Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Модернизация российских электрических сетей посредством технологии Smart Grids

04 сентября 2019

Неподдельный интерес к  “умным” счетчикам и “умным” сетям возрастает, в энергетическом сообществе, с каждым днем. Что же такое Smart Grids и такое уж ли это  реальное будущее для российской энергетики? Попробуем в этом разобраться.

Smart Grids  - это интеллектуальные сети, которые представляют собой обогащенную коммуникационными и информационными технологиями инфраструктуру энергоснабжения, что позволяет осуществлять мониторинг, извлекать и обрабатывать информацию о состоянии сети и потокораспределении нагрузки в режиме реального времени, а также грамотно распределять  саму электрическую энергию. Smart Grids может объединить в единую систему управления как промышленных потребителей, так и крупных потребителей и население.

Внедрение технологий   Smart в Европе и США началось давно и первыми пилотными странами стали: Германия, Италия, Франция, Испания. Сейчас активно занимаются работой по внедрению  Smart – США, Израиль, Китай, Япония, Россия.

Технологии  Smart Grids  имеют ряд исключительных преимуществ, например:

  • снижение энергопотребления, уменьшение коммерческих и технологических потерь в сетях;
  • возможность активного участия в работе сети потребителей (вовлечение конечных потребителей в процесс управления объемами и стоимостью своего энергопортребления);
  • обеспечения надлежащего качества передаваемой электрической энергии;
  • обеспечение синхронной работы источников генерации и узлов хранения электроэнергии;
  • способность сети к самовосстановлению после сбоев в подаче электроэнергии;
  • повышение эффективности работы энергосистемы в целом (повышение надежности энергосистемы с помощью активного управления потребителями);
  • снижение операционных затрат сетевых и сбытовых компаний;
  • возможность планирования мероприятий по энергоэффективности  и энергосбережению с фактическим подтверждения результатов;
  • точность и прозрачность расчетов с поставщиками электроэнергии;
  • повышение точности расчета фактических, технологических и коммерческих потерь в сетях;
  • охват всей технологической цепочки энергетической системы (АЭС, ТЭЦ, ГЭЦ, индивидуальных солнечных генераторов);
  • использование цифровых коммуникационных сетей. Обеспечение непрерывного управляемого баланса между спросом и предложением электрической энергии.

Ситуация в России с техническим состоянием электрических сетей не самая благоприятная, они устарели как физически, так и морально. Значительный физический износ самих сетей, а также приборов учета электроэнергии, несоответствие их требованиям законодательства РФ, преимущественно ручной сбор показаний приборов учета силами самих потребителей или сбытовых организаций, которые зачастую приводят к искажению данных (случайному, а иногда и кумышленному), низкий профессиональный уровень персонала сетевых и энергосбытовых организаций при выявлении безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии, и отсутствие в ряде случаев приборов коммерческого учета в точках поставки электроэнергии, несоответствие и несовпадение приборов учета у электросетевых компаний и энергосбытовых (когда покупка электроэнергии происходит на ОРЭМ по приборам АСКУЭ) в отношении одних и тех же точек поставки. И это только вершина айсберга всех проблем, с которыми рано или поздно «титаник» российской электроэнергетики столкнется.

Электрические сети, существующие в России уже не справляются с заявленными современными требованиями. Электрические сети в современной России должныбыть «умными» чтобы иметь возможность контролировать огромное количество объемов информации, необходимое для поддержания эффективное работы регулируемой сети в постоянно изменяющихся условиях.

На уровне управления «умные» сети смогут служить наиболее эффективнее чем существующие сети. Электрические сети в целом рассчитаны на максимально возможную нагрузку. «Умные» сети позволят распределить потребление электроэнергии на протяжении определенного времени от участников высокой нагрузки к участникам низкой нагрузки наиболее равномерно, что позволит уменьшить пиковую нагрузку на электрическую сеть. Как следствие, это приведет к снижению необходимости расширения, а следовательно к общеэкономическим преимуществам.

Эти преимущества послужат огромным стимулом для оператора избегать дорогостоящих пиковых нагрузок и достигать максимально неизмененную во времени нагрузку, что возможно только при управлении потреблением электроэнергии.

Более того, участником управления потребления электроэнергиидолжен быть в том числе и конечный потребитель, который будет замотивирован наиболее выгоднее для себя потреблять электрическую энергию посредством дифференцированных тарифов на электроэнергию. То есть, потребители, снижающие потребление электроэнергии или перемещающие его в периоды низкой нагрузки сети, буду вознаграждены более низкой оплатой, а для высокого электропотребления в периоды высокой нагрузки сетиоплата вырастет.

Сейчас в России происходит начальный этап формирования стратегии и методики перехода к технологиям Smart Grids.  Внедрение смарт-учета («умных» приборов учета электроэнергии) является первым этапом перехода к построению единой и современной «умной» электрической сети. Конечно, задача перехода к «умным» системам процесс долгий и затратный. Основным «движком» такого перехода должно быть государство, а именно государственная стратегия в отношении повышения уровня энергоэффективности в целом в России.

«Умные» приборы учета должны обеспечит быструю передачу текущих данных потребления, чтобы иметь возможность гибко реагировать на изменения в процессе генерации энергии.

10.01.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».

Проект Правил регламентирует общие принципы предоставления минимального набора функций «умной» системы учета электроэнергии, устанавливают требования к ним, правила присоединения «умных» приборов учета к системе, а также требования к обработке, защите и хранении баз данных и пр.

Напомню, что с 1 января 2022 года законодательно предусмотрена обязанность гарантирующих поставщиков  и сетевых организаций безвозмездное предоставление возможности потребителям (население) использования минимального набора функций «умных» приборов учета электроэнергии.

После 1 января 2022 года прибор учета электроэнергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках и (или) предоставления коммунальных услуг должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета не позднее двух месяцев с даты его допуска в эксплуатацию.

Датой присоединения прибора учета электроэнергии к интеллектуальной системе учета будет являться  дата получения уведомления от владельца системы о таком факте всеми пользователями системы по соответствующему прибору учета электроэнергии.

Владельцы (гарантирующий поставщик либо сетевая организация) интеллектуальных систем учета обязаны предоставить удаленный доступ посредством сети «Интернет»  путем предоставления доступа в личный кабинет на безвозмездной основе, возможность пользователям систем (потребителям) использовать функции интеллектуальной системы учета.

 Более того, система должна обеспечивать выполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».  Ведь используя актуальные данные, которые будут передаваться абонентами, в зависимости от интервала потребления, существует возможность (пусть и потенциальная) сделать выводы о поведении в домашней обстановке конкретного абонента. Режимы функционирования и использования устройств абонента смогут быть определены через их электропотребление, посредством чего можно сделать обширные предположения о привычках членов семьи, режиме сна и их отсутствия в доме. Сбор и формирование таких персональных данных может быть использован в корыстных целях в криминальной сфере, посредством их утечки недобросовестным лицам (мошенникам, грабителям, ворам).

Следовательно, возникает вопрос какова правовая основа такого оборота персональных данных и  будет ли отвечать высокому уровню надежности и безопасности защита персональных данных абонентов. А также, как коррелируется сбор и хранение персональных данных потребителей электроэнергии со статьей 23 Конституции Российской Федерации (право каждого на неприкосновенность частной жизни). Данные вопросы нуждаются в их обсуждении на законодательном уровне и принятию грамотных и осторожных решений.

Таким образом, у государства появилась особая обязанность перед гражданами по охране их интересов, поскольку государство само создает большие риски посредством обязанности внедрения «умных» приборов учета для населения. Более того, будущие меры по повышению энергоэффективности энергопотребления на основе персональных данных требуют от законодателя максимальной открытости в этой сфере для инноваций.

Эти  открытые на сегодняшний день вопросы нужно решать законодателю в срочном порядке, чтобы не разочаровать надежд, связанных с повышением энергоэффективности и энергетической безопасности через внедрение «умных» электрических сетей.


Автор: Пронина Елена, практикующий юрист в области электроэнергетики, эксперт права, Член Ассоциации Юристов России.