Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (9.04.2018-15.04.2018)

15 апреля 2018

Внесены изменения в Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность),утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 16.09.2014 № 1442-э(приказ ФАС России от 29.03.2018 № 402/18).

Приказ ФАС России от 29.03.2018 № 402/18 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 16 сентября 2014 г. № 1442-э» (Зарегистрирован в Минюсте России 11.04.2018за № 50724)был разработан во исполнение пункта 2 постановления Правительства РФ от 04.12.2017 № 1468 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 № 1468 при наличии согласования между высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) расчет цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с использованием необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории указанных субъектов Российской Федерации, и соответствующих объемов оказываемых услуг.

В связи с этим, приказом ФАС России от 29.03.2018 № 402/18 установлено, что при наличии предусмотренного пунктом 10(1) Основ ценообразования согласования между высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) расчет цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей и (или) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется с использованием показателей цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории указанных субъектов Российской Федерации.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Определен перечень нормативных актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Росгвардией при проведении мероприятий по контролю за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (утв. Росгвардией 28.02.2018).

28.02.2018 Росгвардией утвержден «Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

В утвержденный перечень включены:

- Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»;

- 7 постановлений Правительства РФ;

- 3 приказа Минэнерго России.

Указывается, кроме того, что обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, могут быть также установлены иными нормативными документами (актами).

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

ГД РФ в окончательной редакции принят закон «О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования» был  разработан Минэнерго России в инициативном порядке.

Закон предполагает введение полномочий органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по установлению требований к содержанию Программ организаций с участием государства или муниципального образования, с учетом отраслевой специфики в соответствии с порядком, утверждение которого Правительством РФ предусматривается Законом, что позволит  повысить эффективность реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций.

Ссылка на документ: Скачать

● 10.04.2018 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть».

Проект постановления Правительства РФ разрабатывается в целях необходимости уточнения оснований для отказа в отнесении объекта электросетевого хозяйства к ЕНЭС и во включении его в реестр, а также уточнения порядка отнесения объекта электросетевого хозяйства к ЕНЭС на основании уведомлений системного оператора и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – раскрытие информации о подготовке проектов нормативных правовых актов

ID проекта: 02/07/04-18/00079827

Ссылка на проект: Посмотреть

●12.04.2018 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «О внесении изменений в Укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утвержденные приказом Минэнерго России от 8 февраля 2016 г. № 75».

Проект приказа Минэнерго России разрабатывается в целях обеспечения сетевой организации возможности при формировании проекта инвестиционной программы (проекта изменений, вносимых в инвестиционную программу) проведения расчетов объемов финансовых потребностей, необходимых для строительства объектов электроэнергетики, выполненных в соответствии с укрупненными нормативами цены.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – раскрытие информации о подготовке проектов нормативных правовых актов

ID проекта: 01/02/04-18/00079949

Ссылка на проект: Посмотреть

Правительство Российской Федерации  отчиталось перед Госдумой о результатах деятельности за 2012-2017 гг.

11-04-2018

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев представил отчёт о работе Правительства Российской Федерации в период 2012-2017 годы в Государственной Думе.

Глава кабинета Министров рассказал, что прошедшие шесть лет стали стресс-тестом для экономики страны, который она прошла достойно: «Сегодня экономика гораздо меньше зависит от внешних условий, она может стабильно развиваться даже при низких ценах на нефть, опираясь, прежде всего, на собственные источники». В качестве позитивного примера Дмитрий Медведев привел рекордный скачок в рейтинге делового сообщества Doing Business, где Россия занимает 35 место, поднявшись на 85 позиций с 2012 года (по показателю «Подключение к системе электроснабжения» Российская Федерация занимает 10 место). «В 2012 году нашими ближайшими соседями по рейтингу были такие страны, как Кабо-Верде и Коста-Рика. Теперь в этом рейтинге мы находимся рядом с Японией, и есть все предпосылки, чтобы двигаться вперёд и дальше», - рассказал Председатель Правительства депутатскому корпусу.

В части импортозамещения в России реализуется 24 отраслевых и 78 региональных планов импортозамещения. «Есть отрасли, где мы видим наибольший эффект, я имею в виду фармацевтику, транспорт, нефтегазовое машиностроение. В этих отраслях доля отечественной продукции выросла более чем на 10% (в некоторых случаях на 20 и даже больше)», - отметил глава кабинета Министров. По его словам, за период 2014–2017 годов доля российской продукции в общем объёме закупок государственных компаний топливно-энергетического комплекса выросла с 50% с небольшим до 85% и даже 95%. «Это очень важно, потому что наши крупнейшие компании, зачастую, покупали иностранную продукцию, а сейчас они практически в полном объёме сориентированы на нашу промышленность», - сказал Дмитрий Медведев.

В числе достижений работы Правительства Дмитрий Медведев выделил также программу развития возобновляемой энергетики: «Построено 22 объекта и создано высокотехнологичное производство основного оборудования для солнечных электростанций».

В целом, отечественный ТЭК удерживает лидирующие позиции в мире. «В 2017 году Россия сохранила за собой первое место по экспорту газа. Второе – по экспорту нефти. Третье – по экспорту угля. За шесть лет экспорт газа (включая сжиженный природный газ) вырос на 20%. За этот период глубина переработки нефти увеличилась на 10%», - сказал Дмитрий Медведев.

Справочно:

В период с 8 мая 2012 года Правительство России приняло 25717 постановлений и распоряжений. В Госдуму внесены 1755 законопроектов, из которых приняты парламентом и подписаны Президентом России 1542. На разных стадиях рассмотрения Думой находятся 270 правительственных законопроектов.

Наиболее значимые законопроекты в отрасли ТЭК (документы размещены в обратном хронологическом порядке):

Электроэнергетика.

2017 год, декабрь

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность энергосбытовых организаций.

Федеральный закон от 29.12.2017 №451-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 21.12.2016 № 2744-р. Федеральным законом предусмотрено отнесение энергосбытовой деятельности к лицензируемым видам деятельности. Определяются, в частности, основные лицензионные требования к энергосбытовой деятельности, порядок контроля за их соблюдением, порядок получения лицензий для энергосбытовой деятельности, порядок формирования и актуализации реестров информации, содержащих сведения о лицензировании энергосбытовой деятельности.

2017 год, июнь

Об утверждении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. Распоряжение от 09.06.2017 № 1209-р. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики направлена, в частности, на формирование структуры генерирующих мощностей и объектов электросетевого хозяйства для обеспечения перспективного баланса производства и потребления электрической энергии и мощности в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, предотвращение прогнозируемых дефицитов электрической энергии и мощности наиболее эффективными способами с учётом прогнозируемых режимов работы энергетических систем, необходимого технологического резерва и основных технологических ограничений.

2016 год, октябрь

О «дорожной карте» «Энерджинет» (EnergyNet) Национальной технологической инициативы. «Дорожная карта» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы утверждена решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Основные направления реализации «дорожной карты» – надёжные и гибкие распределительные сети, интеллектуальная распределённая энергетика, потребительские сервисы.

2016 год, июнь

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на совершенствование нормативного правового регулирования в сфере электроэнергетики. Федеральный закон от 23.06.2016  № 196-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 01.10.2015 № 1941-р. Федеральный закон направлен на повышение безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики, надежности электроснабжения потребителей, внедрение прогрессивных технологий в электроэнергетике.

2015 год, ноябрь

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на повышение платежной дисциплины потребителей энергоресурсов.  Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 26.09.2013 № 1734-р. Федеральным законом, в частности, устанавливается твёрдый размер пени за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате энергетических ресурсов, а также услуг, связанных с поставкой таких ресурсов, в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

2015 год, август

Об изменении порядка торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Постановление от 27.08.2015 № 893, распоряжение от 27.08.2015 № 1651-р направлены на совершенствование процедуры проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности. В частности, изменён порядок проведения конкурентного отбора мощности, в том числе порядок определения спроса как функции цены. Установлены параметры цены на мощность, используемые для определения спроса на мощность при проведении в 2015 году долгосрочного конкурентного отбора мощности с началом периода поставки с 1 января 2016 года.

2015 год, февраль

О критериях и порядке отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Постановление от 28.02.2015 № 184 направлено на снижение количества неквалифицированных территориальных сетевых организаций.

2013 год, апрель

Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса России. Распоряжение от 03.04.2013 № 511-р. Целью данной Стратегии является обеспечение надёжного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей путём организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры.

Возобновляемая («альтернативная») энергетика.

2017 год, февраль

Об использовании твёрдых бытовых отходов в качестве источников энергии. Постановление от 28.02.2017 № 240, распоряжения от 28.02.2017 № 354-р, № 355-р. Принятые решения позволяют распространить меры господдержки возобновляемых источников энергии на генерирующие объекты, функционирующие на основе сжигания твёрдых бытовых отходов (ТБО). Развитие и поддержка генерирующих объектов на основе ТБО направлены на решение экологических проблем, развитие соответствующих технологий на территории России.

2013 год, май

О внесении изменений в Основные направления госполитики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на период до 2020 года. Распоряжение от 28.05.2013 №861-р. Распоряжение предусматривает создание условий для использования специального механизма торговли мощностью в целях стимулирования развития генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на оптовом рынке электрической энергии и мощности, обеспечивающей возврат капитала, инвестированного в их создание, и необходимый уровень его доходности.

2013 год, май

О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Постановление от 28.05.2013 №449. Реализация положений постановления позволит развить конкурентные отношения на оптовом рынке и реализовать конкурентный механизм определения перечня генерирующих объектов ВИЭ, в отношении которых будут заключаться договоры о предоставлении мощности.

2012 год, октябрь

Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников. Распоряжение от 04.10.2012 №1839-р позволит завершить формирование системы нормативно-правовых актов, регулирующих развитие и функционирование возобновляемых источников энергии. Изменения нормативно-правовой базы приведут к совершенствованию системы требований энергетической эффективности товаров и услуг, зданий, строений и сооружений, использования приборов учёта, повышению энергетической эффективности субъектов РФ и бюджетных учреждений, в том числе в части проведения энергетических обследований и заключения энергосервисных договоров.

Источник: Посмотреть

Минэнерго РФ надеется ввести долгосрочные тарифы на передачу электроэнергии в 2019 году.

14-04-2018

Минэнерго рассчитывает, что в ряде регионов России в 2019 г. удастся осуществить переход на долгосрочные тарифы на передачу электроэнергии. Об этом сообщил журналистам первый заместитель главы Минэнерго РФ Алексей Текслер в кулуарах Красноярского экономического форума.

«Я думаю, да. Это необходимо и сетям, это необходимо и потребителям. Я надеюсь, что это будет происходить. Понятно, что сейчас будет перезагрузка правительства, но мы считаем, что это важная задача и сейчас основное на что мы ориентируемся в части регуляторики — это повышение инвестиционной привлекательности отрасли», — сказал он, отвечая на вопрос, могут ли со следующего года быть введены долгосрочные тарифы на передачу электроэнергии хотя бы в пилотном режиме.

Текслер также отметил, что Минэнерго работает над введением долгосрочных тарифов в изолированных энергорайонах, «что должно, безусловно, увеличивать инвестиции в отрасль».

Ранее сообщалось, что «Россети» выступают за переход на долгосрочный тариф для возможности зарабатывать на дивиденды. Генеральный директор компании «Россети» Павел Ливинский отмечал, что компании будет проще выполнять обязательства по выплате дивидендов при переходе на долгосрочные тарифы без ущерба инвестиционной программе и не накладывая дополнительные обязательства на потребителей.

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко заявлял, что министерство поддерживает переход на долгосрочную тарифную политику. Он отмечал, что законопроект о долгосрочных тарифах на электроэнергию могут внести в Госдуму в весеннюю сессию.

Источник: Посмотреть

● 3 штрафа в общем размере 2 млн. руб. получила сетевая организация ПАО «Ленэнерго» за нарушение Правил технологического присоединения.

Постановлениями Ленинградского УФАС России от 06.04.2018 (размещены на сайте ФАС 09.04.2018) ПАО «Ленэнерго» признано нарушившим порядок технологического присоединения к электрическим сетям и оштрафовано по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в общем размере на сумму 2 млн. руб.

Как следует из постановлений Ленинградского  УФАС, сетевой организацией нарушены сроки технологического присоединения энергоустановок заявителей, а также срокосуществления  проверки выполнения заявителем технических условий.

Ответственность за данные правонарушение предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа

Ранее ПАО «Ленэнерго» подвергалось административному наказанию, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в связи с чем Обществу было вмененоправонарушение по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (повторность).

Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Ссылки на постановления: Посмотреть-1

Посмотреть-2

Посмотреть-3

● Сетевая организация ООО «КЭС» оштрафована на 300 тыс. руб. за нарушение срока технологического присоединения объекта ООО «Стройкомплект».

Постановлением Вологодского УФАС от 10.04.2018 ООО «КЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. руб.

Из постановления антимонопольного органа следует, что ООО «КЭС» не исполнило обязанность по технологическому присоединению объекта заявителя ООО «Стройкомплект» в установленный шестимесячный  срок, чем нарушило  п. 5 Договора на технологическое присоединение  и п. 16 Правил технологического присоединения.

Так какООО «КЭС» ранее привлекалось к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ, то антимонопольным органом установлены повторность совершенного правонарушения и признаки правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на постановление: Посмотреть

Нижегородское УФАС оштрафовало ПАО «ТНС энерго НН» на 50 тысяч рублей.

Энергокомпанию признали виновной в совершении административного правонарушения после обращения владельца коммунальной квартиры. Он просил «ТНС энерго НН» ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета электроэнергии на жилплощади, ранее имевшей статус комнаты в коммунальной квартире. На этой жилплощади никто не проживает, потому электроэнергия не потребляется.

Однако компания отказала во введении в эксплуатацию прибора учета. Как считают в «ТНС энерго НН», заявитель имеет право обратиться с подобным заявлением только после установки общеквартирного прибора учета и индивидуальных приборов учета в каждой комнате коммунальной квартиры. До этого времени энергокомпания будет предъявлять заявителю к оплате электроэнергию в объеме, определенном по нормативам потребления с применением повышающих коэффициентов.

12 апреля 2018 года УФАС признало «ТНС энерго НН» нарушившим ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ (необоснованный отказ в установке прибора учета) и наложило штраф.

Источник: Посмотреть

ФАС России: суд подтвердил, что ФСК нарушила правила недискриминационного доступа.

13-04-2018

Монополист не согласился с постановлением Московского УФАС России и обжаловал штраф в суде.

Однако Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность постановления антимонопольного ведомства о наложении штрафа на ПАО «ФСК ЕЭС» за нарушение Правил недискриминационного доступа (ПНД).

Московское УФАС России установило, что монополист длительное время уклонялся от заключения с контрагентом договора по передаче электрической энергии, что привело к нарушению сроков, установленных ПНД, за что ФСК было привлечено к административной ответственности.

Не согласившись с действиями службы, сетевая компания предприняла попытки оспорить их в суде, однако Девятый арбитражный апелляционный суд, как и суд первой инстанции, подтвердил законность позиции Московского УФАС России.

Источник: Посмотреть

●«ДЭСК» перечислит в бюджет 201 млн. рублей незаконно полученного дохода.

12-04-2018

Нарушение закона выразилось в завышении плановых объемов потребления электрической энергии на рынке на сутки вперед в установленный период, которые привели к ограничению конкуренции.

11 апреля Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда РД, который подтвердил правомерность решения и предписания ФАС России в отношении ПАО «ДЭСК» в части перечисления в федеральный бюджет свыше 201 млн. рублей дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Об этом «АиФ Дагестан» сообщили в пресс-службе регионального УФАС.

В 2014 году ФАС России признала в действиях группы лиц («Дагестанская энергосбытовая компания», «Ингушэнерго», «Каббалкэнерго», «Карачаево-Черкесскэнерго», «Севкавказэнерго» и «Нурэнерго») нарушение части 1 статьи 10 федерального закона «О защите конкуренции». Нарушение закона выразилось в завышении плановых объемов потребления электрической энергии на рынке на сутки вперед в установленный период, которые привели к ограничению конкуренции.

Антимонопольная служба РФ выдала энергетическим компаниям предписание о взыскании в федеральный бюджет: «ДЭСК» - более 201 млн. рублей, «Ингушэнерго» - более 16 млн. рублей, «Каббалкэнерго» - более 46 млн. рублей, «Карачаево-Черкесскэнерго» - более 59 млн. рублей, «Нурэнерго» - более 128 млн. рублей, «Севкавказэнерго» - более 60 млн. рублей.

Энергетические компании обратились в Арбитражный суд Москвы с иском о признании решения и предписания ФАС России незаконными. Однако им в удовлетворении заявленных требований было отказано.

ПАО «ДЭСК» предписание ФАС России не исполнило, в связи с чем служба обратилась в Арбитражный суд Дагестана с иском о взыскании с энергосбытовой компании Дагестана в федеральный бюджет дохода в размере более 201 млн. рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Арбитражный суд республики исковые требования антимонопольной службы удовлетворил. «ДЭСК» обжаловала решение в апелляционном порядке. Однако апелляционная инстанция в удовлетворении заявленных требований энергетикам отказала.

Источник: Посмотреть

В отношении бывшего гарантирующего поставщика Архангельской области ПАО «Архэнергосбыт» введена процедура банкротства - наблюдение.

12-04-2018

В прокуратуру Архангельской области от представителей предпринимательского сообщества поступают обращения о принятии мер прокурорского реагирования в связи с невозвратом публичным акционерным обществом «Архангельская сбытовая компания» авансовых платежей за электрическую энергию.

2 апреля 2018 года Арбитражным судом Карачаево-Черкесской республики (по месту регистрации организации) в отношении ПАО «Архэнергосбыт» введена процедура несостоятельности (банкротства) – наблюдение.

С указанной даты наступают последствия, предусмотренные ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а именно: требования кредиторов к ПАО «Архэнергосбыт», перед которыми оно имеет непогашенные обязательства (по неосновательному обогащению, возврату переплат по договорам энергоснабжения, купли-продажи электрической энергии, иным переплатам, а также иным видам задолженностей) могут быть предъявлены только ими самостоятельно в рамках дела № А25-2825/2017 в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики.

Отметим, что до 2018 года ПАО «Архэнергосбыт» было гарантирующим поставщиком электроэнергии в Архангельской области. Затем его сменила МРСК Северо-Запада.

Источник: Посмотреть

МРСК Сибири направила в суд иск о банкротстве Хакасэнергосбыта.

13-04-2018

ПАО «МРСК Сибири» (Красноярск, входит в «Россети») направило в Арбитражный суд республики Хакасия заявление с требованием признать АО «Хакасэнергосбыт» (Абакан) несостоятельным (банкротом).

По данным картотеки арбитражных дел, иск пока не принят к производству. Сумма претензий сетевой компании к энергосбыту составляет 55,98 млн. рублей. Ранее сообщалось, что общий долг «Хакасэнергосбыта» перед «МРСК Сибири» за передачу электроэнергии составляет 1,6 млрд. рублей.

В сентябре 2017 года замминистра энергетики РФ Андрей Черезов поручил властям Хакасии урегулировать конфликт между «МРСК Сибири» и «Хакасэнергосбытом», возникший из-за большой задолженности региональной сбытовой компании за передачу электроэнергии. «Они платят, но с разрывом в год: в 2017 году за поставки в 2016 году. Договориться пока не удается», - сообщал тогда исполняющий обязанности главы правительства Хакасии Валерий Марков.

Также сообщалось, что в Арбитражном суде Хакасии рассматривается несколько десятков исков «МРСК Сибири» о взыскании долгов с «Хакасэнергосбыта» за передачу электроэнергии. Помимо этого, «МРСК Сибири» дважды в 2017 году направляла в суд иски о банкротстве сбытовой компании, но они были отозваны после погашения ответчиком задолженности.

В марте 2018 года Минэнерго РФ лишило «Хакасэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика электроэнергии в Хакасии. Эти функции были переданы «МРСК Сибири». Филиал электросетевой компании в регионе –«Хакасэнерго» - приступил к исполнению функций гарантирующего поставщика с 1 апреля и на срок до определения победителя соответствующего конкурса.

Справочно:

ПАО «МРСК Сибири» создано в июле 2005 года. Компания осуществляет передачу и распределение электроэнергии на территории республик Алтай, Бурятия, Тува и Хакасия, а также Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Кемеровской и Омской областей.Контрольный пакет ПАО (55,59% обыкновенных акций) принадлежит холдингу «Россети». Второй крупный акционер (21,18%) - Erglis Ltd (Кипр).

По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», 100% акций АО «Хакасэнергосбыт» принадлежит АО «Роскоммунэнерго».

Источник: Посмотреть

ВС РФ поддержал судебные акты нижестоящих судов о взыскании с ПАО «МОЭСК» в пользу ОАО «Оборонэнерго» 18,6 млн. руб. задолженности за оказанные услуги по передаче электроэнергии (определение от 09.04.2018 №  305-ЭС18-2224).

АО «Оборонэнерго» (истец) обратилось в суд с исковым заявлением к ПАО «МОЭСК» (ответчик) о взыскании стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии за сентябрь 2016 года в размере 18 613 043, 71 руб.

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств по оплате оказанных услуг по передаче электроэнергии.

Решением суда первой инстанции от 28.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.07.2017 и постановлением суда округа от 14.12.2017, иск АО «Оборонэнерго» к ПАО «МОЭСК» удовлетворен.

ПАО «МОЭСК» против удовлетворения исковых требований возражалов связи с тем, что по мнению ПАО «МОЭСК», истец не доказал взыскиваемый объем оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также факт технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, к электрическим сетям ПАО «МОЭСК», не доказал факт владения имуществом, используемым для оказания услуг по передаче электрической энергии, на праве собственности или ином законном основании.

В кассационной жалобе, поданной в ВС РФ, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ПАО «МОЭСК»просило отменить судебные акты нижестоящих судов и направить дело на новое рассмотрение.

Определением от 09.04.2018 № 305-ЭС18-2224 ВС РФ выводы нижестоящих судов поддержал, указав, что суды пришли к правомерным выводам об обоснованности предъявленных требований об оплате фактически оказанных АО «Оборонэнерго» ПАО «МОЭСК» услуг по передаче электрической энергии по спорным точкам поставки.

Как следует из судебных актов судов трех инстанций, суды, удовлетворяя исковые требования АО «Оборонэнерго», исходили из того, что  отсутствие заключенного между сторонами договора в форме единого письменного документа не является основанием для отказа от оплаты фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии (мощности) со стороны ПАО «МОЭСК», а также из того, что передача электрической энергии в точки поставки конечным потребителям, минуя сети АО «Оборонэнерго», невозможна.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

ВС РФ поддержал судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, которыми отказано в удовлетворении иска сетевой организации ПАО «Волгоградоблэлектро» к сбытовой компании ООО «Магнитэнерго» о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в размере 4 034 747,47 руб. (определение от 10.04.2018 № 308-ЭС18-2643).

Сетевая организация ПАО «Волгоградоблэлектро» (истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к сбытовой организации ООО «Магнитэнерго» (ответчик) о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в размере 4 034 747,47 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: сетевая организация ПАО  «МРСК Юга» (филиал «Волгоградэнерго»);сетевая организация ООО «Газпром энерго», в лице Саратовского филиала.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2017, в удовлетворении иска отказано.

Истец ПАО «Волгоградоблэлектро» обратился в ВС РФ с кассационной жалобой, в которой выразил несогласие с судебными актами.

Из судебных актов судов первой, апелляционной и кассационной инстанций следует, что  суды отказали в иске, поскольку установили,  что  в спорном периоде услуги по передаче электрической энергии потребителям ответчика ООО «Магнитэнерго»  оказывала иная сетевая организация (ПАО «МРСК Юга»), а не истец.

Судами, в частности, установлено, что, несмотря на уклонение истца от подписания дополнительного соглашения со сбытовой организацией  ООО «Магнитэнерго» об исключении спорных точек поставки из договора с 01.01.2016, фактически данные точки поставки перешли в связи с заключением договора аренды в обслуживание другой сетевой организации - ООО «Газпром энерго». Поскольку держателем котла является ПАО «МРСК Юга» - филиал «Волгоградэнерго», оплата по спорным  точкам поставки должна поступать данной организации. Филиал ПАО «МРСК Юга» – «Волгоградэнерго» в свою очередь по установленным индивидуальным тарифам распределяет полученную тарифную выручку всем сетевым компаниям региона, в том числе, по спорным точкам поставки сетевой организации ООО «Газпром энерго».

ВС РФ оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам заявителя не нашел, отметив в своем определении от 10.04.2018 № 308-ЭС18-2643, что отказывая в иске, суды руководствовались нормами действующего законодательства РФ и исходили из того, что в спорном периоде услуги по передаче электрической энергии потребителям ответчика оказывала иная сетевая организация, а не истец.

Ссылка на определение ВС: Посмотреть

● Определением от 12.04.2018 № 306-ЭС18-2765 ВС РФ согласился с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций  о том, что нарушение сроков государственной поверки трансформаторов тока измерительного комплекса является доказательством безучетного потребления электрической энергии вне зависимости от наличия либо отсутствия сведений об искажении данных о фактическом объеме потребления электроэнергии.

ПАО «Волгоградэнергосбыт» (истец) обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просило взыскать с ООО «Волгоградский завод безалкогольных напитков» (ответчик) задолженность по договору энергоснабжения  в сумме 11 855 365,11 руб., возникшую в результате безучетного потребления электроэнергии ответчиком.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУПП «Волгоградские межрайонные электрические сети» (далее – МУПП «ВМЭС»).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2017 в иске отказано по мотиву недоказанности совершения ответчиком действий, повлекших искажение данных о фактическом объеме электрической энергии.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2017, решение отменено в части, с ответчика в пользу истца взыскано 4 168 545,62 руб. задолженности, в остальной части решение оставлено без изменения.

Ответчик ООО «Волгоградский завод безалкогольных напитков»  обратился в ВС РФ с кассационной жалобой, в которой выразил несогласие с постановлениями  апелляционной и кассационной инстанций, и  полагал, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

ВС РФ определением от 12.04.2018 № 306-ЭС18-2765 в удовлетворении кассационной жалобыООО «Волгоградский завод безалкогольных напитков»  отказал и признал судебные акты апелляционного суда и суда округа законными.

Как следует из судебных актов судов апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворяя иск в части, суды исходили из того, что именно на собственнике прибора учета лежит обязанность по обеспечению проведения его периодических поверок в целях поддержания его надлежащего состояния (п. 155 Постановления № 442), а также, что эксплуатация прибора учета с истекшим межповерочным интервалом трансформаторов тока фактически означает отсутствие прибора учета (измерительного комплекса) (п. 136 Постановления № 442). Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке (п. 1.7, 2.1, 2.5, 2.7, 3.1 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного приказом Госстандарта России от 18.07.1994 № 125, п. 2.11.9, 2.11.10, 2.11.16, 2.11.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России о 13.01.2003 № 6).

В тоже время судами апелляционной и кассационной инстанций отказано в удовлетворении иска в части, в связи с тем, что истцом не доказана правомерность использования при расчете безучетного потребления мощности устройств в размере 288 кВт. В договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, заключенном между истцом и ответчиком, не содержатся данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки. Для расчета стоимости безучетного потребления электроэнергии судами взята предложенная ответчиком, фактически установленная мощность, равная 73 кВт и 67 кВт, в связи с непредставлением истцом доказательств возможности использования при расчете безучетного потребления мощности, превышающей указанные величины.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

ВС РФ согласился с судебными актами судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований ПАО «МРСК  Юга» к сбытовой организации  ООО «Донэнергосбыт» в связи с неверным применением истцом в расчетах стоимости услуг уровня напряжения и соответственно тарифа на услуги по передаче электрической энергии  (определение от 12.04.2018 № 308-ЭС18-2513).

ПАО «МРСК Юга» (истец) обратилось в суд с иском к ООО «Донэнергосбыт» (ответчик) о взыскании 220 929,03 руб. задолженности за апрель-июль 2016 года по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).

Решением суда первой инстанции от 22.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.08.2017 и постановлением суда округа от 11.12.2017, в удовлетворении иска было отказано.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ПАО «МРСК Юга» обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой, в которой просило отменить обжалуемые судебные акты в части и направить дело на новое рассмотрение.

Как следует из судебных актов, разногласия сторон заключаются в применении в расчетах стоимости услуг различных уровней напряжения (СН2 или ВН) и соответственно тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Исходя из схемы присоединения и договорных отношений сторон, суды посчитали, что компания необоснованно предъявила к оплате стоимость услуг, рассчитанную по тарифу для уровня напряжения СН2, и признали обоснованной оплату ООО «Донэнергосбыт» услуг, исходя из уровня напряжения ВН и примененного в связи с ним тарифа. Судами указано, что энергопринимающие устройства Потребителя, в интересах которого заключен договор энергоснабжения между ПАО «МРСК Юга и ООО «Донэнергосбыт»,  подключены к объектам несетевых организаций, которые в свою очередь подключены к трансформаторной подстанции сетевой компании ПАО «МРСК Юга» способом, позволяющим оплачивать услуги по передаче электроэнергии по тарифу, предусмотренному для уровня питающего напряжения подстанции (ВН) (п. 15 Основ ценообразования, п. 43, 45, 46, 47 Методических указаний, п. 15(2) Правил № 861).

Суды также  не приняли доводы истца ПАО «МРСК Юга» о несогласовании уровня напряжения («СН-2», «ВН») в Договоре в связи с тем, что данное обстоятельство не имеет правового значения в спорных правоотношениях, поскольку уровень напряжения не может определяться соглашением сторон. Как указали суды, эта величина объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройства потребителя к сетям сетевой организации (Обзор судебной практики ВС РФ № 3 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 25.11.2015). Кроме того, правила определения уровня напряжения, учитываемого для установления подлежащего применению тарифа, предписываются также императивными нормами законодательства (стр. 7 Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.08.2016 № 306-ЭС16-3962).

Оснований не согласиться с выводами указанных судебных инстанций ВС РФ не нашел и определением от 12.04.2018 № 308-ЭС18-2513 отказал ПАО «МРСК Юга» в удовлетворении кассационной жалобы.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

ВС РФ признал законным вывод суда кассационной инстанции о том, что объём электрической энергии, самовольно потреблённый гражданами – потребителями в период введения в установленном законом порядке полного ограничения потребления электрической энергии, не может быть рассмотрен как бездоговорное потребление, и отнесен на потери сетевой организации в электрических сетях (определение от 13.04.2018 № 304-ЭС18-3310).

Гарантирующий поставщик ОАО «Кузбассэнергосбыт» (истец) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к сетевой организации ООО «Горэлектросеть» (ответчик)о взыскании  1 085 485,79 руб. долга по оплате электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в электрических сетях за период с января по апрель 2016 года (в ходе судебного разбирательства истец уменьшил размер требования о взыскании долга до 316 880,26 руб.).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.06.2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2017, иск был удовлетворен.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.01.2018 решение и постановление суда апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с постановлением окружного суда, ОАО «Кузбассэнергосбыт» обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой, в которой просило отменить судебный акт округа, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.

ВС РФ при рассмотрении кассационной жалобы ОАО «Кузбассэнергосбыт» на постановление суда кассационной инстанции, не нашел оснований для ее удовлетворения, о чем сообщил в своем определении от 13.04.2018 № 304-ЭС18-3310 на основании нижеследующего.

Как установлено судом кассационной инстанции, между сторонами возник спор о включении в полезный отпуск гарантирующего поставщика ОАО «Кузбассэнергосбыт» или в потери сетевой организации ООО «Горэлектросеть» объёма электрической энергии, самовольно потреблённого гражданами – потребителями в период введения в установленном законом порядке полного ограничения потребления электрической энергии.

Включая объём энергии потребителей – физических лиц, самовольно восстановивших потребление электрической энергии, в полезный отпуск за спорный период, сетевая организация исходила из его отнесения к безучётному потреблению, на который должен быть уменьшен объём электрической энергии (мощности), подлежащей покупке соответствующей сетевой организацией для целей компенсации потерь электрической энергии в соответствии с пунктом 188 Основных положений № 442.По мнению же гарантирующего поставщика, поддержанному судами первой и апелляционной инстанций, этот объём электрической энергии является бездоговорным потреблением, самостоятельно взыскиваемым с потребителей – физических лиц сетевой организацией по правилам пунктов 84, 196 Основных положений № 442 и не подлежащим вычету из объёма потерь.

Как указано окружным судом, судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что ЖК РФ, Правилами № 354 исключается возможность определения объёма подлежащего оплате гражданами – потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учёта, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена. Из чего следует, что ввиду невозможности в силу  вышеприведённых положений гражданского и жилищного законодательства бездоговорного потребления коммунальных услуг гражданами, сетевая организация не вправе взыскивать с бытовых потребителей коммунальных услуг стоимость соответствующего коммунального ресурса, такое право принадлежит ресурсоснабжающей организации (определениеВС РФ от 08.08.2016 № 305-ЭС16-4138).

Таким образом, суд кассационной инстанции, пришел к законному выводу, а том, что  именно общество «Кузбассэнергосбыт» обладает возможностью судебной защиты по взысканию стоимости электрической энергии, потреблённой гражданами на бытовые нужды с нарушением установленного порядка присоединения сетей и учёта энергии, объём которой рассчитывается в соответствии с Правилами № 354. Соответственноэтот объём не может быть отнесён на потери в сетях общества «Горэлектросеть», поскольку относится к энергии, фактически доставленной ею до конечных потребителей.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

ВС решал, можно ли установить сервитут для размещения линий электропередачи.

«Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС) не удалось в трех инстанциях добиться установления сервитута для установки линий электропередачи. Энергокомпания хочет использовать для этих целей земли ИП-главы крестьянско-фермерского хозяйства Елены Демидовой в Саратовской области.

Для размещения девяти опор требовалось 2592 м² из двух участков общей площадью 2 208 000 м². Компания подготовила межевые планы и была готова арендовать эти участки у Демидовой. Но та отказалась: она указала, что в аренду надо взять также охранную зону линии электропередач. ФСК ЕЭС предложила сервитут на 49 лет с оплатой 43 коп. в год, но Демидову не устроил размер оплаты.

В ответ энергокомпания подала в суд, чтобы ввести сервитут принудительно (дело № А57-19494/2016). Две инстанции отказались это делать, поскольку спор сводится к размеру оплаты. Кассация согласилась с ними и указала, что нельзя ввести сервитут в отношении участков, занятых линиями опоры, потому что они не нужны для целей прохода и проезда к ним.

Тогда ФСК ЕЭС обратилась с жалобой в Верховный суд, в которой настояла: сервитут для опор ЛЭП ввести можно. К этому доводу прислушалась экономколлегия ВС, возглавляемая Олегом Свириденко: она отменила судебные акты нижестоящих инстанций и направила спор на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области. 

Источник: Посмотреть