Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (01.11.2021 - 07.11.2021)

15 ноября 2021

Утвержден Административный регламент Минэнерго по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики (приказ Минэнерго России от 28.05.2021 № 397).

Приказом Минэнерго России от 28.05.2021 № 397 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики» утвержден соответствующий Административный регламент и признан утратившим силу действующий Административный регламент предоставления Минэнерго России государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, утвержденный приказом Минэнерго России от 08.09.2015 № 620.

Постановлением Правительства России от 30.01.2021 № 86 «Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» утверждены Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации (далее - Правила № 86) и признано утратившим силу постановление Правительства России от 26.07.2007 ‎№ 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» (далее - Правила № 484).

Правила  № 86 существенно изменили порядок вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации и расширили количество процедур необходимых для вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации по сравнению с ранее действующими Правилами № 484.

В связи с этим, новый Регламент устанавливает перечень и сроки административных процедур (действий), осуществляемых Минэнерго России в ходе оказания государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Минэнерго России и их должностными лицами, между Минэнерго России и заявителями, а также иными организациями (органами государственной власти и органами местного самоуправления), определенными Правилами № 86  в процессе предоставления государственной услуги.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.11.2021 за № 65687.

Начало действия документа – 14.11.2021. Приказ действует до 28.01.2027.

Ссылка на документ: Посмотреть

ФАС: инструментам «зеленой» энергетики добавят правового статуса.

01-11-2021

По мнению замглавы службы Виталия Королева, необходимо определить правовой статус инструментов, подтверждающих безуглеродный источник происхождения электроэнергии, и увязать их с действующими механизмами регулирования

Заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев отметил, что необходимо проработать вопрос экономических и налоговых стимулов для организаций, которые развивают зеленую энергетику. Об этом он сообщил на VII Конференции «Приоритеты рыночной электроэнергетики в России. Экология рынка, рынок и экология».

Представитель ведомства подчеркнул, что сейчас организации в основном ориентируются на мировые стандарты ESG-отчетности, и ФАС видит необходимость прямого стимулирования выработки и приобретения такого вида энергии. Это обеспечит дополнительное развитие ВИЭ и станет серьезным шагом к цели, которую определил Президент Российской Федерации, а именно – достижение углеродной нейтральности.

Виталий Королев подчеркнул, что ФАС, как экономический регулятор, будет рассматривать вопросы рыночного ценообразования и решать задачи, связанные с государственным регулированием определения стоимости «зеленых» источников энергии.

«Стоит выделить существующие биржевые инструменты, которые могут показать релевантные цены по целому ряду рынков. Вместе с тем, сегмент внебиржевых сделок также останется довольно широким», - продолжил замруководителя службы. – «Таким образом, для нового рынка необходимо оставить гибкость регулирования в сочетании с государственными и рыночными инструментами, т.к. чем больше будет возможностей для двусторонних взаимодействий, тем активнее эта повестка будет продвигаться».

Также Виталий Королев добавил, что конкуренция глобально изменила взгляды на роль потребителей на энергетическом рынке.

«Теперь они стали главными действующими лицами, а отрасли - электроэнергетика, ЖКХ, ТЭК - конкурируют между собой за существующие ресурсы потребителя, которые он готов использовать для своей деятельности», - подчеркнул замглавы ФАС.

Источник: Посмотреть

«Совет рынка» предложил повысить вдвое штрафы за долги по электроэнергии для юрлиц.

01-11-2021

Ассоциация НП «Совет рынка» направила Минэнерго предложение об ужесточении наказания за неоплату счетов за электроэнергию. Она хочет повысить штрафы со 100–200 тыс. руб. до 200–400 тыс. руб. для юрлиц, а также ввести безусловную дисквалификацию должностных лиц за повторные нарушения. Минэнерго пообещало изучить предложения, но отметило, что занимает «взвешенную позицию по данному вопросу».

НП «Совет рынка» — это регулятор оптового и розничного рынков электроэнергии. Ассоциация объединяет продавцов и покупателей оптового энергорынка.

Все предложения ассоциации касаются неотключаемых потребителей — по закону им нельзя ограничить снабжение. Среди них ЖКХ, другие объекты жизнеобеспечения, опасные производства и другие. «НП «Совет рынка» предлагает удвоить административные штрафы для юрлиц, недоплачивающих потребляемую электроэнергию и не предоставляющих финансовые гарантии»,— сказал глава ассоциации Максим Быстров на конференции «Приоритеты рыночной электроэнергетики в России. Экология рынка, рынок и экология» (цитата по «Известиям»). Организация также предлагает исключить возможность замены штрафа на предупреждение.

Минэнерго пока не сформировало позицию по этой инициативе. Ведомство сообщило, что проведет «всестороннюю оценку предложений». «Минэнерго выступает за обеспечение своевременной оплаты потребленных энергоресурсов как гарантии надежности энергоснабжения потребителей, вместе с тем занимает взвешенную позицию по данному вопросу»,— сообщил представитель министерства «Известиям».

Источник: Посмотреть

Верховный Суд оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций, которыми удовлетворены требования сетевой организации о расторжении договоров на технологическое присоединение с заявителем (определение ВС РФ от 01.11.2021 № 308-ЭС21-19600).

ПАО «Россети Кубань» обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о расторжении договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, взыскании 54 019,64 рублей фактически понесенных затрат и 107 643,85 рублей неустойки.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции договоры расторгнуты, с министерства в пользу ПАО «Россети Кубань» взыскано 100 955,16 руб. неустойки, 53 119,30 руб. расходов на подготовку и выдачу технических условий. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Арбитражный апелляционный суд своим постановлением, оставленным без изменения арбитражным судом округа, решение суда первой инстанции изменил и взыскал с министерства в пользу ПАО «Россети Кубань» 100 955,16 руб. неустойки, в удовлетворении остальной части требований отказал.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просило отменить судебные акты и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив кассационную жалобу, приложенные к ней документы, судья Верховного Суда не нашел оснований для ее удовлетворения.

Как следует из судебных актов, между министерством (заявитель) и ПАО «Россети Кубань» (сетевая организация) были заключены договоры на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

Согласно пунктам 4 и 5 договоров срок действия технических условий составлял 2 года, а срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 6 месяцев со дня заключения договора.

В силу пункта 8 договоров министерство обязано было выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, и уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.

В связи с тем, что министерство своевременно не выполнило мероприятия по технологическому присоединению электрических сетей, суды, руководствуясь ст. 330, 450, 452 Гражданского кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, пришли к выводу о наличии оснований для расторжения спорных договоров и взыскания с ответчика неустойки.

Верховный Суд признал вышеуказанные выводы судов законными и обоснованными (определение от 01.11.2021 № 308-ЭС21-19600).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд признал законным акты судов о взыскании с владельца объектов электросетевого хозяйства стоимости потерь (определение ВС РФ от 01.11.2021 № 309-ЭС21-19564).

Общество «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в суд с иском к обществу «Модуль» о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию в целях компенсации потерь в электрических сетях за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 в сумме 13 209 495,65 руб.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции исковые требования удовлетворены в части взыскания с общества «Модуль» в пользу «ЭнергосбыТ Плюс» 8 900 293,90 руб. долга.

Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции изменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе, поданной обществом «Модуль», общество просит отменить обжалуемые постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества «Модуль», о чем вынес определение от 01.11.2021 № 309-ЭС21-19564

Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства России от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в заявленном «ЭнергосбыТ Плюс» размере.

Апелляционный суд указал, что поскольку в спорный период общество «Модуль» не обладало статусом территориальной сетевой организации, то в его обязанности входило приобретение у гарантирующего поставщика электрической энергии в целях компенсации потерь в принадлежащих ему электросетевых объектах в силу пунктов 129 и 130 Основных положений с учетом сетевой составляющей.

При этом «ЭнергосбыТ Плюс»  надлежащим образом выполнила свои обязательства, в том числе осуществила поставку электроэнергии обществу «Модуль» в целях компенсации потерь в электрических сетях последнего и урегулировала с третьим лицом в рамках «котлового» метода тарифного регулирования отношения по передаче электрической энергии в интересах общества.

Суд кассационной инстанции признал вышеуказанные выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть