Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Политики и бизнесмены Бурятии написали Путину как «МРСК Сибири» «душит» республику

05 июля 2017

В ряд высоких федеральных инстанций поступило письмо от оппонентов ПАО «МРСК Сибири». Послание информирует о возможных коррупционных связях Республиканской службы по тарифам правительства РБ и филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго»

Письмо поступило президенту Владимиру Путину, как председателю комиссии по стратегическому развитию ТЭК и экологической безопасности, а также ответсеку этой комиссии Игорю Сечину, председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, зампреду правительства РФ Аркадию Дворковичу, секретарю Совбеза Николаю Патрушеву, председателю Совета Федерации ФС РФ Валентине Матвиенко, председателю Госдумы Владимиру Володину, генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, министру энергетики РФ Александру Новаку. Копия письма также была направлена врио главы РБ Алексею Цыденову.

Подписантами письма выступили депутат Госдумы РФ Николай Будуев, депутаты Улан-Удэнского горсовета Сергей Иванов (является лидером партии Роста в Бурятии), Дмитрий Беспалов, Александр Калашников, а также представители ТП «Энергосбыт Бурятия» ОАО «Читаэнергосбыт» и энергосетевых компаний ООО «Нетрон», ООО «Элекс».

Суть письма проста – тарифная политика в Бурятии, по мысли авторов письма, вероятно, зависит от некого «сговора», который может иметь коррупционные признаки, между ПАО «МРСК Сибири» и Республиканской службы по тарифам РБ.

Из письма следует, что с 2009 года РСТ РБ благодаря завышенным энерготарифам создает «перекос в сторону увеличения выручки филиала ПАО «МРСК Сибири» — «Бурятэнерго». Тогда как другие сетевые компании терпят убытки и банкротятся. От завышенных тарифов страдают как предприятия, так и обычные граждане. Распиаренное снижение энерготарифов на 6% для населения в 2016 году происходило на фоне снижения стоимости покупки энергии на оптовом рынке на 40%.

Можно предположить, что на самом деле энерготариф для населения можно снизить еще больше, так как около 80% этого тарифа составляет стоимость услуги передачи энергии по сетям плюс ряд других показателей. Эта стоимость является «заоблачной», однако при этом это, видимо, нисколько не смущает «МРСК Сибири».

Ранее уничтожающей критике в этой связи был подвергнут зампред правительства Бурятии Николай Зубарев, курировавший республиканскую энергетику. 5 мая сего года он покинул правительственный пост в связи с уходом на пенсию.

Сложившаяся ситуацией в сфере тарифообразования Республики Бурятия вызывает беспокойство.Тарифная политика Республики не обеспечивает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей энергии, негативно сказывается на финансовом состоянии большинства предприятий промышленных и непромышленных сфер, на уровне жизни населения, на доходах и расходах регионального бюджета. Стоимость энергоресурсов в настоящее время достигла такого уровня, что становится труднодоступным для большинства потребителей Республики.

Порядка 80% конечного тарифа электроэнергии для населения Бурятии, составляет стоимость услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, все остальное, стоимость покупки электрической энергии на оптовом рынке и сбытовая надбавка.

При снижении тарифа для населения в 2016 году стоимость покупки электрической энергии на оптовом рынке была снижена на 40%, а тарифы на электрическую энергию для населения во втором полугодии 2016 года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия были снижены всего на 6%, при этом основная сетевая составляющая осталась на прежнем уровне.

Анализ тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в 2017 году, относительно 2016 года, показал, что необходимая валовая выручка сетевых организаций в целом по региону не увеличилась, но при этом по отдельным организациям рост выручки составил от 5 до 35%, по другим организациям напротив, снижение составило 70 — 80% (приложение).

Основная доля себестоимости услуг по передаче электрической энергии является условно-постоянной и мало подвержена изменению объемных показателей услуг. Основным фактором, влияющим на объем затрат, является физический объем и износ собственно электросетевого комплекса, следовательно, затраты на содержание одной условной единицы оборудования должны находиться в пределах допустимого интервала и не могут иметь существенных отклонений в разрезе организаций. Тем не менее, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия приняла объем необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2017 год на содержание условной единицы оборудования с существенными различиями – от 0,67 до 39,8 тыс. руб. на условную единицу.

Указанная разница в содержании условной единицы оборудования могла возникнуть вследствие учета экономически необоснованных расходов в необходимой валовой выручке других территориальных сетевых организаций. Подобный дисбаланс не только является источником необоснованного дохода отдельных сетевых организаций, но и оказывает существенное влияние на снижение надежности системы энергоснабжения вследствие недофинансирования экономически обоснованных расходов сетевых организаций.

Основной электро-сетевой организацией на территории Республики Бурятия является ПАО «МРСК Сибири», доля выручки которой составляет порядка 80% от общей по республике. Для филиала ПАО «МРСК Сибири» — «Бурятэнерго» приняты затраты на одну условную единицу в размере 32,50 тыс. руб. Для примера, в соседнем Забайкальском крае, орган исполнительной власти в области тарифного регулирования, где так же основной сетевой организацией является ПАО «МРСК Сибири», при корректировке тарифов на 2017 год приняты затраты на одну условную единицу ниже на 40% чем в Республике Бурятия.

Перекос в сторону увеличения выручки филиала ПАО «МРСК Сибири» — «Бурятэнерго» по сравнению с другими сетевыми организациями наблюдается с 2009 года. В 2011 году орган регулирования принял выручку, размер которой стал базовым для долгосрочных параметров регулирования, с увеличением на 60% к уровню 2009 года с 1,5 до 2,5 млрд. руб.

В связи с этим, условная стоимость услуги филиала — «Бурятэнерго» по передаче электрической энергии составила 1,31 руб./кВт.ч, в сравнении с другими шестью филиалами ПАО «МРСК Сибири», где условная стоимость услуги составила от 0,35 до 0,98 руб./кВт.ч.

Применяя «дифференцированный» подход в области государственного регулирования цен (тарифов), Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия увеличивая выручку филиала ПАО «МРСК Сибири» — «Бурятэнерго» фактически за счет других организаций, осуществляющих реализацию электрической энергии, приводит к их банкротству и ликвидации.

В случае ликвидации территориальных сетевых организаций, где затраты на одну условную единицу в разы ниже, при передаче их сетей ПАО «МРСК Сибири» неизбежно произойдет увеличение тарифов на услуги по передаче электрической энергии, что в свою очередь отразится на цене электрической энергии для конечных потребителей, взаиморасчетах смежных субъектов энергетического рынка, сбытовых компаний.

Информация о сложившейся ситуации в Республике неоднократно представлялась в надзорныеорганы и органы исполнительной власти, однако реакция со стороны органов показывает о незаинтересованности данной проблематикой. Соответственно, органы исполнительной власти Республики Бурятия, своими действиями (или бездействием), имеющими признаки коррупции, за счет потребителей (граждан) Республики увеличивают выручку отдельных коммерческих организаций, осуществляющих передачу электрической энергии.

Источник: Газета РБ