Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (03.02.2020 - 10.02.2020)

10 февраля 2020

Установлены критерии отнесения объектов генерации малых гидроэлектростанций к технологически обособленным для процесса производства электроэнергии (постановление Правительства РФ от 03.02.2020 № 76).

В постановлении Правительства РФ от 03.02.2020 № 76 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» указывается, что для малых гидроэлектростанций под технологически обособленным для процесса производства электроэнергии объектом генерации признается гидроагрегат при условии, что в проектной документации предусмотрена его установка как отдельного объекта в составе гидроэлектростанции.

Кроме того, устанавливается, что использование одного напорного фронта допустимо гидроагрегатами с совокупной установленной мощностью до 50 МВт.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

04 февраля 2020 года Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому предлагает за нарушение безопасности объектов ТЭК штрафовать по КоАП РФ и юрлиц (законопроект № 893743-7).

Предметом правового регулирования законопроекта являются вопросы административной ответственности за нарушение обязательных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК).

Федеральным закономот 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон), а также изданными в соответствии с Федеральным законом подзаконными нормативными правовыми актами установлены требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, которые являются обязательными для выполнения всеми субъектами ТЭК. Федеральным законом установлено, что нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 20.30  КоАП РФ«Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» административная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных указанной статьей КоАП, установлена только в отношении граждан и должностных лиц. Однако в отношении юридических лиц административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК не предусмотрена.

Практика применения действующей ст. 20.30 КоАП РФ, введенной одновременно с вступлением в силу Федерального закона, формировалась с 2015 года органами внутренних дел Российской Федерации, а с июля 2016 - Росгвардией. При этом практика рассмотрения дел об административных правонарушениях по указанной статье КоАП РФ свидетельствует о том, что нередко должностные лица оказываются не наделенными распорядительными и иными полномочиями в области финансирования необходимых мероприятий по обеспечению безопасности объектов, что устанавливается в судебном процессе и является основанием для прекращения судом административного производства, возбужденного органом государственного контроля.

Несмотря на принимаемые уполномоченными органами меры, состояние безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК приводится в соответствие обязательным требованиям безопасности низкими темпами. При этом отдельные субъекты ТЭК выявленные нарушения не устраняют, несмотря на привлечение к административной ответственности их должностных лиц.

В связи с изложенным, законопроектом предлагается распространить действие ст. 20.30 КоАП РФ на юридических лиц. Кроме того, наказания будут различаться в зависимости от категории опасности таких объектов.

 

Категория опасности

Должностные лица

Компании

Низкая

Штраф 30 тыс. - 40 тыс. руб.

или дисквалификация на срок от 6 мес. до 1 года

Штраф 50 тыс. –

100 тыс. руб.

Средняя,

высокая

Штраф 40 тыс. - 50 тыс. руб.

или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

Штраф 200 тыс. –

300 тыс. руб.

 

В целях предоставления добросовестным субъектам ТЭК времени, необходимого для устранения нарушений требований безопасности объектов ТЭК, законопроект предусматривает особый порядок вступления его в силу - по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.

Напомним, сейчас норма не настолько детализирована и по ней не наказывают юрлиц. Должностным лицам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

Законопроект, предусматривающий равномерное распределение величины перекрёстного субсидирования между всеми потребителями электроэнергии, за исключением населения, рассмотрят в Правительстве 27 февраля.

04-02-2020

Законопроект, предусматривающий равномерное распределение величины перекрёстного субсидирования между всеми потребителями электроэнергии, за исключением населения, рассмотрят в Правительстве 27 февраля, после чего его могут внести в Госдуму.

Об этом сообщает «Парламентская газета» со ссылкой на заместителя министра энергетики Юрия Маневича.

Перекрёстное субсидирование — механизм перераспределения тарифов, согласно которому часть оплаты за потреблённую энергию с населения и социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия.

На данный момент весь объём перекрёстного субсидирования населения закладывают в тарифы лишь территориальных сетевых организаций, то есть подключённые к этим сетям предприятия несут всю нагрузку, оплачивая электричество по повышенным тарифам. В тарифах магистральных сетей, управляемых Федеральной сетевой компанией, такие суммы не закладываются. Таким образом, крупные промышленные предприятия, подключённые к ним, не несут социальной нагрузки по перекрёстному субсидированию.

«Так, по оценке Минэнерго России, сегодня тариф для потребителей ФСК (0,35 руб./кВт*ч) в четыре раза ниже тарифа для потребителей территориальных сетей, подключённых на высоком уровне напряжения (1,2 руб./кВт*ч), и в девять раз ниже для потребителей, подключённых на низком уровне напряжения», — заявил Маневич.

Законопроект предлагает равномерно распределить величину перекрёстного субсидирования на все категории потребителей, кроме населения, независимо от того, к каким сетям они присоединились.

По словам Маневича, принятие документа, в частности, создаст дополнительные условия для развития малого и среднего бизнеса, устранит диспаритет цен между потребителями и недобросовестную конкуренцию между промышленными потребителями.

Источник: Посмотреть

03.02.2020 ФАС России уведомила о подготовке проекта федерального закона, направленного на закрепление возможности принудительной продажи акций организаций, нарушающих требования в части запрета совмещения деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» направлен на закрепление возможности принудительной продажи акций организаций, нарушающих требования ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в части совмещения деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В соответствии с абз. 8 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Ранее, в рамках осуществления контроля за соблюдением требований ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ, антимонопольные органы были вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, а также принимать решения о принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) юридических лиц, не обеспечивших выполнение указанных требований.

Вместе с тем, данные меры не могли быть применены при осуществлении контроля за соблюдением аффилированными лицами, в действиях которых имеются нарушения запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, требований ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Третьим антимонопольным пакетом») внесены изменения, позволяющие антимонопольному органу, в случае, если принудительная реорганизация (в форме разделения или выделения) юридического лица не может обеспечить выполнение установленных ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ требований в части, относящейся к аффилированным лицам, обратиться в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении соответствующего вида деятельности.

Права на имущество, подлежащее принудительной продаже, могут быть переданы только по результатам открытого аукциона. Аукционы по продаже прав на указанное имущество проводятся уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ. До установления Правительством РФ такого порядка аукционы по продаже прав на указанное имущество должны были проводиться в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Постановлением от 21.10.2013 № 938 Правительство РФ утвердило Правила проведения аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже.

К настоящему времени уже сложилась положительная судебная практика по рассмотрению судами заявлений антимонопольного органа о принудительной продаже имущества, используемого при осуществлении деятельности по купле-продаже электрической энергии: Мордовское УФАС выиграло в третьей инстанции дело о принудительной продаже сбытового имущества ООО «Горсветэлектросбыт», выявив аффилированность между компанией и МП городского округа Саранск «Горсвет» (сети).

Вместе с тем, мера о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении соответствующего вида деятельности, является недостаточной.

В настоящее время нарушения положений указанной статьи  Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ наблюдается в рамках группы лиц (аффилированных лиц) крупных государственных компаний.

Так, например, в группу лиц ОАО «РЖД» (ОАО «РЖД» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии) входят ПАО «ТГК-14» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», осуществляющие деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии.

В группу лиц ПАО «Россети» входят межрегиональные сетевые организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии, и ОАО «Псковэнергосбыт», ОАО «Екатеринбургэнергосбыт», ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания», ОАО «Калмэнергосбыт», ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго», ОАО «Каббалкэнерго», ОАО «Ингушэнерго», ОАО «Севкавказэнерго», осуществляющие деятельность по купле-продаже электрической энергии.

Необходимо отметить, что ФАС России неоднократно указывала на необходимость прекращения нарушения запрета указанным госкорпорациям. Кроме того, в рамках осуществления контроля за экономической концентрацией, при согласовании сделок ФАС России выдавались предписания о принятии мер, направленных на соблюдение запрета.

Вместе с тем, до настоящего времени упомянутые предписания не исполнены.

Принятие законопроекта позволит антимонопольному органу обратиться в суд с соответствующим иском о принудительной продаже акций компаний, нарушающих запрет в рамках группы лиц или аффилированных лиц.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/05/02-20/00099158

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

04.02.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденный приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18».

Проект приказа ФАС России разработан во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2019 № 1892 и п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1947.

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1892, сроки, исчисляемые в календарных днях, заменяются на рабочие дни.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1947 Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденный приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18, дополняется положениями, касающимися установления предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях указанных технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии.

Кроме того, проектом вносятся юридико-технические правки с целью устранения неточностей в действующей редакции Регламента.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-20/00099188

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

04.02.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности».

В связи с переносом в соответствии с разделом II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 26.11.2019 № ДК-П9-239пр срока ввода в эксплуатацию части генерирующих объектов, функционирующих на основе фотоэлектрического преобразования энергии солнца, с 2025 – 2035 гг. на 2024 г. для обеспечения включения переносимых объемов в совокупный объем установленной мощности генерирующих объектов, который требуется отобрать в ходе проводимого в 2020 году отбора проектов для поставки мощности по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, проектом постановления вносятся изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, направленные на изменение сроков проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, проводимых в 2020 году на более поздний.

Изменения, вносимые проектом постановления в Правила определения цены на мощность, направлены на усиление штрафных санкций за несоблюдение целевых показателей степени локализации генерирующего оборудования солнечных и ветровых электростанций, в отношении конкурсных отборов, проводимых после 1 января 2020 года.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/02-20/00099205

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

06.02.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросам проведения конкурентных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций».

В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила оптового рынка), отбор проектов модернизации на 2026 год проводится в срок до 1 апреля 2020 года.

В настоящее время в рамках исполнения ряда поручений Правительства РФ Минэнерго России ведет согласование предложений, направленных на проведение дополнительного отбора проектов с использованием ГТУ в объеме до 2000 МВт на 2026-2028 годы в рамках централизованного отбора на 2026 год, а также усовершенствование общего порядка проведения отборов проектов модернизации начиная с 2020 года.

Для проведения всех необходимых процедур подготовки участников рынка и инфраструктурных организаций к отбору проектов модернизации, изменения в порядок проведения отбора должны быть приняты не позднее середины февраля 2020 года.

В этой связи в целях соблюдения сроков проведения регламентных процедур, установленных Правилами оптового рынка, подготовлен настоящий проект постановления, который предусматривает однократный перенос сроков проведения отбора проектов модернизации на 2026 год с дополнительным отбором проектов с использованием ГТУ с 1 апреля на 1 июля 2020 года.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/02-20/00099267

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

07.02.2020 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении требований к релейной защите и автоматике различных видов и ее функционированию в составе энергосистемы и о внесении изменений в некоторые акты Минэнерго России».

В соответствии с п. 140 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937,  для обеспечения надежности и живучести энергосистемы и предотвращения повреждения линий электропередачи и оборудования все линии электропередачи, оборудование объектов электроэнергетики, энергопринимающие установки, входящие в состав энергосистемы, независимо от их класса напряжения оснащаются устройствами релейной защиты и автоматики. Требования к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики, а также к принципам функционирования устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, а также требования к релейной защите и автоматике различных видов и ее функционированию в составе энергосистемы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики, а также к принципам функционирования устройств и комплексов релейной защиты и автоматики  (далее – Требования) утверждены приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 101.

Проект приказа подготовлен в развитие и дополнение указанных Требований и устанавливает требования к функционированию различных видов релейной защиты и автоматики (далее – РЗА) в составе электроэнергетической системы, требования к чувствительности и селективности устройств релейной защиты. Указанные требования являются основополагающими для функционирования устройств РЗА в энергосистеме, их настройки, правильной и эффективной  работы.

В настоящее время  данные вопросы урегулированы только Правилами устройства электроустановок (6-е издание, глава 3.2 «Релейная защита»), которые имеют неопределенный правовой статус, не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и официально не опубликованы.

Проект приказа направлен на ликвидацию пробела в нормативной регламентации вопросов РЗА.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – повторные публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/08/10-19/00095788

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

07.02.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения механизма и источника компенсации затрат на модернизацию (реконструкцию) или строительство генерирующих объектов тепловых электростанций в неценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности, а также порядок определения регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность в отношении таких генерирующих объектов».

Положениями проекта постановления предлагается, в том числе:

- определить порядок утверждения и корректировки размеров капитальных затрат на реализацию проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих модернизации (реконструкции) или строительству в неценовых зонах оптового рынка и определенных решением Правительства РФ;

- определить порядок подтверждения фактически понесенных капитальных затрат на модернизацию (реконструкцию) или строительство соответствующих генерирующих объектов;

- определить порядок подтверждения выполнения требований по локализации производства оборудования, использованного при модернизации (реконструкции) или строительстве соответствующих генерирующих объектов, которые определены Правительством РФ;

- определить порядок расчета размера средств, подлежащих возврату по итогам начала исполнения обязательств по поставке мощности генерирующими объектами тепловых электростанций, подлежащими модернизации (реконструкции) или строительству в неценовых зонах оптового рынка, с учетом предусмотренных штрафов за нарушение установленных Правительством РФ сроков начала исполнения обязательств по поставке мощности, предоставления необходимой документации и подтверждений выполнения требований по локализации производства оборудования, выданных собственнику в установленном порядке;

- определить исчерпывающий перечень обстоятельств, при подтверждении которых снижение размера надбавки для целей возврата капитальных затрат на реализацию генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащими модернизации (реконструкции) или строительству в неценовых зонах оптового рынка, не применяется;

- определить порядок расчета и применения регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) вырабатываемую генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащими модернизации (реконструкции) или строительству в неценовых зонах оптового рынка для целей поставки потребителям;

- определить, что возврат капитальных затрат на модернизацию (реконструкцию) или строительство соответствующих генерирующих объектов будет осуществлен за 180 месяцев с даты начала исполнения обязательств по поставке мощности;

- определить, что базовая норма доходности, с корректировкой на значение доходности государственных облигаций федерального займа, устанавливается на уровне 12,5 %.

Проект постановления связан с реализацией государственной программы модернизации тепловой энергетики и расширения магистральной инфраструктуры Российской Федерации и способствует достижению этих целей.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/02-20/00099373

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

07.02.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденные приказом ФСТ России от 18 марта 2015 г. № 421-э».

Проект приказа ФАС России разработан с целью актуализации указанных Методических указаний и в связи с переходом к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также на территориях, предусмотренных приложением № 4 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-20/00099339

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Результаты еще двух «цифровых пилотов» были приняты в ведомственном проекте «Единая техническая политика – надежность электроснабжения».

03-02-2020

Руководитель ведомственного проекта «Единая техническая политика – надежность электроснабжения», заместитель директора департамента оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России Елена Медведева провела очередное заседание участников ведомственного проекта.

Были рассмотрены результаты двух пилотных проектов, направленных на повышение надежности энергоснабжения путем внедрения новых типов управления на базе цифровых технологий и интеллектуальных систем.

Один пилотный проект был представлен ПАО «МРСК Юга», входящим в группу компаний «Россети». Ключевым результатом данного проекта является создание цифровой модели электрической сети и точек поставки электрической энергии в соответствии с национальными стандартами серии «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики» полностью для одного из районов электрических сетей (Сальский РЭС). На базе цифровой модели опробован сбор исходных данных для расчета показателей надежности оказываемых услуг сетевыми компаниями на базе технологий промышленного интернета («интернет вещей»). Такое решение позволит не только достоверно и оперативно оценивать показатели надежности в отношении потребителей, но и позволит улучшить процессы оперативно-технологического и ситуационного управления в энергосистемах.

В рамках совместного пилотного проекта АО «СО ЕЭС» и ПАО «РусГидро» было введено в действие цифровое дистанционное управление графиками нагрузки десяти гидравлических электрических станций из диспетчерских центров. Проект явился очередным шагом по внедрению цифрового дистанционного управления оборудованием и режимами работы объектов электроэнергетики.

В ходе обсуждения представленных пилотных проектов участники заседания рассмотрели и предложили дальнейшее тиражирование и развитие полученных результатов. 

«Пилотные проекты, которые мы сегодня обсуждали, являются реальными практическими шагами по цифровой трансформации электроэнергетики. Энергокомпании продемонстрировали взвешенный подход к выбору технических решений и оценке их технико-экономических характеристик. Мы, со своей стороны, ориентируем компании не ограничиваться автоматизацией процессов, а видеть потенциал для дальнейшего развития полученных результатов в целях изменения как самих процессов, так и цифровизации внутриотраслевых взаимодействий», – рассказала  Елена Медведева.

Ведомственный проект «Единая техническая политика – надежность электроснабжения» утвержден протоколом заседания ведомственного координационного органа проектной деятельности Минэнерго России под председательством Министра энергетики РФ А.В. Новака от 18.04.2019 № AH-139пр. На сегодняшний день уже реализуются и запланированы к завершению до 2024 года 25 пилотных проекта в разных энергокомпаниях. Эти пилоты направлены не только на использование цифровых технологий, но и на изменение отдельных бизнес-процессов.

Источник: Посмотреть

● УФАС отменило торги «Янтарьэнерго» на полмиллиарда из-за нарушений закона.

06-02-2020

Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области признало, что «Янтарьэнерго» нарушило закон, определив подрядчика для работ по строительству элементов электроподстанции в Рощино на 110 кВ за 456 млн. руб. Соответствующее решение опубликовано в картотеке решений ФАС.

Антимонопольщики выдали энергетикам предписание отменить итоги закупки, в которой победителем была определена компания «ТрансЭнергоСнаб».

Как видно из решения антимонопольного органа, «Янтарьэнерго» объявило торги и на них заявилось 4 компании, в том числе «ТрансЭнергоСнаб» и «СБ «Регион». Сначала все компании к торгам допустила, а потом решение отменили и «ТрансЭнергоСнаб» оказалась единственной допущенной компанией. Поэтому с ней и было принято решение заключить договор.

«СБ «Регион» сочла, что его необоснованно не допустили к торгам и пожаловалось в УФАС. Комиссия управления сочла, формально заявка «СБ «Регион» действительно не соответствовала требованиям: в ней не было сведений о персонале, привлекаемом для выполнения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ. Однако этой же информации, по данным УФАС, не было и в заявке «ТрансЭнергоСнаб», заявку которого в «Янтарьэнерго» к торгам допустили.

Более того, «ТрансЭнергоСнаб» в своей заявке указал, что в судебных разбирательствах не участвовал. Однако, как стало известно в процессе разбирательства, компания судилась непосредственно с «Янтарьэнерго» до конца декабря 2019 года.

«Янтарьэнерго», являясь заказчиком и организатором закупки, располагало сведениями об участии ООО «ТрансЭнергоСнаб» в судебных разбирательствах и не могло не знать об их наличии, так как на момент подачи и рассмотрения заявок являлось ответчиком по делу               № А21-13766/2019, истцом по которому выступало ООО «ТрансЭнергоСнаб», - говорится в решении УФАС.

Ссылка на решение УФАС: Посмотреть

Источник: Посмотреть

УФАС обязало краевое министерство ЖКХ установить нормативы потребления электроэнергии.

07-02-2020

Управление ФАС по Пермскому краю усмотрело в бездействии краевого министерства ЖКХ признаки нарушения Федерального законаот 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции». Ведомству выдано предупреждение о необходимости установить нормативы потребления электроэнергии в многоквартирных домах региона, сообщает пресс-служба антимонопольного органа.

Согласно Жилищному кодексу РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых ресурсов. Объём определяется либо по показаниям приборов учёта, либо по нормативам потребления. Ранее полномочиями по принятию нормативов потребления коммунальных услуг обладала Региональная служба по тарифам. В 2018 году её функции переданы краевому министерству ЖКХ.

Однако нормативы, установленные Региональной службой по тарифам, были признаны недействующими. Такое решение в августе 2019 года принял Пермский краевой суд. 22 января решение подтвердила Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ. Сейчас норматив потребления электроэнергии в многоквартирном доме на территории Прикамья отсутствует.

Александр Плаксин, руководитель Управления ФАС России по Пермскому краю: «из-за того, что краевое министерство ЖКХ и благоустройства не установило нормативы потребления электроэнергии на общее содержание имущества в многоквартирных домах, сложилась ситуация, противоречащая законодательству. Так, коммунальный ресурс потребителям предоставляется, население услугу оплачивает, но, в силу отмены прежних нормативов и отсутствия вновь утверждённых, ПАО «Пермэнергосбыт» не имеет законных оснований эти платежи собирать. Так, бездействие министерства содержит признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приводит к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующих субъектов, в данном случае ПАО «Пермэнергосбыт».

Антимонопольщики вынесли краевому ведомству предупреждение, которое необходимо исполнить до 21 февраля 2020 года. В противном случае будет возбуждено антимонопольное дело.

Источник: Посмотреть

● Суд установил, что висящие провода не всегда означают присоединение к сетям.

04-02-2020

В Управление ФАС по Республике Хакасияпоступила жалоба ИП, в которой она указала на неоднократный отказ сетевой организации в технологическом подключении своего земельного участка к электрическим сетям.

В процессе рассмотрения дела общество отрицало вину, доказывало, что протянутые в сторону участка заявительницы провода однозначно свидетельствуют об осуществлении технологического присоединения ранее, а потому отказ сетевой организации законен. Вместе с тем, подтвердить наличие фактического техприсоединения не смогли даже вызванные в антимонопольный орган свидетели.

Антимонопольный орган вынес в отношении сетевой организации постановление по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным УФАС постановлением, сетевая организация обжаловала его в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Несколько заседаний суд выяснял, влияют ли когда-то имевшаяся договоренность с другой организацией и подключение к сетям соседнего участка, сведения о кадастровых границах участка, пояснения заявителя и представителей антимонопольного управления на правомерность отказа со стороны сетевой организации.

Оценив представленные доказательства, пояснения и свидетельства, Арбитражный суд Республики Хакасия подтвердил законность и обоснованность постановления Хакасского УФАС России. Это решение было обжаловано юридическим лицом в Третий арбитражный апелляционного суд, который также не усомнился в сделанных УФАС выводах и оставил решение суда первой инстанции в силе.

Таким образом, постановлением по делу (подтверждено судам двух инстанций по делу А74-5679/2019) общество привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением соответствующего статье штрафа, с предпринимателем в настоящее время заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Незаконность в препятствовании перетоку электрической энергии подтверждена в апелляции.

04-02-2020

04.04.2019 в отношении АО «Рязаньмонтажзаготовка» рассмотрено административное дело по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ; обществу вменено нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Так, в Рязанское УФАС России обратилось ООО «ПРФ «ПИАР», которое владеет в г. Рязани нежилыми помещениями и сдает их в аренду третьим лицам. В течение 2018 года в ООО «ПРФ «ПИАР» неоднократно поступали жалобы арендаторов на отсутствие электрической энергии в помещениях; в письмах указывалось о намерении расторгнуть договоры аренды, если проблемы не будут устранены.

В ходе рассмотрения административного дела выявлено, что энергопринимающие установки ООО «ПРФ «ПИАР» опосредовано присоединены к электрическим сетям сетевой организации через трансформаторную подстанцию, принадлежащую АО «Рязаньмонтажзаготовка»; отключения электрической энергии осуществлялись в данной ТП.

При этом многочисленные обращения ООО «ПРФ «ПИАР» к АО «Рязаньмонтажзаготовка» с просьбой возобновить переток электрической энергии всегда оставались без ответа; энергоснабжение возобновлялось лишь спустя несколько дней.

Установлено, что целью отключений стало понуждение ООО «ПРФ «ПИАР» заключить возмездный договор с АО «Рязаньмонтажзаготовка» и компенсировать затраты на содержание трансформаторной подстанции в размере более 300 тыс. руб., что действующим законодательством запрещено.

По итогам рассмотрения дела АО «Рязаньмонтажзаготовка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ; административный штраф заменен на предупреждение, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства и данное правонарушение совершено им впервые.

Не признавая вину, АО «Рязаньмонтажзаготовка» оспорило постановление Рязанского УФАС России в судебном порядке. 20.11.2019 Арбитражный суд Рязанской области в удовлетворении заявленных требований АО «Рязаньмонтажзаготовка» отказал.

04.02.2020 арбитражный суд апелляционной инстанции также отказал АО «Рязаньмонтажзаготовка» в удовлетворении требовании и признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Арбитражный суд г. Москвы подтвердил законность действий Краснодарского УФАС России при споре смежных сетевых организаций.

07-02-2020

Напомним, в Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО «ВТ-Ресурс» (далее – Заявитель), на действия АО «НЭСК-электросети, выразившиеся в отказе в рассмотрении заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям, ввиду отсутствия в заявке документов, подтверждающих право собственности иное законное основание на объект.

По результатам рассмотрения обращения Заявителя, АО «НЭСК-электросети» за нарушение Правил технологического присоединения № 861 было привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 600 тыс. руб.

Также в адрес АО «НЭСК-электросети» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушению.

АО «НЭСК-электросети» обратилось в адрес ФАС России с заявлением о признании незаконным действия Краснодарского УФАС России по вынесению   постановлению по делу.

Решением ФАС России от 18.12.2019 постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении Краснодарского УФАС России оставлено без изменения.

Не согласившись с Решением ФАС России от 18.12.2019, АО «НЭСК-электросети» обжаловало действия ФАС России и Краснодарского УФАС России  в Арбитражный суд г. Москвы.

06.02.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал АО «НЭСК-электросети» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Краснодарского УФАС России и Решения ФАС России от 18.12.2019.

Источник: Посмотреть

● «Костромаэнерго» заплатит 800 тыс. руб. за отказ подключить частный дом и хозпостройку к электросетям.

07-02-2020

Арбитражный суд оставил в силе постановление управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Костромской области, в соответствии с которым «Россети Центр Костромаэнерго» (филиал ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго») признано нарушившим правила подключения к сетям, сообщает УФАС.

Ранее антимонопольное ведомство привлекло сетевую организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ за невыполнение присоединения к электрическим сетям индивидуального жилого дома в поселке Зарубино и хозяйственного строения в СНТ «Мелиоратор».

За нарушение закона «Костромаэнерго» заплатит в общей сложности 800 тыс. руб.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд поддержал вывод судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что потребитель обязан оплатить услуги по передаче электрической энергии той сетевой организации, к которой присоединены его объекты электросетевого хозяйства (определение ВС РФ от 03.02.2020 №  304-ЭС19-26135).

Основной вывод: потребитель электроэнергии обязан оплачивать услуги по передаче электрической энергии той сетевой организации, к которой присоединены его объекты электросетевого хозяйства.

Ключевые тезисы:

- законодательством правоотношения между субъектами розничных рынков урегулированы таким образом, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с ее обращением;

- приобретая электроэнергию у поставщиков, потребители оплачивают услуги по ее передаче либо поставщикам электроэнергии с последующим расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных между ними договоров (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором энергоснабжения), либо непосредственно сетевым организациям по отдельным договорам (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором купли-продажи электроэнергии) (п. 2 ст. 37 Федерального законаот 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 6, 27-30, 40-43, 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442);

- в договорах, опосредующих правоотношения по поставке электроэнергии, указываются точки поставки, которые являются местами исполнения обязательств и используются для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (в том числе в части услуг по передаче электроэнергии). По общему правилу места нахождения точек поставки предопределяются условиями технологического присоединения объектов электроэнергетики к объектам электросетевого  хозяйства (п. 2, 40, 41 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передачеэлектрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861);

- особенностью рынка услуг по передаче электрической энергии является то, что сетевые организации ограничены в выборе своих контрагентов особенностями технологического присоединения электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства;

- потребители, отдавая часть своих объектов в аренду сетевым организациям, в отличие от общего правила, сами могут выбрать контрагента. И у потребителя имеется право самостоятельно определять контрагента по договору аренды своего имущества, вне зависимости от качества оказываемых услуг. Факт смены сетевой организации в средине регулируемого периода не может свидетельствовать только о недобросовестности действий потребителя.Законодательство в сфере оказания услуг на розничном рынке электрической энергии не содержит ограничений для таких потребителей услуг в выборе сетевой организации-контрагента и не устанавливает ответственности за такой выбор;

- потребители заключают договоры технологического присоединения и договоры оказания услуг по передаче электрической энергии, относящиеся к числу публичных договоров, обязательных для заключения сетевой организацией, с той сетевой организацией, к которой присоединены их объекты электросетевого хозяйства (п. 1, 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть