Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (03.08.2020-09.08.2020)

11 августа 2020

 

04 августа вступают в силу изменения в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приказ ФАС России от 22.06.2020 № 560/20).

Приказом ФАС России от 22.06.2020 № 560/20 «О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 г. № 1135/17» внесены изменения в Методические указания, направленные на реализацию постановления Правительства РФ от 07.03.2020 № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Уточняется порядок расчета платы за технологическое присоединение, вводятся дополнительные стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и ставка за единицу максимальной мощности (руб./кВт) для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на уровне напряжения 20 кВ и менее и мощности менее 670 кВт на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) с дифференциацией по уровням напряжения.

Также предусматривается единая дифференциация ставок платы за технологическое присоединение по уровням напряжения и в зависимости от вида используемого материала или способа выполнения работ для территорий городских населенных пунктов и для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам. Утвержден перечень стандартизированных тарифных ставок.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 06.08.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в приложения № 1 и № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. № 215-э/1».

Проектом приказа Приложения № 1 и № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1, дополняются стандартизированными тарифными ставками на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), введенными приказом ФАС России от 22.06.2020 № 560/20 в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.

Иные стандартизированные тарифные ставки, предусмотренные Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1, используемые для расчета выпадающих доходов, связанныхс осуществлением технологического присоединения, также приводятся в соответствие с новой редакцией Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/08-20/00106901

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 07.08.2020 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ«О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

Проект постановления Правительства РФнаправлен на совершенствование процедуры вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации.

Проект подготавливается ввиду недостаточной регламентации процедуры разработки, оценки и реализации замещающих мероприятий, отсутствия возможности по установлению запрета на вывод объекта электроэнергетики из эксплуатации на срок более пяти лет.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/08-20/00106948

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 07.08.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности».

Во исполнение поручений Правительства РФ Минэнерго России подготовлен проект постановления Правительства РФ, предусматривающий следующий изменения:

- в целях своевременного проведения регламентных процедур перенести срок проведения отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с датами начала исполнения обязательств по поставке мощности в 2026 году и дополнительных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационного энергетического оборудования с датами начала исполнения обязательств по поставке мощности в 2026-2028 году с 1 сентября 2020 года на 1 октября 2020 года;

- перенести срок проведения конкурентного отбора мощности на 2026 год с 15 ноября 2020 года на 15 декабря 2020 года;

- определить особые требования в отношении проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, отвечающих установленным Правительством РФ критериям, с датой начала исполнения обязательств по поставке мощности в 2026 году;

- в отношении проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, предусматривающих замену турбины мощностью менее 350 МВт и давлением острого пара более 10 Мпа, год выпуска которой не ранее 1970 года, с применением инновационных газовых турбин показатель минимально возможной наработки установить на уровне 150000 часов;

- для проводимого в 2020 году отбора проектов модернизации, предусматривающего установку газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, с началом поставки мощности по итогам этого отбора в период с 1 января 2026 года по 31 декабря 2028 года, увеличить коэффициент, определяющий предельные максимальные значения капитальных затрат мероприятий по модернизации турбинного оборудования, предполагающих перевод генерирующего объекта, работающего с использованием паросилового цикла, в работу с использованием парогазового цикла за счет надстройки генерирующего объекта газовой турбиной (газовыми турбинами) с действующего значения равного 1.2 до 1.5;

- увеличить значение установленной квоты для предельного объема отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационных газовых турбин одного типоразмера с 1000 МВт до 1200 МВт;

- определить, что в случае если по итогам проведения дополнительного отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационного энергетического оборудования суммарный объем отобранных проектов составит менее 2000 МВт, то по решению Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики могут быть дополнительно отобраны (разница между суммой мощности фактически отобранными проектов и размером квоты) проекты модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, которые были заявлены собственниками в общий отбор на 2026 году, но не были отобраны по критерию эффективности. При этом выбор проектов осуществляется по критерию наименьшего значения показателя эффективности.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсужденияпроекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/08-20/00106947

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●ПАО «МРСК Центра» в очередной раз привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

05-08-2020

Основанием для привлечения к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ послужило обращение ООО «РСК», в котором указывалось о факте уклонения сетевой компании от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения и выдаче технических условий в установленный срок.

Как следует из обращения, в связи с отсутствием объектов электросетевого хозяйства ООО «РСК» в районе нахождения энергопринимающих устройств заявителя было принято решение построить КЛ-6кВ для присоединения логистического центра и обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение указанной линии, что и было сделано заявителем.

ПАО «МРСК Центра» в свою очередь направило в ООО «РСК» уведомление о предоставлении недостающих сведений и документов, которые были направлены в установленный срок заявителем в сетевую компанию.

Однако ПАО «МРСК Центра» направило в ООО «РСК» уведомление о предоставлении иных недостающих сведений и документов, на что ООО «РСК» направило письмо о том, что необходимую информацию и документы предоставило ранее и повторно приложило свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок.

Как было установлено антимонопольным органом по итогам анализа переписки заявителя и ПАО «МРСК Центра», сетевая компания не только требовала документы, не предусмотренные законодательством, но и нарушило сроки направления ООО «РСК» оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.

При рассмотрении дела учитывалось также, что административное правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Центра», имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения ООО «РСК» было незаконно лишено права на технологическое присоединение и, как следствие, действиями ПАО «МРСК Центра» созданы необоснованные препятствия для осуществления ООО «РСК» своей предпринимательской деятельности по осуществлению технологического присоединения своих потребителей.

Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершенного административного правонарушения выражалась в безразличном, пренебрежительном отношении ПАО «МРСК Центра» к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению обязательных требований.

Кроме того, ПАО «МРСК Центра» систематически допускает аналогичные нарушения порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что также учитывалось Управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, ПАО «МРСК Центра» был назначен административный штраф в размере 300 тыс. руб.

Источник: Посмотреть

● ПАО «МРСК Северо-Запада» оштрафовано на 300 тыс. руб. за нарушение Правил технологического присоединения.

05 августа 2020 года Новгородским УФАС России ПАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, к Обществу применен административный штраф в размере 300 тыс. руб.

Как следует из постановления Новгородского УФАС, ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушены пункты 3 и 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), и незаконно отклонена (аннулирована) заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя.

Антимонопольной службой установлено, что аннулирование заявки проведено сетевой организацией без каких-либо правовых оснований, предусмотренных Правилами № 861, которые не содержат такого основания для аннулирования заявки, как уже состоявшееся опосредованное подключение потребителя к объектам электроэнергетики, находящихся на балансе иных организаций.

Таким образом, ПАО «МРСК Северо-Запада» незаконно, в нарушение п. 3, п. 6 Правил № 861, отказало в технологическом подключении заявителю и безосновательно аннулировало его заявку.

Как указано Новгородским УФАС в постановлении, незаконный отказ ПАО «МРСК Северо-Запада» в технологическом подключении энергопринимающих устройств заявителя на основании его заявки повлек нарушение прав заявителя на бесперебойное электроснабжение его жилого помещения, что недопустимо.

Антимонопольным органом установлено, что выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ - нарушение субъектом естественной монополии порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

С учетом того, что в 2019 году ПАО «МРСК Северо-Запада» уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21  КоАП РФ, Новгородское УФАС выявило признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21  КоАП РФ (повторность).

Антимонопольный орган также учел характер совершенного ПАО «МРСК Северо-Запада» административного правонарушения, имущественное положение общества,  а также тот факт, что на момент рассмотрения дела ПАО «МРСК Северо-Запада» заключило договор техприсоединения с заявителем, и снизил штраф до 300 тыс. руб.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

●Кассационная инстанция подтвердила законность штрафа, наложенного на сетевуюорганизацию.

04-08-2020

 25.06.2019 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения по факту повторного нарушения порядка подключения к электрическим сетям; размер административного штрафа составил 600 тыс. руб.

В ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Рязаньэнерго») обратилось физическое лицо с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома.

В рассматриваемой ситуации необходимость в изменении внешней схемы электроснабжения жилого дома возникла в связи с аварийным состоянием существовавших ранее сетей и решением органа местного самоуправления о переключении всех абонентов непосредственно к объектам ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

По результатам рассмотрения заявки между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения и выданы технические условия, являющиеся его неотъемлемой частью.

Однако в технических условиях сетевая организация не указала полный перечень своих мероприятий, которые она должна выполнить в процессе технологического присоединения, при этом включив в обязанности заявителя излишние мероприятия по организации учета электрической энергии, необходимость в которых у заявителя отсутствовала.

Так, например, сетевая организация обязала заявителя осуществить монтаж ВРУ объекта с устройствами защиты, контроля величины максимальной мощности и прибором учета электрической энергии (мощности). При этом сетевая организация не учла факт наличия у заявителя установленного в надлежащем порядке и введенного в эксплуатацию расчетного прибора учета электрической энергии, в связи с имевшим ранее подключением дома к электрическим сетям иного лица.

Прямым следствием такого нарушения стало заключение гражданином с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» дополнительного договора на замену приборов учета и выполнение иных услуг, что привело к существенному увеличению затрат на подключение.

Постановление Рязанского УФАС России по делу об административном правонарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обжаловало в судебном порядке.

03.08.2020 суд кассационной инстанции в удовлетворении требований заявителю отказал.

Источник: Посмотреть

●Суд апелляционной инстанции поддержал Рязанское УФАС России в споре с сетевой организацией.

04-08-2020

20.11.2019 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» привлечено к административной ответственности за повторное нарушение установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ; административный штраф составил 600 тыс. руб.

Так, с заявлением на незаконные действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в Рязанское УФАС России обратилось СНТ «Овощевод».

Установлено, что товарищество подало в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение 13 жилых домов, расположенных в границах товарищества.

Рассмотрев заявку, сетевая организация установила плату за присоединение в размере 469150 рублей.

Между тем, учитывая требования законодательства и условия подключения, размер платы за технологическое присоединение в рассматриваемом случае должен был быть определен в сумме 7150 рублей (550 рублей за каждое подключение).

Таким образом, плата за подключение членов СНТ «Овощевод» была завышена ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в 65 раз.

Не согласившись с постановлением Рязанского УФАС России, сетевая организация обратилась в Арбитражный суд Рязанской области, который отказал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в удовлетворении требований в полном объеме.

07.08.2020 суд апелляционной инстанции в удовлетворении требований ПАО «МРСК Центра и Приволжья» также отказал.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд принял к рассмотрению кассационную жалобу потребителя об отсутствии безучетного потребления электроэнергии (определение ВС РФ от 03.08.2020 № 305-ЭС20-9918).

АО «Мосэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Химик-1» о взыскании 1 229 197,77 руб. задолженности за неучтенное потребление электроэнергии, 32 904,66 руб. неустойки.

Решением арбитражного суда первой инстанции в иске отказано.

При повторном рассмотрении дела, постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, с товарищества в пользу энергосбытовой организации взыскано 1 037 322,17 руб. задолженности, 27 768,32 руб. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами судов апелляционной и кассационной инстанций, товарищество «Химик-1» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило постановление апелляционного суда и окружного суда отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, повлиявшие на исход дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Как установлено судами, между АО «Мосэнергосбыт» и товариществом (абонент) заключен договор энергоснабжения.

При проведении 18.10.2017 сетевой организацией проверки узла учета товарищества была подтверждена правильность схемы включения прибора учета, и выявлено истечение межповерочных интервалов  трансформаторов тока, в связи с чем отказано в допуске измерительного комплекса товарищества к коммерческим расчетам, выдано предписание на замену трансформаторов тока в срок до 18.11.2017, о чем составлен акт.

В целях исполнения указанного предписания, товарищество посредством электронной почты и телефонных переговоров вело с представителями энергосбытовой и сетевой организаций переговоры о возмездной замене трансформаторов тока силами энергоснабжающей организации или сетевой организации.

До истечения установленного актом срока товарищество самостоятельно заменило трансформаторы тока с истекшими межповерочными интервалами, о чем уведомило энергосбытовую организацию.

После замены трансформаторов тока АО «Мосэнергосбыт» в течение семи месяцев принимало от товарищества без возражений показания прибора учета, на основании которых выставляло последнему счета на оплату потребленной электроэнергии.

14.05.2018 представителями АО «Мосэнергосбыт» проведена проверка узла учета товарищества, в ходе которой установлено: отсутствие пломб энергосбытовой организации на клеммных крышках трансформатора тока, самостоятельная замена потребителем трансформаторов тока без уведомления АО «Мосэнергосбыт». В тот же день АО «Мосэнергосбыт» составлен акт допуска приборов учета в эксплуатацию, согласно которому представителем общества осуществлена установка контрольных пломб на трансформаторы тока, а места установки и схемы подключения прибора учета признаны соответствующими требованиям, установленным законодательством РФ. По результатам проверки и осмотра,прибор учета товарищества допущен в эксплуатацию. 17.05.2018 обществом составлен акт  о неучтенном потреблении товариществом электроэнергии вследствие отсутствия пломб на измерительных трансформаторов тока и самостоятельной замены абонентом трансформаторов тока без уведомления сбытовой организации, определен объем и стоимость безучетного потребления электроэнергии за срок с момента предыдущей проверки.

Неоплата товариществом объема неучтенного потребления электроэнергии послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском, который был частично удовлетворен обжалуемыми постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций.

В кассационной жалобе товарищество, ссылается на пункты 1 и 2 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, указывает на продолжительный (9 лет) период отсутствия пломб на трансформаторах тока, длительное не проведение энергоснабжающей и сетевой организациями проверок узла учета, отсутствие со стороны сетевой организации претензий к узлу учета товарищества из-за отсутствия пломб на трансформаторах тока при проведении проверки, безусловную осведомленность АО «Мосэнергосбыт» о самостоятельной замете трансформаторов тока в установленный компанией срок, принятие АО «Мосэнергосбыт» показаний прибора учета и выставление на их основании счетов абоненту в течение 7 месяцев после замены трансформаторов тока, предъявление АО «Мосэнергосбыт» требования об оплате безучетного потребления электроэнергии после ввода в эксплуатацию прибора учета с установленными товариществом трансформаторами тока в отсутствие нарушения схемы их подключения и правил установки и при целостности пломб на приборе учета.

Верховный Суд посчитал вышеуказанные доводы товарищества о существенном нарушении судами нижестоящих инстанций норм материального права, регулирующих порядок проведения проверок приборов учета электроэнергии и их ввода в эксплуатацию,  заслуживающими  внимания, ипередал кассационную жалобу товарищества «Химик-1» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, о чем вынесопределение от 03.08.2020 № 305-ЭС20-9918. Рассмотрение кассационной жалобы назначено на 21 сентября 2020 года.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд согласился с нижестоящими судебными инстанциями об отсутствии просрочки осуществления мероприятий по выполнению технических условий со стороны заказчика по договору  техприсоединения энергопринимающих устройств (определение ВС РФ от 05.08.2020 № 305-ЭС20-9926).

АО «Мособлэнерго» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Ивестстрой» об обязании выполнить мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и техническими условиями для присоединения к электрическим сетям АО «Мособлэнерго» в течение 2 месяцев с даты вступления решения в законную силу, а также о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по договору техприсоединения в размере 1 486 540,76 руб.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и постановлением суда округа, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами,АО «Мособлэнерго» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить обжалуемые судебные акты, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Определением от 05.08.2020 № 305-ЭС20-9926 Верховный Суд отказал сетевой организации в удовлетворении кассационной жалобы и признал законными судебные акты нижестоящих инстанций.

Как установлено судами, между АО «Мособлэнерго», в качестве сетевой организации, и ООО «Ивестстрой», в качестве заявителя, заключен договор об осуществлении технологического присоединения к сетям, в соответствии с которым АО «Мособлэнерго» приняло на себя обязательства выполнить мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Ивестстрой» к электрическим сетям, а ООО «Ивестстрой» обязалось оплатить расходы на технологическое присоединение и выполнить обязательства, предусмотренные договором.

Дополнительным соглашением от 21.08.2018 к договору АО «Мособлэнерго» продлило срок действия технических условий по выполнению мероприятий для присоединения к электрическим сетям, выданных ООО «Ивестстрой» для электроснабжения объекта, до 28.09.2020.

Судами установлено, что обращаясь с иском в суд об обязании ответчика выполнить предусмотренные договором мероприятия по технологическому присоединению АО «Мособлэнерго» не представило доказательств выполнения им встречных обязательств, предусмотренных техническими условиями.  Отказывая АО «Мособлэнерго» в удовлетворении иска суды пришли к выводу об отсутствии нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ООО «Ивестстрой», в рамках продленного истцом срока действия технических условий для присоединения к электрическим сетям.

С вышеуказанными выводами судов согласился Верховный Суд, указав в определении от 05.08.2020 № 305-ЭС20-9926, что суды, руководствуясь требованиями действующего законодательства РФ, оценив условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия к нему, пришли к обоснованному выводу об отсутствии со стороны заказчика просрочки осуществления мероприятий по выполнению технических условий, так как на дату обращения сетевой организации с иском не истек предусмотренный договором срок действия технических условий, поэтапное выполнение мероприятий по технологическому присоединению условиями договора и техническими условиями не предусмотрено.

Ссылка на определение ВС РФ:Посмотреть