Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (26.02.2018-04.03.2018)

05 марта 2018

Установлен механизм компенсации затрат на демонтаж, транспортировку и размещение передвижных генерирующих объектов.

В Постановлении Правительства РФ от 17.02.2018 № 170 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» указывается, что при определении необходимой валовой выручки организаций, эксплуатирующих мобильные (передвижные) генерирующие объекты установленной мощностью более 20 мВт, поставляющие энергию в вынужденном режиме, будут учитываться расходы, связанные с изменением места расположения таких объектов, осуществленным после 1 февраля 2017 года.

Кроме того, согласно Постановлению для указанных генерирующих объектов:

- при установлении цен на мощность на 2019 год учитываются фактические экономически обоснованные расходы, связанные с демонтажем, транспортировкой и размещением указанных объектов на территории Республики Крым и г. Севастополя, осуществленном после 1 февраля 2017 года;

- при установлении цен на мощность на 2020 год и последующие периоды регулирования учитываются планируемые расходы, связанные с демонтажем, транспортировкой и размещением объектов при изменении места их расположения (перемещении), осуществленном после 31 декабря 2017 года. Начиная с 2020 года цены на мощность для указанных генерирующих объектов определяются с учетом отклонения фактических экономически обоснованных расходов от планируемых расходов, связанных с демонтажем, транспортировкой и размещением таких генерирующих объектов при изменении места их расположения (перемещении), учтенных в цене на мощность в предыдущие периоды регулирования.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России утверждены требования к системам безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ.

Документ распространяет свое действие на субъектов критической информационной инфраструктуры, в том числе на российские юридические лица, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере энергетики.

Приказом ФСТЭК России от 21.12.2017 № 235 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.02.2018 за № 50118) определено, что системы безопасности создаются субъектами такой инфраструктуры и включают в себя правовые, организационные, технические и иные меры, направленные на обеспечение информационной безопасности (защиты информации) субъектов.

Создание и функционирование систем безопасности должно быть направлено на обеспечение устойчивого функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры при проведении в отношении них компьютерных атак. Системы безопасности создаются в отношении всех значимых объектов инфраструктуры. По решению субъекта для одного или группы значимых объектов могут создаваться отдельные системы безопасности.

Системы должны обеспечивать:

- предотвращение неправомерного доступа к информации, обрабатываемой значимыми объектами, уничтожения такой информации, ее модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;

- недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого может быть нарушено и (или) прекращено функционирование значимых объектов;

- восстановление функционирования значимых объектов, в том числе за счет создания и хранения резервных копий необходимой для этого информации;

- непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.

Приказом установлены требования:

- к силам обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

- к программным и программно-аппаратным средствам, применяемым для обеспечения безопасности объектов;

- к организационно-распорядительным документам по безопасности объектов;

- к функционированию системы безопасности в части организации работ по обеспечению безопасности объектов.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Разъяснен порядок учета территориальными органами Федерального Казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета в части авансирования договоров энергоснабжения.

В письме Казначейства России от 26.02.2018 № 07-04-05/05-3083 «О разъяснении порядка авансирования договоров электроснабжения» указано следующее.

Потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) в порядке, предусмотренном положениями пункта 82 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии…».

Данный порядок отличается от установленного пунктом 18 постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

В этой связи в отношении денежных обязательств, возникших по договору энергоснабжения, не применяются положения пункта 25.1 «Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств...».

Ссылка на письмо: Посмотреть

Источник:Посмотреть

● В первом чтении принят законопроект о реформе системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации.

Проект Федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» направлен на дальнейшее развитие и совершенствование системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законопроектом определяются правовые и организационные основы системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В частности:

- определяются принципы организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

- устанавливаются перечни видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, требования к процедуре введения новых видов контроля (надзора);

- вводится иерархия нормативных правовых актов, регулирующих проведение контроля (надзора);

- предусматривается обязательность принятия положения о каждом виде контроля (надзора) и запрет на проведение проверок при отсутствии такого положения;

- вводится определение обязательных требований, соблюдение которых является предметом контроля (надзора);

- устанавливаются единые подходы к оценке результативности и эффективности государственного и муниципального контроля (надзора);

- вводится система управления рисками при проведении контрольно-надзорных мероприятий;

- предусматривается отдельное регулирование для каждого мероприятия (проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор));

- устанавливается правовое регулирование проверочных листов;

- регламентируются обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, порядок их доступа к производственным объектам для проведения проверок, ограничения, которые должны соблюдаться при их проведении;

- определяются права граждан и организаций, их представителей при проведении проверок, а также порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В приложениях к законопроекту приводятся:

- перечень видов федерального государственного контроля (надзора);

- перечень видов регионального государственного контроля (надзора);

- перечень видов муниципального контроля;

- перечень видов деятельности с уведомительным порядком начала деятельности.

Ссылка на законопроект: Скачать

Источник: Посмотреть

● Минэнерго направило кабмину предложения по модернизации энергомощностей на 3,5 трлн. руб.

02-03-2018

Минэнерго направило Правительству РФ предложения по новой программе модернизации энергомощностей, которая придет на смену завершившейся в 2017 году программы ДПМ (договор о предоставлении мощности), сообщил журналистам заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.

«Мы постарались на 3,5 трлн. рублей представить предложения в Правительство. Мы их представили», — сказал Кравченко.

Минэнерго предложила включить в новую программу модернизации энергомощностей проекты ВИЭ на 5 ГВт

«5 с копеечками (ГВт) мы сделали предварительный расчет. Еще не значит, что это будет», — сказал замминистра, отвечая на соответствующий вопрос.

Он не уточнил, какой объем средств по ДПМ могут получить инвесторы в ВИЭ в случае включения возобновляемой генерации в новую программу, но добавил, что в нее предлагается включить и солнечную генерацию, и ветрогенерацию, и малые гидроэлектростанции, и мусоросжигающие заводы по производству электроэнергии.

«Мы все считали, исходя из расчетов, которые нам давало „Роснано“ — и под солнце, и под ветер», — сказал Кравченко.

При этом Минэнерго пока не предоставило критерии отбора проектов для включения в новую программу модернизации. Пока обсуждается несколько вариантов, в том числе предложенный Минэнерго отбор по размеру инвестиций в проект и предложенный Минэкономразвития конкурс по доходности, отметил Кравченко.

«Есть еще один вариант из расчета проведенной одноставки (одноставочный тариф на электроэнергию) и так далее. Мы постараемся придумать самый оптимальный механизм, позволяющих отбирать более эффективные объекты», — добавил замглавы Минэнерго.

Источник: Посмотреть

● 27.02.2018 открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных энергетических системах и на территориях, не связанных в Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными энергетическими системами».

Проект предусматривает внесение изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 117 (далее – Основы ценообразования), Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия информации), Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340 (далее – Правила установления требований).

Изменения в Основы ценообразования предусматривают сохранение экономии расходов (в том числе связанной со сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на генерирующих объектах, а также с использованием возобновляемых источников энергии) производителя электрической энергии (мощности), осуществляющего регулируемую деятельность, установление долгосрочных цен (тарифов) для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Раздел VI Основ ценообразования приводится в соответствие с изменениями, внесенными ранее в акты Правительства РФ по вопросам ценообразования в неценовых зонах и в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусматривают возможность дифференциации органом исполнительной власти субъекта РФ  в области государственного регулирования тарифов цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электроэнергетическим системам.

Изменения в Стандарты раскрытия информации направлены на раскрытие владельцами децентрализованных источников генерации информации об основных показателях функционирования таких объектов, а также приведение Стандартов раскрытия информации в соответствие с изменениями законодательства об электроэнергетике, касающегося вопросов ценообразования в отношении гарантирующих поставщиков и территориальных сетевых организаций в части стандартизированных тарифных ставок и платы за технологическое присоединение.

Изменения в Правила установления требований предусматривают дополнение Правил установления требований специальными требованиями к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности производителей электрической энергии (мощности), генерирующие объекты которых функционируют в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Разработчик – ФАС России

Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативно правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/02-18/00078685

Ссылка на проект: Посмотреть

●ФАС повторно оштрафовала «МОЭСК» почти на 5 млн. рублей.

27-02-2018

Московское УФАС России повторно привлекло «МОЭСК» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Речь идет о нарушении сроков технологического присоединения, предусмотренных условиями договоров.

Как сообщили в пресс-службе УФАС РФ по столице, технологическое присоединение значимых объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, расположенных в «новой Москве», было произведено с существенной задержкой сроков. Уточняется, что объекты принадлежат департаменту строительства Москвы.

«МОЭСК» выписаны административные штрафы, общий размер которых составил 4,8 млн. рублей, уточнили в Московском УФАС.

Источник: Посмотреть

«МРСК Сибири» не удалось оспорить решение УФАС о крупнейшем для компании штрафе в Кузбассе.

28-02-2018

Арбитражный суд Кемеровской области признал законным решение регионального управления ФАС о штрафе в 32,4 млн. рублей филиалу «МРСК – Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС», который стал для энергосетевой компании крупнейшим в Кузбассе.

Кемеровское УФАС привлекло к ответственности филиал «МРСК Сибири» за нарушения на рынке передачи электроэнергии в сентябре 2017 года. После этого компания обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания.

«Суд решил - в удовлетворении заявленного требования отказать», - сказала судья Надежда Гатауллина.

В филиале «МРСК Сибири» ТАСС отметили, что компания не согласна с вынесенным решением суда первой инстанции и намерена обжаловать постановления УФАС в вышестоящих судебных инстанциях, так как считает его незаконным.

«Имеются достаточные основания оспорить это решение, поскольку антимонопольный орган при рассмотрении административного дела дал неправильную квалификацию правонарушению и не принял во внимание все имеющиеся смягчающие обстоятельства, что в результате привело к наложению несоразмерно высокого штрафа», - добавили в компании.

История вопроса

Как сообщалось, энергосетевая компания была оштрафована на 32,4 млн. рублей за нарушения на рынке передачи электроэнергии с мая 2015 года по сентябрь 2016 года абонентам региона - населению и юридическим лицам. УФАС возбудило административное дело после жалобы в ведомство гарантирующего поставщика «Кузбассэнергосбыт» (входит в группу «Мечел»).

 Было установлено, что «МРСК Сибири» не контролировала качество электроэнергии, не уведомляла своевременно о проблемах гарантирующего поставщика, скрывала нарушения, не содержала сети в надлежащем качестве и затягивала рассмотрение жалоб потребителей.

В феврале 2018 года на пресс-конференции руководитель Кемеровского УФАС Наталья Кухарская сообщила, что в 2017 году из общей суммы штрафов в 62,5 млн. рублей 55 млн. руб. пришлось на филиал «МРСК Сибири», при этом годом ранее энергосетевую компанию привлекали к административной ответственности на 5 млн. рублей. Штраф в 32,4 млн. рублей стал «МРСК Сибири» самым крупным в Кузбассе.

 «МРСК Сибири» - дочернее общество ПАО «Российские сети», осуществляет передачу и распределение электроэнергии на территориях республик Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Кемеровской и Омской областей.

Источник: Посмотреть

Карельское управление ФАС возбудило против «МРСК Северо-Запада» 22 административных дела по материалам, поступивших из прокуратуры.

Карельское управление ФАС возбудило против «МРСК Северо-Запада» 22 административных дела по материалам, поступивших из прокуратуры.

Антимонопольное ведомство нашло признаки нарушения правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Конкретно энергетиков упрекают в несоблюдении допустимых сроков устранения аварийных отключений электрической энергии с 1 декабря 2017 года по 15 января 2018 года.

Источник: Посмотреть

МРСК Северо-Запада оштрафовано на 300 тыс. руб. за нарушение Правил техприсоединения.

02.03.2018 постановлением Карельского УФАС на сетевую компанию ПАО «МРСК Северо-Запада» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 300 тыс. рублей.

Как следует из постановления антимонопольного управления сетевая организация в нарушение пункта 88 Правил технологического присоединения не составила акт о выполнении технических условий заявителем, который должен быть подписан с обеих сторон.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

Справка:

В силу абзаца 3 пункта 88 Правил технологического присоединения акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.

Ссылка на постановление: Посмотреть

● «Тываэнерго» нарушила Закон о защите конкуренции.

28.02.2018 УФАС по Республике Тыва вынесло решение в отношении ПАО «Тываэнерго», которым признало сетевую организацию нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии и неправомерного предъявления безучетного потребления электроэнергии потребителю.

Из решения следует, что ПАО «Тываэнерго» в нарушение требований п. 177, 193Основных положений № 442 составило акт безучетного потребления электроэнергии в отношении потребителя электроэнергии в его отсутствие, не пригласив и не уведомив его о дате и времени проведения проверки, чем ущемлены права и интересы потребителя.

На основании вышеуказанного решения антимонопольная служба выдала сетевой компании предписание об устранении выявленных нарушений путем отзыва акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии в отношении потребителя и сторнировании киловатт по акту с гарантирующим поставщиком.

Все материалы настоящего дела переданы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

Ссылка на решение и предписание:  Посмотреть

● Незаконно прекратили подачу электроэнергии в Юрюзани.

28 февраля 18-й арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Челябинского УФАС России, признавшего незаконными действия двух компаний по введению полного ограничения режима потребления электроэнергии на объект ООО «Энергосервис».

По сообщению пресс-службы Челябинского УФАС, речь идет о событиях 2016 года. Режим полного ограничения потребления электроэнергии  был введен в связи с задолженностью ООО «Энергосервис» перед ПАО «Челябэнергосбыт» в размере 2,4 млн. рублей. В то же время правила полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии не допускают полное отключение электроэнергии на объектах централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Может быть введено только частичное ограничение режима энергопотребления не ниже согласованного уровня аварийной брони.

Величина аварийной брони, то есть минимальный расход электроэнергии в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, должна была быть заранее определена и согласована ПАО «Челябэнергосбыт» с ОАО «МРСК Урала».

В июле 2017 года антимонопольная служба установила, что гарантирующий поставщик и сетевая организация незаконно прекратили подачу электроэнергии на объект ООО «Энергосервис» в Юрюзани. Челябинское УФАС России установило, что величина аварийной брони в отношении спорного объекта не была определена, акта согласования аварийной брони не было. В условиях отсутствия согласованного уровня аварийной брони введение ограничения энергоснабжения как в частичном, так и в полном объеме нарушает положения закона об электроэнергетике и правил ограничения. По мнению антимонопольщиков, ПАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала» злоупотребили своим доминирующим положением и нарушили закон о защите конкуренции. «Челябэнергосбыт» занимал доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) Челябинской области за 2016 год. ОАО «МРСК Урала», являясь субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, также занимало доминирующее положение на рынке.

Челябинское УФАС России выдало ПАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала» предписания о восстановлении электроснабжения объекта ООО «Энергосервис». Компании с решением и предписаниями антимонопольного органа не согласились и решили оспорить их в судебном порядке. Арбитражный суд Челябинской области также поддержал решение Челябинского УФАС России.

За нарушение требований антимонопольного законодательства в отношении компаний «Челябэнергосбыт» и «МРСК Урала» будут возбуждены административные дела. В соответствии с Кодексом об административных нарушениях административная ответственность ПАО «Челябэнергосбыт» может составить до миллиона рублей, ОАО «МРСК Урала» - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки компании от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Источник: Посмотреть

● ВС РФ принял определение от 28.02.2018 № 308-АД17-15743 по вопросу квалификации административных правонарушений в области электроснабжения.

Основной вывод: действия по нарушению требований технического регламента (ГОСТ 32144-2013 «Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»)при обеспечении населения услугами по электроснабжению могут быть квалифицированы как по ч. 2 статьи 14.43 КоАП РФ, так и по статье 7.23 КоАП РФ, вследствие чего применительно к части 1 статьи 4.4 КоАП РФ (при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение) возможно привлечение к ответственности как по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, так и по статье 7.23 КоАП РФ.

Промежуточные тезисы:

- В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ наказуемы действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

- Административным правонарушением по статье 7.23 КоАП РФ является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

- Нарушение требований технического регламента при обеспечении населения услугами по электроснабжению посягает не только на отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов, но и на отношения, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами, и могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Ссылка на определение: Посмотреть