Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор ключевых изменений законодательства в области электроснабжения за 2017 год

08 января 2018

Постановление Правительства РФ от 04.02.2017 № 139 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов».

Начало действия документа - 22.02.2017.

УказаннымПостановлением № 139 утвержден порядок предоставления гарантий по оплате энергоресурсов в случае нарушения потребителями порядка оплаты, в том числе, электрической энергии, а также услуг по ее передаче по электрическим сетям.

В соответствии с Постановлением № 139 обязанность по предоставлению банковской гарантии возникает у покупателя, который не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате энергоресурса поставщику, что привело к образованию задолженности перед поставщиком в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате энергоресурса или превышающем такой размер.

Среднемесячная величина обязательств определяется из соотношения суммарной стоимости поставленного ресурса и периодов, в которые у покупателя образовалась задолженность перед поставщиком.

Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате энергоресурса направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой потребитель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате энергоресурса.

Срок, на который предоставляется гарантия, не должен превышать 6 месяцев.

Нарушение потребителем обязанности по предоставлению гарантии является правовым основанием для привлечения указанного потребителя к административной ответственности.

Кроме того, Постановление № 139 предусматривает обязанность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не позднее 5−го рабочего дня, следующего за днем получения от соответствующего поставщика энергоресурсов предложений касательно перечня лиц, обязанных обеспечить оплату ресурса, сформировать перечень потребителей, в отношении которых поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурса, и разместить указанный перечень в открытом доступе на официальном сайте такого высшего должностного лица в сети Интернет.

 

Ссылка на постановление:Посмотреть

 

● Приказ Минэнерго России от 06.02.2017 № 74 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства энергетики Российской Федерации по вопросам расследования причин аварий в электроэнергетике».

 

Начало действия документа - 31.03.2017.

 

Вышеуказанным Приказом № 74 изменена форма и порядок заполнения акта о расследовании причин аварий в электроэнергетике, а также форма отчета об авариях в электроэнергетике.

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 17.02.2017 № 202 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией».

 

Начало действия документа - 01.03.2017 (за исключением отдельных положений).

 

РассматриваемымПостановлением № 202 внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией.

В частности, изменения предусматривают, что для подписи субъектами рынков электрической энергии информации, которая раскрывается в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, используется усиленная квалифицированная электронная подпись лица, имеющего право действовать от имени субъекта рынков электрической энергии без доверенности, или его представителя, действующего на основании доверенности, в соответствии с Правилами использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 852.

Кроме того, изменения предусматривают обязанность энергоснабжающих энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков, отнесенных к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются МинэнергоРФ, или Минэнерго РФ совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов РФ, по раскрытию информации об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) (за исключением сведений, составляющих государственную тайну).

Помимо перечисленного, внесенные указанным Постановлением № 202 изменения устанавливают порядок взаимодействия Минэнерго России с иными органами государственной власти, а также субъектами электроэнергетики по вопросам согласования и последующего утверждения инвестиционных программ, внесения в них изменений, а также основания для отказа в таком согласовании.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 21.03.2017 № 321 «Об утверждении перечня информации о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках электрической энергии, подлежащей предоставлению субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности и розничных рынков электрической энергии в совет рынка».

 

Начало действия документа -  21.06.2017.

 

Постановлением № 321 утвержден перечень информации о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках электрической энергии, подлежащей предоставлению субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности и розничных рынков электрической энергии в Совет Рынка.

В Перечне содержится наименование подлежащей предоставлению информации, сведения о субъектах,предоставляющих указанную информацию, а также о порядке (сроках) предоставления указанной информации.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 07.05.2017 № 542 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации по вопросам составления документов о технологическом присоединении к электрическим сетям».

 

Начало действия редакции - 31.07.2017.

 

Указанным Постановлением № 542 скорректированы отдельные акты Правительства РФ по вопросам составления документов о технологическом присоединении к электросетям.

Прописано, что понимается под актом об осуществлении технологического присоединения (актом о технологическом присоединении). Это документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения и подтверждающий присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики присоединения, в том числе, величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности за эксплуатацию соответствующих объектов.

Уточнено, что акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей) составляется собственниками объектов. Он определяет границы балансовой принадлежности.

Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон составляется собственниками объектов. Он определяет границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов.

Документы о технологическом присоединении составляются в процессе технологического присоединения (после завершения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства. К ним относятся, в том числе, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Уточнено, что включает в себя процедура технологического присоединения.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 10.05.2017 № 543 «О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон».

 

Начало действия документа - 20.05.2017. Правила, утвержденные данным документом, вступают в силу с 1 июля 2018 года.

 

Указанным Постановлением № 543 утверждены Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон. Речь идет о субъектах электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электроэнергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более.

Правила не распространяются на объекты электроэнергетики, принадлежащие потребителям электроэнергии и не влияющие на электроэнергетический режим электроэнергетических систем.

Оценка готовности осуществляется Минэнерго России ежегодно. Решение о готовности принимается на основании результатов мониторинга и данных о несвоевременном выполнении команд субъекта оперативно-диспетчерского управления о пуске оборудования из состояния резерва.

Уровень готовности устанавливается Министерством в зависимости от индекса готовности субъекта к работе в отопительный сезон. Так, уровень готовности «Не готов» устанавливается, если индекс меньше 0,95; «Готов с условиями» - если индекс меньше 1 и больше либо равен 0,95; «Готов» - если индекс равен 1.

Определен перечень условий готовности к работе в отопительный сезон.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 № 557 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии».

 

Начало действия документа - 24.05.2017.

 

Согласно указанному Постановлению № 557 заявитель при подаче заявки на технологическое присоединение указывает наименование поставщика, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию. Сетевая организация обязана будет направлять документы заявителя этому поставщику, а по завершении всех процедур выдавать заявителю договор поставки электроэнергии.

Таким образом, заявители по результатам мероприятий по технологическому присоединению получают возможность без задержки по времени начать потреблять электрическую энергию в рамках заключенного договора.

 

Ссылка на постановление:Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 24.05.2017 № 619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования системы сбора, передачи, обработки и проверки достоверности исходных данных, используемых для определения показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг сетевыми организациями».

 

Начало действия документа - 07.06.2017.

 

УказаннымПостановлением № 619 внесены изменения в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 (далее – Правила № 846).

Внесенные изменения предусматривают, что собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о возникновении аварии диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в операционной зоне которого находятся объект электроэнергетики и (или) энергопринимающая установка, орган федерального государственного энергетического надзора, уполномоченный орган в сфере электроэнергетики, а также подведомственное уполномоченному органу в сфере электроэнергетики государственное бюджетное учреждение в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденным уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.

Для определения показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций используется информация (оперативная информация об авариях в электроэнергетике и отчет об авариях в электроэнергетике, включая информацию о прекращениях передачи электрической энергии, связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ), представляемая указанными организациями Минэнерго РФ, а также подведомственному Министерству государственному бюджетному учреждению в соответствии с Правилами № 846.

Контроль полноты и своевременности предоставления данных о перерывах электроснабжения, а также проверка их достоверности осуществляется Минэнерго РФ путем сопоставления данных, содержащихся в журнале учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевой организации (далее – журнал учета данных), и корректирующей ведомости журнала учета данных, форма и порядок заполнения которых определяются методическими указаниями, с информацией, полученной в соответствии с настоящим Положением и Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике от организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, а также от иных организаций и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в рамках внесенных изменений организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальные сетевые организации предоставляют ежемесячно в Минэнерго РФ информацию о количестве точек присоединения к электрической сети организации и точек поставки согласно заключенным договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии, а также ведомость присоединений потребителей услуг по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными Минэнерго РФ.

 

Ссылка на постановление:Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ».

 

Начало действия документа - 29.09.2017.

 

Постановлением № 624 существенно изменен порядок введения полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно изменениям процедура введения ограничений в общем случае сокращается до одного этапа - введения полного ограничения потребления электрической энергии. При этом частичное ограничение потребления электрической энергии может вводиться только в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, до уровня соответственно технологической и (или) аварийной брони, а также в отношении потребителей, не отнесенных к указанной категории, но имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня технологической брони.

Кроме того:

- устанавливается открытый перечень способов уведомления потребителей о введении ограничений потребления электрической энергии (мощности). В частности, вводится возможность использования для указанных целей СМС-сообщений, сообщений на адрес электронной почты путем включения соответствующего уведомления в счет на оплату услуг, публикацией в СМИ и рядом иных способов;

- уточняется механизм самостоятельного ограничения потребления электрической энергии. Такие ограничения устанавливаются в целях предотвращения ограничения или прекращения подачи электрической энергии третьим лицам. Самостоятельное ограничение режима потребления должно осуществляться с учетом содержащихся в уведомлении о введении ограничения режима потребления сведений об установленном для каждого исполнителя (субисполнителя) уровне, до которого такой исполнитель (субисполнитель) обязан сократить объем подачи электрической энергии этому потребителю;

- устанавливается, что для граждан - потребителей электрической энергии (за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению) ограничение потребления электрической энергии осуществляется в общем порядке. Ранее для указанных лиц устанавливался специальный порядок введения ограничений;

- предусматриваются способы осуществления контроля за соблюдением потребителем введенного ограничения на потребление электрической энергии, вводится обязательная выплата инициатору введения ограничения фиксированной суммы в счет компенсации понесенных расходов, являющейся обязательным условием возобновления режима потребления.

 

Ссылка на постановление:Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 07.06.2017 № 683 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности генерирующих объектов в целях предупреждения дефицита электрической энергии и мощности».

 

Начало действия документа - 21.06.2017.

 

Постановлением № 683 внесены изменения по вопросам проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности новых генерирующих объектов в целях предупреждения дефицита электрической энергии и мощности.

Изменения внесены в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2004  № 24, а также в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12. 2010 № 1172.

 

Ссылка на постановление:Посмотреть

 

Приказ Министерства энергетики РФ от 21.06.2017 № 544 «О внесении изменений в Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденные приказом Минэнерго России от 29 ноября 2016 г. № 1256».

 

Начало действия документа - 31.07.2017.

 

Указанным Приказом № 544 скорректирован порядок расчета уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью территориальных сетевых организаций.

Так, уточнен порядок определения плановых значений показателей надежности и качества услуг.

Обновлены формы расчетов показателя средней продолжительности прекращения передачи электроэнергии потребителям услуг и показателя средней частоты прекращений передачи ресурсов потребителям услуг сетевой организации; показателя уровня надежности оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью, долгосрочный период регулирования которой начинается с 2018 г.

Пересмотрен порядок заполнения ведомости присоединений потребителей услуг сетевой организации.

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

 

●Постановление Правительства РФ от 07.07.2017 № 810 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оплаты потерь электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках электрической энергии, а также получения статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности».

 

Начало действия документа - 01.08.2017 (за исключением отдельных положений).

 

Указанным Постановлением № 810 внесены измененияв:

- Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861;

- Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2010 № 1172;

- Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178;

- Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179;

- Правила функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Ключевые изменения направлены на уточнение порядка определения объема и последующей оплаты субъектами электроэнергетики потерь электрической энергии, возникающих при ее передаче по электрическим сетям.В частности, устанавливается, что покупатели электрической энергии не будут оплачивать «нагрузочные потери» на оптовом рынке, но будут оплачивать полную стоимость услуг по передаче электроэнергии, а сетевые организации будут оплачивать полный объем фактических потерь и получать оплату полной стоимости услуг по передаче электрической энергии.

Стоимость потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций и учтенных в равновесных ценах на электроэнергию, не будет учитываться при определении обязательств по оплате электрической энергии участников оптового рынка - покупателей электроэнергии.

Изменены субъектный состав участников оптового рынка и основания для лишения статуса субъекта оптового рынка. Так, на лиц, владеющих на праве собственности или на другом законном основании объектом (частью объекта) по производству электрической энергии (мощности), в том числе электростанцией, который функционирует в составе ЕЭС России и установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт, распространена обязанность получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и мощности. Такие лица могут, в том числе, заключать договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, другие обязательные договоры, предусмотренные Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, и реализовывать на оптовом рынке всю производимую на таком объекте или его части электроэнергию.

 

Ссылка на постановление:Посмотреть

 

 

Постановление Правительства РФ от 21.07.2017 № 863 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов и признании утратившим силу абзаца второго пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178».

 

Начало действия документа - 02.08.2017. Постановлением Правительства РФ от 28.08.2017 № 1016 действие изменений, внесенных на основании данного документа в Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, приостановлено до 1 декабря 2017 года; в Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179, от 04.05.2012 № 442 приостановлено до 1 июля 2018 года. В соответствии с пунктом 4 сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок с использованием метода сравнения аналогов, применяются с 1 июля 2018 года.

 

Внесенные указанным Постановлением № 863изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178  предусматривают следующие особенности расчета и применения сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в отношении электрической энергии:

- величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-часэлектрической энергии (мощности) в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми ФАС России;

- при определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика (эталонной выручки гарантирующего поставщика) для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми ФАС России.

-  при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в отношении сетевых организаций учитываются величина перекрестного субсидирования, определенная в соответствии с пунктом 65(1) настоящего документа, а также отклонение фактической величины перекрестного субсидирования от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в отношении сетевых организаций;

-  если необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика на 2018 год или последующие годы, рассчитанная методом экономически обоснованных затрат, превышает эталонную выручку гарантирующего поставщика на соответствующий год, то доведение необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика осуществляется в течение 2 лет. При этом в первый год доля эталонной выручки гарантирующего поставщика в совокупной величине необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика составляет 1/2 и доля необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика, определяемой методом экономически обоснованных затрат, — 1/2. Во второй год необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика определяется в размере эталонной выручки гарантирующего поставщика;

- если эталонная выручка гарантирующего поставщика на 2018 год превышает необходимую валовую выручку, рассчитанную методом экономически обоснованных затрат, то эталонная выручка (необходимая валовая выручка) гарантирующего поставщика с использованием метода сравнения аналогов определяется путем поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика. График поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и предусматривает ежегодное увеличение доли эталонной выручки гарантирующего поставщика в совокупной величине необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика в течение (не более) 3 лет, начиная с 2018 года;

- если график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика высшим должностным лицом субъекта РФ  (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не утвержден, то расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика осуществляется исходя из эталонной выручки гарантирующего поставщика, определенной методом сравнения аналогов;

- при определении эталонной выручки (необходимой валовой выручки) гарантирующего поставщика с использованием метода сравнения аналогов при определении величины выпадающих (излишне полученных) доходов гарантирующего поставщика не учитывается отклонение фактических расходов от эталонов затрат гарантирующего поставщика в доле, соответствующей доле эталонной выручки гарантирующего поставщика в совокупной величине эталонной выручки (необходимой валовой выручки), определяемой в соответствии с графиком поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика;

- график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика формируется исходя из индекса изменения совокупной величины эталонной выручки (необходимой валовой выручки), составляющего величину не менее величины индекса потребительских цен, увеличенной на 4 процентных пункта, ежегодно;

- сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, не могут превышать сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 10 МВт, более чем в 3 раза;

- при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика для населения и приравненных к нему категорий потребителей перекрестное субсидирование при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика для прочих потребителей не допускается;

- экономически обоснованные расходы организации, в отношении которой ранее осуществлялось регулирование сбытовых надбавок либо осуществлялась реорганизация с учетом положений пункта 200 Основных положений функционирования розничных рынков — для правопреемника такой организации (в отношении соответствующей зоны деятельности), связанные с обеспечением ее регулируемой деятельности в качестве гарантирующего поставщика, определяются в порядке, установленном методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, путем ежегодной индексации последнего значения величины необходимой валовой выручки организации, в отношении которой ранее осуществлялось регулирование сбытовых надбавок (за исключением учтенной при ее установлении величины неподконтрольных расходов, недополученных (излишне полученных) доходов гарантирующего поставщика), определенной методом экономически обоснованных расходов, на индекс потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономическогоразвития Российской Федерации на соответствующий год, умноженный на коэффициент 0,9, и поправочный коэффициент, определяемый методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов и учитывающий изменения количества точек поставки и структуры потребителей гарантирующего поставщика;

- эталонная выручка гарантирующего поставщика определяется методом сравнения аналогов, предусматривающим в том числе нормирование затрат по статьям расходов, в порядке, установленном методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов с учетом положений пункта 65(2) настоящего документа;

- в случае смены в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующего поставщика в течение периода регулирования до начала следующего периода регулирования применяются сбытовые надбавки, установленные для организации, ранее осуществлявшей функции гарантирующего поставщика.
 

 

Ссылка на постановление № 863: Посмотреть

Ссылка на постановление № 1016: Посмотреть

 

Приказ Минэнерго России от 26.07.2017 № 676 «Об утверждении методики оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей».

 

Начало действия документа - 17.10.2017.

 

Утвержденная в рамках Приказа № 676  Методика разработана во исполнении п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.12.2016 № 1401 «О комплексном определении показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства, и об осуществлении мониторинга таких показателей».

Разработка и утверждение Методики стало одним из первых этапов решения задачи цифровизации электроэнергетики. Методика определяет порядок оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи объектов электроэнергетики для определения оптимального вида, состава и стоимости технического воздействия на оборудование. Методика направлена на решение задачи по определению индекса технического состояния, используемого для расчета величины физического износа оборудования, являющейся важнейшим показателем технического состояния объектов электроэнергетики. В конечном итоге, Методика нацелена на решение задачи в области принятия решений по техническому воздействию на технологическое оборудование в зависимости от результатов оценки технического состояния.

Внедрение Методики нацелено на унификацию подходов к принятию решений и закладывает одну из основ цифровых преобразований в электроэнергетике, ориентированных на внедрение передовых методов управления.

Утвержденная Методика направлена, прежде всего, на оцифровку и измерение качественных параметров, на основе которых возможен переход к новым методам управления, например, внедрение оценки реального состояния оборудования вместо использования понятия бухгалтерского износа.

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

 

●Приказ Минэнерго России от 27.07.2017 № 678 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства энергетики Российской Федерации по вопросам расследования причин аварий в электроэнергетике».

 

Начало действия документа - 20.11.2017.

 

До вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.05.2017 № 619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования системы сбора, передачи, обработки и проверки достоверности исходных данных, используемых для определения показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг сетевыми организациями» не обеспечивался комплексный сбор исходных данных по аварийным отключениям, приводившим к перерывам в электроснабжении потребителей и необходимых для расчета показателя надежности, а также не был определен порядок сбора, передачи, обработки и проверки исходных данных, необходимых для расчета показателя надежности. Не был определен центр компетенции и порядок контроля полноты и своевременности предоставления данных от сетевых организаций о перерывах электроснабжения.

Для решения указанных проблем, а также реализации стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, Минэнерго России был разработан и принят Приказ № 678, вносящий изменения в соответствующие нормативные правовые акты по вопросам расследования причин аварий в электроэнергетике. Тем самым, был обеспечен комплексный сбор исходных данных по аварийным отключениям, приведшим к перерывам в электроснабжении потребителей, а также определен порядок сбора, передачи, обработки и проверки исходных данных, необходимых для расчета показателей надежности.

Утвержденные изменения позволяют существенно повысить достоверность получаемой от электросетевых компаний информации за счёт высокого уровня верификации используемых данных.

Сбор и систематизация данных по всем видам отключений в едином центре компетенций на базе Минэнерго России в соответствии с утвержденными изменениями позволяет проводить анализ комплексных системных показателей энергосистем и объектов электроэнергетики с целью своевременной выработки актуальных мероприятий по повышению надежности электроснабжения потребителей.

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

 

Приказ ФАС России от 24.08.2017 № 1108/17 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, и Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э».

 

Начало действия документа - 09.01.2018.

 

Указанным Приказом№ 1108/17  установлено, что расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования осуществляется на основе, в том числе, уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178.

Также установлено, что распределение в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется на период не более 5 лет.

Предусмотрено, что для целей настоящих Методических указаний объемы финансирования инвестиционной программы учитываются без налога на добавленную стоимость.

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

 

● Приказ ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям».

 

Начало действия документа - 31.10.2017.

 

Указанные Методические указания, утв. Приказом № 1135/17 определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям  и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.

Утратившим силу признается приказ ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», которым были утверждены ранее действовавшие методические указания.

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

 

●Постановление Правительства РФ от 02.09.2017 № 1065 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения конкурентных отборов мощности».

 

Начало действия документа - 05.09.2017 (за исключением отдельных положений).

 

Указанным Постановлением № 1065 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 13.04.2010 г. № 238 «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности», а также в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172.

В частности, абзац второй пункта 11 Правил определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности, изложен в следующей редакции (вступает в силу с 1 января 2018 г.):

«  ,»;

Кроме того, в абзаце втором пункта 3 Правил индексации цены на мощность слова «1 процентный пункт» заменены словами «0,1 процентного пункта».

В Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010  № 1172, внесены следующие изменения:

- в абзаце шестом пункта 83 слова «вырабатываемые генерирующими объектами с соблюдением устанавливаемых системным оператором в соответствии с пунктами 7 и 143 настоящих Правил ограничений на плановое почасовое производство» заменены словами «включенные в объемы планового почасового производства»;

- в абзаце седьмом пункта 107 слова «отрезка прямой, который начинается в первой точке спроса на мощность и проходит через вторую точку» заменены словами «прямой, проходящей через первую и вторую точки»;

- абзац шестой пункта 110 признан утратившим силу;

- в пункте 139 слова «вырабатываемые генерирующими объектами с соблюдением устанавливаемых системным оператором в соответствии с пунктами 7 и 143 настоящих Правил ограничений на плановое почасовое производство» заменены словами «включенные в объемы производства электрической энергии, определенные по итогам конкурентного отбора заявок для балансирования системы».

 

Ссылка на постановление:Посмотреть

 

● Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1081 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

 

Начало действия документа - 20.09.2017.         

 

Рассматриваемым Постановлением № 1081в Положение от 16.02.2008 № 87 внесены изменения, согласно которым  сведения об обеспечении соблюдения требований энергетической эффективности будут включаться в состав проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, к числу которых также относятся линейные объекты (линии электропередачи).

Так, раздел 3 «Архитектурные решения» должен содержать обоснование принятых архитектурных решений в части обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений установленным требованиям энергетической эффективности, а также перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности к архитектурным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений.

Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» должен содержать сведения о соответствии зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов, перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности к конструктивным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений.

Кроме того, расширен перечень сведений, включаемых в раздел 10(1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов».

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

● Приказ Минэнерго России от 26.09.2017 № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций».

 

Начало действия документа - 01.04.2018.

 

 Приказом № 887 обновлены нормативы потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.Нормативы установлены в соответствии с Методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 07.08.2014 № 506.

Утратившим силу признается Приказ Минэнерго России от 30.09.2014 № 674 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций», которым были установлены ранее действовавшие нормативы потерь.

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

 

●Постановление Правительства РФ от 17.10.2017 № 1257 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности».

 

Начало действия документа - 19.10.2017.

 

Постановлением № 1257 скорректирован механизм конкурентного отбора мощности для продажи по свободным (нерегулируемым) ценам на оптовом рынке электрической энергии и мощности

Постановлением № 1257, в частности, установлено, что долгосрочный конкурентный отбор мощности генерирующих объектов, подлежащих строительству (отбор мощности новых генерирующих объектов), в 2018 году проводится до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек 90-дневный срок со дня официального опубликования решения Правительства РФ об отборе мощности новых генерирующих объектов. Срок начала периода поставки мощности, сгенерированной новым генерирующим объектом, также устанавливается указанным решением Правительства РФ.

Кроме того, Постановлением № 1257 установлены сроки и порядок подготовки указанного решения Правительства РФ об отборе мощности.

 

Ссылка на постановление:Посмотреть

 

Приказ Минэнерго РФ от 18.10.2017 № 976 «Об утверждении базовых значений показателей надежности, значений коэффициентов допустимых отклонений фактических значений показателей надежности от плановых и максимальной динамики улучшения плановых показателей надежности для групп территориальных сетевых организаций, имеющих сопоставимые друг с другом экономические и технические характеристики и (или) условия деятельности, с применением метода сравнения аналогов».

 

Начало действия документа - 25.11.2017.

 

Вышеуказанным Приказом № 976 утверждены базовые значения показателей надежности, значения коэффициентов допустимых отклонений фактических значений показателей надежности от плановых и максимальной динамики улучшения плановых показателей надежности для групп территориальных сетевых организаций.

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 28.10.2017 № 1311 «О внесении изменений в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии».

 

Начало действия документа - 08.11.2017.

 

В Постановлении № 1311 указывается, в частности, что в отношении каждого квалифицированного генерирующего объекта, точки поставки которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, в первую очередь определяется объем продажи электрической энергии (мощности) за расчетный период, произведенной на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа таким объектом в целях компенсации потерь электрической энергии в расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединен такой генерирующий объект; во вторую очередь - объем продажи электрической энергии (мощности) за расчетный период, произведенной на основе используемых возобновляемых источников или торфа таким объектом в целях компенсации потерь электрической энергии в расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которой в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий период регулирования определена наибольшая величина годового технологического расхода (потерь) электрической энергии среди всех сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 09.11.2017 № 1341 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 в части реализации мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива».

 

Начало действия документа - 21.11.2017.

 

Постановление № 1341 закрепляет, что на объекты производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива распространены правила ценообразования, установленные для генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. В частности, устанавливается базовый уровень нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект, функционирующий на основе торфа.

Утверждается нормативный индикатор коэффициента использования установленной мощности для генерирующих объектов, функционирующих на основе торфа (а также биомассы и биогаза) в размере 0,45.

Постановлением № 1341 также устанавливаются особенности ценообразования в отношении электрической энергии, генерируемой на объектах, функционирующих на основе торфа в технологически изолированных территориальных энергетических системах и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными энергетическими системами.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

●Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей».

 

Начало действия документа - 22.11.2017.

 

Указанным Постановлением № 1351 уточнен порядок электроснабжения в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В частности:

- определяются особенности осуществления расчетов за электрическую энергию на основании показаний прибора учета, установленного не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств);

- предусматривается обязанность лица, заключившего «прямой» договор, оплачивать часть расходов по оплате электрической энергии, потребленной при использовании объектов общего имущества и часть возникающих потерь электрической энергии;

- садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан наделяются статусом субисполнителей по договорам электроснабжения;

- вводится дополнительное основание ограничения режима потребления электрической энергии – возникновение у садовода задолженности по оплате потребленной электрической энергии или по оплате части расходов на оплату электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества, или по оплате части потерь электрической энергии.

 

Ссылка на постановление:  Посмотреть

 

● Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 № 1365 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика».

 

Начало действия документа - 24.11.2017 (за исключением отдельных положений).

 

Настоящим Постановлением № 1365 предусматривается возможность лишать организацию статуса гарантирующего поставщика при неисполнении или несвоевременном исполнении обязательств гарантирующих поставщиков по оплате услуг по передаче электрической энергии.

Вводится обязанность сетевой организации, перед которой возникла задолженность, представлять в Минэнерго России перечень обосновывающих документов. Решение о лишении организации статуса гарантирующего поставщика принимается Минэнерго России на основании установления факта наличия задолженности. Постановлением № 1365 установлены порядок и основания для установления такого факта. Факт наличия основания для принятия решения о лишении статуса гарантирующего поставщика устанавливается комиссией, в состав которой входят представители Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность гарантирующий поставщик.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

● Приказ ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов».

 

Начало действия документа - 08.12.2017. Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, рассчитанные в соответствии с Методическими указаниями, утв. данным документом, применяются с 1 июля 2018 года.

 

Указанным Приказом № 1554/17 обновлены методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии для использования региональными регулирующими органами и гарантирующими поставщиками

В Методических указаниях, помимо прочего, приводятся:

- перечень групп потребителей, для которых устанавливаются надбавки;

- общие положения о порядке расчета размера сбытовых надбавок;

- особенности расчета сбытовых надбавок для населения;

- правила расчета сбытовых надбавок для прочих категорий потребителей;

- механизм расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для сетевых организаций;

- правила расчета необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика методом экономически обоснованных затрат;

- особенности расчета сбытовых надбавок в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

- форма графика поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика;

- порядок определения масштаба деятельности гарантирующего поставщика;

- эталоны затрат гарантирующего поставщика (на оплату труда работников, содержание помещений, печать и доставку документов, организацию работы колл-центров, организацию сбора и обработку показаний приборов учета и т.п.).

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

 

● Приказ Ростехнадзора от 24.11.2017 № 495 «О внесении изменений в Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 января 2013 г. № 9».

 

Начало действия документа - 31.12.2017.

 

Внесены изменения в Порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства. Приказом установлено, что результаты  согласования  границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций направляются территориальным органом Ростехнадзора в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для принятий решения о внесении сведений о границах охранной зоны в Единый государственный реестр недвижимости.

Кроме этого, рассматриваемым Приказом № 495 изменен перечень документов, представляемый сетевой организацией и необходимый для согласования границ охранной зоны объектов электросетевого хозяйства. Так, сетевой организации для согласования границ охранной зоны необходимо представить в территориальный орган Ростехнадзора, помимо оформленного в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку заявления, по каждому объекту электросетевого хозяйства следующие документы:

- опись документов по прилагаемой форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;

- информацию о технических характеристиках объекта электросетевого хозяйства, в отношении которого устанавливается охранная зона, по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку;

- сведения, подтверждающие наличие записи о государственной регистрации прав на объект недвижимости (в случае если такие права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения  объектом электросетевого хозяйства);

- подготовленные в электронной форме текстовые и графические описания  местоположения границ охранной зоны, перечень координат  характерных точек границ таких зон (в виде электронного документа в формате XML, подписанного усиленной квалифицированной  электронной подписью подготовившего их лица) (далее – XML-документ, содержащий описание местоположения границ охранной зоны);

- документ на бумажном носителе, который визуально воспроизводит вышеуказанные сведения  о границе охранной зоны и на графической части которого красными сплошными линиями  нанесены такие границы (далее – карта (план) охранной зоны).

 

Ссылка на приказ: Посмотреть

 

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2017 № 2664-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р».

 

Начало действия документа - 29.11.2017.

 

Внесенные Распоряжением № 2664-р изменения определяют одну из основных задач Стратегии - постепенный переход от системы управления производственными активами только по планово-предупредительному виду организации ремонта к организации ремонта по фактическому техническому состоянию с учетом последствий отказа основного технологического оборудования (рисков).

Система принятия решений о приоритетности воздействия на оборудование, основанная на данных о техническом состоянии и рисках (с учетом вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и последствий такого отказа), позволит сконцентрировать ограниченные операционные и инвестиционные ресурсы в точке максимальной отдачи исходя из требований надежности. В средне- и долгосрочной перспективе эффективное распределение финансовых средств на эксплуатацию, а также на модернизацию основных фондов, находящихся в критическом и неудовлетворительном состоянии, в целях повышения надежности станет центральной задачей технической политики электросетевого комплекса.

В целях оценки эффективности использования операционных и инвестиционных затрат и обеспечения необходимого уровня надежности электроснабжения потребителей во всех сетевых организациях должны быть использованы единые методические указания (подходы) к расчету индексов технического состояния, определены группы оборудования, на которые распространяется действие соответствующих методических указаний, и внедрены принципы управления производственными активами с учетом технического состояния и последствий отказа электросетевых объектов (оборудования).

Основные мероприятия для формирования целостной системы управления производственными активами запланированы на 2018 год.

 

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

 

●1 декабря в России введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 34045-2017 «Электроэнергетические системы. Оперативно-диспетчерское управление. Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Противоаварийная автоматика энергосистем. Нормы и требования».

 

Первый межгосударственный стандарт в области оперативно-диспетчерского управления, разработанный АО «СО ЕЭС» в рамках деятельности технического комитета по стандартизации ТК/МТК «Электроэнергетика», был принят протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ от 30 января 2017 года № 95-П по результатам голосования национальных органов по стандартизации стран СНГ. В России ГОСТ 34045-2017 утвержден в качестве национального стандарта приказом Росстандарта от 9 марта 2017 года № 103‑ст.

Стандарт разработан и введен в действие в целях обеспечения гармонизации технических требований к противоаварийной автоматике энергосистем на пространстве СНГ и формирования корпуса межгосударственных стандартов, обеспечивающих надежное функционирование и развитие энергообъединения ЕЭС/ОЭС (Единая энергосистема России и Объединенные энергосистемы стран СНГ). Основные положения ГОСТ 34045-2017 изложены с учетом «Общих технических требований к противоаварийной автоматике в энергообъединении ЕЭС/ОЭС», согласованных решением Комиссии по оперативно-технологической координации совместной работы энергосистем стран СНГ и Балтии (протокол №28 от 11–13 сентября 2014 г.) и утвержденных решением Электроэнергетического Совета СНГ (протокол № 46 от 24 октября 2014 года).

Межгосударственный стандарт устанавливает нормы и требования к организации автоматического противоаварийного управления электроэнергетическими режимами энергосистем, определяет назначение, функции, условия применения разных видов противоаварийной автоматики и общие требования к техническим средствам противоаварийной автоматики, а также порядок расчета и выбора параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств и комплексов противоаварийной автоматики.

ГОСТ 34045-2017 вводится в действие в государствах-членах СНГ, проголосовавших за его принятие – Россия, Беларусь, Армения и Таджикистан. Также к стандарту присоединились Киргизия и Узбекистан. Иные заинтересованные члены СНГ могут дополнительно присоединиться к стандарту ГОСТ 34045-2017 по решению национального органа по стандартизации.

Разработка и принятие национальных стандартов направлены на совершенствование нормативной базы оперативно-диспетчерского управления и входят в число важнейших задач АО «СО ЕЭС», закрепленных в технической политике компании. Эта работа ведется в рамках национального и международного технического комитета по стандартизации ТК / МТК  «Электроэнергетика», секретариат которого ведет АО «СО ЕЭС».

 

Источник: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 04.12.2017 № 1468 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

 

Начало действия документа - 14.12.2017.

 

Постановлением № 1468 определен порядок установления единых (котловых) ставок тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, расположенных на территориях 2 и более субъектов РФ.

Указывается, в частности, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в целях обеспечения равенства тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территориях 2 и более субъектов РФ и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность) при наличии согласования между высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

При установлении тарифов необходимо руководствоваться утверждаемыми ФАС России методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категориям потребителей и по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категорий потребителей.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы»).

 

Начало действия документа - 30.12.2017.

 

Согласно Указу № 618, государственное регулирование цен (тарифов), основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе, обозначено в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции.

 

Ссылка на указ: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1645 «О внесении изменений в приложение N 3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

 

Начало действия документа - 01.01.2018.

 

Постановлением № 1645 уточнены критерии отнесения территориальных сетевых организаций к моносетевым.

В рассматриваемом Постановлении № 1645 указано, что при определении доли суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании монопотребителю, учитываются данные за 10 календарных месяцев текущего года (для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), за имеющийся отчетный период и (или) на основании представленных сетевой организацией документов о величинах максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, технологически присоединенных в установленном порядке к сетям такой сетевой организации).

При определении суммарного объема электрической энергии, отпущенной из электрических сетей сетевой организации в отношении монопотребителя без учета перетока иным потребителям, учитываются данные за 10 календарных месяцев текущего года, а для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), - за имеющийся отчетный период.

Согласно действующей редакции Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в указанных случаях учитываются данные за последний календарный год, за который имеются отчетные данные.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 № 1661 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

 

Начало действия документа - 28.03.2018.

 

Вышеуказанным Постановлением № 1661 изменены сроки рассмотрения заявок на технологическое присоединение заявителей, сроки направления в адрес заявителей проектов договоров об осуществлении технологического присоединения, сроки рассмотрения договора заявителями. Данные сроки сокращены и представлены рабочими днями. Например, ранее в адрес заявителей (за исключением заявителей, указанных в п. 12 (1), п. 14 Правил)  сетевая организация обязана была направить для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, теперь данный срок незначительно сокращен - до 20 рабочих дней.

Типовые договоры об осуществлении технологического присоединения для разных категорий заявителей дополнены следующей обязанностью заявителей: после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, заявитель обязан представить копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной).

Кроме этого, рассматриваемым постановлением № 1661 вводится форма акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии (приложение N 16 к Правилам технологического присоединения).

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 № 1664 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности».

 

Начало действия документа - 28.12.2017.

 

Рассматриваемым Постановлением № 1664  предусмотрено совершенствование действующего порядка дифференциации значений коэффициентов, применяемых для определения объема недопоставки мощности (далее – коэффициенты готовности), указанных в пунктах 53 и 54 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172.

В указанном Постановлении № 1664 закрепляется отказ от применения в соответствии с пунктом 55 Правил оптового рынка электроэнергии и мощности в отношении всех генерирующих объектов с 2018 года значений коэффициентов готовности, которые соответствуют верхним границам установленных указанными Правилами диапазонов, и переход к дифференциации значений коэффициентов посредством умножения значений коэффициентов готовности, которые соответствуют нижней границе диапазонов, на параметр, рассчитанный индивидуально для каждого генерирующего объекта на основании статистики его востребованности и надежности за контрольный период.

В целях оптимального выбора параметров для дифференциации значений коэффициентов готовности постановлением № 1664 определяются следующие рассчитываемые в отношении каждой группы точек поставки показатели:

- показатель надежности поставки мощности на оптовый рынок (КН);

- показатель востребованности мощности (КВ).

Прогнозное увеличение стоимости недопоставки мощности в 2018 г. относительно значений 2016 г. (25,9 млрд. рублей без учета объемов недопоставки, зарегистрированных в отношении блока № 3 Березовской ГРЭС) вследствие принятия данного постановления составит порядка 7,8 млрд. рублей.

 

Ссылка на постановление: Посмотреть

 

●Федеральный закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

 

Начало действия документа - 29.12.2017 (за исключением отдельных положений).

 

Федеральным законом № 451-ФЗ вносятся следующие изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

- устанавливается, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- предусматривается, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования энергосбытовой деятельности, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике»;

- определяются основные лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности, и Правительству Российской Федерации предоставляются полномочия по установлению дополнительных лицензионных требований, в том числе требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдения финансовой дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков;

- устанавливается, что контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- предусматривается, что положением о лицензировании энергосбытовой деятельности могут быть предусмотрены отдельные требования для получения  лицензий для осуществления энергосбытовой деятельности на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, неценовые зоны оптового рынка, на территориях технологически изолированных  территориальных электроэнергетических систем, а также для территориальных сетевых организаций, осуществляющих функции гарантирующего поставщика;

- определяется порядок формирования и актуализации реестров информации, содержащих сведения о лицензировании энергосбытовой деятельности (выданных и аннулированных лицензиях, сведения о лицензиатах, о должностных лицах лицензируемых организаций и т.д.).

Кроме того, указанным Федеральным законом № 451-ФЗ вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за следующие действия:

- осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии;

- осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией;

- невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

 

Ссылка на ФЗ: Посмотреть

 

Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1707 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

 

Начало действия документа - 31.12.2017.

 

Постановлением № 1707, в числе прочего:

- скорректирован порядок определения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок с использованием генерирующего объекта, мощность которого отобрана на конкурентном отборе мощности (за исключением генерирующего оборудования гидроэлектростанций), и генерирующего объекта, мощность которого поставляется в вынужденном режиме;

- уточняется порядок определения для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон, стоимости отклонения по собственной инициативе при снижении объема потребления электрической энергии по соответствующей группе точек поставки;

- уточняется порядок определения стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующего оборудования, расположенного на территории Калининградской области, подлежащей оплате производителю электрической энергии;