Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Разногласия между сетевыми организациями и сбытовыми компаниями. Урегулирование споров.

14 мая 2017

Нарушение порядка заключения договоров на розничных рынках электрической энергии (мощности)

Наиболее распространенные нарушения при заключении договоров со стороны гарантирующих поставщиков:

  1. Необоснованный отказ или уклонение от заключения договора энергоснабжения с конечным потребителем, с энергосбытовой организацией, не являющейся конечным потребителем , или с сетевой организацией (нарушение срока направления проекта договора; прямой отказ от заключения договора; требование о предоставлении документов и сведений, не предусмотренных законодательством)
  2. Навязывание невыгодных условий договора (установление сроков оплаты иных, чем предусмотрены нормативными актами; требования не предусмотренные законодательством 100%-ной предоплаты за электроэнергию; требование установки потребителем прибора учета более высокого класса, чем установлено законодательством)

Наиболее распространенные нарушения при заключении договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии со стороны сетевых организаций

  1. Необоснованный отказ или уклонение от заключения договора (нарушение сроков направления договора; требования представления документов и сведений, не предусмотренных законодательством)
  2. Навязывание невыгодных условий договора (требование сетевой организацией осуществления расчетов по двухставочному тарифу при выборе потребителем одноставочного тарифа; требование о получении заявителем сертификата качества на приобретаемую электроэнергию и др.)

Возможность для взыскания убытков

  • Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ч.1 ст. 15 ГК РФ)
  • Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
  • ч. 3 ст. 37 Закона о защите конкуренции также предусмотрено, что лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу. 

Возможность для взыскания убытков:

  1. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицам, входящими в состав юридического лица (корпорации)»
  3. Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 2929/11 по делу № А56-44387/2006
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 17044/12 по делу № А76-9442/2011 (корп. споры)
  5. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 № 16674/11 по делу № А60-53822/2011 (аренда)

Антимонопольная и судебная практика ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства

Возможность расторжения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в одностороннем порядке.

Пунктом 24 Правил недискриминационного доступа определен исчерпывающий перечень оснований отказа от заключения договора:

  1. Отсутствие заключенного договора оказания услуг оперативно-диспетчерского управления (заключение договора с организацией по управлению ЕНЭС)
  2. Отсутствие технологического присоединения
  3. Отсутствие у с организации по управлению ЕНЭС возможности оказания услуг

Обязательность заключения публичного договора, каковым является договор оказания услуг по передаче электрической энергии, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения. (ч. 1 ст. 426 ГК РФ, ч. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике)

Возможность расторжения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в одностороннем порядке (пункт 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии)

Расторжение Гарантирующим поставщиком  договора в одностороннем

порядке, предусмотренном пунктом 53 Основных положений

  1. Конечный потребитель электрической энергии (мощности)
  2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-О
  3. Энергосбытовая (энергоснабжающая) организация; Исполнитель коммунальных услуг
  4. Решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.06.2013 № ВАС-1600/13

Дело № А40-2452/2015-154-15 по иску о признании незаконным и отмене решения и предписания антимонопольного органа

В результате рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия ФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО «ЭСКБ» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части навязывания ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» дополнительных объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и дополнительной стоимости сбытовых услуг, рассчитанных без учета электрических связей между энергопринимающими устройствами конечных потребителей.

Результаты обжалования:

  1. Первая инстанция: Признать решения и предписания ФАС России недействительными
  2. Апелляционная инстанция: решение оставлено без изменений
  3. Кассационная инстанция: Отмена решений первой и кассационной инстанций; направленно на новое рассмотрение
  4. Первая инстанция Решение и предписание ФАС России признаны действительными. Рассматриваемые правоотношения не носят сугубо гражданско-правовой характер и регулируются в том числе существующими императивными нормами. Антимонопольный орган правомочен рассматривать аналогичные вопросу на предмет выявления нарушения антимонопольного законодательства.

Порядок применения положений абзацев  3 и 5 пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861

         В соответствии с пунктом 15(2) Правил недискриминационного доступа  при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется в следующем порядке:

  • в иных случаях, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства (абзац 3 пункта 15(2) Правил недискриминацонного доступа);
  • в иных случаях принимается уровень напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности), а в случае, если такие энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) подключены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты указанных лиц или бесхозяйные объекты к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (абзац 5 пункта 15(2) Правил недискриминацонного доступа).

Описанный способ применения положений абзацев 3 и 5 пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии был подтвержден решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2016 № АКПИ15-1377.

Порядок применения положений пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг  были дополнены пунктом 15(2) постановление Правительства Российской Федерации то 31.07.2014 № 740 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 в целях уточнения порядка определения объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемые потребителями услуг» вступившими в силу с 01.08.2014 года.

Вывод

Вывод о том, что нормы права, регулирующие правоотношения субъектов электроэнергетики обязательны для них с момента введения этих норм в действие и должны применяться ими непосредственно и независимо от внесения в договор соответствующих изменений, был подтвержден решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2016 №АКПИ16-632.


Федеральный закон об Электроэнергетике

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 1704412 по делу № А76-94422011 (корп. споры)

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861