Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (01.02.2021 - 07.02.2021)

09 февраля 2021

● Установлен новый порядок выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок (постановление Правительства РФ от 30.01.2021 № 85).

Постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 № 85 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» реализованы нормы Федерального закона от 24.04.2020 № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок».

Утверждены правила, устанавливающие:

- категории энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию;

- порядок, случаи и условия выдачи разрешения на допуск.

Утвержденные правила применяются при выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок по заявлениям, поданным в уполномоченный орган исполнительной власти после 1 февраля 2021 года.

Начало действия документа – 31.01.2021, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2022 года. Действует до 1 января 2027 года.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Установлен новый порядок вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств, входящих в состав объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства (постановление Правительства РФ от 30.01.2021 № 86).

Постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 № 86 «Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» утверждены правила, которые, в том числе определяют:

- условия и порядок вывода объектов диспетчеризации в ремонт;

- общие условия и порядок согласования вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации;

- порядок и условия приостановления вывода из эксплуатации объекта диспетчеризации, входящего в состав объекта по производству электрической энергии (мощности), функционирующего в составе Единой энергетической системы России;

- порядок разработки и согласования предложений в отношении перечня мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации;

- порядок реализации мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, модернизации и (или) техническому перевооружению объектов электросетевого хозяйства.

Внесены поправки в некоторые акты Правительства РФ по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.

Признано утратившим силу, в том числе постановление Правительства РФ от 26.07.2007 № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

Начало действия документа – 31.01.2021. Действует до 28 января 2027 года.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Продлен срок действия долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС (приказ ФАС России от 01.12.2020 № 1176/20).

Приказом ФАС России от 01.12.2020 № 1176/20 продлен срок действия долгосрочного периода регулирования  тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», и утверждены долгосрочные параметры регулирования для организации по управлению ЕНЭС на 2021-2024 годы с применением метода доходности инвестированного капитала.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2021 за № 62338.

Начало действия документа – 14.02.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утвержден перечень областей аттестации, в том числе в сфере электроэнергетики (приказ Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334).

Приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 утвержден Перечень областей аттестации, в том числе в сфере электроэнергетики.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2021 за № 62362.

Начало действия документа – 15.02.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

● С 1 января 2022 года устанавливается перечень защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (приказ Минэнерго России от 30.12.2020 № 1234).

В приказе Минэнерго России от 30.12.2020 № 1234 «Об утверждении перечня и спецификации защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» приводится спецификация защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2021 за № 62340.

Начало действия документа – 01.01.2022.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минэнерго России в рамках предоставления государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Перечень включает в себя в числе прочего гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минэнерго России в рамках предоставления государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В перечень включены:

- Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

- постановление Правительства РФ от 26.07.2007 № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» (примечание: признано утратившим силу с 31.01.2021, принято) постановление Правительства РФ от 30.01.2021 № 86, см. выше);

- приказ Минэнерго России от 08.09.2015 № 620 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики».

Перечень также содержит, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минэнерго России в рамках проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика.

Перечень включает в себя постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и содержит, в числе прочего, гиперссылку на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минэнерго России в рамках предоставления государственной услуги по утверждению нормативов потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям.

В перечень включены:

- приказ Минэнерго РФ от 30.12.2008 № 326 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям»;

- приказ Минэнерго России от 07.08.2014 № 506 «Об утверждении Методики определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям».

Перечень также содержит, в числе прочего, реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минэнерго России в рамках отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Перечень включает в себя:

- Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

- постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 41 «О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети»;

- постановление Правительства РФ от 28.10.2003 № 648 «Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть».

Перечень также содержит, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru, реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Издан приказ о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия (приказ Минэнерго России от 29.01.2021 № 38).

В соответствии с приказом Минэнерго России от 29.01.2021 № 38 на территории Республики Хакасия будет проведен конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика с минимальным размером денежных средств, не менее которого участник конкурса должен указать в заявке в качестве суммы, которую он будет обязан в случае признания его победителем конкурса предложить в оферте, направляемой кредиторам в счет уступки их требований по оплате суммы задолженности, указанной в реестре кредиторов, равным 296 177 744,36 руб.

Ссылка на приказ:  Скачать

● 01 февраля 2021 года на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и проведения аттестации по вопросам безопасности».

Проект постановления разработан в целях реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 23.2 Федерального закона «О теплоснабжении», которым предусмотрены изменения по вопросам обеспечения готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и исключается дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Проект направлен на учет на уровне актов Правительства РФ процедуры подготовки и подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, в рамках которой проверяются знания работников на конкретном рабочем месте, конкретном оборудовании и конкретной организации электроэнергетики и теплоснабжения, наделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного РФ на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе, полномочиями по установлению порядка подготовки и подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/12-20/00111269

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 03 февраля 2021 года на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам сокращения количества документов, оформляемых в ходе процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей».

Проект постановления Правительства РФ направлен на сокращение количества документах, оформляемых между сетевыми организациями и заявителями в рамках процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Проектом предусмотрено, что в отношении заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил технологического присоединения № 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями вместо акта об осуществлении технологического присоединения сетевая организация составляет в электронной форме и размещает в личном кабинете потребителя уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого было составлено и размещено указанное уведомление, обязана уведомить заявителя.

В проекте указано, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12.1 и 14 Правил технологического присоединения № 861, заключается  с использованием отдельного раздела на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством РФ.

Договор между сетевой организацией и вышеуказанными заявителями считается заключенным, если сетевой организацией размещены в личном кабинете документы, предусмотренные Правилами технологического присоединения № 861, заявителю предоставлен доступ к личному кабинету потребителя и им на основании выставленного сетевой организацией счета внесена (полностью или частично) плата за технологическое присоединение с указанием в назначении платежа реквизитов счета.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/01-21/00112453

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 03 февраля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Ростехнадзора «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок».

Проект приказа определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Ростехнадзора и его территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора и его территориальными органами, их должностными лицами, взаимодействия Ростехнадзора и территориальных органов с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.

Реализация проекта приказа, по мнению разработчиков, обеспечит устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, повысит качество и доступность результатов исполнения государственной услуги по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также создаст комфортные условия для участников отношений, возникающих при исполнении государственной услуги.

Разработчик – Ростехнадзор

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/02-21/00112884

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 05 февраля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в приказ Минэнерго России от 29 ноября 2016 г. № 1256 «Об утверждении Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций».

Проект приказа разработан в целях обеспечения необходимого уровня достоверности представления данных сетевыми организациями о перерывах электроснабжения, а также для приведения в соответствие уровня тарифов, установленных для владельцев объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 4 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1220 (далее – Положение), перечень показателей надежности и качества, порядок расчета их значений, порядок расчета обобщенного показателя надежности и качества (далее – Обобщенный показатель), используемого при осуществлении корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, связанной с отклонением фактических значений показателей надежности и качества от плановых, а также порядок расчета базовых значений показателей надежности (далее - Базовые значения), значений коэффициентов допустимых отклонений фактических значений показателей надежности от плановых и максимальной динамики улучшения плановых показателей надежности для групп территориальных сетевых организаций с применением метода сравнения аналогов для электросетевых организаций определяются в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 7 Положения плановые значения показателей надежности и качества устанавливаются регулирующими органами на каждый расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования (далее – Плановые значения). Указанные значения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций устанавливаются начиная с 2011 года.

В соответствии с пунктом 12 Положения определение фактических значений показателей надежности и качества, а также определение индикативных показателей уровня надежности осуществляется регулирующими органами по окончании каждого расчетного периода регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования (далее – Фактические значения) в соответствии с Методическими указаниями.

В действующей редакции Методических указаний Фактические значения, Плановые значения, Базовые значения и Обобщенный показатель при определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг рассчитываются в целом для сетевой организации.

Минэнерго России в соответствии с пунктом 14.1 Положения предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы) расчет показателей надежности, в том числе и индикативных показателей надежности, а также заключение о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения.

С целью осуществления контроля полноты и достоверности предоставляемых данных, Проектом приказа определен переход от определения указанных выше показателей надежности в целом для сетевой организации к определению показателей надежности по каждому уровню напряжения, на котором у сетевой организации имеются точки поставки потребителей услуг сетевой организации рассматриваемого уровня напряжения, для тех сетевых организаций, долгосрочной период регулированиях которых начался с 2022 года.

Для сетевых организаций, первый или последующие долгосрочные периоды регулирования которых начинаются с 2022 года и позднее, Фактические значения, Плановые значения, Базовые значений и Обобщенный показатель определяются дифференцированно по следующим уровням напряжения:

- на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше;

- на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ;

- на среднем втором напряжении: (СН2) 20 - 1 кВ;

- на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.

Таким образом, Проект приказа направлен на повышение достоверности получаемой Минэнерго России информации, а также на улучшение показателей уровня надежности услуг организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций. Данный эффект достигается за счет установления Плановых значений на уровнях напряжения, на которых имеются точки поставки потребителей услуг сетевой организации, за исключения уровня напряжения НН, и их сравнения с Фактическими значениями.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/02-21/00113008

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго отказалось увеличивать тариф ФСК.

02-02-2021

По данным «Ъ», Минэнерго отказалось от дальнейшей разработки законопроекта о дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети») —механизма, при котором крупная промышленность доплачивала бы за прочих потребителей. В случае принятия тариф магистральных сетей вырос бы на 50% за семь лет, что не устраивало крупных потребителей. Теперь Минэнерго собирается заново взяться за решение «вечной проблемы» перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Глава Минэнерго Николай Шульгинов попросил Белый дом «на текущий момент приостановить работу в правительстве над законопроектом» о дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, управляет магистральными сетями), утверждают собеседники «Ъ», знакомые с обсуждением вопроса. Документ был внесен в правительство еще в сентябре 2019 года, но из-за сопротивления со стороны крупной промышленности и критики профильных регуляторов не был принят.

Тема дифференциации единого тарифа ФСК обсуждается с 2017 года, ее инициаторами выступали Минэнерго (тогда его возглавлял Александр Новак, ныне вице-премьер по ТЭК) и «Россети». Идея состояла в том, чтобы повысить тариф для крупной промышленности, напрямую подключенной к магистральным сетям, на 50% за семь лет. Сейчас магистральный сетевой тариф — около 0,362 руб. за 1 кВт*ч. Тариф для распредсетей гораздо выше (1,914 руб. за 1 кВт*ч), и крупная промышленность, чтобы снизить расходы, предпочитает подключаться к магистральным сетям напрямую. Таким образом, дифференциация тарифа ФСК должна была поднять цену электроэнергии для крупных предприятий и понизить тарифы для остальных. По оценкам крупного энергоемкого бизнеса, последовательно критиковавшего инициативу, механизм привел бы к изъятию из инвестиционного оборота около 60 млрд. руб., а среднее увеличение цены по рынку составило бы 26,6%.

В Минэнерго подтвердили отзыв законопроекта. Как пояснил господин Шульгинов, предложение об отзыве законопроекта наравне с вопросом резерва сетевой мощности находилось в числе приоритетных задач с первых дней его работы в должности министра энергетики. По его словам, в 2020 году появились два важных фактора, которые потребовали пересмотра предложений Минэнерго: изменения в экономике, вызванные пандемией (дифференциация послужит дополнительной нагрузкой для энергоемких предприятий), и возможность введения углеродного сбора в ЕС для продукции российских компаний, что еще больше усугубит ситуацию.

Дифференциация тарифа ФСК, по заявлениям правительства, должна была стать одним из шагов по снижению перекрестного субсидирования в электроэнергетике, объем которого пока только растет. В частности, тарифы населения до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, за них де-факто платят мелкие и средние («прочие») и крупные потребители. В 2012 году объем перекрестного субсидирования составлял 220 млрд. руб., в 2017-м — 368 млрд. руб., в 2019-м — более 400 млрд. руб., по оценке «Совета рынка» (регулятор энергорынков). Власти обсуждали еще несколько способов снижения перекрестки, в том числе введение резерва сетевой мощности и соцнормы потребления для населения. Последняя идея была отклонена правительством из-за возможного роста социальной напряженности. Николай Шульгинов заявил, что конкретные меры по снижению перекрестного субсидирования пока прорабатываются, предлагается «сформировать прозрачный механизм расчета и распределения перекрестного субсидирования исходя из текущих условий».

В «Россетях» от комментариев отказались, в Минэкономики не ответили. В ФАС сообщили, что до настоящего времени в службу не поступала информация об отзыве законопроекта. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев заметил, что наметившийся после недавних кадровых назначений «отказ от наиболее одиозных инициатив обнадеживает».

По мнению Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», проект закона по дифференциации тарифа ФСК изначально выглядел не вполне рыночным, закрепляя статус-кво, при котором крупные потребители снижают бремя обслуживания распредсетей, хотя не пользуются их услугами. Так как законопроект не предполагал дополнительных доходов для «Россетей», а лишь перераспределял тарифную нагрузку между группами потребителей, отказ от этой инициативы никак не отразится на финансовом состоянии «Россетей», считает аналитик.

Источники: Посмотреть; Посмотреть

● Андрей Максимов: «Сертификат – это понимание, на каких объектах генерации выработана электроэнергия».

05-02-2021

Минэнерго рассчитывает, что законопроект по обращению низкоуглеродных сертификатов в России будет внесён в Госдуму в весеннюю сессию, сообщил директор Департамента развития электроэнергетики Андрей Максимов на заседании комиссии РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) по электроэнергетике.

«Проект внесён в Правительство Российской Федерации. Мы надеемся, что он в весеннюю сессию попадёт в Государственную Думу, потому что есть понимание, что этим нужно заниматься, вопрос в деталях», – сказал Андрей Максимов.

По его словам, система обращения сертификатов в России будет в полной мере отвечать международным стандартам.

Низкоуглеродный сертификат – это электронный документ, выдаваемый по факту производства электроэнергии с использованием атомной энергии или возобновляемых источников (солнечные, ветровые и гидроэлектростанции или другие типы), то есть сертификат будет подтверждать, что электростанция произвела определенный объём экологичной электроэнергии. Его получение будет правом, но не обязанностью владельцев электростанций.

«Сертификат включает информацию, на каких объектах генерации выработана электроэнергия. Если потребителям это будет для каких-то целей важно, они могут приобретать себе сертификаты с тех объектов генерации, которые им интересны. Хотят, например, поддерживать «солнце», могут приобретать сертификаты по выработке на основе солнечной энергии», – пояснил Андрей Максимов.

Введение и обращение на рынке сертификатов будет стимулировать производство электроэнергии наиболее экологичными типами электростанций, поспособствует снижению выбросов углерода при выработке электроэнергии.

Потребителю энергии покупка сертификата даст право позиционировать представленные им товары или услуги как произведённые с помощью низкоуглеродной энергии, что может стать важным конкурентным преимуществом.

Кроме того, сертификаты позволят их владельцам подтвердить выполнение международных требований по потреблению низкоуглеродной электроэнергии. В перспективе рассматривается возможность организации взаимного признания сертификатов для их обращения на зарубежных рынках, в том числе в странах-членах ЕС. Если будут реализованы планы различных стран по взиманию дополнительных пошлин или сборов с товаров с высоким углеродным следом, сертификаты, подтверждающие использование низкоуглеродной энергии в производстве, помогут избежать таких сборов либо снизить их размер.

Источник: Посмотреть

● Перезаключение договора поставки электроэнергии в установленные законом сроки не может привести к негативным последствиям.

01-02-2021

Арбитражный суд Ростовской области подтвердил законность и обоснованность решения Ростовского УФАС России в отношении ПАО «Россети Юг», неправомерно установившего факт бездоговорного потребления электрической энергии со стороны ООО «Недра».

Всё началось с того, что энергосбытовая организация (ООО «Ростовэнергосбыт»), обслуживающая ООО «Недра», расторгла договор с гарантирующим поставщиком (ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»), тем самым потеряв возможность обеспечивать ООО «Недра»» электроэнергией.

В данной ситуации компания должна была заключить договор на поставку электрической энергии непосредственно с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в течение двух месяцев, чтобы избежать бездоговорного потребления и связанных с ним негативных последствий (ограничения поставки электроэнергии).

В свою очередь, ПАО «Россети Юг» будучи сетевой организацией, контролирующей потребление электроэнергии, прекратило энергоснабжение объектов ООО «Недра» уже спустя 30 дней, несмотря на то, что у компании был ещё месяц для перезаключения договора.

Таким образом, ПАО «Россети Юг» неправомерно установило факт бездоговорного потребления со стороны ООО «Недра» и безосновательно ограничило поставку электроэнергии.

Ростовское УФАС России признало сетевую организацию нарушившей п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и наложило штраф в размере 100 тыс. рублей. 

Источник:  Посмотреть

● АО «МРСК Северо-Запада» и АО «Коми энергосбытовая компания» неправильно посчитали электроэнергию.

03-02-2021

Коми УФАС России по заявлению ООО «ЧАС» рассмотрено  антимонопольное дело о нарушении ПАО «МРСК Северо-Запада» и  АО «Коми энергосбытовая компания» антимонопольного законодательства.

Из материалов дела следует, что в ходе контрольного снятия показаний прибора учета электроэнергии на объекте заявителя, ПАО «МРСК Северо-Запада» выявлен факт нарушения пломбы. По результатам составлен акт проверки, в котором сетевая организация указала, что прибор учета непригоден к расчетам за потребленную электроэнергию. Также ПАО «МРСК Северо-Запада» составило акт о неучтенном потреблении электроэнергии в объеме 88200 кВт*ч.

После чего,  АО «Коми энергосбытовая компания» произвело начисление платы за электроэнергию и выставило ООО «ЧАС» счет-фактуру на сумму более 500 тыс. рублей.

Однако, как установлено антимонопольным органом, сетевой организацией была неверно определена начальная дата периода для расчета объема потребления электроэнергии. Объем потребления электроэнергии на объекте заявителя составил 4320 кВт*ч, а не 88200 кВт*ч.

Указанные действия АО «Коми энергосбытовая компания» и ПАО «МРСК Северо-Запада» противоречат ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку указанные лица в силу взятых на себя обязательств обязаны надлежащим образом их исполнять.

Виновные лица будут привлечены к административной ответственности.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд поддержал позицию окружного суда по делу об отказе во взыскании неустойки с сетевой организации по договору техприсоединения (определение ВС РФ 01.02.2021 № 303-ЭС20-22129).

Общество с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные системы» (ООО «РТИТС») обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «РЖД» о взыскании неустойки в размере 1 214 413,72 руб., начисленной за просрочку исполнения обязательства по договору технологического присоединения.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в части взыскания с общества «РЖД» в пользу общества «РТИТС» 485 765,49 руб. неустойки.

Постановлением арбитражного суда округа решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с постановлением окружного суда, ООО «РТИТС» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить постановление суда округа, как незаконное, и оставить в силе решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы ООО «РТИТС», о чем указал в определении 01.02.2021 № 303-ЭС20-22129.

Руководствуясь условиями заключенного сторонами договора (с учетом дополнительного соглашения), суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о ненадлежащем исполнении ОАО «РЖД» своих обязательств и правомерном начислении неустойки.

Отменяя судебные акты и отказывая в удовлетворении иска, суд округа исходил из того, что ООО «РТИТС», не выполнив обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения в своей части, необоснованно требует неустойку за нарушение исполнения обязательств по данному договору сетевой организацией ОАО «РЖД».

Суд кассационной инстанции указал на то, что обязательства сторон в рамках исполнения договора технологического присоединения носят встречный характер, от своевременного исполнения обязательств одной из сторон зависит исполнение встречных обязательств другой стороной (ст. 328 ГК РФ).

Вместе с тем судом округа принят во внимание установленный судами факт невыполнения ООО «РТИТС» в спорный период своей части мероприятий (работ), предусмотренных Техническими условиями к договору технологического присоединения, что исключает обязанность сетевой организации ОАО «РЖД» по присоединению энергопринимающего устройства к электрическим сетям в согласованный в договоре срок.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд указал на законность судебных актов судов апелляционной и кассационной инстанций по делу о взыскании безучетного потребления электроэнергии (определение ВС РФ от 01.02.2021 № 304-ЭС20-22088).

Гарантирующий поставщик АО «Новосибирскэнергосбыт» обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования города Новосибирска «Городской ресурсный центр по организации отдыха и оздоровления детей «Формула успеха» (далее - Учреждение) о взыскании суммы безучетно потребленной электрической энергии за период с 24.01.2018 по 21.11.2018 в размере 2 504 645,91 руб., а также неустойки.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена сетевая организация АО «РЭС».

Решением арбитражного суда 1-й инстанции исковые требования удовлетворены.

Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с судебными актами судов апелляционной и кассационной инстанций, АО «РЭС» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить вышеуказанные судебные акты и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Изучив кассационную жалобу, ВС не нашел оснований для ее удовлетворения (определение от 01.02.2021 № 304-ЭС20-22088).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта безучетного потребления Учреждением электрической энергии в предъявленном гарантирующим поставщиком к оплате объеме.

Руководствуясь нормами действующего законодательства в сфере электроэнергетики, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности оснований для квалификации действий (бездействия) Учреждения в качестве безучетного потребления и отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Апелляционным судом установлено, что акты о безучетном потреблении, составленные по результатам проверки содержат противоречивые сведения, не соответствующие видеозаписи, пломба на приборе учета сохранена, годовые показатели электропотребления имеют стабильный характер, нарушение пломбы на дверце шкафа не влияет на достоверность учетных показаний.

Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что АО «РЭС» фактически в качестве расчетного допущен измерительный комплекс без установки контрольных пломб на трансформаторах тока и цепях напряжения.

При этом неблагоприятные последствия бездействия сетевой организации по опломбированию цепей напряжения и трансформаторов тока не могут быть возложены на Учреждение в виде взыскания стоимости безучетного потребления электрической энергии.

Суд округа поддержал выводы апелляционного суда.

Верховный Суд по результатам рассмотрения кассационной жалобы АО «РЭС» пришел к выводу, что изложенные в настоящей жалобе доводы не опровергают выводы судов апелляционной и кассационной инстанций.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть