Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (01.03.2021 - 07.03.2021)

08 марта 2021

● Определены особенности правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации (постановление Правительства РФ от 02.03.2021 № 299).

Постановление Правительства РФ от 02.03.2021 № 299 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации» (далее – Постановление) предусматривает внесение изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения № 861), и Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178).

Изменения, вносимые Постановлением в Правила технологического присоединения № 861, предусматривают:

- установление особенностей технологического присоединения объектов микрогенерации, а также особенностей одновременного технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации заявителя, в том числе в части определения сетевой организации, в которую подается заявка на технологическое присоединение, содержания заявки на технологическое присоединение, сроков осуществления технологического присоединения, содержания технических условий на технологическое присоединение объектов микрогенерации;

- установление ограничения по уровню напряжения объектов электросетевого хозяйства, к которым допускается технологическое присоединение объектов микрогенерации (не более 1000 В), и ограничения максимальной мощности выдачи объектами микрогенерации электрической энергии в сеть (не более величины максимальной мощности принимающих устройств потребителя электрической энергии, которому принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты микрогенерации, но не более 15 кВт);

- установление льготного размера платы за технологическое присоединение объектов микрогенерации исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей и 1100 рублей для разных категорий заявителей;

- утверждение типовой формы заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт (включительно) и (или) объектов микрогенерации;

- утверждение соответствующих типовых форм договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт (включительно) и (или) объектов микрогенерации, принадлежащих юридическим или физическим лицам.

Изменения, вносимые Постановлением в Основы ценообразования № 1178, направлены на установление особенностей учета расходов сетевых организаций, связанных с осуществлением технологического присоединения объектов микрогенерации.

Кроме того, Постановлением дополнительно предусмотрено исключение предложения третье абз. 4 п. 61 Основ ценообразования № 1178, которое носит технический характер в связи с истечением срока его действия.

Изменения, вносимые в приложение № 7 к Основам ценообразования № 1178, и п. 9 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, уточняют порядок применения метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в отношении производителей электрической энергии (мощности) в неценовых зонах оптового рынка.

Постановление также предусматривает внесение изменений в Основные положения функционирования розничных рынков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, устанавливающих, что в отношении объектов микрогенерации гарантирующий поставщик заключает договор купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, с обратившимся к нему потребителем электрической энергии – собственником или иным законным владельцем объектов микрогенерации. 

Также Постановление устанавливает, что гарантирующие поставщики в течение одного месяца со дня вступления в силу Постановления должны разработать и разместить в центрах очного обслуживания и на своих сайтах в сети «Интернет» формы договоров купли-продажи электрической энергии с собственником или иным законным владельцем объекта микрогенерации, соответствующие установленным обязательным требованиям.

Постановление вносит ряд изменений в иные нормативные правовые акты Правительства РФ. 

Начало действия документа – 14.03.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам стимулирования использования ВИЭ (постановление Правительства РФ от 05.03.2021 № 328).

В рамках применения механизма стимулирования использования ВИЭ в 2023-2035 годах постановлением Правительства РФ от 05.03.2021 № 328 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности»  предусматривается изменение после 1 января 2021 года критерия отбора проектов, а также принципов оплаты мощности объектов, отбираемых в рамках мер поддержки после 1 января 2021 года.

В частности, предлагается перейти от оценки проектов по уровню удельных капитальных затрат к комплексной оценке по показателю эффективности генерирующего объекта, который определяется как отношение подлежащей компенсации за счет платы за мощность части требуемой суммы годовой выручки от продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в объемах, соответствующих указанным в заявке, к плановому годовому объему производства электрической энергии.

Новый порядок определения цены мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, основывается на применении указываемого в заявке на отборы проектов показателя эффективности генерирующего объекта с учетом уровня достижения заявленных на конкурсный отбор параметров.

Также предполагается сохранить зависимость расчета цены на мощность генерирующих объектов ВИЭ от внешних экономических условий (инфляция, соотношение курсов валют) с учетом корректировки параметров, исходя из текущих реалий.

Сохраняются и действующие в настоящее время условия снижения цены на мощность указанных выше генерирующих объектов, в частности, в случаях невыполнения целевых показателей степени локализации на территории Российской Федерации производства основного и (или) вспомогательного генерирующего оборудования, применяемого при производстве электрической энергии с использованием ВИЭ.

Начало действия документа – 14.03.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Обобщены часто встречающиеся нарушения обязательных требований в сферах деятельности, подконтрольных Ростехнадзору.

В Перечне часто встречающихся нарушений обязательных требований в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном Ростехнадзором, приводится описание нарушения обязательных требований, нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования, ответственность за нарушение обязательных требований, степень риска причинения вреда (высокая, средняя, низкая), степень тяжести негативных последствий нарушения (тяжкая, средней тяжести, легкая), основные причины нарушений, количество выявленных нарушений за отчетный период, а также период, когда нарушение приняло характер частого (для вновь выявленных частых нарушений).

В Перечне приведены сведения за 2018-2020 гг.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 4 марта 2021 года открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном энергетическом контроле (надзоре)».

Проект постановления предусматривает утверждение нового Положения о федеральном государственном энергетическом контроле (надзоре) в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ  «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и положениями проекта федерального закона № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В Проекте Положения о федеральном государственном энергетическом контроле (надзоре) определяется предмет государственного контроля (надзора) и органы (должностные лица органов) его осуществляющие, порядок применения системы управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, виды контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, порядок организации профилактических мероприятий, досудебный порядок рассмотрения жалоб на решения, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора, порядок оценки результативности и эффективности деятельности при осуществлении федерального государственного надзора и др.

Проектом предусмотрено, что предметом государственного надзора в сфере электроэнергетики является соблюдение субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, деятельность которых связана с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения, следующих обязательных требований:

- требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при организации и осуществлении эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии и осуществлении функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также требований к подготовке и подтверждению готовности работников к работе в сфере электроэнергетики;

- требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, установленных правилами по охране труда;

- особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики.

Проект содержит следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

- выездная проверка;

- документарная проверка.

При проведении выездной проверки, за исключением проверки по контролю исполнения предписания, должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора, обязаны использовать проверочные листы.

Проведение плановых выездных проверок субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной их деятельности определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого и значительного риска – не реже одного раза в 2 года и не чаще одного раза в 3 года;

- для категории среднего и умеренного риска - не реже одного раза в 4 года и не чаще одного раза в 5 лет;

- для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 6 лет.

Плановые выездные проверки субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, не проводятся.

Разработчик – Ростехнадзор

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/03-21/00113839

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ПАО «Россети Московский регион» оштрафовано Московским областным УФАС России на 100 тыс. руб. по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

03 марта 2021 года Московское областное УФАС России признало ПАО «Россети Московский регион» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и назначило наказание в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.

Как следует из постановления Московского областного УФАС, ПАО «Россети Московский регион» нарушило Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения № 861).

Пунктом 110 Правил технологического присоединения № 861 предусмотрено, что по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями (в отношении заявителей, указанных в п. 12(1) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, - сетевой организацией и таким заявителем) сетевая организация составляет в электронной форме и размещает в личном кабинете заявителя акт о выполнении технических условий и акт об осуществлении технологического присоединения, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.

ПАО «Россети Московский регион» осуществило мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения № 861 срок, что подтверждается составленными по результатам выполнения мероприятий актом об осуществлении технологического присоединения и актом о выполнении технических условий от 08.11.2020, однако в нарушение п. 110 Правил технологического присоединения № 861, в срок до 09.11.2020 не разместило в личном кабинете заявителя документы, составленные по результатам выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств. Указанные действия сетевой организации осуществлены только 03.12.2020.

Учитывая изложенное, УФАС пришло к выводу, что ПАО «Россети Московский регион» нарушен срок размещения в личном кабинете заявителя акта о выполнении технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения, предусмотренный п. 110 Правил технологического присоединения № 861.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ, в связи с чем ПАО «Россети Московский регион» привлечено к административной ответственности Московским областным УФАС России по указанной статье.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● Вологодское УФАС России оштрафовало АО «Вологдаоблэнерго» за нарушение сроков технологического присоединения к электросетям.

04-03-2021

Административное производство в отношении сетевой компании было возбуждено по результатам рассмотрения заявления жителя города Сокола.

Гражданин обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия АО «Вологдаоблэнерго». Сетевая компания в установленные законом сроки не присоединила деревообрабатывающий цех гражданина к электросетям. Тем самым сетевая компания нарушила Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…,  утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

3 марта 2021 года Вологодское УФАС России признало АО «Вологдаоблэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Административный штраф АО «Вологдаоблэнерго» составил 50 тыс. рублей.

Источник: Посмотреть

● Верховным Судом оставлен в силе штраф в размере 600 тыс. руб., наложенный Кемеровским УФАС на ПАО «Россети Сибирь» (определение ВС РФ от 05.03.2021 № 304-ЭС21-336).

ПАО «Россети Сибирь» (ранее – ПАО «МРСК Сибири»), в лице филиала «Кузбассэнерго-РЭС», далее – Общество, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кемеровского УФАС о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 тыс. руб.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило указанные акты отменить, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм права.

Верховный Суд не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов, о чем вынес определение от 05.03.2021 № 304-ЭС21-336.

Как усматривается из судебных актов, оспоренным постановлением антимонопольного органа Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей.

Антимонопольным органом установлено нарушение Обществом п. 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), что выразилось в уклонении от заключения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих ООО «ЭнергоПаритет».

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что 12.09.2019 в Общество поступила заявка ООО «ЭнергоПаритет» на технологическое присоединение принадлежащих ему энергопринимающих устройств; в течение 20 дней со дня получения данной заявки (п. 15 Правил № 861) Общество не направило заявителю для подписания проект договора и технические условия для присоединения к электрическим сетям. Проект договора и технические условия к нему были переданы представителю ООО «ЭнергоПаритет» только 22.10.2019.

Поскольку Обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для своевременного выполнения предписанных Правилами № 861 действий, и учитывая повторное совершение им однородных правонарушений в течение года, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Также Верховным Судом отмечено, что в рассматриваемом случае Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, поскольку вопреки доводам жалобы, квалифицирующий признак повторности как элемента объективной стороны состава вмененного административного правонарушения имеет место, если к моменту совершения нового правонарушения не истек установленный ст. 4.6 КоАП РФ срок в отношении предыдущего административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и (или) ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● ПАО «Россети Сибирь» превысило допустимое число часов отключения электрической энергии в год в отношении конечных потребителей, за что было оштрафовано на 700 тыс. руб. Постановление Кемеровского УФАС признано законным в Верховном Суде (определение ВС РФ от 05.03.2021 № 304-ЭС21-346).

ПАО «Россети Сибирь» (ранее – ПАО «МРСК Сибири»), в лице филиала «Кузбассэнерго-РЭС», далее – Общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кемеровского УФАС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 700 тыс. руб.

Судебными актами трех инстанций Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.

Общество подало в Верховный Суд РФ кассационную жалобу, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм права.

Верховный Суд, проанализировав доводы кассационной жалобы, пришел к выводу, что основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как усматривается из судебных актов, оспоренным постановлением антимонопольного органа Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 700 тыс. рублей, за нарушение Обществом (территориальная сетевая организация) п. 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, что выразилось в превышении допустимого числа часов отключения электрической энергии в год в отношении конечных потребителей.

Верховным судом указано, что исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями действующего законодательства РФ, суды пришли к законному  выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и отсутствии оснований для признания постановления Кемеровского УФАС незаконным.

Доводы о неправомерном привлечении заявителя как сетевой организации к ответственности за несоблюдение обязанностей в отношении лиц, не являющихся ее потребителями, Верховный Суд отклонил, поскольку суды нижестоящих инстанций по имеющимся в материалах дела доказательствам установили наличие нарушений в связи с отключением объектов электросетевого хозяйства Общества. Доказательств того, что отключение от электроснабжения потребителей происходило по вине иных лиц, Обществом представлено не было.

Ссылка на определение  ВС РФ: Посмотреть