Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (01.07.2019 - 07.07.2019)

08 июля 2019

Подготовлено с участием Юридической компании Lex Consilium 

04.07.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 800, регламентирующее порядок заключения с коммерческой организацией соглашений о передаче функций гарантирующего поставщика.

Постановлением Правительства РФ определены, в частности:

- требования к коммерческой организации, с которой гарантирующим поставщиком, зоны деятельности которого расположены на территории нескольких субъектов РФ, может быть заключено соглашение о передаче функций гарантирующего поставщика;

- порядок уведомления о передаче функций гарантирующего поставщика уполномоченных федеральных органов, уполномоченных органов исполнительной власти субъекта РФ, совета рынка, иных заинтересованных органов;

- обязанности организации, которой переданы функции гарантирующего поставщика;

- порядок, основания и сроки принятия уполномоченным федеральным органом решения о соответствии (несоответствии) организации, с которой заключен договор, требованиям, предъявляемым к гарантирующим поставщикам;

- обязанности организации, которой переданы функции гарантирующего поставщика, возникающие в случае подтверждения уполномоченным федеральным органом власти ее соответствия требованиям, предъявляемым к гарантирующим поставщикам;

- порядок и сроки принятия уполномоченным федеральным органом власти решения о присвоении организации статуса гарантирующего поставщика и требования к такому решению.

Указанное решение о присвоении организации статуса гарантирующего поставщика может быть принято не позднее 31 декабря 2020 года.

Кроме того, устанавливается порядок осуществления расчетов между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии - гарантирующим поставщиком при получении сетевой организацией уведомления от данного поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с планируемым заключением соглашения о передаче функций гарантирующего поставщика.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Скорректированы сроки начала осуществления снижения долей поставки электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка электроэнергии (постановление Правительства РФ от 28.06.2019 № 828).

Постановлением Правительства РФ от 28.06.2019 № 828 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» устанавливается, что дополнительное снижение долей электроэнергии и мощности, поставляемой по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, сверх объемов электрической энергии и мощности, поставляемых и оплачиваемых по регулируемым договорам для населения, и организаций - участников оптового рынка, осуществляющих экспортно-импортные операции в части покупки электрической энергии и мощности на территории Республики Северная Осетия - Алания, в случае несоблюдения критериев, определенных в разделе VI(1) Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, будет осуществляться с 1 октября 2019 года, а не с 1 июля 2019 года.

Соответственно, с 1 января на 1 апреля 2019 года переносится срок, с которого Минэнерго России начинает устанавливать факты несоблюдения критериев, предусмотренных пунктом 72(1) раздела VI(1) Правил оптового рынка электрической энергии и мощности.

Кроме того, устанавливается, что дополнительное снижение долей, применяемых для определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, по результатам установления фактов несоблюдения вышеуказанных критериев, за I квартал 2019 года не осуществляется.

Начало действия документа - 01.07.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Определены особенности расчета регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 837).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 № 837 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» устанавливается, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, могут устанавливаться с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Постановлением определяются:

- перечень долгосрочных параметров регулирования, используемых при установлении цен (тарифов) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;

- перечень операционных расходов, учитываемых при установлении цен (тарифов);

- механизм и периодичность осуществления индексации операционных расходов регулируемой организации;

- порядок определения базового уровня операционных расходов регулируемой организации;

- перечень неподконтрольных расходов регулируемой организации, учитываемых при установлении цен (тарифов);

- особенности учета некоторых видов расходов при установлении цен (тарифов);

- правила учета экономии расходов;

- порядок учета при установлении цен (тарифов) ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации;

- порядок определения величины нормативной прибыли регулируемой организации;

- правила расчета органом регулирования необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной год очередного долгосрочного периода регулирования;

- порядок проведения корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Устанавливается, что регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности Дальнего Востока (Южно-Якутский, Западный и Центральный районы Республики Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с 1 июля 2020 г.

Начало действия документа - 11.07.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Утверждены нормативы потерь электроэнергии при ее передаче по ЕНЭС на 2020 год (приказ Минэнерго России от 02.07.2019 № 651).

Приказом Минэнерго России от 02.07.2019 № 651 утверждены нормативы потерь электроэнергии при ее передаче по ЕНЭС на 2020 год  на основании заявлений юридических лиц – ФГУП «ФТ-Центр» (Новосибирская область), АО «Электромагистраль» (Новосибирская область), Южно-Уральский филиал ООО «Газпром энерго» (Оренбургская область, Республика Башкортостан).

Ссылка на приказ: Посмотреть

Конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия признаны несостоявшимися (приказы Минэнерго России от 03.07.2019 №№ 659, 660).

Приказами от 03.07.2019 №№ 659, 660 Минэнерго России признало конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия несостоявшимися.

Департаменту развития энергетики поручено до 06.12.2019 представить решения о проведении указанных конкурсов с минимальным размером денежных средств для оплаты победителем конкурса, равным:

- 5 568 038 058,50 руб. по Чеченской Республике;

- 945 354 402,51 руб. по Республики Ингушетия.

Ссылка на приказы: Посмотреть по Чеченской Р.; Посмотреть по Р. Ингушетия

04.07.2019 на заседании Правительства РФ одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» но вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок».

04.07.2019 Правительством РФ одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» но вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок». Проект внесен в Государственную Думу в установленном порядке.

Действующей редакцией Федерального закона «Об электроэнергетике» к энергопринимающим устройствам отнесены только функционирующие «совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы». При этом определение «электроэнергетической системы» предполагает обязательное её функционирование «в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления». Таким образом, к энергопринимающим устройствам не отнесено значительное количество энергопринимающих устройств, технологически присоединённых к изолированным энергосистемам, а также энергопринимающие устройства, класс напряжения которых составляет менее 110 кВт.

Вместе с тем Федеральным законом «Об электроэнергетике» не установлены полномочия органа федерального государственного энергетического надзора по выдаче разрешения на допуск к эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Не определён орган, уполномоченный устанавливать требования к порядку выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Сложившаяся ситуация не позволяет гармонизировать нормативно-правовое обеспечение вопросов технологического присоединения энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Законопроект направлен на уточнение отдельных аспектов регулирования технологического присоединения энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. Круг лиц и категории энергоустановок, для которых действующими нормативными правовыми актами установлена обязанность получать разрешения на ввод в эксплуатацию уполномоченного органа, с принятием этого законопроекта не расширится.

Источник: Посмотреть

● 01.07.2019 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил создания (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в энергосистеме и о внесении изменений в Правила взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 февраля 2019 г. № 100».

Проект приказа Минэнерго России направлен на установление порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при создании и модернизации комплексов и устройств релейной защиты и автоматики (далее – РЗА) в ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах  в развитие положений п. 176 – 181 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 (далее – ПТФ)

В соответствии с пунктом 176 ПТФ создание (модернизация) комплексов и устройств РЗА в энергосистеме осуществляются в трех случаях:

- при технологическом присоединении объектов электроэнергетики, энергопринимающих установок к электрическим сетям;

- при строительстве (реконструкции) объектов электроэнергетики, не требующем технологического присоединения;

- по заданиям диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления.

В развитие указанного положения Проектом, наряду с общими требованиями, устанавливаются особенности взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при создании и модернизации комплексов и устройств в каждом из указанных случаев, а также в случае, если требуется выполнение работ на технологически связанных объектах электроэнергетики разных собственников.

Также Проект закрепляет требования к документации, разрабатываемой при создании (модернизации) РЗА, и порядок ее согласования с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления и владельцами технологически связанных объектов электроэнергетики, на которых требуется скоординированное выполнение работ по созданию (модернизации) РЗА.

Кроме того, Проектом регламентирован порядок ввода в работу созданных (модернизированных) комплексов и устройств РЗА.

Проект учитывает сложившуюся практику взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и субъектов оперативно-диспетчерского управления по вышеуказанным вопросам.  Эффективность и работоспособность регуляторных положений, предусмотренных  Проектом, подтверждены опытом применения  ГОСТ Р 55438-2013 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Релейная защита и автоматика. Взаимодействие субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при создании (модернизации) и организации эксплуатации»  и  соответствующих стандартов организаций отрасли по указанным вопросам.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – повторные публичные обсуждения текста проекта нормативного правового

ID проекта: 02/08/04-19/00090937

Ссылка на проект: Посмотреть

● 02.07.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении значения планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2022-2024 годы».

В соответствии с п. 107 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, с учетом предложений системного оператора и (или) совета рынка в соответствии с порядком, утверждаемым указанным органом, Минэнерго России рассчитала значения плановых коэффициентов резервирования для целей проведения конкурентных отборов мощности на 2022-2024 гг.

Величины планового коэффициента резервирования для ценовых зон оптового рынка, используемые при проведении в 2019 году конкурентного отбора мощности на 2023 и 2024 годы, определяются равными соответствующим величинам, используемым при проведении в 2019 году конкурентного отбора мощности на 2022 год.

После утверждения соответствующих значений они будут использованы системным оператором для целей проведения указанных отборов мощности.

Для первой ценовой зоны (группы зон свободного перетока) значения планового коэффициента резервирования на 2022-2024 годы равно 18,4, для второй ценовой зоны - 18,0.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/07-19/00092779

Ссылка на проект: Посмотреть

● В Минэнерго придумали, как снизить для потребителей плату за электричество.

04-07-2019

В Минэнерго разработали законопроект, который позволит сетевикам не создавать избыточные мощности для выработки электричества. Это должно привести к снижению тарифов на электроэнергию, а также упростить для потребителей подключение к сетям.

В настоящее время любой гражданин РФ может потребовать, чтобы сетевики подключили его дом к линиям мощностью 15 кВт. Предприятия и организации обычно подключаются к сетям мощностью до 150 кВт, а заводы и фабрики – до 670 кВт.

Последние, как правило, используют только половину выделенного им объема электроэнергии. При этом закон запрещает передавать заготовленные для них киловатты другим лицам.

В результате сетевики оказываются в патовой ситуации: они вынуждены тратить деньги на строительство дополнительных мощностей, чтобы подключить новых потребителей, а тем временем существующие генерации стоят наполовину незадействованными, пишет «Парламентская газета».

Для решения этой проблемы в Минэнерго предложили новый механизм. Предприятия обяжут либо передавать неиспользуемые электромощности на вторичный рынок, либо дополнительно их оплачивать.

В результате сетевики смогут не тратить деньги на выработку избыточного электричества и быстрее подключать новых потребителей. Кроме того, они перестанут закладывать в счета расходы на строительство новых мощностей.

Ожидается, что стоимость киловатта на вторичном рынке в итоге уменьшится на 5%. Свой законопроект Минэнерго планирует передать на рассмотрение в правительство в скором времени.

Источник: Посмотреть

Платежи бизнеса за техприсоединение к сетям в РФ могут вырасти втрое.

05-07-2019

Платежи предпринимателей за техническое присоединение к электросетям в РФ могут увеличиться примерно в три раза — на 80 миллиардов рублей в год, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на законопроект Минэнерго России.

Минэнерго предлагает включить расходы «Россетей» на развитие сетевой инфраструктуры в плату за техприсоединение потребителей, которым нужна мощность свыше 150 кВт, следует из законопроекта, с копией которого ознакомилось издание. Подлинность информации подтвердили два человека, один из которых — федеральный чиновник. Представители Минэнерго и «Россетей» не ответили на запросы «Ведомостей».

По данным из отчета «Россетей» за 2018 год, компания и ее «дочки» потратили на техприсоединение 120 миллиардов рублей, из них только 39 миллиардов — платежи по договорам о техприсоединении. «Если учесть в платеже за техприсоединение потребности инвестпрограммы, расходы потребителей могут увеличиться примерно в три раза, на 80 миллиардов рублей, и это изменение может коснуться даже малого и среднего бизнеса: 150 кВт нужно не очень большому магазину», — подсчитали в сообществе потребителей энергии, пишет издание.

Сейчас в платежи за техприсоединение включены только деньги на новые сети «Россетей» — закон прямо запрещает инвестировать из этого платежа в развитие существующей инфраструктуры и связи между магистральными и распределительными сетями, уточняет издание. Если проект Минэнерго будет принят, в платеже будут учтены все расходы сетевой организации, связанные с техприсоединением.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд поддержал ФАС в вопросах установления тарифов на Дальнем Востоке.

03-07-2019

Верховный Суд подтвердил обоснованность установленных антимонопольным органом цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в отношении ряда генерирующих объектов.

Напомним, что 16 ноября 2018 года ФАС России издала приказ¹, которым утвердила цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка на 2019 год.

АО «Дальневосточная генерирующая компания» не согласилось с этим порядком определения цен (тарифов) и обратилось в Верховный Суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативного правового акта цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в отношении Приморской ГРЭС, Майской ГРЭС, Хабаровской ТЭЦ-1 и Хабаровской ТЭЦ-3.

Однако ВС РФ подтвердил обоснованность произведенного ФАС России расчета цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в отношении этих генерирующих объектов.

«В настоящее время ФАС России ведет активную работу по совершенствованию тарифного регулирования и созданию новых моделей долгосрочного регулирования, которые могут заработать уже с 2020 года. До этого времени регулирование тарифов будет осуществляться в рамках действующих нормативных правовых актов в соответствии с утвержденной методикой», - отметил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Андреевич Васильев.

¹ Приказ ФАС России от 16.11.2018 № 1565/18 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка на 2019 год», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 24.12.2018, регистрационный номер 53121. Приказ начал действовать с 05.01.2019.

Источник: Посмотреть

Верховный суд в очередной раз указал, что не подлежит взысканию стоимость услуг по передаче электроэнергии, оказанных посредством использования объектов электросетевого хозяйства, затраты по эксплуатации которых не учтены в тарифном решении для сетевой организации (определение ВС РФ от 01.07.2019 № 305-ЭС19-9041).

ОАО «ОЭК» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» неосновательного обогащения в размере 27 344 574,39 руб.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Принятым при повторном рассмотрении дела постановлением апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением суда округа, решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано.

Не согласившись с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, ОАО «ОЭК» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило  отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Определением от 01.07.2019 № 305-ЭС19-9041 Верховный Суд отказал заявителю в удовлетворении кассационной жалобы.

Обращаясь в суд, истец ОАО «ОЭК» указал в иске, что в период с 01.01.2016 по 31.03.2016 оказал ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС»  услуги по передаче электрической энергии потребителям, запитанным от ПС 220/110/10 кВ «Ручьи». Расчет стоимости оказанных ответчику услуг произведен истцом с применением единых котловых тарифов, установленных Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на 2016 год.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу, что при установлении тарифов на 2016 год в необходимой валовой выручке ОАО «ОЭК» не учитывалось оказание услуг по передаче электрической энергии с использованием ПС 220/110/10 кВ «Ручьи». Таким образом, ОАО «ОЭК» не имеет законных оснований для получения платы за оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием ПС 220/110/10 кВ «Ручьи».

С выводами судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии оснований для получения сетевой организацией платы за оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов, не учтенных в тарифном регулировании для этой организации, согласился Верховный Суд.

Кроме этого, Верховный Суд указал, что  ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 19-П отклоняется, поскольку из содержания названного постановления следует, что до введения в действие Правительством РФ правового механизма возмещения расходов, понесенных собственником (владельцем) объектов электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации (организации, которой установлен индивидуальный тариф на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии), пункт 6 Правил № 861 подлежит применению в действующей редакции; при этом собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд оставил в силе штраф 600 тыс. руб. для ПАО «МОЭСК» за нарушение правил технологического присоединения (определение ВС РФ от 02.07.2019 № 305-ЭС19-9493).

Сетевая организация ПАО «МОЭСК» обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Московского УФАС о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в части назначения наказания в виде 600 тыс. руб. штрафа.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами по делу, ПАО «МОЭСК» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и существенно нарушающими права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Верховный Суд отказал ПАО «МОЭСК»  в удовлетворении кассационной жалобы, о чем вынес определение от 02.07.2019 № 305-ЭС19-9493.

Как усматривается из судебных актов, ПАО «МОЭСК»  привлечено к административной ответственности за нарушение Правил технологического присоединения № 861, что выразилось во включении в технические условия сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка абонента, а также по возложению на него обязательств, не предусмотренных указанными правилами.

Ответственность за вышеуказанное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. При этом ранее ПАО «МОЭСК» привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, за совершение однородного правонарушения. Частью 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Ввиду повторности совершенного правонарушения, ПАО «МОЭСК» правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. При этом штраф назначен заявителю в минимальном размере санкции нормы ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (600 тыс. руб.).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд указал, что сетевая организация вправе требовать плату за услуги по передаче электроэнергии по объектам электросетевого хозяйства, поступившим в ее законное владение в течение периода регулирования, при условии, что она действовала добросовестно и разумно (определение ВС РФ от 05.07.2019 № 302-ЭС18-21651).

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обратилось в арбитражный суд к ОАО «Иркутская электросетевая компания» с иском о взыскании 3 467 827,41 руб. основного долга за оказанные услуги по передаче электрической энергии.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и постановлением суда округа, иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО «Иркутская электросетевая компания» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Определением от 05.07.2019 № 302-ЭС18-21651 Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы заявителя.

Поводом для иска послужила неоплата со стороны  ОАО «Иркутская электросетевая компания» стоимости оказанных в апреле 2016 года ОГУЭП «Облкоммунэнерго» услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не учтенных в тарифном регулировании для ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

Ответчик ОАО «Иркутская электросетевая компания» настаивал на том, что у него отсутствует обязанность по оплате услуг, оказанных с использованием объектов электросетевого хозяйства, не учтенных в тарифном регулировании для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» на 2016 год.

Однако суды посчитали заявленные ОГУЭП «Облкоммунэнерго»  требования о взыскании с ОАО «Иркутская электросетевая компания» в рамках котловой экономической модели взаиморасчетов задолженности за услуги по передаче электрической энергии по спорным объектам электросетевого хозяйства за апрель 2016 года подлежащими удовлетворению.

Разрешая спор по существу при наличии информации о том, что расходы по спорному электросетевому оборудованию не учтены при формировании тарифов, суды исходили из поведения сторон и установили, что ОГУЭП «Облкоммунэнерго» приняты все необходимые меры для урегулирования с ОАО «Иркутская электросетевая компания»  вопросов учета электрической энергии и сохранению договорных отношений.

Суды пришли к выводу о том, что законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования.

С учетом обстоятельств принятия ОГУЭП «Облкоммунэнерго»  во владение электросетевого оборудования (линия электропередачи передана в хозяйственное ведение распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от 14.09.2012 № 753/и),   и отсутствия в его действиях какого-либо злоупотребления правом, а также использования сетевого хозяйства для передачи электрической энергии до потребителей в спорный период времени и наличия у ОАО «Иркутская электросетевая компания»  возможности корректировки, возникающего у него дисбаланса в соответствии с законодательством о тарифообразовании, суды пришли к выводу о возникновении у ОАО «Иркутская электросетевая компания»  обязательств по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии перед ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть