Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (25.06.2018-01.07.2018)

02 июля 2018

● Законодательно закреплены особенности регулирования отношений в сфере электроэнергетики при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе(Федеральный закон от 29.06.2018 № 172-ФЗ).

Федеральным законом от 29.06.2018 № 172-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе» установлено, что при присоединении технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы к другой технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе или Единой энергетической системе России законодательство РФ в сфере электроэнергетики применяется на территории присоединяемой электроэнергетической системы в течение определенного Правительством РФ переходного периода с учетом особенностей, установленных Правительством РФ, и включающих в себя особенности регулирования на оптовом и розничных рынках, в том числе в части определения предельного объема поставки мощности в отношении генерирующих объектов, функционирующих на территории присоединяемой электроэнергетической системы, сроков оснащения средствами измерений и приведения системы связи в соответствие с требованиями правил оптового рынка, осуществления оперативно-диспетчерского управления и технологического присоединения к электрическим сетям, взаимодействия субъекта оперативно-диспетчерского управления, других субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с системным оператором.

В установленных Правительством РФ случаях при присоединении технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы к Единой энергетической системе России осуществление оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе возлагается на системного оператора.

Также скорректированы временные периоды, в течение которых субъектами оптового рынка в определенных долях покупается электрическая энергия (мощность) для обеспечения потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС России пересмотрела предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год (приказ ФАС России от 21.06.2018 № 841/18).

Приказом ФАС России от 21.06.2018 № 841/18 «О внесении изменений в приложение № 1 к приказу ФАС России от 19 декабря 2017 года № 1747/17 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год»  произведен пересмотр предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях ценовых зон оптового рынка,для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков.

Пересмотр предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков, указанных в приложении № 3 к Правилам оптового рынка № 1172, за исключением территорий Республики Бурятия и Республики Карелия, производится во исполнение пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 534.

В соответствии с пунктом 5 постановления № 534, ФАС России в срок до 25.06.2018 необходимо внести изменения в утвержденные приказом ФАС России от 19.12.2017 № 1747/17 предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Постановлением № 534 внесены изменения в Основы ценообразования № 1178, в части добавления приложения № 2 (1), которым утверждены минимальные темпы прироста удельной на 1 квтч величины стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, указанных в приложении № 3 к Правилам оптового рынка № 1172.

Так, минимальный прирост с 01.07.2018 должен составить:

Республика Дагестан – 15 %;

Республика Ингушетия – 9 %;

Кабардино-Балкарская Республика – 3 %;

Карачаево-Черкесская Республика – 3 %;

Чеченская Республика – 3 %;

Республика Северная Осетия – Алания – 9 %;

Республика Тыва – 9 %.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.06.2018 за № 51430.

Начало действия документа - 07.07.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

● ПАО «Челябэнергосбыт» лишено статуса гарантирующего поставщика. С 01.07.2018 данный статус приобретает ОАО «МРСК Урала» (приказ Минэнерго России от 25.06.2018 № 497).

Крупнейший частный сбытовой актив - ПАО «Челябэнергосбыт» (аффилирован с АО «Межрегионсоюзэнерго») лишен возможности вести энергосбытовую деятельность в статусе гарантирующего поставщика. Такое решение принято в Министерстве энергетики Российской Федерации. Функции ПАО «Челябэнергосбыт», в соответствии с действующим законодательством,  возьмет на себя ОАО «МРСК Урала».

Решение принято в соответствии с п. 37 Правил оптового рынка № 1172, и п. 202 Основных положений № 442.

ОАО «МРСК Урала» присвоен статус ГП на территории Челябинской области приказом Минэнерго РФ от 25 июня 2018 года № 497 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации». Эти функции сетевая компания возьмет на себя с 1 июля 2018 года до момента проведения конкурса Правительством РФ на присвоение статуса ГП в регионе специализированной организации.

Стоит особо отметить, что ПАО «Челябэнергосбыт» -  последняя сбытовая компания, аффилированная со структурами скандально известного АО «Межрегионсоюзэнерго», которая лишена статуса ГП в стране. В 2018 году из-за многочисленных нарушений законодательства статус гарантирующего поставщика потеряли структуры МРСЭН в Хакассии, Вологодской и Архангельской областях, Свердловской области. Их функции сейчас выполняют дочерние общества Группы компаний «Россети».

«Такое развитие ситуации было весьма прогнозируемым, так как принципы ведения бизнеса собственников «Челябэнергосбыта» неоднократно вызывали массу вопросов. Проблема дестабилизации платежной дисциплины на розничном рынке со стороны гарантирующего поставщика возникла более семи лет назад, еще при прежней структуре собственников компании, и давно вызывала серьезные претензии у «МРСК Урала». Неоплата услуг по передаче электроэнергии в соответствии с условиями договора вызвала необходимость инициирования многочисленных судебных исков о взыскании задолженности с гарантирующего поставщика», - подчеркивает заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Дмитрий Вялков.

Энергетики «МРСК Урала» в свою очередь отмечают, что смена гарантирующего поставщика не отразится ни на тарифах, ни на условиях договоров для потребителей, также как и на надежности электроснабжения. В настоящий момент работа по подхвату функций идет организовано. Все потребители Челябинска и Челябинской области, которые ранее оплачивали счета за электроэнергию в адрес ПАО «Челябэнергосбыт», будут оповещены о порядке дальнейшего взаимодействия. Работа выстроена.  «МРСК Урала» обращается к потребителям с просьбой отнестись с пониманием к сложившейся непростой ситуации. 

«Нам предстоит колоссальная работа, так как впервые в стране статуса гарантирующего поставщика лишается такой крупный сбыт. Мы видим проблему, прежде всего, в том, что конечными бенефициарами сбытовой компании выступают частные лица, позиция которых при передаче функций может порождать конфликтные ситуации.  В данном вопросе мы надеемся на поддержку региональных властей и правоохранительных органов», - отмечает заместитель генерального директора по корпоративному управлению ОАО «МРСК Урала» Алла Петрова.

ПАО «Челябэнергосбыт» покидает рынок электроэнергетики с общей задолженностью перед «МРСК Урала» в размере порядка 4 млрд. рублей. В частности, в расчетные периоды 2018 года за оказанные услуги по передаче электрической энергии ОАО «МРСК Урала» не добилось получения денежных средств как от гарантирующего поставщика ПАО «Челябэнергосбыт», так и от смежного котлодержателя ООО «АЭС Инвест» (аффилированно с бенефициарами ПАО «Челябэнергосбыт») без объяснения причин такой неоплаты.

Добавим, что ПАО «Челябэнергосбыт» при попытке урегулировать вопросы платежной дисциплины игнорировало исполнение протокольных поручений Межведомственной комиссии по вопросам соблюдения платежной дисциплины Челябинской области. Электросетевая компания была также вынуждена обращаться в прокуратуру Челябинской области. В обращении приводились факты о  нецелевом использовании денежных средств.

«В ближайшее время филиал «Челябэнерго», который будет непосредственно осуществлять подхват функций гарантирующего поставщика, будет реализовывать все необходимые организационные и технические мероприятия, чтобы не допустить дестабилизации ситуации на розничном рынке электроэнергии при оплате потребителями за потребленную электроэнергию. Также нам сейчас необходимо принять на работу производственный персонал сбытовой компании и очертить нашим новым коллегам приоритетные задачи», - резюмирует заместитель генерального директора ОАО «МРСК Урала» - директор филиала «Челябэнерго» Сергей Золотарев.

В компании подчеркивают, что от слаженной совместной работы энергетиков ОАО «МРСК Урала», которые представляют в регионе государственный электросетевой холдинг ПАО «Россети» и исполнительных органов власти будет зависеть успешность смены гарантирующего поставщика в регионе в условиях данных масштабных изменений.

Ссылка на приказ: Скачать

Источник: Посмотреть

● 26.06.2018 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросам проведения отборов проектов модернизации тепловых электростанций и особенностям проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности».

Настоящим проектом в целях привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики с учетом сдерживания роста тарифов на электроэнергию на уровне не выше инфляции  предлагается запустить конкурсный механизм отбора проектов реконструкции (технического перевооружения, модернизации) тепловых электрических станций, используя отечественное (локализованное) оборудование.

В качестве основного критерия отбора проектов предлагается минимизация стоимости для потребителей – критерием отбора проектов модернизации генерирующего оборудования в рамках конкурентной процедуры будет величина удельных совокупных затрат на производство электрической энергии, включающих в себя приведенные к единице выработки переменные и условно-постоянные затраты - одноставочная цена (или LCOE в мировой литературе), при этом модернизируется оборудование старше 40 лет эксплуатации, с высокой востребованностью в энергосистеме, выработавшей свой парковый ресурс.

Таким образом, при конкурсном отборе выбираются производители, формирующие минимальные затраты на приобретение энергетического оборудования, с минимальными условно-постоянными затратами, способные конкурировать с иными поставщиками во всех секторах торговли энергоресурсами – поставкой электрической энергии, мощности, продажи тепловой энергии.

Проект модернизации в обязательном порядке должен содержать в себе работы, связанные с модернизацией турбинного и/или котельного оборудования (для которых Правительством устанавливается предельный уровень капитальных затрат, не превышающий 120% эталонных типовых затрат), и может быть дополнен ограниченным перечнем сопутствующих мероприятий (замена генератора, градирни, паропроводов, установка электрофильтров и дымовой трубы) – в рамках эталонных типовых затрат.

По итогам конкурсного отбора предлагается заключение юридически обязывающих документов, гарантирующих инвестору возврат инвестиций с доходностью и фиксирующих обязательства поставки мощности на период 16 лет с соответствующими финансовыми санкциями за невыполнение таких обязательств.

Оплата мощности отобранных проектов в течение первых двенадцати месяцев осуществляется только по заявленным условно-постоянным затратам, а начиная со второго года поставки в течение 15 лет с учетом возврата капитальных затрат, базовая доходность по проектам установлена на уровне 14%, с корректировкой по методике Минэкономразвития России, таким образом контракты заключаются на 16 лет. При текущем уровне доходности государственных ценных бумаг федерального займа фактическая доходность по проектам составила бы порядка 10-11%, снижение волатильности финансового сектора будет дополнительно снижать уровень доходности проектов модернизации тепловых электростанций.

Первые отборы проектов модернизации будут проведены в 2018 году сразу на 3-летний период (с началом поставки 2022-2024) для формирования долгосрочных планов, в том числе в отношении загрузки отечественного машиностроительного комплекса. Ежегодная квота на отбор проектов не более 4 ГВт (3,2 ГВт и 0,8 ГВт в первой и второй ценовой зоне соответственно) и с ограничением совокупного объема проектов модернизации – в соответствии с указанным механизмом до 2035 года может быть модернизировано до 39 ГВт тепловых электрических станций общей стоимостью, не превышающей 1350 млрд. рублей.

 

Механизм реализации инвестиционных проектов модернизации определен с учетом предложений Правительства по распределению источников на различные типы энергетического оборудования (АЭС, ГЭС, ВИЭ, развитие сетевого комплекса), который не приведет к превышению ежегодных темпов роста цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для потребителей над инфляцией, и базируется на консервативном прогнозе прироста электропотребления в стране на уровне около 0,5% ежегодного и снижении инфляции – с 4% в 2018 году до 2% в 2027 году.

С учетом накопленного опыта реализации механизмов привлечения инвестиций в электроэнергетике предлагается установить требования по локализации производства нового генерирующего оборудования, на уровне не менее 90%. Предусмотрена разработка Минпромторгом России методических указаний по определению степени локализации. В случае невыполнения требований по локализации мощность таких проектов в рамках инвестиционных договоров оплачиваться не будет.

Согласно предлагаемому механизму, конкурсный отбор проектов модернизации проводится организациями коммерческой и технологической инфраструктуры, и результаты утверждаются Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики, которая вправе дополнить перечень отобранных проектов дополнительными мероприятиями по модернизации, не превышающими 10% совокупного объема на соответствующий период.

В целях продления надежной эксплуатации иной тепловой генерации (порядка 100 ГВт) проектом предусмотрено увеличение горизонта планирования в электроэнергетике:

- перейти к модели проведения конкурентных отборов мощности на 6 лет вперед (в настоящее время 4 года вперед) и до 15 декабря 2018 года провести конкурентные отборы мощности на 2022-2024 гг. включительно;

- для конкурентных отборов мощности, проводимых в 2018, цена в первой и второй точке спроса на мощность для каждой ценовой зоны оптового рынка определяется равной соответствующей цене, установленной для 2017 года, увеличенной на 6 % для конкурентного отбора на 2022 год, на 13 % для конкурентного отбора на 2023 год, на 20 % для конкурентного отбора на 2024 год и проиндексированной в соответствии с индексом потребительских цен за 2017 год;

- для конкурентного отбора мощности, проводимого в 2019 году и последующие годы цена в первой и второй точке спроса на мощность для каждой ценовой зоны оптового рынка определяется равной соответствующей цене, определенной для предшествующего конкурентного отбора мощности, проиндексированной в соответствии с индексом потребительских цен за предшествующий год.

Это позволит в долгосрочном периоде покрыть существующее потребление электрической энергии, не прибегая к крупномасштабному отвлечению денежных средств на проекты по новому строительству объектов генерации. По оценкам Минэнерго России, возможное увеличение цены мощности в ходе отбора действующих генерирующих мощностей может составить в 2021 - 2035 гг. до 786 млрд. рублей.

Механизм привлечения инвестиций предусматривает, в том числе возможность модернизации и нового строительства тепловых электростанций на территориях Дальневосточного федерального округа, в качестве источника оплаты Правительством предусматривается определение отдельной инвестиционной надбавки к цене на мощность электростанций, функционирующих в первой и второй ценовой зоне. При этом совокупные расходы на такие мероприятия учитываются в рамках инфляционного роста для потребителей соответствующих территорий. Определение объектов модернизации (нового строительства) предполагается Правительственной комиссией по предложению Минэнерго России.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/01-18/00077371

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

28.06.2018 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «О признании утратившим силу приказа Минэнерго России от 3 августа 2012 г. № 365 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

Проект приказа Минэнерго России разработан для приведения ведомственных актов Минэнерго России в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Проектом приказа Минэнерго России предполагается признать утратившим силу приказ Минэнерго России от 3 августа 2012 г. № 365 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» в связи с тем, что функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики не подпадают под понятие государственного контроля (надзора).

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - общественные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/06-18/00081262

Ссылка на проект: Посмотреть

ФАС России: сетевые компании в Карелии оштрафованы на 17 млн. рублей.

26-06-2018

Антимонопольная служба привлекла к ответственности компании за срывы сроков технологического присоединения устройств потребителей к сетям, сумма штрафов составляет 17 млн. рублей.

Об этом рассказала начальник отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Карелии Галина Грущакова на заседании совета по защите прав потребителей при правительстве республики. Она подчеркнула, что количество нарушений, допускаемых сетевыми организациями в этой области, не уменьшается.

Источник: Посмотреть

Тывинское УФАС призналоАО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» нарушившими антимонопольное законодательство(решение Тывинского УФАС от 26.06.2018 по делу № 04-06-08/15-10-17).

Решением от 26.06.2018 по делу № 04-06-08/15-10-17 Тывинское УФАС признало АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» нарушившими ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части взимания с потребителей платы за проверку схемы подключения и опломбировку прибора учета электрической энергии в отсутствии законных оснований.

Как следует из решения, в ходе осмотра интернет-сайта АО «Тываэнерго» установлено, что в подразделе «Дополнительные услуги» раздела «Клиентам» размещены расценки на типовые работы и услуги АО «Тываэнерго» по проверке схем подключения приборов учета электроэнергии.Из информации АО «Тываэнерго» следовало, что АО «Тываэнерго» в 2016 году и за 1-3 кварталы 2017 года оказало потребителям услугу по проверке схемы подключения прибора учета электрической энергии на общую сумму 4 696 816,78 руб.

Также, в ходе осмотра интернет-сайта АО «Тываэнергосбыт» установлено, что в подразделе «Дополнительные услуги» раздела «Потребителям» размещены расценки на реализуемые товары, работы (услуги) АО «Тываэнергосбыт» по опломбировке и проверке схем подключения приборов учета электроэнергии.

УФАС указало на недопустимость вышеуказанных действий сетевой организации и гарантирующего поставщика и отметило, что  проверка схемы подключения прибора учета является комплексом работ, выполняемым сетевой организацией или гарантирующим поставщиком в процессе эксплуатации прибора учета электрической энергии, и в соответствии с пунктом 8 Основных положений № 442 данные действия совершаются субъектами розничных рынков без взимания платы за их совершение.

Также Комиссия УФАС указала на недопустимость взимания платы за  ввод приборов учета в эксплуатацию (п. 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг № 354).

Ссылка на решение УФАС: Посмотреть

ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» заплатит 100 тыс. рублей за навязывание садоводам услуг и обязательств.

26.06.2018 года во Втором арбитражном апелляционном суде состоялось рассмотрение апелляционных жалоб ПАО «МРСК Центра», в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» на решения Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-2465/2018 и А31-2466/2018. В удовлетворении жалоб отказано. Суд согласился с решением суда первой инстанции о законности постановлений Костромского УФАС.

18.04.2018 и 19.04.2018 Арбитражный суд Костромской области вышеуказанными решениями признал два постановления Костромского УФАС России о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения сетевой организации законными и обоснованными.

В 2017 году в Костромское УФАС России поступили жалобы граждан – садоводов, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, на действия сетевой организации, являющейся субъектом естественной монополии, в части навязывания заявителям услуг и обязательств, не предусмотренных действующим законодательством.

В нарушение п. 16.3 Правил технологического присоединения № 861, сетевая организация включила в технические условия на технологическое присоединение обязанность заявителей выполнить мероприятия за пределами границ земельных участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей.

Рассмотрев поступившие жалобы, Костромское УФАС России привлекло ПАО «МРСК Центра» к административной ответственности в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ на общую сумму 200 000 рублей и в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ выдало представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ПАО «МРСК Центра», в лице филиала «Костромаэнерго», обжаловало постановления о привлечении к административной ответственности и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в Арбитражный суд Костромской области.

Решениями Арбитражного суда Костромской области постановления Костромского УФАС России о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ признаны законными и изменены в части размера административного штрафа (размер штрафа снижен по каждому административному делу до 50 000 рублей). В удовлетворении требования публичного акционерного общества «МРСК Центра» о признании незаконными и отмене представлений Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области отказано.

Ссылки на постановления: ПосмотретьПосмотреть

Суд поддержал решение УФАС о штрафе в 100 тыс. руб. на «Ставрополькоммунэлектро».

28-06-2018

Арбитражный суд Ставропольского края оставил в силе решение республиканского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) о штрафе в размере 100 тыс. рублей, наложенном на ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», сообщается на сайте антимонопольной службы.

В рамках проведения контрольных мероприятий, Ставропольское УФАС установило факт нарушения предприятием правил техприсоединения к электросетям. Нарушение выразилось в несоблюдении сроков рассмотрения заявки об осуществлении техприсоединения.

В соответствии со ст. 9.21 КоАП РФ УФАС привлекло «Ставрополькоммунэлектро» к административной ответственности в виде штрафа. Не согласившись с данным решением, предприятие оспорило его в суде, однако, Арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

Источник: Посмотреть

Кассация поставила точку в споре о возможности восстановления электроснабжения в городе за 0,1 секунды.

30-06-2018

Ульяновское УФАС России предписало отменить протоколы конкурса на право заключения договора аренды объектов электросетей.

Было установлено, что в заявке победителя конкурса содержались недостоверные сведения. Победитель закупки указал срок восстановления электроснабжения потребителей после технологических нарушений в работе электросетей – 1/10 секунды. Вместе с тем, восстановить электроснабжение за 0,1 секунды физически невозможно.

При рассмотрении заявок заказчик не оценил достоверность данных, представленных в составе заявки.

Управлению строительства и архитектуры Инзенского района Ульяновской области было предписано отменить результаты торгов.

Заказчик обжаловал предписание в суде, однако в апелляционной инстанции отменили решение арбитража, оставив предписания Ульяновского УФАС России в силе. Также выводы управления были поддержаны кассацией. Арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань) оставил в силе предписание Ульяновского УФАС России.

Источник: Посмотреть

Верховный суд рассказал, кто заплатит за сгоревшую от скачка напряжения технику(определение Верховного суда от 27.06.2018 № 302-АД18-54)

У жителя Читы «скакнуло» электричество, что повлекло за собой выход из строя его электрических приборов. Верховный суд решал, кто заплатит штраф за это.

Поставщик электричества – «Читаэнергосбыт» – поставил одному из своих потребителей-физлиц «электроэнергию ненадлежащего качества», в результате чего у потребителя вышли из строя телевизор и люстра. Тот сообщил в компанию о причиненном ущербе, но не получил никакого ответа.

За это читинский Роспотребнадзор оштрафовал «Читаэнергосбыт» на 30 000 руб. Компания оспорила решение в суде и добилась успеха – три инстанции пришли к выводу, что домом, где живет потребитель, управляет компания «Забайкалье». Кроме того, они исходили из недоказанности факта оказания услуг, не соответствующих качеству по ч. 2 ст. 14.4 КоАП (дело № А78-8401/2017).

Верховный суд, в свою очередь, вынес определение от 27.06.2018 № 302-АД18-54 в пользу управления Роспотребнадзора и признал законным штраф, назначенный для «Читаэнергосбыт».

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Верховный Суд издал определение, в очередной раз подтвердив таким образом незаконность отказа в удовлетворении требований сетевой организации «держателя котла» к смежной сетевой организации о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате действий смежной сетевой организации по аренде электросетевого оборудования у потребителей электроэнергии (определение Верховного суда от 28.06.2018 № 306-ЭС17-23208).

ПАО «МРСК Юга» обратилось в арбитражный суд с иском к смежной сетевой организации ООО «Волгаэнергосеть» о взыскании 25 627 466,78 руб. неосновательного обогащения за период с января по октябрь 2016 года, 3 850 390,69 руб. законной неустойки за период с 16.02.2016 по 16.01.2017 с начислением ее по дату фактического исполнения денежного обязательства.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2017, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ПАО «МРСК Юга» обратилось в Верховный суд с кассационной жалобой, в которой просило указанный акты отменить.

Определением от 28.06.2018 № 306-ЭС17-23208 Верховный суд удовлетворил кассационную жалобу ПАО «МРСК Юга» на основании нижеследующего.

Как следует из рассматриваемого определения Верховного суда, ПАО «МРСК Юга» в силу установленной органом тарифного регулирования «котловой модели» является «котлодержателем» и заключает с потребителями и сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии.

По такой схеме взаиморасчетов строились отношения истца с ООО «КЗСМИ» и ООО «Аврора» (непосредственно или через энергосбытовые организации) и объемы их потребления электрической энергии были учтены в объемах полезного отпуска при формировании тарифов на 2016 год (как котлового, так и индивидуального с ответчиком).

01.01.2016 потребители ООО «КЗСМИ» и ООО «Аврора» заключили договоры со смежной сетевой организацией  ООО «Волгаэнергосеть» и производили расчеты с ней по котловому тарифу,в результате чего  ООО «Волгаэнергосеть» в  2016 году получило необоснованную прибыль, а ПАО «МРСК Юга» понесло убытки.

Верховным судом указано, что в условиях котловой модели взаиморасчетов все потребители, относящиеся к одной группе, оплачивают котлодержателю услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу. За счет этого котлодержатель собирает НВВ сетевых организаций, входящих в «котел», и распределяет ее между смежными сетевыми организациями посредством использования индивидуальных тарифов, обеспечивая тем самым НВВ каждой из сетевых организаций (в том числе собственную) для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли (пункт 3 Основ ценообразования № 1178, пункты 49, 52 Методических указаний).

Таким образом, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, включающее как «котловой», так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в «котел». В силу нормативного характера тарифного решения оно обязательно для смежных сетевых организаций, а согласно пункту 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) № 1178 такое решение должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф.

В соответствии с пунктом 49 Методический указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) производится независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.

Как отмечено Верховным судом, урегулирование потребителем отношений по передаче электрической энергии с сетевой организацией, к сетям которой непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство, не противоречит положениям действующего законодательства (пункты 24(1), 25 Правил № 861) и не признается злоупотреблением правом со стороны потребителя. Оплатив услуги по котловому тарифу, потребитель считается исполнившим свои обязательства.

Изменение стороны по договору оказания услуг по передаче электрической энергии с «котлодержателя» на сетевую организацию, к сетям которой непосредственно присоединено оборудование потребителя, не влияет на размер тарифов (как индивидуального, так и котлового), поскольку необходимая валовая выручка и объем полезного отпуска остаются прежними. В этом случае изменяется направление денежных средств: их получателем вместо «котлодержателя» становится сетевая организация, с которой потребителем заключен договор.

Такая сетевая организация, действуя добросовестно и следуя утвержденной регулирующим органом котловой модели расчетов, вправе претендовать на получение платы за услуги лишь в том размере, который учтен регулирующим органом при утверждении индивидуального тарифа (в объеме ее необходимой валовой выручки).

Правовых оснований для удержания обществом денежных средств, полученных по котловому тарифу и подлежащих в силу нормативного регулирования перераспределению между сетевыми организациями, необходимая валовая выручка которых учтена при формировании и утверждении котловой модели взаиморасчетов, не имеется. Такие действия общества приведут к причинению вреда другим лицам и нарушению установленной законодательством схемы расчетов.

Таким образом, как указал Верховный суд РФ,  ООО «Волгаэнергосеть» не оспаривал, что удерживал у себя всю полученную по котловому тарифу оплату за спорный период, а, следовательно, суды неправомерно отказали ПАО «МРСК Юга»  в удовлетворении иска.

Поскольку размер неосновательного обогащения судами не устанавливался, Верховный суд определениемот 28.06.2018 № 306-ЭС17-23208 направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть