Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (02.08.2021 - 08.08.2021)

16 августа 2021

● 03 августа вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1231, которым урегулированы вопросы заключения долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на территориях неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1231 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на территориях неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что долгосрочные двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, производимых на генерирующих объектах, которые не были включены в прогнозный баланс на 2010 год, и потребляемых энергопринимающими устройствами, введенными в эксплуатацию с 1 января 2011 г., заключаются между участниками оптового рынка, функционирующими на территории Дальневосточного федерального округа, и должны соответствовать следующим требованиям:

- энергопринимающие устройства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, введены в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов с объемом финансирования свыше 300 млрд. рублей и максимальная мощность таких энергопринимающих устройств в соответствии с документами о технологическом присоединении превышает 300 МВт;

- объем мощности, подлежащей поставке по договору, составляет не менее 108 МВт в отношении каждого месяца поставки;

- соотношение объемов электрической энергии и мощности (коэффициент оплаты мощности), поставляемых по долгосрочному двустороннему договору за расчетный период, определяемое как отношение суммарного объема электрической энергии (выраженного в МВт*ч) к суммарному объему мощности (выраженному в МВт), равно отношению количества часов в расчетном периоде и величины 1,2, если объем мощности, подлежащей поставке по договору, не превышает 180 МВт, и равно сумме величины, равной отношению количества часов в расчетном периоде и величины 1,5, и величины, равной отношению произведения 30 и количества часов в расчетном периоде к объему мощности, подлежащей поставке по договору, в иных случаях;

- указанный договор заключен на срок не менее 20 лет.

Цена на мощность в долгосрочных двусторонних договорах на очередной период регулирования не должна превышать предельный максимальный уровень регулируемых цен (тарифов), который ежегодно устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением Правительства от 21.07.2021 № 1231 предусмотрено, что при формировании прогнозного баланса на очередной период регулирования в части определения объемов поставки (покупки) электрической энергии и мощности по заключенным долгосрочным двусторонним договорам, начиная с периода регулирования, следующего за периодом, в котором такие договоры заключены, ФАС России по каждому участнику оптового рынка, заключившему такие договоры, помимо совокупного объема производства (потребления) электрической энергии и мощности, указывает, в том числе помесячные объемы электрической энергии и мощности, поставляемые по таким договорам, на основании информации, предоставленной организацией коммерческой инфраструктуры.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Установлен нормативный уровень балансовой надежности для ЕЭС России (приказ Минэнерго России от 30.04.2021 № 321).

Приказом Минэнерго России от 30.04.2021 № 321 «Об установлении нормативного уровня балансовой надежности для Единой энергетической системы России, используемого при оценке возможности вывода генерирующего оборудования из эксплуатации» установлен нормативный уровень балансовой надежности для ЕЭС России, используемый при оценке возможности вывода генерирующего оборудования из эксплуатации, соответствующий показателю вероятности бездефицитной работы энергосистемы, равный 0,996.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 04.08.2021 за № 64525.

Начало действия документа – 01.09.2021. Приказ действует до 28.01.2027.  

Ссылка на документ: Посмотреть

● Разъяснены особенности применения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (письмо ФАС России от 02.07.2021 № МШ/54803/21).

В письме ФАС России от 02.07.2021 № МШ/54803/21 «О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России», в частности, отмечается, что при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) сетевой организации по отказу в заключении договора в случае опосредованного фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, не подтвержденного перечнем необходимых документов, антимонопольному органу необходимо установить обоснованность такого отказа со стороны сетевой организации. В случае отсутствия указанных документов у сторон обязанность по рассмотрению заявки на технологическое присоединение и направлению договора лежит на той сетевой организации, которая является ближайшей сетевой организацией по отношению к энергопринимающим устройствам заявителя. Отказ сетевой организации в восстановлении документов о технологическом присоединении в случае наличия документов, обосновывающих, что ранее в отношении энергопринимающих устройств таких заявителей осуществлялось технологическое присоединение, подпадает под диспозицию ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Актуализированы вопросы тестирования по разделу «Требования к эксплуатации электрических станций и сетей» (распоряжение Ростехнадзора от 04.08.2021 № 290-рп).

В связи с государственной регистрацией приказа Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации» актуализированы вопросы тестирования по разделу «Требования к эксплуатации электрических станций и сетей» Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334.

Проведение аттестации работников в области промышленной безопасности по обновленным вопросам тестирования, утвержденным распоряжением Ростехнадзора от 04.08.2021 № 290-рп, начнется с 30 августа 2021 года.

С актуальными вопросами можно ознакомиться по ссылке.

Источник: Посмотреть

● 06 августа 2021 года для публичных обсуждений представлен проект постановления Правительства РФ по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию.

Проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России» подготовлен Минэнерго России в целях продления срока действия пилотного проекта по функционированию агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России (далее − пилотный проект).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 20.03.2019 № 287 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности» Минэнерго России провело анализ практики функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию, а также применения механизма управления спросом на электрическую энергию на розничных рынках. По итогам проведенного анализа пилотный проект признан успешным, его продление до момента перехода к целевой модели функционирования агрегаторов управления изменением потребления – целесообразным.

В связи с длительностью сроков разработки и процедур согласования проектов нормативных правовых актов, регулирующих внедрение целевой модели, ожидаемый срок начала оказания услуг по управлению изменением потребления на оптовом рынке электроэнергии и мощности – 1 января 2023 года.

С учетом изложенного, проект постановления предусматривает внесение изменений в Правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 117, и Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, в части продления срока проведения пилотного проекта до 31.12.2022.

Внесение указанных изменений позволит подготовить необходимые изменения в нормативные правовые акты, направленные на реализацию целевой модели функционирования агрегаторов управления изменением потребления.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/08-21/00118991

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Сделка Мосэнерго /Русэнергосбыт возможна при исполнении ряда условий.

02-08-2021

Антимонопольная служба удовлетворила ходатайство ПАО «Мосэнерго» о приобретении 100% долей в уставном капитале ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», выдав компании предписание.

Так, группа лиц ПАО «Мосэнерго» обязана обеспечить точное и качественное планирование объемов покупки электроэнергии на оптовом рынке с предоставлением ежеквартальной отчетности в ФАС России. Это требование обусловлено тем, что группа лиц ПАО «Мосэнерго» осуществляет деятельность по производству электрической энергии на оптовом рынке, а ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» занимается ее куплей-продажей.

Предписанием предусмотрено, что планирование объемов энергопотребления группы лиц «Мосэнерго» не должно расходиться с величинами, указанными в предписании. Это позволит избежать завышения цены на оптовом рынке вследствие повышения показателя спроса, не подтвержденного фактическими объемами потребления. Речь идет о почасовом потреблении, сформированном по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, в первой ценовой зоне¹.

По итогам каждого квартала компания обязана будет отчитываться об исполнении указанных требований в ФАС России. Поведенческие требования в предписании нивелируют потенциальные стратегии, вызванные единовременным владением активами генерирующих компаний и сбытовых организаций и выражающиеся в завышении электропотребления.

¹Справочно: первая ценовая зона включает в себя территории Европейской части России и Урала (Центрального, Северо-Западного федеральных округов (за исключением территорий, относящихся к неценовым зонам, на которых купля - продажа электрической энергии и мощности осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам). В данной зоне группа лиц ПАО «Мосэнерго» преимущественно осуществляет производство электрической энергии.

Источник: Посмотреть

● Компания «Хевел» выставила электроэнергию со своих СЭС на аукцион.

04-08-2021

«Авелар солар технолоджи» (структура «Хевела» — СП «Реновы» и «Реам менеджмента» Михаила Сиволдаева) решила продать электроэнергию со своих солнечных станций (СЭС) на открытом аукционе. Компания объявила торги на площадке «НЭП-Фабрикант»: с 2 по 6 августа предприятия могли направлять заявки на заключение свободных двусторонних договоров (СДД) купли-продажи энергии. Победят покупатели, которые захотят купить электроэнергию с наибольшей наценкой к рыночной цене на рынке на сутки вперед (РСВ), следует из документации к торгам. Минимальная премия — 80 руб. за 1 МВт*ч (или около 5% от текущей цены). Предполагается, что покупатели смогут использовать СДД для снижения углеродного следа продукции.

«Авелар солар технолоджи» хочет продать по СДД 187 тыс. МВт*ч за пять месяцев текущего года и еще 530 тыс. МВт*ч за весь 2022 год. Это может стать крупнейшей сделкой на рынке зеленых СДД в РФ. В 2019 году объем поставки электроэнергии с солнечных и ветряных станций по СДД составлял 60,2 тыс. МВт*ч, в 2020 году — около 200 тыс. МВт*ч, а за семь месяцев 2021 года — 263 тыс. МВт*ч, сообщили в «Совете рынка» (регулятор энергорынков). Для сравнения: объем поставки по СДД с ГЭС и АЭС в 2020 году составил 48,12 млн. МВт*ч.

Группа компаний «Хевел» — крупнейший инвестор в СЭС в России. По оценкам Ассоциации развития возобновляемой энергетики, в портфеле «Хевела» — объекты на 908 МВт. Строительство СЭС оплачивает оптовый энергорынок через механизм договоров поставки мощности. Срок договора — 15 лет, базовая доходность — 12% (при ставке ОФЗ 8,5%).

Структура «Хевела» предлагает потребителям заключить СДД с СЭС в Калмыкии, Башкирии, Оренбургской и Саратовской областях. Все станции находятся в первой ценовой зоне, где средняя цена РСВ составила 1,28 тыс. руб. за январь—июнь. По оценкам «Ъ», «Хевел» получит премию к рынку минимум 57,4 млн. руб., а выручка в целом превысит 975,7 млн. руб.

Промышленность считает, что торги «Хевела» могут нарушать закон о защите конкуренции, следует из письма «Сообщества потребителей энергии» главе ФАС Максиму Шаскольскому. По мнению ассоциации, генераторы используют СДД, по сути, для двойной перепродажи электроэнергии, которая уже оплачена по договорам ДПМ ВИЭ, а также «навязывают заинтересованным потребителям цену договора, значительно превышающую рыночную». При этом дополнительная выручка от СДД не вычитается из платежей по ДПМ ВИЭ. Потребители также опасаются, что «Хевел» по СДД будет поставлять энергию, купленную «на рынке РСВ или на балансирующем рынке у других поставщиков различных типов генерации». В ФАС сообщили, что получили письмо.

«Мы хотим предложить решение, очень простое. Мы предлагаем бизнесу подумать о том, чтобы электроэнергию для своей продукции использовать из возобновляемых источников», - сказал Анатолий Чубайс, спецпредставитель Президента РФ по вопросам устойчивого развития, 10 декабря 2020 года.

В «Хевеле» заявили, что уже получают «много предложений от покупателей». Там считают, что аукционы — наиболее справедливый и рыночный инструмент. В «Хевеле» также отметили, что не занимают доминирующего положения на рынке ВИЭ, а приобретение такой энергии не является обязательным для потребителей. «Объем покупки 717,4 тыс. МВт*ч по СДД позволит сократить выбросы СО2 на 380 тыс. тонн. В пересчете на стоимость CO2 трансграничный углеродный налог составил бы 980,5 млн. руб. А заключив СДД, экспортеры, по сути, заплатят не более 60 млн. руб.»,— говорят в «Хевеле».

По словам источников «Ъ» в отрасли, предложенная «Хевелом» надбавка в 80 руб. за 1 МВт*ч «находится в рынке». Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» полагает, что конкурс привлечет достаточное количество участников. Спрос на зеленую электроэнергию растет, поэтому получение контракта с премией в 3–5% к цене РСВ (1–2,5% к конечной цене) выглядит «относительно дешевым способом декарбонизации второго уровня выбросов предприятия (Sсоре 2)», говорит аналитик.

Источник: Посмотреть

● Ленское управление Ростехнадзора привлекло к административной ответственности АО «Сахаэнерго».

03-08-2021

Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в период с 5 по 30 июля 2021 года в рамках мероприятий по контролю за подготовкой к отопительному периоду 2021-2022 годов провело внеплановую выездную проверку в отношении АО «Сахаэнерго».

В ходе проверочных мероприятий выявлено 148 нарушений обязательных требований, в том числе: не предоставлены протоколы испытаний и измерений по воздушным линиям электропередач и их элементов; отсутствует инструкция по ликвидации роста гололедообразования; отсутствует организация и ведение систематического контроля за тепловым режимом работы кабельных линий в дизельных электростанциях; кабельные линии не проходят периодические профилактические испытания повышенным напряжением постоянного тока в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования; не зарегистрирован опасный производственный объект ДЭС п. Бетенкёс (Верхоянский район) и ДЭС                                    г. Среднеколымск (Среднеколымский район) и другие нарушения.

По результатам проверочных мероприятий АО «Сахаэнерго» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

В отношении юридического лица и 9 должностных лиц возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 9.1. и 9.11. КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафов на общую сумму 256 тыс. рублей.

В отношении дизельной электростанции (п. Батагай») направлены материалы в суд по ст. 9.11. КоАП РФ для принятия решения о приостановке эксплуатации.

Источник: Посмотреть

● ФАС оштрафовала Липецкую ГЭК на 0,9 млн. руб. за срыв сроков подключения садовых домов к электросетям.

05-08-2021

Управление ФАС по Липецкой области признало АО «Липецкая городская энергетическая компания» виновным в нарушении сроков технологического присоединения садовых домов к электросетям, сообщает пресс-служба УФАС.

Решение принято по трем административным делам.

«Объекты физических лиц были присоединены к электрическим сетям, но, несмотря на это, антимонопольным органом применены штрафные санкции в отношении сетевой компании в размере 300 000 рублей за каждый участок», - говорится в сообщении.

Таким образом, общая сумма наложенного на компанию штрафа составила 900 тыс. рублей.

Ведомство при возбуждении дел учло неоднократность совершения подобных правонарушений.

Так, в текущем году УФАС вынесло в отношении ЛГЭК 55 постановлений о назначении административного наказания.

Справочно: АО «ЛГЭК» зарегистрировано в 2009 году. Согласно списку аффилированных лиц, на конец 2019 года 30,19 % уставного капитала АО принадлежало МУП «Липецктеплосеть», 38,5 % - МУП «Липецкводоканал». ЛГЭК занимается водоснабжением и водоотведением, теплоснабжением, оказанием услуг по передаче электрической энергии. Доля электроэнергии, потребляемой конечными потребителями от сетей компании, составляет 78%, доля тепловой энергии - 6%. ЛГЭК - единственная организация, которая снабжает жителей Липецка питьевой водой.

Источник: Посмотреть

● Решение об отказе в иске к ЗАО «Стремберг» на сумму 1,5 млрд. руб. устояло в суде кассационной инстанции (постановление АС СЗО от 05.08.2021 по делу № А56-20849/2020).

Как следует из Картотеки арбитражных дел, 05 августа 2021 года Арбитражный суд Северо-Западного округа отказал ПАО «Ленэнерго» в удовлетворении его кассационной жалобы и оставил в силе решение суда 1-й инстанции и постановление апелляционного суда об отказе в удовлетворении иска о взыскании с ЗАО «Стремберг» 1,5 млрд. руб. неосновательного обогащения в размере стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии и 504 тыс. руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Причиной отказа в удовлетворении иска послужило отсутствие доказательств бездоговорного потребления ЗАО «Стремберг» электрической энергии, так как спорный акт бездоговорного потребления электроэнергии составлен с нарушением порядка, предусмотренного законодательством (п. 178 Основных положений № 442), в связи с чем, является ненадлежащим доказательством, а поэтому не принимается судом, в обоснование факта бездоговорного потребления электроэнергии ЗАО «Стремберг».

В соответствии с п. 178 Основных положений № 442 акт о бездоговорном потреблении должен, кроме прочего, содержать информацию о способе и месте осуществления бездоговорного потребления.

Как указано судом 1-й инстанции, представленный в материалы дела акт не содержит такой информации, поскольку ни из акта, ни из пояснений представителя ПАО «Ленэнерго», ни из показаний свидетелей нельзя сделать вывода о том, каким техническим способом ЗАО «Стремберг» могло присоединять свои кабельные линии в отсутствие заключенного договора и физического доступа к ячейкам, находящимся на территории и введении ПАО «Ленэнерго». С такими выводами суда 1-й инстанции согласился апелляционный суд.

Кроме этого, судами установлено, что представленный акт о бездоговорном потреблении электроэнергии не содержит: дату предыдущей проверки приборов учета при выявлении бездоговорного потребления, дату предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии; объяснения лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта.

Также судами 1-й и апелляционной инстанций отмечено, что ПАО «Ленэнерго» не представило каких-либо документов, которые свидетельствуют о том, что ЗАО «Стремберг» в спорный период являлось потребителем электрической энергии, в соответствии с правилами ст. 539 ГК РФ. То есть, в данном случае истец не подтвердил факт не только бездоговорного потребления, но и потребления ресурса как такового.

Ссылка на постановление суда округа (резолютивная часть): Посмотреть

● Суд разобрался в налоговых льготах на линии электропередач (постановление АС МО от 06.08.2021 по делу № А40-145561/2020).

Арбитражный суд Московского округа подтвердил решения нижестоящих инстанций, которые отказались признать ЛЭП льготируемым объектом. Основная причина: энергия должна передаваться третьим лицам, а не внутри компании.

Судьи Арбитражного суда Московского округа оставили без удовлетворения кассационную жалобу ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». Компания оспаривала решения нижестоящих судов, которые подтвердили обоснованность действий налоговиков, взыскавших с «Мегионнефтегаза» более 100 млн. рублей в качестве недоимок, процентов и штрафов.

Инспекция провела проверку по всем налогам, выплаченным с января 2015 года по декабрь 2017 года, и обнаружила, что часть налога на имущество выплачена с неправильным коэффициентом. Компания применила пониженную налоговую ставку для линий электропередач. Налоговики доначислили недоимку в размере 75,7 млн. руб., пени – 20,2 млн. руб. и штраф – 8 млн. рублей. «Славнефть-Мегионнефтегаз» обратилось в Арбитражный суд Москвы, чтобы отменить решение инспекции. Судьи отказались это делать, поскольку имущество может быть отнесено к льготируемому, когда оно не только выглядит как таковое, но и функционально подходит под понятие линии энергопередачи. А это может быть только объект, который используется для передачи электроэнергии потребителям.

В данном случае только 37 из 547 спорных объектов используются для передачи электроэнергии третьим лицам. Исходя из этого, суд решил, что иск не подлежит удовлетворению. Девятый арбитражный апелляционный суд в апреле оставил без изменений решение первой инстанции.

Ссылка на постановление суда округа: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законным решение УФАС по Санкт-Петербургу, вынесенное в отношении  ПАО «Россети Ленэнерго» (определение ВС РФ от 02.08.2021 № 307-ЭС21-12294).

ПАО «Россети Ленэнерго» (Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения УФАС по Санкт-Петербургу, которым Общество признано нарушившим  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Электромонтаж-Сервис».

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества, о чем вынес определение от 02.08.2021 № 307-ЭС21-12294.

Как усматривается из судебных актов, по результатам рассмотрения антимонопольного дела, возбужденного на основании заявления АО «Электромонтаж-Сервис» в связи с действиями (бездействием) Общества при определении точки присоединения в акте о технологическом присоединении и составлении акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии, антимонопольным органом принято решение о признании Общества нарушившим требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для принятия решения послужил вывод УФАС по Санкт-Петербургу о допущенных Обществом нарушениях, выразившихся в несоблюдении установленных требований к оформлению акта о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии, информированию абонента о проведенной проверке (направлению указанного акта в адрес абонента) и обязательному уведомлению абонента о введении ограничения режима потребления электрической энергии.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным. При этом судебные инстанции исходили из того, что при введении ограничения режима потребления электрической энергии Обществом допущены нарушения  норм действующего законодательства. Так, при проведении проверки Общество составило акты, в которых зафиксировало нарушение АО «Электромонтаж-Сервис» (потребителем (абонентом)) своих обязательств, выразившихся в нарушении характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении, что явилось основанием введения ограничения режима потребления, при этом акты о незаконном (бездоговорном) потреблении электроэнергии составлены в отсутствие потребителя, акты о неучтенном (бездоговорном) потреблении потребителю не направлялись, что привело к нарушению процедуры введения ограничения режима потребления электрической энергии.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд разбирался сколько должен заплатить поставщик за ограничение подачи электроэнергии (определение ВС РФ 02.08.2021 № 308-ЭС20-23360).

ПАО «Россети Кубань» обратилось в суд с иском к «ТНС Энерго Кубань». Компания оказывала услуги по введению ограничения режима потребления электроэнергии потребителям и по возобновлению подачи электроэнергии. Истец оценил свои услуги в 117,4 млн. руб. Ответчик настаивал, что стоимость услуг составила 42,68 млн. руб., о чем указал в акте об оказании спорных услуг.

Суды решили удовлетворить иск. Три инстанции решили, что п. 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442), который устанавливает ограничение на цену таких услуг, на отношения сторон не распространяется, ведь они не указали на это в договоре.

Ответчик обратился в Верховный Суд. В своей жалобе «ТНС Энерго Кубань» указало, что предъявление к оплате расходов на ограничение потребления электроэнергии в большем размере, чем сам гарантирующий поставщик может предъявить потребителям, ведет к образованию убытков у гарантирующего поставщика и к неосновательному обогащению сетевой организации. По мнению «ТНС Энерго Кубань», законодательное ограничение стоимости введения ограничения режима потребления электроэнергии, установленное в Правилах № 442, должно распространять свое действие на всех субъектов таких отношений.

Экономколлегия к доводам заявителя прислушалась, отменила акты нижестоящих инстанций и отказала ПАО «Россети Кубань» в иске.

Ссылка на определение ВС РФ (резолютивная часть): Посмотреть

Источник: Посмотреть