Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (02.12.2019 -08.12.2019)

09 декабря 2019

Утверждены требования к графическому исполнению нормальных (временных нормальных) схем электрических соединений объектов электроэнергетики и порядку их согласования (приказ Минэнерго России от 16.08.2019 № 854).

Требования к графическому исполнению нормальных (временных нормальных) схем электрических соединений объектов электроэнергетики и порядку их согласования с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные приказом Минэнерго России от 16.08.2019 № 854, устанавливают требования к графическому исполнению нормальных схем электрических соединений объектов электроэнергетики (далее – нормальные схемы) и временных нормальных схем электрических соединений объектов электроэнергетики (далее – временные нормальные схемы) и их согласованию с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Требования распространяются на:

- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании электростанциями, подстанциями, входящими в состав ЕЭС России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

Приказом установлено, что разработка, утверждение, введение в действие нормальных (временных нормальных) схем объектов электроэнергетики, направление в диспетчерские центры утвержденных схем осуществляется  владельцами объектов электроэнергетики в сроки и порядке, установленные Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждаемыми Минэнерго России в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ  от  13.08.2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В случае если оборудование объекта электроэнергетики относится к объектам диспетчеризации, владелец объекта электроэнергетики обязан согласовать проект нормальной (временной нормальной) схемы с диспетчерскими центрами, в диспетчерском управлении (введении) которых находится оборудование объекта электроэнергетики. Приказом установлены сроки направления проектов нормальной (временной нормальной) схем в диспетчерский центр.

Приказом предусмотрено, что диспетчерский центр должен рассмотреть и согласовать проект нормальной (временной нормальной) схемы или направить замечания к нему в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения проекта от владельца объекта электроэнергетики.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2019 за № 56709.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждены значения планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2025 год (приказ Минэнерго Россииот 28.10.2019 № 1145).

Приказом Минэнерго России от 28.10.2019 № 1145 «Об утверждении значений планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2025 год» на 2025 год определены значения планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности:

- для первой ценовой зоны – 18,4;

- для второй ценовой зоны – 18,0.

Величины плановых коэффициентов резервирования для целей проведения КОМ на 2025 год определены АО «СО ЕЭС» в соответствии с Положением о порядке определения величины спроса на мощность для проведения долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и порядке определения плановых коэффициентов резервирования мощности в зонах (группах зон) свободного перетока электрической энергии (мощности), утвержденным приказом Минэнерго России от 07.09.2010 № 431.

Значения плановых коэффициентов резервирования по группам зон свободного перетока для проведения КОМ на 2025 год соответствуют аналогичным значениям, рассчитанным для целей проведения КОМ на 2022-2024 годы.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 04.12.2019 за № 56680.

Начало действия документа - 15.12.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2020 год (приказ ФАС России от 24.10.2019 № 1415/19).

Приказом ФАС России от 24.10.2019 № 1415/19 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2020 год» на 2020 год установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка.

Тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2020 год рассчитаны исходя из утвержденного приказом ФАС России от 20.06.2019 № 828/19-ДСП Сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии и мощности в рамках ЕЭС России на 2020 год.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29.11.2019 за № 56653.

Начало действия документа - 13.12.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

●Минэнерго России выпустило приказ об обеспечении надежности электроснабжения в выходные и праздничные дни (приказ Минэнерго Россииот 26.11.2019 № 1263).

В целях обеспечения безопасности электроснабжения потребителей в 2020 году, Минэнерго России традиционно выпустило приказ от 26.11.2019 № 1263 «Об обеспечении надежной работы объектов электроэнергетики в выходные и нерабочие праздничные дни в 2020 году».

В соответствии с данным приказом руководству субъектов электроэнергетики рекомендовано установить особый контроль за работой персонала и технологического оборудования на объектах электроэнергетики в нерабочие дни. Также будет обеспечено оперативное взаимодействие сотрудников Минэнерго России с ответственными техническими руководителями субъектов электроэнергетики.

Сообщается, что Минэнерго России проводит непрерывную работу по контролю за состоянием и функционированием объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, в том числе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Чеченской Республики, Республики Ингушетия и Республики Калмыкия признаны несостоявшимися (приказы Минэнерго России от 29.11.2019 №№ 1297, 1298, 1299).

Приказами от 29.11.2019 №№ 1297, 1298, 1299 Минэнерго России признало не состоявшимися конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщикана территории Чеченской Республики, Республики Ингушетия и Республики Калмыкия.

Решение о проведении очередного конкурса должно быть представлено в срок не позднее 3 июля 2020 года с минимальным размером денежных средств для оплаты победителем конкурса:

- по Чеченской Республике – 5 568 038 058,50 руб.;

- по Республике Ингушетия – 945 354 402,51 руб.;

- по Республике Калмыкия – 41 003 189,10 руб.

Ссылка на приказы: по Чеченской Р.; по Р. Ингушетия; по Р. Калмыкия

С 1 января 2020 года статус гарантирующего поставщика на территории Омской области присвоен ООО «Омская энергосбытовая компания» (приказ Минэнерго России от 29.11.2019 № 1300).

В соответствии с приказом Минэнерго России от 29.11.2019 № 1300 с 1 января 2020 года АО «Петербургская сбытовая компания» утрачивает статус гарантирующего поставщика на территории Омской области в связи с отказом от осуществления функций гарантирующего поставщика.

С 1 января 2020 года статус гарантирующего поставщика на территории Омской области в рамках административных границ Омской области присваивается ООО «Омская энергосбытовая компания».

Ссылка на приказ: Посмотреть

● 04 декабря 2019 Государственной Думой в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» (законопроект № 767552-7).

04 декабря 2019 года депутаты Государственной Думы РФ приняли в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации». Документ представляла статс-секретарь – заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко. Замглавы энергетического ведомства пояснила, что разработанный Минэнерго России законопроект направлен на совершенствование механизма вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации и предусматривает проведение оценки возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях, порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий, а также источники их финансирования. «Реализация положений законопроекта позволит вывести неэффективные генерирующие и сетевые мощности из эксплуатации, сохранив при этом надежность энергосистемы», - пояснила Анастасия Бондаренко.

Документ предусматривает разработку замещающих мероприятий в части строительства сетевого или нового объекта генерации, а также оценку экономических последствий для потребителей от реализации предлагаемых мероприятий и продолжения эксплуатации объекта в случае установления запрета на вывод объекта генерации на неопределенный срок. «В случае предъявления собственнику генерирующего объекта требования о приостановлении вывода генерирующего объекта и утверждения перечня мероприятий по обеспечению вывода такого объекта из эксплуатации, он обязан обеспечить эксплуатацию объекта по производству электрической энергии, а также обеспечить выполнение замещающих мероприятий, в том числе путем заключения с сетевой организацией договора об осуществлении мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электроэнергии, включая как расходы на эксплуатацию объекта, так и расходы на выполнение мероприятий по обеспечению вывода объекта из эксплуатации», - рассказала замминистра.

По мнению Минэнерго России, принятие законопроекта, а также соответствующих подзаконных нормативных правовых актов позволит освободить электроэнергетику от лишней и неиспользуемой генерации максимально эффективным способом.

Ссылка на законопроект: Скачать

Источники: Посмотреть; Посмотреть

02.12.2019 ФАС России разместила на официальном портале проектов НПА проект приказа «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию на 2020 год, поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции при введении государственного регулирования».

Проектом приказа ФАС России предполагается утвердить цены (тарифы) на электрическую энергию на 2020 год, поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции при введении государственного регулирования, согласно приложению к настоящему приказу:

- в отдельных ценовых зонах оптового рынка и (или) на оптовом рынке в целом в случае выявления временного совокупного дефицита электрической энергии;

- на территориях, временно работающих изолированно от ЕЭС России, в том числе параллельно с электроэнергетической системой иностранного государства или ее частью.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-19/00097677

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

03.12.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров об осуществлении технологического присоединения и договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)».

Проект постановления Правительства РФ разрабатывается в целях сокращения этапов взаимодействия заявителей с сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в рамках процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/12-19/00097736

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

04.12.2019 ФАС России разместила на официальном портале проектов НПА проект приказа «Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2020 год».

Проектом приказа ФАС России в условиях сохранения тарифа на 1-ое полугодие 2020 года на уровне 2-го полугодия 2019, тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС» на 2020 год, определен в следующих размерах:

на 1-ое полугодие 2020 года – 1,161 руб./МВт*ч;

на 2-ое полугодие 2020 года – 1,214 руб./МВт*ч.

Прирост тарифа на услуги, оказываемые АО «АТС» во 2 полугодии 2020 года, к уровню тарифа, утвержденному ФАС России на 2 полугодие 2019 года, составит 4,5 %.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-19/00097819

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

05.12.2019 ФАС России разместила на официальном портале проектов НПА проект приказа «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» и продлении долгосрочного периода регулирования на 2020 года».

Проектом приказа ФАС России предполагается утвердить тариф на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», на долгосрочный период регулирования на 2020 год в виде:

- ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, для субъектов Российской Федерации, согласно приложениям № 1 (с 01.01.2020 по 30.06.2020 -  182 697,68руб./МВт*мес., с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 192 746,05руб./МВт*мес.) и № 2 (с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 71 690,66руб./МВт*мес., с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 75 653,94руб./МВт*мес.)¹ к настоящему приказу;

- ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемые для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, в виде формулы в соответствии с приложением № 3 к настоящему приказу.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-19/00097858

¹ Для Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесская Республики, Ставропольского края.

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

05.12.2019 ФАС России разместила на официальном портале проектов НПА проект приказа «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков на 2020 год».

В проекте приказа ФАС России расчет индикативных цен на электрическую энергию и мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), функционирующих в неценовых зонах оптового рынка, произведен в соответствии с Методическими указаниями по определению индикативных цен на электрическую энергию и мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в целях формирования регулируемых договоров, заключаемых в соответствующем периоде регулирования, утвержденными приказом ФСТ России от 28.09.2007 № 262-э/11.

Расчеты были выполнены на основе показателей Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2020 год, утвержденного ФАС России, исходя из расчетных тарифов на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок генерирующими объектами  на 2020 год, утвержденных ФАС России.

Расчет произведен в соответствии с макроэкономическими показателями одобренного Правительством РФ Прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Ставки на электрическую энергию и мощность в первом полугодии 2020 года сохранены на уровне тарифов, действующих на второе полугодие 2019 года, согласно приказу ФАС России от 06.12.2018 № 1711/18.

Для потребителей за исключением населения и приравненных к нему категорий, на территориях для которых определены особенности функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии индикативные цены увеличиваются более высокими темпами в целях доведения таких цен до свободных (нерегулируемых) цен, формируемых в первой и второй ценовой зоне оптового рынка соответственно.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-19/00097861

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

06.12.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ  «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросам проведения дополнительного отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применений инновационных газовых турбин, а также совершенствованию механизма привлечения инвестиций в модернизацию генерирующих объектов тепловых электростанций».

В целях формирования устойчивого спроса в электроэнергетической отрасли на газовые турбины средней и большей мощности, производство которых локализовано на территории Российской Федерации и во исполнение поручения Правительства РФ от 24.09.2019 № ДК-П9-179пр (п. 2) Минэнерго России разработало предложения по проведению дополнительного отбора проектов ГТУ в объеме до 2000 МВт в рамках централизованного отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций до 1 апреля 2020 года.

Положениями проекта постановления предусмотрено, в том числе, что отбор будет проведен системном оператором, распределение предельного объема мощности проектов ГТУ предлагается осуществить по годам начала поставки в следующих объемах:

на 2026 год – до 560 МВт в первой ценой зоне, до 140 МВт во второй ценовой зоне;

на 2027 год – до 560 МВт в первой ценой зоне, до 140 МВт во второй ценовой зоне;

на 2028 год – до 470 МВт в первой ценой зоне, до 130 МВт во второй ценовой зоне.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/12-19/00097908

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Александр Новак: «Электросетевой комплекс стал драйвером развития экономики страны».

03-12-2019

Министр энергетики РФ Александр Новак выступил на пленарной сессии Международного форума «Электрические сети».

Глава Минэнерго отметил, что российская электроэнергетика – это отрасль, от которой зависят абсолютно все процессы экономического роста и социального развития, а электросетевой комплекс – важная составляющая, которая находится ближе всего к потребителям.

«За последние несколько лет электросетевой комплекс стал драйвером развития. Российская Федерация всего за семь лет поднялась со 188 места на 7 место в рейтинге Группы Всемирного банка Doing Business по показателю «Подключение к системе электроснабжения». Это лучший показатель среди всех показателей нашей страны в рейтинге Doing Business. По показателю «подключение к электрическим сетям» Россия получила 97,5 балла из 100 возможных. По показателю «индекса надежности электроснабжения» и «прозрачности тарифов» Российская Федерация вышла на максимальную оценку – 8 из 8 баллов», - сообщил Александр Новак.

В своем докладе министр отметил, что за последние семь лет суммарный объем инвестиций в электросетевой комплекс составил 2,6 трлн. рублей, было введено 165 тыс. МВА трансформаторных мощностей и 250 тыс. км линий электропередачи.

«Приоритеты развития электросетевого комплекса России определены Стратегией развития электросетевого комплекса. Большинство мероприятий Стратегии уже реализованы. Сегодня для энергетического сектора и электроэнергетической отрасли в частности настал тот момент, когда необходимо решать целый ряд сложных задач, определить пути изменения традиционных бизнес-моделей с учетом таких трендов в мире, как увеличение доли производства электроэнергии на основе возобновляемых источников, увеличение объемов управления спросом на электрическую энергию, развитие микрогенерации, электротранспорта и систем хранения электроэнергии. В мире признанным решением и ключом к интеграции данных трендов стала цифровая трансформация», - подчеркнул глава Минэнерго.

Он напомнил, что  ПАО «Россети» еще в 2018 году поставило себе задачу адаптироваться к новым трендам, и в компании была утверждена концепция цифровой трансформация до 2030 года.

В завершение министр отметил, что в 2020 году отрасль будет отмечать 100-летие такого важного события, как утверждение плана ГОЭЛРО¹.

¹Справочно: ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) — орган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки  проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. Аббревиатура часто расшифровывается также как Государственный план электрификации России, то есть продукт комиссии ГОЭЛРО, ставший первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции.План представлял собой единую программу возрождения и развития страны и ее конкретных отраслей – прежде всего тяжелой индустрии, а главным средством полагал максимально возможный подъем производительности труда. И притом не только за счет интенсификации и рационализации, но и за счет замены мускульных усилий людей и животных механической энергией. А особо подчеркивалась в этой программе перспективная роль электрификации в развитии промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства. Директивно предлагалось использовать главным образом местное топливо, в том числе малоценные угли, торф, сланцы, газ и древесину.

Источник: Посмотреть

● Замминистра энергетики РФ Андрей Черезов: «Необходимо выстроить правильный учет, чтобы не было несанкционированного потребления электроэнергии».

04-12-2019

Заместитель Министра энергетики РФ Андрей Черезов принял участие в панельной дискуссии «Развитие правового регулирования в целях предупреждения противоправных действий», прошедшей в рамках Международного форума «Электрические сети». Участники обсудили необходимые шаги для решения таких проблем, как хищение электроэнергии и безучетное потребление.

Андрей Черезов напомнил, что в Министерстве энергетики создан и работает Департамент экономической безопасности в ТЭК. Его задачей среди прочего является взаимодействие с правоохранительными органами по выявлению и предотвращению противоправных действий в ТЭК, в том числе в области защиты экономических интересов организаций.

Отдельной темой обсуждения стала работа недобросовестных компаний. Заместитель Министра также подчеркнул важность работы по учету потребления электроэнергии и пресечению бездоговорного потребления.

«Необходимо выстроить интеллектуальный и правильный учет, чтобы не было несанкционированного потребления электроэнергии. Кроме того, требуется серьезная сертификация приборов учета. Только оборудование производителей, которые прошли сертификацию, должно быть разрешено для установки», - рассказал Андрей Черезов.

В своем выступлении заместитель Министра также поднял вопрос ужесточения предусмотренной в законодательстве ответственности за несанкционированное и безучетное потребление электроэнергии.

Источник: Посмотреть

●Матвиенко потребовала наказать Новака за задержку закона о счетчиках.

06-12-2019

Глава Минэнерго должен понести наказание за то, что его ведомство не подготовило вовремя подзаконные акты к закону об «умных счетчиках», заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

На совещании со статс-секретарями она отметила, что сейчас 65 процентов подзаконных актов, которые должно готовить правительство, принимаются с нарушением сроков. В том числе речь шла и о законе об «умных счетчиках», который должен вступить в силу с 1 июля следующего года.

«Мы в свое время аплодировали принятию изменений в действующее законодательство в связи с развитием систем учета электрической энергии в России. И что затем? Мы нашли компромисс, вроде, все приняли. А дальше тишина — ничего не сделано, ни один акт не принят. Ну что за безобразие, что за безответственность?» — сказала Матвиенко.

По ее словам, за это министру следует назначить административное наказание.

«Или хотя бы один замминистра должен за это отвечать. Ну, накажите хотя бы одного показательно», — добавила Матвиенко, отметив, что сроки подготовки подзаконных актов зачастую срываются по всем направлениям.

Она предположила, что теперь правительство внесет в Госдуму законопроект о переносе сроков вступления закона об электросчетчиках в силу, и заявила, что парламент не будет его принимать.

«Федеральному собранию надоело прикрывать министерства и ведомства», — заключила Матвиенко.

Президент Владимир Путин подписал закон о внедрении в России интеллектуальных систем учета электроэнергии год назад. В соответствии с ним с 1 июля 2020 года обязанности по учету электроэнергии в многоквартирных домах возлагаются на гарантирующих поставщиков (основные энергосбытовые компании регионов), а для остальных потребителей — на электросетевые компании. Организации, которые не смогут обеспечить учет с помощью «умных счетчиков» к 2023 году, будут оштрафованы. Расходы на обслуживание «умных» систем включат в тариф.

В свою очередь, в Минэнерго журналистам сообщили, что Минэнерго России разработало и внесло в установленном порядке в Правительство России все подзаконные акты по внедрению интеллектуальных приборов учета с 1 июля 2020 года.

«По плану-графику подготовки актов, утвержденного Правительством РФ 8 апреля 2019 года, основополагающие подзаконные акты были разработаны Минэнерго России и внесены в установленном порядке в Правительство РФ... Минэнерго России необходимые акты разработаны в установленные сроки», — говорится в сообщении.

Как поясняет министерство, основной акт — проект постановления правительства РФ «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» был разработан в установленные сроки, прошёл межведомственное согласование и был внесен в правительство 16 августа 2019 года, по итогам согласительного совещания в аппарате правительства был доработан, и направлен в правительство 1 ноября 2019 года.

Данным проектом определяется перечень функций интеллектуальной системы учета электроэнергии с разделением по категориям пользователей этой системы, основные требования к ним, правила присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии, требования по защите информации, требования к порядку обмена информацией.

При этом Минэнерго отмечает, что в Правительство РФ и Минэнерго поступали обращения Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний и «Интер РАО» о необходимости переноса срока реализации закона.

«При этом одна из причин инициирования переноса сроков вступления в силу закона со стороны гарантирующих поставщиков заключается в несогласии органов исполнительной власти субъектов РФ в области тарифного регулирования с заявленными объемами приборов учета, подлежащих установке гарантирующими поставщиками», - поясняет министерство.

Источники: Посмотреть; Посмотреть; Посмотреть

Рязанские антимонопольщики считают установку электросчетчиков на фасадах домов и столбах противозаконной.

06-12-2019

Об этом рассказал руководитель Рязанского УФАС России Юрий Гребнев в ходе публичного обсуждения результатов правоприменительной практики управления во втором полугодии. Руководитель пояснил, что перестановка приборов учёта потребления электроэнергии из жилых помещений на улицу или же изначальная их установка снаружи на стенах и столбах является злоупотреблением монопольным положением, которое используют энергетики, чтобы потребители электричества больше платили за содержание утеплённых боксов для приборов и несли ответственность за их сохранность.

Рязанское Управление ФАС обратилось в Арбитражный суд региона, который вынесет свое заключение по этому вопросу.

Источник: Посмотреть

ПАО «МРСК Сибири», в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети», признано виновным по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, назначен штраф 600 тыс. руб.

05 декабря 2019 года УФАС по Республике Алтай признало ПАО «МРСК Сибири», в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети»,виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Как следует из постановленияУФАС по Республике Алтай, ПАО «МРСК Сибири» повторно нарушилопп.«б» п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и не выполнило мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей в предусмотренный данными правилами срок.

Сетевой организации назначен штраф по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в размере 600 тыс. руб.

Постановление УФАС на настоящий момент в законную силу не вступило и может быть оспорено в арбитражном суде.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

Верховный Суд согласился с выводом судов нижестоящих инстанций о том, что гарантирующий поставщик, возместивший в полном объеме вред, причиненный потребителю поставкой электрической энергии ненадлежащего качества, имеет право на возмещение всех понесенных в результате этого расходов со стороны сетевой организации (определение ВС РФ от 02.12.2019 № 309-ЭС19-20825).

Общество «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу «МРСК Волги» о взыскании убытков в сумме 116 164,46 руб., возникших в результате поставки электроэнергии потребителю ненадлежащего качества.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного окружного суда, исковые требования удовлетворены частично: с ПАО «МРСК Волги» в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс» взыскано 64 092,52 руб. убытков, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении его требований, АО «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты, и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора.

Определением от 02.12.2019 № 309-ЭС19-20825 Верховный Суд отказал заявителю в удовлетворении кассационной жалобы на основании нижеследующего.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность осуществления передачи электрической энергии надлежащего качества потребителям возложена на сетевую организацию как владельца объектов электросетевого оборудования,  а ответственность гарантирующего поставщика перед потребителем за причинение вреда вследствие поставки потребителю электрической энергии ненадлежащего качества в таком случае является ответственностью за действия третьих лиц. В связи с этим гарантирующий поставщик, возместивший в полном объеме вред, причиненный потребителю поставкой электрической энергии ненадлежащего качества, имеет право на возмещение всех понесенных в результате этого расходов. Приняв во внимание, что гарантирующий поставщик возместил потребителям убытки (реальный ущерб) и компенсацию причиненного морального вреда, суд удовлетворил требования АО «ЭнергосбыТ Плюс» в сумме 64 092,52 руб.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания штрафов и взысканных с АО «ЭнергосбыТ Плюс» судебных расходов, суд первой инстанции руководствовался ст. 13, 22, 23 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 1, 15 Гражданского кодекса РФ и исходил из того, что обязанность по оплате этих расходов возникла у АО «ЭнергосбыТ Плюс» вследствие неудовлетворения им предъявленных требований потребителей в добровольном порядке.

Таким образом, суд первой инстанции констатировал отсутствие причинно-следственной связи между действиями ПАО «МРСК Волги» и возникшими у АО «ЭнергосбыТ Плюс» убытками, составляющими взысканные сумму штрафов и судебных расходов.

Суды апелляционной инстанции и округа согласились с выводами суда первой инстанции, которые соответствуют и сложившейся в Верховном Суде Российской Федерации практике разрешения аналогичных споров.

Верховный Суд констатировал, что приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении  норм материального права и наличии оснований для передачи жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть