Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Госдума РФ предлагает радикальное изменение подхода к системе ценообразоваяния в электроэнергетике

20 ноября 2020

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку и будьте в курсе всех событий в отрасли 

Подписаться


Комитет Госдумы РФ по энергетике по итогам обсуждения проблем тарифного регулирования в электроэнергетике предлагает радикальное изменение подхода к системе ценообразоваяния. Круглый стол прошел 19 ноября 2020 года в формате ВКС.

Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный отметил, что тарифное регулирование в электроэнергетике - одна из самых часто обсуждаемых на площадке комитета тем. Всего за последние три года депутаты обращались к ней в том ином виде шесть раз, последний раз – в феврале текущего года. Причина очевидна – тарифное регулирование является одним из самых проблемных вопросов развития отрасли.

Среди основных проблем - перекрестное субсидирование населения в тарифах на передачу электроэнергии; рост субсидирования потребителей со стороны генерации в рамках регулируемых договоров на оптовом рынке; сокращение рыночного сектора на оптовом рынке, отсутствие конкуренции на розничных рынках электроэнергии, увеличение доли регулируемых механизмов, таких как ДПМ и разного рода надбавки.

По мнению Павла Завального, все принимаемые в течение последних лет решения и нормативные акты фактически не приводят к упорядочиванию системы тарифообразования в электроэнергетике а, наоборот, делают ее все более сложной и непрозрачной. Нужны радикальные шаги, принципиальное изменение подхода.

В комитете считают, что отраженному в проекте рекомендаций, целью должно стать наведение порядка в тарифообразовании, повышение прозрачности, обоснованности и справедливости тарифов, создание интегрированного конкурентного оптово-розничного рынка электроэнергии.

Правильным с точки зрения рыночного ценообразования комитет считает введение так называемого двухставочного тарифа, включающего в себя плату за мощность и плату за фактическое потребление электрической энергии. Это соответствует существующей модели оптового рынка электроэнергии. Плата за мощность покроет условно-постоянные и инвестиционные затраты в сетевом комплексе, включая льготное технологическое присоединение, плата за потребление – переменные затраты.

Применение платы за мощность и платы за фактическое потребление

электрической энергии должно касаться только промышленных потребителей. Учитывая, что стоимость электроэнергии для населения и приравненных к нему категорий сегодня регулируется и субсидируется за счет других потребителей, оптимальный выбор ценообразования для них – тарифное меню с разной стоимостью электроэнергии в зависимости и времени суток в сочетании с дифференциацией от объема потребления.

Это предложение отличается от существующих сегодня двухставочных тарифов, когда оплачивается отдельно ставка за содержание сетей и ставка

за потери в сетях, при этом ставка за потери обычно включается поставщиком в цену электроэнергии.

Важно рационально решить вопрос о льготном технологическом присоединении. Установление платы за него существенно ниже экономически обоснованного уровня привело к безответственному отношению со стороны потребителей к заявкам: подключенная мощность«льготных» потребителей, как правило, используется не более чем на 20 %. Ограничение льготного техприсоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей могло бы снизить нагрузку и на промышленных, и на так называемых прочих потребителей – сельхозпроизводителей, бюджетные организации.

Проблема перекрестного субсидирования одна из самых сложных и тяжело решаемых проблем в электроэнергетике. Перекрестное субсидирование сдерживает развитие промышленности, инвестиции в стране

уменьшаются более чем на 50 млрд. руб. в год. По оценкам экспертов перекрестное субсидирование влечет за собой снижение ВВП страны на 2% - 2,5% и промышленного производства на 1,25 - 2,5 % в год.

Ценовое неравенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии между потребителями магистрального и распределительного сетевых комплексов создает некорректные ценовые сигналы, вынуждает крупных потребителей строить собственную генерацию, переходить на подключение с распределительных сетей к магистральным, чтобы снизить затраты и избавиться от социальной нагрузки.

В результате этих действий изменяется экономический баланс в электросетевом комплексе, что отрицательно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса, поскольку бремя дополнительных затрат на содержание региональной сетевой инфраструктуры ложится на оставшихся потребителей. Стоимость электроэнергии для «прочих потребителей» - малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей, бюджетных организаций – в средней полосе России достигает 10 руб. за кВт/ч.

Дальнейшее затягивание принятия радикальных решений в отношении перекрестки, особенно на фоне экономического кризиса, связанного с пандемией, будет все больше тормозить развитие экономики России.

Комитет также считает целесообразным:

- стимулировать скорейший полный переход на интеллектуальные технологии учета электроэнергии, с учетом действующих ограничений по росту тарифов на электроэнергию для населения;

- внедрить механизмы бюджетной поддержки инвесторов в развитие электроэнергетики для снижения нагрузки на оптовый рынок;

- разработать меры государственной поддержки сельхозпроизводителей путем выделения им адресных субсидий на электроэнергию из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Источник: Энергетика и промышленность России

Подписывайтесь на рассылку «Электрические Сети в Системе» и в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в электроэнергетике России.

Редакция «Electricalnet.Ru» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту info@electricalnet.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте