*мес.,  с 01.07.2020 по 31.12.2020 – в размере 192 746,05руб./МВт*мес.

Ставку тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, дифференцированного для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень¹, предусмотренный в приложении № 2 к Основам ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, предлагается утвердить с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 71 690,66 руб./МВт*мес.,  с 01.07.2020 по 31.12.2020 – в размере 75 653,94 руб./МВт*мес.

Расчеты установления ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», на 2020 год ФАС России произведены в соответствии с макроэкономическими показателями одобренного Правительством РФ Прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на период 2019-2020 годов.

Проектом приказа также предполагается утвердить долгосрочные параметры регулирования ПАО «ФСК ЕЭС» с применением метода доходности инвестированного капитала на 2020 год.

¹ Справочно: перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых устанавливаются дифференцированные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС: Республика Дагестан; Республика Ингушетия; Кабардино-Балкарская Республика; Карачаево-Черкесская Республика; Республика Северная Осетия – Алания; Чеченская Республика; Ставропольский край.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-19/00096806

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Комитет ГД по экономической политике поддержал законопроект об антимонопольном комплаенсе.

06-11-2019

Документ подготовлен в рамках реализации Национального плана развития конкуренции¹.

6 ноября 2019 года заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский в своем докладе на заседании Комитета ГД по экономической политике рассказал, что законопроект о комплаенсе закрепляет в Законе о защите конкуренции понятие «системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», порядок организации такой системы хозсубъектами, а также определяет основные требования к содержанию внутренних актов, формирующих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Разработка и внедрение субъектами системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства - один из инструментов предупреждения и профилактики нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для них. При этом основным принципом внедрения этой системы мер является добровольность.

Замглавы ФАС России обратил внимание, что антимонопольный орган будет учитывать внедрение комплаенса при отнесении хозяйствующего субъекта к той или иной категории риска в рамках риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Принятие законопроекта, как отметил Сергей Пузыревский, позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

¹Справочно: проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» разработан в целях исполнения поручения, содержащегося в пп. «ж» п. 4 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618.

Ссылка на законопроект: Скачать

Источник: Посмотреть

Опубликован новый обзор практики применения норм антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроснабжения.

Ведомством при участии Ассоциации антимонопольных экспертов подготовлен новый обзор практики применения норм антимонопольного законодательства коллегиальными органами службы за период с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года, который был утвержден на заседании Президиума ФАС России (далее – Обзор).

В Обзоре приводится 2 основных вывода Апелляционной коллегии ФАС России по вопросам электроснабжения:

- уклонение гарантирующего поставщика от согласования установки и принятия установленных потребителем приборов учета электрической энергии в качестве расчетных с сетевой организацией может быть признано навязыванием потребителю невыгодных условий договора энергоснабжения (п. 4 Обзора);

- нарушение гарантирующим поставщиком порядка расчета стоимости безучетного потребления электрической энергии может быть признано злоупотреблением доминирующим положением. При установлении такого нарушения антимонопольный орган вправе выдать предписание о его прекращении путем корректировки выставленных счетов (п. 6 Обзора).

Ссылка на Обзор: Скачать

Источник: Посмотреть

Александр Новак выступил с докладом в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе РФ.

06-11-2019

Министр энергетики РФ Александр Новак выступил с докладом на тему: «Развитие электроэнергетики страны: основные достижения, проблемы и пути их решения» на «правительственном часе» в Государственной Думе ФС РФ.

Александр Новак отметил, что электроэнергетический комплекс России является одним из крупнейших в мире, включает более тысячи электрических станций и более 2,6 млн. км линий электропередач.

«Потребление и выработка электроэнергии в стране поступательно увеличивается. За последние 7 лет рост составил 6%. По итогам этого года выработка электроэнергии ожидается на уровне 1 102 млрд. кВт*ч, электропотребление - 1 081 млрд. кВт*ч.   Установленная мощность электрических станций по итогам года составит порядка 253,6 ГВт – прирост за 7 лет 30 ГВт», - сказал Министр.

По словам Александра Новака, сформированное в сфере электроэнергетики современное законодательство позволило реализовать масштабную программу привлечения инвестиций в генерацию, включая программу поддержки развития ВИЭ, в отрасль привлечено суммарно более 6 трлн. рублей инвестиций.

«С 2011 года в эксплуатацию введено 45 ГВт новых электрических станций. Введенные мощности в электроэнергетике позволили существенно обновить основные фонды на 15% и увеличить резервы мощности в единой энергосистеме. Несмотря на рост электропотребления, отрасль стабильно обеспечивает потребности экономики и социальной сферы страны в электрической и тепловой энергии», - добавил Министр.

Александр Новак обратил внимание на тот факт, что количество регионов с высокими рисками перерывов энергоснабжения сократилось за 7 лет - с 9 до 3, а в планах выйти на отсутствие такого показателя.

Особое внимание в докладе Александр Новак уделил повышению надежности и качества энергоснабжения. Потери в электрических сетях за 7 лет снижены на 8,7% до ожидаемых 10,4% в 2019 году. Целевое значение до 2035 года – 7,3%. Время восстановления энергоснабжения бытовых потребителей вследствие возникновения технологических нарушений сократилось на 45% до 2,5 часов. Целевое значение к 2035 году - сократить время до 30 минут.

Александр Новак также рассказал про программу обновления основных фондов и увеличения эффективности работы генерирующего оборудования, которая позволит модернизировать 41 ГВт генерирующих мощностей тепловых электрических станций до 2035 года и, повысив надежности основных фондов на 16%, и привлечь инвестиции в объёме до 2 трлн. рублей.

«Благодаря целенаправленной политике стимулирования локализации оборудования ВИЭ, объемы производства соответствующих компонентов возросли к настоящему времени до 900 МВт в год со 140 МВт в год в 2012 году. При этом со стороны Минпромторга России нами получены оценки о возможности обеспечения роста промышленного потенциала в объеме до 1,4 ГВт производимого оборудования в год, что обеспечит занятость не менее 12 000 человек», - добавил Министр.

Александр Новак констатировал повышение платежной дисциплины за счет изменения законодательства. В результате собираемость платежей выросла до 99%. Приоритеты развития электросетевого комплекса России определены Стратегией развития электросетевого комплекса. Важной задачей является создание условий для справедливого распределения перекрестного субсидирования населения. 

«Для решения указанной проблемы и устранения сложившейся практики необоснованного диспаритета цен  и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также в целях снижения негативных экономических последствий от наличия перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Минэнерго предлагает равномерно распределить перекрестное субсидирование на все категории потребителей», - сказал Министр.

Важной задачей, по мнению Министра энергетики, остается повышение эффективного использования резервов сетевой мощности.

«За 7 лет прирост мощности по заключенным договорам техприсоединения составил 121,8 ГВт, а прирост фактической потребляемой мощности за счет нового ТП составил всего 8 ГВт, что составляет 6,5%. В качестве решения указанной проблемы Минэнерго разработало проект постановления Правительства, обеспечивающее плавный переход на новую систему тарифного регулирования», - подчеркнул Министр.

Александр Новак рассказал также о необходимости внедрения долгосрочных и неизменных тарифов.

«В этом году принят Федеральный закон, предусматривающий с 1 января 2023 года переход к установлению цен и тарифов на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен на такие услуги со сроком действия не менее 5 лет и возможности заключения сетевыми организациями и субъектами Российской Федерации регуляторных соглашений. Федеральные органы исполнительной власти ведут разработку подзаконных актов, которых мы очень ждем», - отметил Министр.

В заключение своего доклада Александр Новак рассказал о планах по консолидации сетей.

«В рамках введения критериев отнесения к территориальным сетевых организациям к настоящему моменту удалось снизить количество сетей на 47 % с 3 146 ед. в 2015 году до 1 655 ед. в 2018 году. Стратегией развития электросетевого комплекса России предусматривается снижение к 2030 году количество сетевых организаций до 800 штук», - сказал Министр.

Источник: Посмотреть

В Минэнерго предложили использовать дроны для обследования энергообъектов.

08-11-2019

Дроны можно использовать для мониторинга состояния энергообъектов, они могут заменить традиционные обходы персоналом, обсуждается их правоприменение, сообщил РИА Новости замглавы Минэнерго РФ Евгений Грабчак.

«Дроны же сейчас будут использоваться, по сути, для мониторинга состояния. Очень активно сейчас те же сетевые компании хотят дроны запускать над электросетевыми объектами, заменять линейный персонал в обходах дронами. То же самое - обследовать технологическое оборудование объектов генерации. Например, дымовые трубы или градирни, объекты схемы выдачи мощности. Безопасней и проще с дронами обследовать, чем людей пускать. С учетом той ситуации, которая была, и даже до той ситуации в Саудовской Аравии, разговоры велись», - сказал Грабчак.

Ранее Минэнерго РФ заявило, что необходимо ограничить несанкционированные полёты беспилотников над объектами ТЭК.

«Самое главное не навредить. Чтобы был баланс - компании могли использовать (дроны - ред.), но при этом не было бы несанкционированных полетов. И здесь большой вопрос, как проследить. То есть одно дело - запретить, а другое дело - правоприменение обеспечить», - пояснил замглавы Минэнерго РФ.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд согласился с позицией окружного суда о том, что при безучетном потреблении электроэнергии период, предоставляющий возможность определять объем денежных обязательств с использованием ранее зафиксированных показаний данного прибора учета (1-ый и 2-ой расчетные периоды (мораторный период)), исчисляется не с момента составления акта о признании измерительного комплекса непригодным к учету, а с наступлением события, которое позволило признать измерительный комплекс непригодным (определение ВС РФ от 05.11.2019 № 303-ЭС19-18770).

ООО «Копеечка» (потребитель) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к гарантирующему поставщику ПАО «ДЭК» о взыскании 74 513,97 руб. неосновательного обогащения.

Иск обоснован неправильным определением объема потребления электрической энергии ПАО «ДЭК» в счете на оплату в результате выявленного безучетного потребления электроэнергии со стороны ООО «Копеечка».

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.

Постановлением арбитражного суда округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с постановлением суда округа, ООО «Копеечка» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которойпросило отменить постановление суда округа, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, на нарушение либо неправильное применение норм материального и процессуального права.

Определением от 05.11.2019 № 303-ЭС19-18770 Верховный Суд РФ отказал ООО «Копеечка» в удовлетворении кассационной жалобы на основании следующего.

Как установлено судами, между ПАО «ДЭК» (гарантирующий поставщик) и ООО «Копеечка» (потребитель) заключен договор энергоснабжения.

По результатам проведённой ПАО «ДЭК» проверки установлено, что прибор учёта электроэнергии ООО «Копеечка» является непригодным для коммерческих расчётов, в связи с истечением срока поверки измерительных трансформаторов тока, о чем составлен акт от 13.07.2017, которым одновременно предписано устранить выявленные нарушения.

Допуск в эксплуатацию прибора учета (измерительного комплекса) после замены трансформаторов тока произведен 30.08.2017.

ПАО «ДЭК» выставило истцу на оплату счет на 445 819,05 руб. ООО «Копеечка» произвело оплату 425 470,74 руб.  Полагая, что ПАО «ДЭК» допустило ошибку при определении ближайшего расчетного периода по электроэнергии, поставленной в августе 2017 года, взяв неверный период (июль 2017 года вместо июня 2017 года), ООО «Копеечка» обратилось с письмом в ПАО «ДЭК» с просьбой пересчитать количество потребленной электрической энергии за август 2017 года.

Поскольку ПАО «ДЭК» отказалось удовлетворить требование ООО «Копеечка» о перерасчете, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 74 513,97 руб. переплаты за август 2017 года.

Удовлетворяя иск ООО «Копеечка», суды двух инстанций пришли к выводу, что при расчете платы за август 2017 года ПАО «ДЭК» должно было исходить из энергопотребления ООО «Копеечка» в июне 2017 года, как ближайшего месяца, за который показания прибора учета предоставлены за весь расчетный (месячный) период. Установив, что расчет компании противоречит Основным положениямфункционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), и привел к завышению платы для общества на спорную сумму, суды удовлетворили требование общества о взыскании неосновательного обогащения.

Суд округа, отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, указал, что выводы судов противоречат абз. 12 п. 166 Основных положений № 442, предписывающему для 3-го и последующих расчетных периодов определять объем потребления электрической энергии расчетным способом в соответствии с пп. «а» или «б» приложения № 3 к Основным положениям № 442, в соответствии с которыми расчетный способ предполагает определение объема потребления как произведение максимальной мощности энергопринимающих устройств на режим их работы, но не предусматривает использование показаний прибора учета электроэнергии. Суд посчитал, что период, предоставляющий возможность определять объем обязательств с использованием ранее зафиксированных показаний данного прибора учета (1-ый и 2-ой расчетные периоды (мораторный период)), исчисляется не с момента составления акта о признании измерительного комплекса непригодным к учету, а с наступлением события, которое позволило признать измерительный комплекс непригодным.  Принимая во внимание, что акт от 13.07.2017 составлен ввиду истечения срока поверки трансформаторов тока в 1 квартале 2017 года, суд округа указал, что мораторный период расчета платы (два последующих расчетных периода) мог быть применен только за апрель и май 2017 года.

С такими выводами окружного суда согласился Верховный Суд РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд поддержал позицию судов нижестоящих инстанций о том, что при опосредованном присоединении энергопринимающих устройств потребителя к сетям через электроустановки другого потребителя в расчетах за электроэнергию должен приниматься уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (определение ВС РФ от 06.11.2019 № 302-ЭС19-20703).

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением к Красноярскому УФАС о признании незаконным его решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» и гарантирующего поставщика ПАО «Красноярскэнергосбыт».

Судебными актами судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленного требования ИП отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой указывал на нарушение названными судебными актами его прав и законных интересов в результате неправильного применения судами норм права при рассмотрении настоящего дела.

Верховный Суд не согласился с доводами кассационной жалобы и отказал заявителю в ее удовлетворении (определение ВС РФ от 06.11.2019 № 302-ЭС19-20703) на основании нижеследующего.

Как усматривается из судебных актов, оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления предпринимателя о признании нарушающими  антимонопольное законодательство действий ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири», выразившихся в необоснованном отказе от внесения изменений в договор энергоснабжения в части изменения тарифного уровня напряжения в отношении принадлежащего предпринимателю объекта.

Решением Красноярского УФАС в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства было отказано в порядке ст. 33, 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый акт антимонопольного органа является законным.

Судебные инстанции исходили из отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири».

При этом суды, исходя из фактически установленного присоединения объектов предпринимателя (опосредованное присоединение к сетям через электроустановки другого потребителя), пришли выводу о том, что порядок определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей урегулирован абз. 5 п. 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в связи с чем должен приниматься уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Таким образом, исходя из уровня напряжения, на котором фактически осуществлено подключение установки индивидуального предпринимателя к сетям сетевой организации (0,4 кВ), для электроустановки предпринимателя уровень напряжения верно определён как уровень НН.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

 

Подписывайтесь на рассылку «Электрические Сети в Системе» и в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в электроэнергетике России.

Редакция «Electricalnet.Ru» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту info@electricalnet.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте