Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (01.06.2020 - 07.06.2020)

09 июня 2020

Утверждены формы предоставления информации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для включения в ГИС ТЭК (приказ Минэнерго России от 09.01.2020 № 3). 

Приказом Минэнерго России от 09.01.2020 № 3 «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики и возобновляемых источников энергии государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм» утверждены следующие формы предоставления в обязательном порядке информацииорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для включения в ГИС ТЭК в области электроэнергетики:

- сведения о решениях об утверждении инвестиционных программ (изменений, вносимых в инвестиционные программы) субъектов электроэнергетики (форма № 4.8) – в течение года (в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения);

-  сведения о схеме и программе развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ (форма № 4.12) – ежегодно, до 1 июня года, в котором утверждена схема и программа;

- сведения об утвержденных ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность) в субъектах Российской Федерации (форма № 4.13) – в течение года, до 1 февраля года, следующего за отчетным годом;

- сведения о генерирующих объектах, использующих ВИЭ, включенных в региональные схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ (форма № 4.14) – до 1 июня года, следующего за отчетным годом;

- сведения об основных показателях результатов тарифного регулирования генерирующих объектов, использующих ВИЭ, на розничных рынках (форма № 4.15) – ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным годом;

- сведения о прогнозной и текущей потребности в электрической энергии и мощности субъекта РФ в разрезе инвестиционных проектов по строительству (реконструкции), модернизации энергопринимающих устройств максимальной мощностью не менее 670 кВт (форма № 4.17) – 2 раза в год, не позднее 1 февраля и 1 июля отчетного года.

Приказом также утверждены требования к заполнению указанных форм.

Начало действия документа - 15.06.2020 (за исключением отдельных положений).

Ссылка на документ: Посмотреть

Повышающие коэффициенты к нормативу потребления коммунальных услуг не начисляются в случае, когда поводом для его применения является истечение срока поверки прибора учета с 6 апреля по 31 декабря 2020 года (письмо Минстроя России от 19.05.2020 № 18848-ОЛ/04 «О рассмотрении обращения»).

В письме Минстроя России от 19.05.2020 № 18848-ОЛ/04 «О рассмотрении обращения» указано, что повышающие коэффициенты к нормативу потребления коммунальных услуг (в том числе, услуг по электроснабжению) не начисляются в случае, когда поводом для его применения является истечение срока поверки прибора учета с 6 апреля по 31 декабря 2020 года

Приостановление действия подпункта «д» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исключает возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за ЖКУ норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в указанный период.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● О проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия.

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, Минэнерго России принято решение о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия.

Контакты для получения подробной информации о порядке проведения конкурса: Паромов Артем Олегович, ведущий советник, e-mail: ParomovAO@minenergo.gov.ru, тел.:+7 (495) 631-85-35.

Источник: Посмотреть

● 03.06.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

Проект приказа предусматривает утверждение Правил, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок.

Требования проекта Правил предполагается распространить на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, в том числе работы с приборами учета электроэнергии, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.

Проектом предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности вправе устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие проекту Правил. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа.

Разработчик – Минтруд России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта  и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/06-20/00102596

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2019-2020 годов.

03-06-2020

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее – субъекты электроэнергетики).

Департаментом оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233 (далее – Методика), непрерывно в течение всего года проводится мониторинг выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон.  Оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.05.2020 проведена с учетом изменений, внесенных в Методику приказом Минэнерго России от 12.02.2020 № 87.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

● Системный оператор внедрил новый цифровой инструмент диспетчера на основе синхронизированных векторных измерений.

03-06-2020

1 июня в АО «СО ЕЭС» введена в промышленную эксплуатацию информационно-управляющая система для мониторинга и визуализации динамических параметров работы ЕЭС России (ИУС ВДП) по данным синхронизированных векторных измерений (СВИ).

ИУС ВДП предназначена для информационной поддержки диспетчера ЦДУ по ситуационному анализу электроэнергетического режима энергосистемы и технологических нарушений в ЕЭС России. Основной инновационной функцией системы является визуализация динамики изменения параметров частоты и напряжения в ЕЭС России на 3D-поверхности в режиме реального времени на основе данных СВИ. Данные синхронизированных векторных измерений поступают из Автоматической системы сбора данных системы мониторинга переходных режимов ЕЭС России (СМПР), введенной в эксплуатацию в 2011 году и обеспечивающей сбор данных более чем от 120 объектов электроэнергетики.

ИУС ВДП предоставляет диспетчерскому персоналу своевременную информацию о возникновении и характере развития в ЕЭС России электромеханических переходных процессов в виде графических объемных схем. Технические, программные и алгоритмические решения позволяют ИУС ВДП максимально оперативно предоставлять диспетчеру графическую модель динамических параметров. Задержка отображения информации не превышает двух секунд от момента поступления данных СВИ. При этом в узлах энергосистемы, в которых отсутствуют устройства СМПР, параметры рассчитываются в темпе процесса с помощью специального математического алгоритма.

Введенный в эксплуатацию новый цифровой инструмент диспетчера обеспечивает информационную поддержку для принятия решений в процессе управления энергосистемой. Он позволяет в режиме реального времени визуально идентифицировать сечение межзональных и источник вынужденных низкочастотных колебаний параметров электроэнергетического режима. Быстрое определение начала таких колебаний необходимо для своевременного принятия мер по сохранению устойчивости энергосистемы и (или) предотвращению возникновения асинхронного режима с выделением на изолированную работу части энергосистемы и нарушением электроснабжения потребителей.

ИУС ВДП позволяет фиксировать уровни частоты и напряжения как локально в энергорайонах, так и в целом в энергосистеме, определять факты разделения энергосистемы на изолированно работающие части и возникновения режимов работы энергосистемы с дефицитом реактивной мощности и локальным снижением напряжения. Новая система обеспечивает визуализацию частоты при нарушении баланса мощности в ЕЭС России, позволяет в режиме реального времени осуществлять мониторинг работы систем первичного регулирования частоты, следить за развитием технологических возмущений и контролировать реакцию энергосистемы на возмущение. ИУС ВДП также обеспечивает возможность проведения оперативного пост-аварийного анализа с повторным воспроизведением события в реальном масштабе времени и демонстрацию архива технологических нарушений.

В общей сложности в состав информационно-управляющей системы входят девять подсистем. За представление данных диспетчеру отвечают подсистема графической визуализации и подсистема обработки и визуализации данных. Первая из них обеспечивает формирование графического отображения ЕЭС России и визуальное представление информации об узлах энергосистемы с привязкой к реальным географическим координатам, а вторая отвечает за цифровую обработку данных СВИ и визуализацию динамики изменения частоты и напряжения в виде 3D-поверхности, на которую наложена карта Единой энергосистемы России. Цветовая заливка интерполяционной поверхности в трехмерном координатном пространстве изменяется в зависимости от величины отклонения частоты и напряжения от номинального уровня. Также предусмотрена возможность мониторинга режимных параметров на 2D-поверхности (вид 3D-поверхности сверху) и на обычных графиках.

Справочно: Акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» – компания, осуществляющая оперативно-диспетчерское управление энергетическими объектами в составе ЕЭС России. К функциям АО «СО ЕЭС» также относятся обеспечение функционирования рынков электроэнергии и параллельной работы ЕЭС России с энергосистемами зарубежных стран, координация и мониторинг исполнения инвестиционных программ отрасли. Кроме того, Системный оператор осуществляет мониторинг технического состояния объектов энергетики и участвует в проведении расследования причин аварий, влияющих на системную надежность ЕЭС. Официальный сайт https://www.so-ups.ru/.

Источник: Посмотреть

●В энергосистеме ищут лишнюю мощность. Резерв предлагают снизить в три раза.

05-06-2020

В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) прошло очередное совещание по разработке определения величины нормативного резерва генерирующей мощности Единой энергосистемы (ЕЭС) России. На нем был представлен актуализированный доклад Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева Сибирского отделения РАН (ИСЭМ СО РАН). Согласно расчетной модели, в зависимости от коэффициента надежности системы уровень резерва в 2022 году может составить 8,5–11,3% от максимума потребления мощности, или 14–19 ГВт, сообщили «Ъ» источники, знакомые с ходом совещания. Сейчас в прогнозах регуляторов на 2022 год заложен в три раза больший уровень резерва — 32%, или почти 53 ГВт. Однако ученые не учитывали, например, объемы экспорта-импорта и фактор маловодности, замечают три собеседника «Ъ».

Резерв мощности необходим для покрытия пиков, а также для поддержания надежности на случай аварии. Его снижение может существенно повлиять на результаты конкурентного отбора мощности (КОМ), а значит, и на общий платеж за мощность. КОМ на 2022–2025 годы уже отобран. Но при уровне резерва, например, в 10,5% годовой платеж оптового рынка по КОМ был бы ниже на 72,7 млрд. руб., подсчитали в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии).

Общий платеж за мощность в 2022 году составит 1,1 трлн. руб., по оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала».

Поручение актуализировать уровень резервов для энергосистемы было дано еще при вице-премьере Аркадии Дворковиче, исполнение затянулось. «В Совете производителей энергии» (объединяет генерирующие компании) утверждают, что на данном этапе работа «не носит прикладной характер» и не предполагает получения релевантных данных, говорить о цифровых значениях нормативов резерва некорректно.

В Минэнерго сообщили, что нынешние расчеты — апробация разработанной ранее методики, в целом они удовлетворительны, то есть подтверждают ее работоспособность. При этом резерв мощности — функция большого числа переменных, разработанная методика позволяет пересчитывать резерв в зависимости от внешних условий, периода планирования и требуемого уровня балансовой надежности. Результаты второго этапа работы практического значения не имеют, поскольку исходные данные частично утратили актуальность, подчеркнули в Минэнерго. Утвержденные схемы и программы развития электроэнергетики, инвестпрограммы и результаты КОМ пересматриваться не будут.

До практического применения разработанной методики требуется решение ряда смежных вопросов, включая ключевой — обоснование требуемого уровня балансовой надежности в ЕЭС России, отметили в Минэнерго.

В «Системном операторе» (СО, диспетчер энергосистемы) рассказали, что также в целом согласны с подходами, применяемыми при разработке модели расчетов. Но результаты пока далеки от возможности их применения, для этого необходимо провести исследование на актуальных исходных данных и без учета существенных допущений, которые были сделаны в этой работе, подчеркнули в СО.

Результаты расчетов института ожидаемо поддерживает бизнес. «Использовать избыточное резервирование для оплаты ненужной мощности недопустимо. Нормативы, полученные в исследовании, гораздо реалистичнее существующих и ближе к показателям, принятым в зарубежных энергосистемах»,— отмечают в «Сообществе потребителей энергии». «Помимо корректировки норматива резервирования, снижение которого сразу втрое звучит несколько оптимистично, серьезное внимание стоит обратить на систему прогнозирования спроса и подход к планированию развития электроэнергетики»,— отмечает партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. Прогнозный спрос на протяжении последнего времени, полагает он, завышается минимум на 3%, из-за этого цены в КОМ выше на 7–8%.

Источник: Посмотреть

● ФАС обобщила практику по антимонопольным спорам в судах.

03-06-2020

В ежегодном докладе о состоянии конкуренции в России Федеральная антимонопольная служба рассказала о самых интересных и важных для практики судебных спорах 2019 года, в том числе в электроэнергетической сфере

Так, ФАС приводит дело, в котором рассматривался вопрос об обоснованности устанавливаемых тарифов (дело № А40-264758/2018).

По результатам проверки обоснованности тарифа на передачу электричества ФАС выдала сетевой организации предписание об исключении необоснованных расходов на аренду — почти 450 млн. руб. — из состава необходимой валовой выручки (НВВ). Этот показатель учитывается при определении тарифов.

В ФАС подчеркнули: в НВВ можно включить только те расходы, которые относятся к регулируемому виду деятельности и необходимы для его осуществления. Формирование дополнительной доходности за счет арендных платежей на промежуточных этапах в тарифное решение включаться не должно, согласился суд.

Ссылка на доклад: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Московское УФАС возбудило антимонопольное дело в отношении «Мосэнергосбыта».

03-06-2020

Московское управление ФАС России возбудило антимонопольное дело в отношении «Мосэнергосбыта», сообщается на сайте ведомства.

Отмечается, что дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением), которые были выявлены в ходе проведения плановой проверки.

«Столичное антимонопольное ведомство установило, что гарантирующий поставщик электрической энергии на территории города Москвы при расчете объема безучетного потребления электроэнергии допустил нарушение в части определения периода безучетного потребления, использовав максимальные значения», - сказано в релизе.

«При этом с момента заключения договора энергоснабжения АО «Моcэнергосбыт» проверок приборов учета абонента не проводил. А потребитель не должен нести ответственность за неисполнение сетевой организацией и гарантирующим поставщиком ежегодных проверок приборов учета, предусмотренных законодательством об электроэнергетике», - говорится в сообщении.

Добавляется, что ведомству предстоит установить фактические обстоятельства дела, заслушать стороны и оценить действия энергетического монополиста. В случае признания факта нарушения антимонопольного законодательства, «Мосэнергосбыту» будет выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения, а также назначен административный штраф.

Источник: Посмотреть

●ПАО «МРСК Северо-Запада» заплатит два административных штрафа за несоблюдение сроков подключения к электрическим сетям на общую сумму 100 тысяч рублей.

05-06-2020

В Вологодское УФАС России поступили заявления от двух граждан- жительниц города Вологды на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго», выраженные в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при исполнении договора технологического присоединения.

В первом случае согласно договору к электросетям Общества должно было  быть подключено нежилое помещение в городе Вологде, во втором – земельный участок в деревне Новое Вологодского района.

В обоих случаях между Обществом и заявителями были заключены договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Также в обоих случаях ПАО «МРСК Северо-Запада» допустило нарушение шестимесячного срока выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, установленного Правилами № 861.

При рассмотрении каждого дела должностное лицо Вологодского УФАС России признало ПАО «МРСК Северо-Запада» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Общая сумма штрафа составила 100 тысяч рублей.

Справочно; частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетямв виде штрафа - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Источник: Посмотреть

●Ленэнерго заплатит 600 тыс. руб. штрафа за нарушение правил технологического присоединения.

05-06-2020

Ленэнерго заплатит 600 тыс. руб. штрафа за нарушение правил технологического присоединения. Об этом говорится в сообщении ФАС.

Тринадцатый Арбитражный суд признал законным штраф и его размер, вынесенный Ленинградским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ООО «Первый элемент».

В апреле 2019 года компания «Первый элемент» подала заявку в ПАО «Ленэнерго» на заключение договора о техприсоединении ЭПУ, расположенного во Всеволожском р-не с максимальной мощностью 150 кВт к электрическим сетям классом напряжения 10 кВ в связи с новым строительством. В ответ Ленэнерго сообщило о наличии техприсоединения на данном земельном участке.

Тогда заявитель направил заявку на переоформление АТП на земельный участок, в связи с его разделением на три участка. В мае Ленэнерго выдало заявителю переоформленный АТП на производственное здание, расположенное на одном из участков с максимальной мощностью 150 кВт и напряжением 0.4 кВ.

После «Первый элемент» подал в Ленэнерго заявку на изменение точки присоединения с напряжением 0.4 кВ на точку присоединения с напряжением 10 кВ. Сетевая организация ответила отказом.

УФАС усмотрело в действиях Ленэнерго нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения № 861. Правилами установлено, что заявитель имеет право осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

Поскольку Ленэнерго ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичные действия, Управление квалифицировало действия сетевой организации по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Справочно: «Ленэнерго» (ИНН 7803002209) является региональной электросетевой компанией на северо-западе России. Ключевыми акционерами компании являются ПАО «Россети» (67.48% обыкновенных акций) и город Санкт-Петербург (28.8%). Предприятие обслуживает территорию площадью 86.7 тыс. кв. км, в том числе Санкт-Петербург и Ленинградскую область. После реорганизации с 1 октября 2005 года за компанией, сохранившей бренд «Ленэнерго», остались функции передачи электроэнергии по сетям и присоединения новых потребителей к электросетевой инфраструктуре.

Чистая прибыль «Россети Ленэнерго» (юридическое наименование ПАО «Ленэнерго») по МСФО за 2019 год выросла на 12.8% до 11.96 млрд. руб. по сравнению с годом ранее. Показатель EBITDA составил 30.1 млрд. руб., что на 5.9% выше аналогичного показателя годом ранее. Выручка составила 82.7 млрд. руб. Выручка от услуг по передаче электроэнергии выросла на 10% и составила 75.7 млрд. руб.

Чистая прибыль «Россети Ленэнерго» (юридическое наименование - ПАО «Ленэнерго») за I квартал 2020 года по РСБУ выросла на 0.3% до 4.318 млрд. руб. с 4.304 млрд. руб. годом ранее. Выручка выросла на 2.6% и составила 21.6 млрд. руб. Показатель EBITDA составил 8.8 млрд. руб. Снижение составило 0.4%. Объём капитальных вложений за отчётный период достиг 6 млрд. руб., что на 193% выше показателя за аналогичный период 2019 года.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд согласился с позицией судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что период безучетного потребления электрической энергии подлежит исчислению с даты, когда должна быть проведена очередная проверка прибора учета потребителя (определение ВС РФ от 02.06.2020 № 309-ЭС20-7917).

Общество «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в арбитражный суд с иском к потребителю ООО «Отъ Турчанинова» (далее – потребитель) о взыскании задолженности по оплате электрической энергии в сумме 7 966 785,01 руб. выявленного безучетного потребления электроэнергии.

Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.

Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением суда округа, решение суда 1-й инстанции изменено, исковые требования удовлетворены частично: с потребителя в пользу общества «ЭнергосбыТ Плюс» взыскано 2 126 318,23 руб. долга, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Общество «ЭнергосбыТ Плюс», не согласившись с актами судов апелляционной и кассационной инстанций, обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд, в которой просило отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

Верховный Суд не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов, о чем вынес определение от 02.06.2020 № 309-ЭС20-7917.

Из определения Верховного Суда  следует, что суды апелляционной и кассационной инстанцийпришли к обоснованному выводу о том, что период безучетного потребления ответчиком (потребитель) электрической энергии подлежит исчислению с даты, когда должна быть проведена очередная проверка прибора учета потребителя.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть