Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (27.11.2017-03.12.2017)

03 декабря 2017

● Установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2018 год (Приказ ФАС России от 13.10.2017 № 1354/17 «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2018 год». Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2017 № 49053).

ФАС России установлены  и введены в действие с 2018 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам РФ.

Кроме этого, установлены и введены в действие с 1 января 2018 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению, и приравненным к нему категориям потребителей на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в среднем по субъекту РФ.

Ссылка: Посмотреть

● Обновлены методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии для использования региональными регулирующими органами и гарантирующими поставщиками(Приказ ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов». Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2017 № 48992).

Еще в 2013 году Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил План мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности. В этом документе одним из пунктов является корректировка сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием подходов по формированию эталонных затрат на энергосбытовую деятельность.

Согласно плану срок принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации был март 2014 года. Разработать этот документ должна была Федеральная служба по тарифам. Однако он так и не был разработан.

В 2015 году функции по тарифному регулированию были переданы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Ведомство оперативно подхватило эти функции.

«Мы сделали разворот на 180 градусов в подходах к тарифному регулированию, — заявил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев. — Теперь тарифная политика ориентирована на потребителя, а не на соблюдение интересов естественных монополий. Также мы взяли курс на дерегулирование некоторых конкурентных отраслей экономики».

«Сферу электроэнергетики также ждали изменения, — продолжил Виталий Королев. — Антимонопольная служба актуализировала имеющиеся наработки и оперативно разработала проект постановления правительства по внедрению эталонных затрат гарантирующих поставщиков, провела общественное обсуждение с экспертным сообществом и федеральными органами исполнительной власти».

«Итогом этой работы стало принятое Постановление Правительства РФ1, которое внедрило новые правила установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электроэнергии с использованием метода сравнения аналогов. Основная задача так называемого«метода эталонных затрат» — стимулировать энергосбытовые компании к повышению эффективности», — сообщил замглавы ФАС.

Эта тема также обсуждалась в рамках совещания у Президента Российской Федерации Владимира Путина по вопросам электроэнергетики.

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев на этом совещании указывал2, что

«…Это настоящий прорыв — та работа, которая была проведена в отношении подготовки эталонов в области тепла, сбытовых надбавок, то же самое было сделано и в ЖКХ. Это делалось под руководством Аркадия Владимировича (ред. ФАС — Дворкович Аркадий Владимирович) и Дмитрия Николаевича Козака. Эти эталоны на сегодня позволяют нам весьма точно оценить тот уровень фактических затрат, который нужен компаниям для нормального функционирования. Примерно две трети регионов сегодня живут выше эталонов. В этом смысле у нас есть потрясающая возможность: не обязательно снижать эти тарифы, а можно, например, потребовать, чтобы разница от эталонных затрат до фактически уже назначенного тарифа направлялась исключительно на инвестиции,на ту самую модернизацию».

В соответствии с принятым постановлением Правительства ФАС России должна была разработать методику расчета эталонных надбавок. Этот документ дважды обсуждался на заседаниях Экспертного совета по электроэнергетике при антимонопольной службе в июле 2016 года и октябре 2017 года.

«Принятие методики означает, что потребители ряда регионов смогут сэкономить на оплате сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков очень существенно. При этом механизмы позволяют не осуществлять изменений в размере надбавки резко, а плавно доводить её размер до эталонного уровня за несколько лет, — сообщил Виталий Королев. — Следующим этапом планируем разработать подходы на основе эталонных затрат для электросетевых компаний. И если размер сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков составляет до 5 процентов в платеже за электроэнергию, то эффект от оптимизации при установлении тарифов на передачу по эталонам будет значительно выше, так как передача занимает до половины стоимости электроэнергии».

1Постановление от 21 июля 2017 года № 863 — О порядке установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электроэнергии с использованием метода  сравнения аналогов.
2Стенограмма совещания у Президента РФ Владимира Путина.

Ссылка на методику: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Утверждены изменения, вносимые в Стратегию развития электросетевого комплекса Российской Федерации(распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2017 года № 2664-р).

Правительство Российской Федерации распоряжением от 29 ноября 2017 года № 2664-р утвердило вносимые изменения в Стратегию развития электросетевого комплекса Российской Федерации и в план-график издания нормативных правовых актов для реализации Стратегии, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 511-пр.

Отраслевые принципы технического воздействия на оборудование по планово-предупредительному виду организации ремонта устанавливают необходимость его ремонта или обслуживания независимо от технического состояния, что в условиях общего ограничения ресурсов приводит к недостаточному выполнению работ на оборудовании, имеющем наибольшие риски возникновения отказа.

Внесенные изменения определяют одну из основных задач Стратегии - постепенный переход от системы управления производственными активами только по планово-предупредительному виду организации ремонта к организации ремонта по фактическому техническому состоянию с учетом последствий отказа основного технологического оборудования (рисков).

Система принятия решений о приоритетности воздействия на оборудование, основанная на данных о техническом состоянии и рисках (с учетом вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и последствий такого отказа), позволит сконцентрировать ограниченные операционные и инвестиционные ресурсы в точке максимальной отдачи исходя из требований надежности. В средне- и долгосрочной перспективе эффективное распределение финансовых средств на эксплуатацию, а также на модернизацию основных фондов, находящихся в критическом и неудовлетворительном состоянии, в целях повышения надежности станет центральной задачей технической политики электросетевого комплекса.

В целях оценки эффективности использования операционных и инвестиционных затрат и обеспечения необходимого уровня надежности электроснабжения потребителей во всех сетевых организациях должны быть использованы единые методические указания (подходы) к расчету индексов технического состояния, определены группы оборудования, на которые распространяется действие соответствующих методических указаний, и внедрены принципы управления производственными активами с учетом технического состояния и последствий отказа электросетевых объектов (оборудования).

Основные мероприятия для формирования целостной системы управления производственными активами запланированы на 2018 год.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Минэнерго России издало приказ об обеспечении надежной работы объектов электроэнергетики в выходные и нерабочие праздничные дни в 2018 году(приказ Минэнерго России от 23.11.2017 № 1110).

Минэнерго России уделяет особое внимание вопросу обеспечения надежной работы предприятий электроэнергетики и бесперебойного электроснабжения потребителей.

С целью установления особого контроля за работой персонала и технологического оборудования на объектах электроэнергетики в выходные и нерабочие праздничные дни 2018 года выпущен приказ Минэнерго России от 23.11.2017 № 1110.

Настоящий приказ призван обеспечить взаимодействие оперативно-диспетчерских служб организаций электроэнергетики и ответственных дежурных Минэнерго России, а также установить контроль за ситуацией на объектах электроэнергетики посредством утверждения графиков дежурств руководства и персонала, приведения в повышенную готовность аварийно-восстановительных бригад, спецтехники, наличия аварийного запаса материалов и т.д.

Совместно с Положением об оперативном дежурстве Минэнерго России (утвержденным приказом Минэнерго России от 13.08.2015 № 555) данный приказ позволяет обеспечить своевременное информирование в целях принятия решений руководством Минэнерго России по повышению безопасности и эффективности функционирования объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Минэнерго России подготовлен приказ «Об утверждении перечня энергосистем и энергорайонов, характеризующихся режимом с высокими рисками нарушения электроснабжения в 2017 – 2022 годах, и перечня мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в таких энергосистемах и энергорайонах» от 28.11.17 №1125.

Документ подготовлен на основании анализа ожидаемых режимов работы энергосистем, схемно-режимной ситуации и включает важнейшие для обеспечения надежного энергоснабжения потребителей мероприятия.

К энергосистемам и энергорайонам, характеризующимся режимом с высокими рисками нарушения электроснабжения, отнесены следующие:

- Дагестанская энергосистема;

- энергосистемы Республики Крым и г. Севастополя;

- Центральный энергорайон Якутской энергосистемы;

- Бодайбинский и Мамско-Чуйский энергорайоны Иркутской энергосистемы.

Следует отметить, что по результатам исполнения мероприятий приказа прошлого года Воркутинский и Интинский энергорайоны энергосистемы Республики Коми исключены из перечня энергорайонов, характеризующихся режимом с высокими рисками нарушения электроснабжения. Благодаря принятым мерам, в том числе, удалось повысить надежность работы оборудования Воркутинской ТЭЦ-2, о чем свидетельствует снижение технологических нарушений в работе станции.

Всего Приказ включает в себя 26 мероприятий, согласованных с субъектами электроэнергетики, ответственными за выполнение мероприятий, по срокам выполнения и объемам выполняемых работ.

Долгосрочный период (2017-2022 годы) позволит компаниям эффективнее планировать свою производственную деятельность и включать соответствующие мероприятия в инвестиционные программы.

Мероприятия настоящего приказа направлены, в том числе, на обеспечение надежности работы оборудования и энергоснабжения потребителей в период прохождения максимума нагрузки, что является одной из самых приоритетных задач для Минэнерго России.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

29.11.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 466-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» проектом вносятся изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе в части содержания подпункта о цене (тарифах) на электрическую энергию (мощность).

Проектом предполагается установить, что ФАС России утверждаетцены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным, в том числе, с субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков в целях обеспечения потребления электрической энергии потребителями, не относящимися к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей.

Разработчик – ФАС России

Процедура - публичное обсуждение текста  проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/11-17/00075768

Ссылка: Посмотреть

30.11.2017 представлен текст проекта приказа ФАС России «Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2018 год».

Проектом приказа предполагается утвердить тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности), в следующих размерах:

на 1-е полугодие 2018 года – 1,077 руб./МВт*ч;

на 2-е полугодие 2018 года – 1,121 руб./МВт*ч.

Разработчик – ФАС России

Процедура - независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 04/15/11-17/00075793

Ссылка: Посмотреть

30.11.2017 представлен текст проекта приказа ФАС России «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы».

Согласно указанному проекту приказа тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы», будут установлены в следующих размерах:

на 1-ое полугодие 2018 года – 8 984,219 руб./МВт*мес.;

на 2-ое полугодие 2018 года – 9 343,588 руб./МВт*мес.

Кроме этого, проектом приказа предусмотрено, что предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы», будут утверждены в следующих размерах:

на 1-ое полугодие 2018 года– 1,637 руб./МВт*ч.;

на 2-ое полугодие 2018 года – 1,637 руб./МВт*ч.

Разработчик –ФАС России

Процедура - независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 04/15/11-17/00075795

Ссылка: Посмотреть

● 30.11.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1076 «О предоставлении бюджетных инвестиций публичному акционерному обществу «Российские сети» в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов капитального строительства в целях создания инфраструктуры энергоснабжения к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу»».

Указанный проект постановления направлен на корректировку объёмов финансового обеспечения мероприятий Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518 (далее – Программа), по строительству и реконструкции объектов капитального строительства в целях создания инфраструктуры энергоснабжения к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.

Указанная корректировка обусловлена внесением в Программу дополнительных мероприятий в части строительства и реконструкции инфраструктуры энергоснабжения, а также повторным получением положительных заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России» по проектно-сметной документации в отношениимероприятий подпрограммы «Строительство и реконструкция инфраструктуры энергоснабжения», по которым предусмотрено софинансирование из средств федерального бюджета Минэнерго России совместно с ПАО «Россети».

Вышеуказанным проектом постановления Правительства РФ также предлагается перераспределение образовавшегося остатка средств федерального бюджета в размере 494,64 млн. рублей, предоставленных ПАО «Россети», на дополнительные мероприятия в рамках Программы, реализация которых будет осуществляться за счет указанного образовавшегося остатка и не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.

Разработчик - Минэнерго России

Процедура - публичное обсуждение текста  проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/11-17/00075790

Ссылка: Посмотреть

ФАС Дагестана возбудила дела против двух энергокомпаний за нарушение закона.

30-11-2017

«Дагестанская энергосбытовая компания» («ДЭСК») и «Дагестанская сетевая компания» («ДСК») оштрафованы за нарушение федерального закона, сообщили «АиФ Дагестан» в пресс-службе регионального УФАС.

«В антимонопольную службу поступила жалоба от хозяйки кафе на отключение от электрической энергии принадлежащего ей заведения, расположенного в Махачкале.

На основе заявления УФАС были возбуждены дела в отношении «ДЭСК» и «ДСК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 федерального закона «О защите конкуренции».

По итогам рассмотрения дел обе энергетические компании были признаны нарушившими федеральный закон: отключение электроэнергии было произведено без надлежащего уведомления и без доказательств наличия задолженности у предпринимательницы», - отметил источник.

Рассматривается вопрос о привлечении указанных обществ к административной ответственности.

Источник: Посмотреть

Апелляция поддержала Дагестанское УФАС, уличившего «Каспэнергосбыт» в нарушении.

01-12-2017

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда республики Дагестан и республиканского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), признавших ООО «Каспэнергосбыт» нарушителем ФЗ «О защите конкуренции», говорится в сообщении УФАС.

В 2016 году в антимонопольную службу Дагестана поступила жалоба от АО «Оборонэнергосбыт» на действия «Каспэнергосбыта», выразившиеся в угрозе прекращения подачи электроэнергии. Вместе с тем, «Оборонэнергосбыт» в пределах административных границ республики Дагестан осуществляет снабжение электрической энергией объектов, подведомственных министерству обороны РФ, в частности, воинских частей Минобороны РФ, расположенных на территории республики Дагестан.

«Ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов, оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства», - говорится в пресс-релизе.

Источник: Посмотреть

Кемеровское УФАС прекратило административное дело в отношении ПАО «МРСК Сибири», возбужденное по причинеотключения от электрической сети объекта «Магазин «Автозапчастей», в связи с отсутствием события правонарушения.

УФАС по Кемеровской области по результатам рассмотрения заявления ООО «АВА» (Заявитель) в действиях ПАО «МРСК Сибири» были выявлены признаки нарушения п. 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, выразившиеся в отключения объекта ООО «АВА» («Магазин «Автозапчастей») на срок более 24 часов подряд, включая время восстановления электроснабжения, что не соответствует третьей категории надежности электроснабжения.

Ответственность за нарушение Правил недискриминационного доступа предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Материалами дела установлено, что объект Заявителя имеет опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» через объекты электросетевого хозяйства ООО «ШТИС». В силу п. 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

На ВЛ ПАО «МРСК Сибири» произошло аварийное отключение электроэнергии, в результате чего потребители ООО «ШТИС» и ООО «АВА» были обесточены.

УФАС установлено, что  ПАО «МРСК Сибири» восстановило напряжение на ВЛ, от которой подключена КТП ООО «ШТИС», и время непрерывного отключения составило 14 часов 40 минут, что меньше 24 часов отключения подряд, предусмотренных для третьей категории надежности электроснабжения.Однакопосле восстановления ПАО «МРСК Сибири» напряжения на ВЛ, напряжение на энергопринимающих устройствах ООО «АВА» не было восстановлено вследствие неисправности линейного разъединителя на отпаечной опоре в границах балансовой и эксплуатационной принадлежности потребителя ООО «ШТИС», за которые данное лицо несет ответственность.

Таким образом, напряжение на энергопринимающих устройствах ООО «АВА» не было восстановлено вследствие непреднамеренного препятствия перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ООО «ШТИС».

В подтверждение данной информации ПАО «МРСК Сибири» представило копию оперативного журнала ОДГ.

По результатам рассмотрения дела Кемеровское УФАС не нашло в действиях ПАО «МРСК Сибири» события правонарушения и постановлением от 23.11.2017(размещено на сайте УФАС 29.11.2017)  прекратило дело об административном правонарушении.

Ссылка:  Посмотреть

С рынка уходит АО «МРСЭН».

01-12-2017

АО «Межрегионсоюзэнерго» («МРСЭН», владеет энергосбытовыми компаниями в Свердловской, Архангельской, Вологодской областях и Хакасии), начало собственную ликвидацию. Согласно официальной информации компании ликвидатором назначен Вадим Литвинов, возглавлявший АО «Роскоммунэнерго» (является гарантирующим поставщиком в Свердловской области) и ряд других аффилированных с холдингом компаний. В частности, по данным системы «Контур.Фокус», менеджер также является генеральным директором и соучредителем ООО «ЛВЛ Инвестмент Групп», которое, в свою очередь, принадлежит ООО «Центр частного права электроэнергетики» и АО «Финэнергоинвест». Бенефициарами последних, вероятно, являются собственники «МРСЭН»: Юрий Шульгин и Эльдар Османов. Причины ликвидации юрлица официально не раскрываются, однако участники рынка полагают, что компания пытается уйти от долгов перед «Россетями» и избавиться от нашумевшего бренда.

 «Полагаю, что это попытка очистить группу компаний от долгов и, вероятно, перевести свои сбытовые активы в контролируемое банкротство. Сейчас вокруг деятельности МРСЭН сложился крайне негативный фон: один из собственников – в международном розыске, «Россети» требуют вернуть порядка 10 миллиардов рублей, а власти регионов присутствия то и дело поднимают вопрос о лишении статуса гарантирующего поставщика. Думаю, бенефициары бизнеса намерены начать его с чистого листа, оставив долги на существующих компаниях», – делится мнением участник энергорынка.

Напомним, один из собственников АО «Межрегионсоюзэнерго» Юрий Шульгин, вероятно, уехал из России, чтобы скрыться от преследования правоохранительных органов. В мае 2017 года ГУ МВД по Архангельской области объявило топ-менеджера в розыск. Согласно опубликованной ориентировке разыскиваемый имеет гражданство карликового карибского государства Сент-Киттс и Невис. Другие подробности представители МВД, впрочем, не раскрывают: ни в рамках какого уголовного дела инициировано преследование бизнесмена, ни по какой статье.

После внимания со стороны силовиков к Шульгину, как указывают осведомленные источники «Правды УрФО», Эльдар Османов отказался от своего бизнес-партнера. Возможно, отказ носил формальный характер, однако сейчас Шульгина позиционируют как человека, отошедшего от дел. По информации инсайдеров, Шульгин, вероятно, покинул РФ еще в прошлом году и скрывается в Европе.

«Юрий Шульгин «пропал» еще осенью 2016 года, до того, как его объявили в розыск. Насколько нам известно, изначально совладелец «МРСЭН» находился в Монако, потом в Лондоне. Более того, его деятельность на данный момент изучают сотрудники МВД РФ, куда переданы все сведения из регионов. Естественно, что сейчас добровольно он не вернется», – делится предположением один из контрагентов «МРСЭН».

Напомним, претензии к Шульгину могут быть связаны с «необычной» структурой управления активов. Так, «МРСЭН» является управляющей организацией для четырех энергосбытовых компаний. В свою очередь, сами сбыты в разных долях владеют «МРСЭН». АО «Роскоммунэнерго» («РКЭ») принадлежит 43%, ПАО «Архэнергосбыт», ПАО «Вологдаэнергосбыт» и АО «Хакасэнергосбыт» – по 19%. При этом ежегодно активы перечисляют компании Шульгина значительные средства за услуги управления. Согласно годовым отчетам, не считая «Роскоммунэнерго», в 2016 году сбыты заплатили «МРСЭН» порядка 600 млн. рублей. В документах «РКЭ» эта информация не раскрыта.

Кроме того, известно, что с 2015 года СУ СКР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу уже расследует уголовное дело по фактам причинения ущерба АО «Архангельская сбытовая компания» на общую сумму более 2 млрд. рублей. Соответствующие данные вскрыли сотрудники регионального управления ФСБ России, после чего было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере».

К прочему, на компанию оказывается значительное давление со стороны ПАО «Россети». Дочерние предприятия госхолдинга – ОАО «МРСК Урала», ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «МРСК Сибири» – заявляют, что суммарная задолженность сбытов достигает 10 млрд. рублей. К примеру, по информации уральской «дочки» «Россетей», АО «Роскоммунэнерго» задолжало за услуги передачи почти 800 млн. рублей. Впрочем, пока большая часть задолженности рассматривается судами, а сами представители сбытового бизнеса настаивают на отсутствии обязательств перед сетями.

«Мы вынуждены были перевести наши взаимоотношения в судебную плоскость из-за действий сетевой компании. Во-первых, «МРСК Урала» не предоставляет нам реальные данные об объемах указанных услуг по передаче, из-за чего регулярно возникают разногласия. Во-вторых, сетевая организация не предпринимает мер к отключению потребителей-должников, что приводит к существенному росту нашей дебиторской задолженности. К слову, сейчас объемы дебиторки «Роскоммунэнерго» и обязательств перед сетями практически равны. В-третьих, периодически возникают традиционные для рынка разночтения в объеме потерь на сетях, которые «МРСК Урала» по какой-то причине предъявляет нам к оплате», – комментирует ситуацию «Правде УрФО» представитель «МРСЭН».

Так или иначе, в случае контролируемого банкротства сбытов «МРСЭН» «Россети» не увидят даже тех денег, которые могли бы отсудить: речь в данном случае идет о миллиардах рублей.

Источник: Посмотреть

Верховный суд высказался на тему применимости отмененного судом норматива к отношениям сторон, возникшим до его отмены (определение от 27.11.2017 по делу № 309-ЭС17-12555).

Ключевой тезис:

 Отмененный судом норматив потребления коммунальной услуги неприменим к отношениям сторон договора, возникшим до отмены такого норматива.

 Основные выводы:

 1. Признание нормативного правового акта (об утверждении норматива потребления) недействующим исключает возможность его применения для определения подлежащей оплате электрической энергии, хотя требование об оплате относилось к периоду, предшествующему признанию норматива недействующим.

Иное толкование судами части 1 статьи 216 КАС, при котором соответствующий норматив потребления применялся для определения количества электрической энергии, поставленной до признания судом недействующим соответствующего нормативного правового акта, противоречит целям оспаривания этого нормативного правового акта и означает по существу отказ от судебной защиты нарушенных этим актом прав, свобод и законных интересов лица, приобретающего энергию.

Таким образом, после вступления в законную силу решения о признании норматива недействующим отсутствовали основания для применения указанного норматива для определения объема подлежащего оплате коммунального ресурса.

 2. Само по себе признание нормативного правового акта, регулирующего объем подлежащего оплате коммунального ресурса, не является основанием для освобождения абонента в отношениях по энергоснабжению от оплаты поставленного ресурса.

Порядок определения подлежащего государственному регулированию количественного показателя, влияющего на размер платы за поставленный коммунальный ресурс разъяснен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63.

В силу пункта 4 названного постановления споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из величины регулируемого показателя, установленной заменяющим нормативным правовым актом. При этом в силу пункта 5 названного постановления в случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа, а размер подлежащей оплате задолженности определяется судом исходя из выводов, содержащихся в судебном решении, которым нормативный правовой акт признан недействующим, и имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ). В частности, при рассмотрении дела суд может назначить в соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу.

Ссылка на постановление ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

ВС РФ поддержал выводы нижестоящих судов о том, что мотивированный отказ одной сетевой компании от заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии с другой является гражданско-правовым спором, и антимонопольный орган не компетентен его рассматривать (определение от 27.11.2017 №  301-КГ17-16983).

Ключевой тезис:

Мотивированный отказ одной сетевой компании от заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии с другой не может быть рассмотрен как злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг.

Основные выводы:

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности. Однако необходимо учитывать, что прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предупреждения нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

Мотивированный отказ одной сетевой компании от заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии с другой является гражданско-правовым спором между субъектами и подлежит разрешению в судебном порядке (ст. 445, 446 ГК РФ).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть