Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (23.10.2017-29.10.2017)

29 октября 2017

● Утверждены рекомендации по порядку количественного определения объема косвенных энергетических выбросов CO2 (Приказ Минприроды России от 29.06.2017 N 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов»).

Методические указания предназначены для использования организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории РФ, и устанавливают порядок количественного определения объема косвенных энергетических выбросов CO2, образующихся в результате потребления организациями электрической и тепловой энергии, полученной от внешних генерирующих объектов (косвенных энергетических выбросов), для целей мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в соответствии с Концепцией формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в РФ.

Количественное определение объема косвенных энергетических выбросов осуществляется региональным и рыночным методами.

Региональный метод отражает среднюю интенсивность выбросов парниковых газов на объектах, генерирующих электрическую и тепловую энергию, которая потребляется организацией.

Рыночный метод используется при потреблении организацией электрической энергии, полученной по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, заключаемым в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии и мощности и основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Рыночный метод не применяется для количественного определения косвенных энергетических выбросов при потреблении электрической энергии.

Указанием, кроме того, утверждаются формулы, подлежащие использованию организациями при определении объема косвенных энергетических выбросов организации по региональному и рыночному методам при потреблении тепловой и электрической энергии.

Начало действия документа - 03.11.2017.

Источник: Посмотреть

● 24.10.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта приказа Минэнерго России «О внесении изменений в форму размещения на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решения об утверждении инвестиционной программы субъекта электроэнергетики, утвержденной приказом Минэнерго России от 20 декабря 2016 г. № 1357».

Проект вышеуказанного приказа Минэнерго России разработан в целях актуализации формы размещения на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» решения об утверждении инвестиционной программы субъекта электроэнергетики, утвержденной приказом Минэнерго России от 20.12.2016 № 1357.

Проектом приказа предлагается скорректировать Раздел 3. Плановых показателей реализации инвестиционной программы «Источники финансирования инвестиционной программы» в целях приведения в соответствие с формой финансового плана субъекта электроэнергетики, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.04.2017 № 310.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - общественное обсуждение текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/10-17/00074409

Ссылка: Посмотреть

● 25.10.2017 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «О внесении изменений в Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденные приказом Минэнерго России от 15 апреля 2014 г. № 186».

Проект разрабатывается в связи с ненадлежащим исполнением сетевыми организациями положений законодательства Российской Федерации и призван закрепить в рамках Единых стандартов положений, подлежащих обязательному исполнению сетевыми организациями.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - проведение общественного обсуждения по вопросу подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/08/10-17/00074418

Ссылка: Посмотреть

Виталий Королев: вопросы унификации правил подключения к коммунальным ресурсам на повестке дня ФАС России.

27-10-2017 | 13:09

Замглавы ФАС России уточнил, что сегодня приняты необходимые НПА, позволяющие установить единые стандартизированные ставки за техприсоединение к электросетям в каждом субъекте РФ.

27 октября 2017 года Заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев принял участие и выступил с докладом на заседании круглого стола в Совете Федерации ФС РФ, посвящённого мерам по разработке унифицированных правил определения стоимости технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения для субъектов Российской Федерации.

В мероприятии также приняли участие представители законодательной власти, федеральных и региональных органов исполнительной власти, энерго- и коммунальных компаний.

В ходе заседания состоялось обсуждение реализации эксперимента по переводу в электронную форму и стандартизации подачи заявок на технологическое подключение в 3 субъектах РФ: Москве, Московской области и в Сантк-Петербурге.

«Вопросы унификации правил подключения к коммунальным ресурсам являются актуальными и находятся в повестке дня ФАС России. Сегодня приняты необходимые нормативно-правовые акты, позволяющие установить единые стандартизированные ставки за технологическое присоединение к электросетям в каждом субъекте Российской Федерации, - уточнил Виталий Королев. - Прорабатываются вопросы, позволяющие унифицировать процедуры подключения во всех сферах ресурсообеспечения, что позволит значительно упростить и удешевить доступ к инфраструктуре как объектов нового строительства, так и увеличения мощности потребляемым ресурсов существующими потребителями».

Источник: ФАС

Анатолий Голомолзин: Тарифное регулирование не должно быть затратным, оно должно быть эффективным.

28-10-2017 | 10:15

«Тарифная политика не даром была темой 2016 года. За это время мы сформулировали новые подходы и озвучили новую стратегию проконкурентной тарифной политики».

Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, выступая на IX ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России» на сессии, посвященной тарифному регулированию, которую он модерировал совместно с партнером «Антимонопольного бюро» Андреем Закатаевым.

«Мы хотим, чтобы тарифная политика была основана не только на затратных принципах, а исходила из анализов рынков, заставляла работать регулируемые организации более эффективно. Мы настаиваем на дальнейшем проведении структурных реформ в секторе естественных монополий. В тех отраслях, где созданы условия конкуренции, должен происходить процесс дерегулирования», - подчеркнул замглавы ФАС.

«Мы считаем важным создание организаций коммерческой инфраструктуры на новых рынках, создание новой системы договорных отношений. В регулируемых сегментах мы говорим о долгосрочности тарифного регулирования, об использовании метода сопоставимых товарных рынков, о восстановлении законных прав и интересов потребителей услуг естественных монополий. Через применение принципа «инфляция минус» мы переходим на новые формы и методы тарифного регулирования, которые стимулируют повышение эффективности деятельности регулируемых организаций и обеспечивают доступность услуг естественных монополий для потребителей. Кроме этого мы говорим о необходимости погружения «в цифру» вопросов тарифного регулирования.

Мы также рассматриваем новые подходы к повышению эффективности инвестиционной деятельности в этих сферах, где в настоящее время отмечается значительное количество проблем»,- отметил спикер. В частности, участники рынка обсудили сложную ситуацию в этой сфере в электроэнергетике и теплоснабжении. В дискуссии по этим вопросам также приняли участие директор по взаимодействию с органами власти компании «Т+» Дмитрий Рутенберг, руководитель департамента анализа и развития рынков НП «Совет производителей энергии» Станислав Шубин, директор по тарифообразованию «Сибирской генерирующей компании» Екатерина Косогова.

Заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин рассказал об опыте тарифного регулирования в сферах газоснабжения, о реализации программ эффективной газификации, об изменении модели ведения бизнеса в этой сфере от «зарабатывания на (неэффективной) стройке», к зарабатыванию на продажах топлива и услуг по транспортировке, на экономии текущих и инвестиционных издержках. Эта модель была закреплена в региональной программе развития конкуренции и региональных нормативно-правовых актах. В настоящее время Тюменская область (и ряд других регионов страны) ведут работу по заключению регуляторного контракта между ФАС России, Субъектом Федерации и регулируемыми организациями в целях реализации эффективной долгосрочной тарифной политики и развития рыночных отношений.

Директор по правовым и корпоративным вопросам УК «Росводоканал» Дмитрий Тимофеев также подчеркнул важность отказа от модели «зарабатывания на стройке» и готовности обсуждать с регуляторами эффективные бизнес-модели в сфере водоснабжения и водоотведения.

Ранее в утренней сессии Анатолий Голомолзин рассказал о результатах форсайт-прогноза перспектив тарифного регулирования на долгосрочную перспективу, проведенного в рамках Семинара-совещания «Тарифное регулирование в 2017 году и задачи органов государственного регулирования на 2018–2025 годы». Что важно, отметил Голомолзин, региональные регуляторы, регулируемые организации, эксперты поддерживают предлагаемую ФАС России концепцию проконкурентного тарифного регулирования. Это означает, что результаты нашей практической работы, положения ежегодного доклада ФАС по состоянию конкуренции за 2016 год, темой года которого были вопросы тарифной политики, публикации статей и книг нашли отклик в умах участников рынка и заинтересованных лиц. Меняется менталитет, который важно закрепить в букве и духе закона.

По его словам, в настоящее время идет подготовка нового нормативно-правового регулирования. Ведомство разрабатывает два законопроекта. Первый – это поправки в Закон о защите конкуренции, который придет на смену Закону о естественных монополиях. В нем будут сформулированы базовые принципы по принятию решений о введении, изменении и прекращении тарифного регулирования. Второй разрабатываемый законопроект – об основах тарифного регулирования, где будет сформулирован набор методов тарифного регулирования. «Этот набор может применяться в совокупности или по отдельности для повышения эффективности тарифного регулирования. Будут описаны процессуальные вопросы принятия тарифных решений, рассмотрения тарифных заявок, обсуждения их с заинтересованными лицами, в том числе с потребителями, - рассказал Анатолий Голомолзин.

Управляющий партнер юридической компании «Каменская & партнеры», Заместитель Председателя Комитета по развитию конкуренции РСПП Татьяна Каменская прокомментировала ожидания бизнеса (как поставщиков, так и потребителей услуг естественных монополий) от проконкурентной тарифной политики. И в части общих подходов, и в части концепций изменений законодательства позиции антимонопольщиков и бизнеса в основном и в целом совпадают.

Начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина в своем выступлении ответила на вопрос о том, какие факторы играют роль при принятии решения о проведения внеплановой проверки в отношении региональных тарифных органов. «Основанием для проверки, как правило, являются массовые заявления граждан о нарушении их прав и законных интересов, а также обращения правоохранительных органов и органов прокуратуры. Внеплановые проверки региональных регуляторов в обязательном порядке согласовываются с органами прокуратуры. Сейчас могут проводиться проверки соблюдения тарифного законодательства как тарифных регуляторов, так и хозяйствующих субъектов. В рамках контрольно-надзорной деятельности ФАС предлагает отказаться от проведения таких плановых проверок хозяйствующих субъектов», - отметила она.

По словам Юлии Юдиной, ведомство подготовило проект постановления правительства, который унифицирует процедуры урегулирования тарифных досудебных споров и разногласий, что позволит их сделать более понятными и прозрачными, а также нормативно закрепить принципы коллегиальности и состязательности при их рассмотрении.

Источник: ФАС

● ФАС раскритиковала методы тарифного регулирования в электроэнергетике.

27 октября 2017 Интервью

ФАС считает, что меры тарифного регулирования в электроэнергетическом комплексе РФ являются одними из самых неэффективных. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин раскритиковал программу ДПМ (договор о предоставлении мощности, гарантирующий возврат инвестиций за счет повышенных платежей потребителей), которая в разы увеличила стоимость электроэнергии для потребителей и механизмы тарифообразования в сетевом комплексе.

«Получилось так, что подходы, которые используются в тарифном регулировании, и подходы, которые используются в гарантированном возврате инвестиций (программа ДПМ — прим. ред.), в разных сферах отличаются кардинальным образом. В электроэнергетике, например, в моем понимании самый неэффективный способ, который можно было придумать во всех абсолютно сегментах. Все, что можно было сделать неэффективным, мне кажется, это произошло. Генерация — это ДПМ. Введение этого метода повысило стоимость 1 кВт/ч примерно в 1,5−2 раза в сравнении с западными регионами (странами — прим. ред.)», — сказал Голомолзин на конференции «Антимонопольное регулирование».

Он также отметил несовершенство в тарифообразовании на передачу электроэнергии.

«Сети применили метод RAB (Regulatory Asset Base — система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктур — прим. ред.). Он оказался неподготовленным. Для того чтобы перейти на новый метод регулирования, необходимо было (разработать) соответствующие механизмы утверждения инвестиционных программ, и так далее. Получилось ровно наоборот — никаких обязательств у региональных сетевых компаний не было, деньги собрали, часть ушла в неизвестном направлении, обязательств по исполнению инвестиционных программ нет. Плюс дальше стали нагружать этот механизм другими нагрузками — перекрестным субсидированием, и так далее», — сказал Голомолзин.

Неэффективный механизм

Замглавы ФАС отметил, что механизм гарантированного возврата инвестиций в модернизацию энергомощностей стал причиной высоких темпов роста стоимости электроэнергии — программа ДПМ привела к тому, что с 2012 года плата за мощность выросла на 104%, в то время как цены выросли на 54%.

«Тот механизм, который был реализован, ДПМ, был скудным, он гарантировал возврат инвестиций, но должен был гарантировать рыночные условия возврата инвестиций», — сказал он.

Голомолзин отметил, что в ряде случаев потребителям было бы дешевле не строительство новых генерирующих мощностей, а развитие и расширение электросетевого комплекса.

Источник: ФАС

«МРСК Сибири» оштрафована на 2,4 млн. руб.

23-10-2017 | 11:10

Арбитражный суд Хакасии признал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» виновным в нарушении антимонопольного законодательства,- сообщает пресс-служба Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по республике.

«ПАО «МРСК Сибири» было привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей по каждому из четырех производств. Общая сумма составила 2,4 млн. рублей», - говорится в релизе.

По данным ведомства, компания нарушила п. 2 ст. 9.12 КоАП РФ (нарушение сроков технологического присоединения), - пишет interfax.

ПАО «МРСК Сибири» (Межрегиональная распределительная сетевая компания) осуществляет передачу и распределение электроэнергии на территории республик Алтай, Бурятия, Тува и Хакасия, а также Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Кемеровской и Омской областей. Контрольный пакет акций (55,59%) принадлежит ПАО «Россети».

Источник: ФАС

● Новгородское УФАС отказало в возбуждении административного дела в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» за нарушение срока технологического присоединения.

Определением от 17.10.2017 Новгородское УФАС отказало заявителю  в возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада».

Как следует из определения УФАС, в антимонопольный орган поступила жалоба заявителя о нарушении ПАО «МРСК Северо-Запада» срока осуществления технологического присоединения объекта заявителя (нарушен п. 16 Правил технологического присоединения).

В ходе проверки УФАСустановлено,что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и заявителем заключён договор технологического присоединения со сроком исполнения не позднее 17.09.2017.ПАО «МРСК Северо-Запада» в установленный срок технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя не осуществило. Компанияуказала, что объем строительно-монтажных работ, необходимых для технологического присоединения, предусматривает строительство 450 метров линии электропередач, а также  отсутствует дорога до участка заявителя, работы являются сложными, в связи с этим их завершение планируется на 06.11.2017.

06.10.2017 между ПАО «МРСК Северо-Запада» и заявителем на основании обращения заявителя заключено дополнительное соглашение о продлении срока действия выполнения мероприятий до 06.11.2017. Продление срока договора обусловлено тем, что сетевая организация не может осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, так как технические условия со стороны заявителя не были выполнены.

При таких обстоятельствах УФАС сочло, что в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» отсутствует нарушение п. 16 Правил технологического присоединения и отказало заявителю в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении компании.

Московское УФАС вынесло 2 постановления в отношении ПАО «Мосэнергосбыт» со штрафомв пол млн. руб. каждое.

В отношении гарантирующего поставщика города Москвы ПАО «Мосэнергосбыт» 23.10.2017 Московским УФАС вынесено 2 постановления по делам об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, и наложен административный штраф в размере 562 500 руб. по каждому делу.

Как следует из постановлений Московского УФАС ПАО «Мосэнергосбыт» нарушило порядок определения объема безучетного потребления электрической энергии и расчета стоимости безучетного потребления электрической энергииООО «О.В.А.»,ЖСК «Радист-2», результатом чего явилось ущемление интересов указанныхпотребителей электроэнергии.

Теперь компания должна оплатить штрафы не позднее 60 дней со дня вступления постановлений в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

ФАС

● Сетевая организация ПАО «Кубаньэнерго» оштрафована на 600 тыс. руб. за нарушения порядка технологического присоединения смежной сетевой компании.

Постановлением Краснодарского УФАС от 20.10.2017 ПАО «Кубаньэнерго» признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ виде административного штрафа в размере 600 тыс. руб.

Как следует из постановления УФАС, ПАО «Кубаньэнерго» нарушило п. 15, 30.1 Правил технологического присоединения № 861,приостановив рассмотрение заявки на технологическое присоединение смежной сетевой компании АО «НЭСК-электросети».

Признавая действия ПАО «Кубаньэнерго» нарушающими действующее законодательство РФ, антимонопольный орган указал, что нормами Правил технологического присоединения № 861 не предусмотрено приостановление рассмотрение заявки на технологическое присоединение в случае направления сетевой организацией  материалов для установления платы по индивидуальному проекту.

Судом подтвержден штраф.

27 Окт. 2017

24 октября 2017 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность вынесенного постановления о наложении штрафа в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа» в размере 200 000 рублей

Антимонопольный орган контролирует сроки и порядок раскрытия установленного перечня информации. При этом раскрываемая информация всегда должна быть актуальна и доступна.

Подпунктом «а» пункта 11 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24, подлежит размещению следующая информация: о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов.

Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.03.2017 № 20/1 в ранее принятые тарифные решения были внесены изменения.

Информация должна была быть заменена сетевой организацией на своем сайте в течение 5 рабочих дней;  сетевой организацией это сделано не было, что является административным нарушением ст. 9.15 КоАП РФ.

По результатам проведенного административного расследования ПАО «МРСК Северного Кавказа» было привлечено к административной ответственности за нарушение ст. 9.15 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, общество обратилось с заявлением в суд.

Судебными актами подтверждена законность вынесенного штрафа за допущенное нарушение порядка раскрытия информации.

Источник: Посмотреть

Энергокомпанию в очередной раз оштрафовали.

24-10-2017

13-й Арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции о законности наложенного на ПАО «Ленэнерго» административного штрафа (дело № А56-10034/2017).

Сетевая организация обратилась в арбитраж с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинградского УФАС России, согласно которому ПАО «Ленэнерго» был назначен штраф за нарушение Правил технологического присоединения.

Постановление о наложении штрафа было вынесено по результатам рассмотрения очередной жалобы ООО «Титан». Общество обратилось в сетевую организацию с несколькими заявлениями на присоединение к электросетям своих объектов, но осуществить подключение беспроблемно не удалось: сетевая организация требовала дополнительные документы. Признав жалобу обоснованной, антимонопольный орган установил, что сетевая организация незаконно потребовала от заявителя ряд документов, не предусмотренных Правилами техприсоединения.

Решением суда первой инстанции постановление изменено в части размера назначенного административного наказания. Приняв во внимание тяжелое финансовое положение предприятия, суд снизил штраф с 600 до 300 тысяч рублей. Но и такое решение суда сетевая организация посчитала несправедливым и обратилась в вышестоящую инстанцию.

Однако и апелляционная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения суда и постановления антимонопольного органа, в очередной раз напомнив монополисту, что требовать от заявителей информацию, не предусмотренную Правилами, неправомерно.

Источник: Посмотреть

Оставлено без рассмотрения заявление МОЭСК о банкротстве «Оборонэнергосбыт».

МОСКВА, 23 окт — РАПСИ. Арбитражный суд Москвы оставил без рассмотрения заявление ПАО МОЭСК о признании банкротом АО «Оборонэнергосбыт», которое являлось единственным поставщиком электроэнергии для Минобороны РФ,- говорится в определении суда.

По общему правилу, предусмотренному в пункте 1 статьи 4 закона «О несостоятельности (банкротстве)», состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Однако решения Арбитражного суда Москвы, на которые ссылается ПАО, вступили в законную силу уже после подачи его заявления о признании должника банкротом в суд,- отмечается в определении.

В производстве суда находятся на рассмотрении несколько заявлений о банкротстве «Оборонэнергосбыта». По данным СМИ, «Оборонэнергосбыт» лишен статуса гарантирующего поставщика оборонным структурам.

В августе ОАО «Читаэнергосбыт» подало ходатайство об отказе от заявления о признании банкротом АО «Оборонэнергосбыт», а в январе суд оставил без рассмотрения заявление ООО «Международный расчетный центр Энергохолдинг» о банкротстве этой компании.

ОАО «Оборонэнергосбыт» 2 февраля 2010 года Правительством РФ было определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны РФ. С января 2011 года компания осуществляет поставку электрической энергии потребителям Минобороны, дислоцированным в странах СНГ.

В ноябре 2015 года компания «Оборонэнергосбыт» сообщила, что в связи с неплатежами основных потребителей и населения у нее образовалась просроченная кредиторская задолженность перед поставщиками оптового и розничного рынков электроэнергии и сетевыми организациями. «Это дало повод отдельным недобросовестным гарантирующим поставщикам (менеджерам) к злоупотреблениям своими правами, выразившимся в попытках ввести ограничения электроснабжения объектов, подведомственных Минобороны России несмотря на свою осведомленность в действительных причинах образовавшейся задолженности и ориентировочных сроках ее погашения», — отмечалось в сообщении.

В целях недопущения противоправных действий, создающих угрозу надежности и бесперебойности энергоснабжения воинских частей, компания «Оборонэнергосбыт» по каждому такому эпизоду обращается в органы военной прокуратуры и антимонопольное ведомство. Также компания сообщила, что Минобороны РФ принято решение о выделении очередного транша на оплату коммунальных услуг в 2015 году.

Главная военная прокуратура (ГВП) России в июле 2015 года сообщила, что выявлены факты хищения на сумму почти миллиард рублей при проверке выполнения государственных контрактов на энергоснабжение военных объектов. «Установлено, что бывшие должностные лица, осуществлявшие управленческие функции в открытом акционерном обществе «Оборонэнергосбыт», неоднократно неправомерно завышали стоимость поставляемой электроэнергии, чем причинили государству ущерб на сумму свыше 500 миллионов рублей», — говорится в сообщении.

В рамках этих же контрактов, используя «липовые» договоры с субподрядными организациями о якобы выполненных работах по обслуживанию сетей, злоумышленники похитили из казны более 400 миллионов рублей,- сообщила ГВП. По материалам проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество), максимальная санкция по которой — лишение свободы на 10 лет.

В июле 2016 года ряд СМИ сообщили, что бывший гендиректор «Оборонэнергосбыта» Александр Змихновский заочно арестован по делу о мошенничестве в особо крупном размере. Змихновского обвиняют в хищении 450 миллионов рублей, он находится в розыске. По предварительным данным, экс-глава «Оборонэнергосбыта» скрывается в Турции.

Источник: Посмотреть

● ВС оставил в силе акты нижестоящих судов о взыскании с АО «Петрозаводские коммунальные системы» («ПКС»), «ПКС – Тепловые сети», АО «ПКС – Водоканал» солидарно90 млн. руб. стоимости безучетно потребленной электроэнергии.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.07.2017, удовлетворены исковые требования АО «ТНС энерго Карелия» о взыскании с должников солидарно 90 061 060,37 руб. стоимости безучетно потребленной электроэнергии.

Судами установлено, что по результатам проведенной сетевой компанией проверки у правопредшественника общества «ПКС» выявлены факты нарушения целостности (отсутствие) пломб на измерительных комплексах и самовольной замены трансформаторов тока, что явилось основанием для составления актов о неучтенном потреблении и выставления сбытовой компанией счета на оплату объема безучетно потребленной электрической энергии.

Неоплата выставленного счета и реорганизация общества «ПКС» в форме выделения общества «ПКС – Тепловые сети» и общества «ПКС – Водоканал» при отсутствии в разделительном балансе данных о правопреемнике по обязательствам, возникшим в результате бездоговорного потребления электроэнергии, послужила основанием для обращения сбытовой компании в арбитражный суд с иском.

Оценив с соблюдением положений действующего законодательства РФпредставленные сторонами в материалы дела доказательства, суды признали подтвержденным нарушение абонентом обязательств по обеспечению исправности и сохранности средств измерений и учета электроэнергии, что повлекло предусмотренные законодательством последствия.

ВС РФ в определении от 24.10.2017 №  307-ЭС17-15584 с выводами нижестоящих судов согласился.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

ВС РФ поддержал судебные акты нижестоящих судов о взыскании с АО «Читаэнергосбыт» 37 млн. руб. пени в пользу ПАО «МРСК Сибири».

Решением суда первой инстанции от 11.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.02.2017 и  постановлением суда округа от 08.06.2017, с АО «Читаэнергосбыт»  в пользу ПАО «МРСК  Сибири» взыскано 37 113 466,82 руб. пени за просрочку оплаты долга в неоспариваемой части за январь, февраль 2016 года за периоды с 20.02.2016 по 29.09.2016 и с 21.03.2016 по 29.09.2016.

Суды, руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, установили факт просрочки ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии. Проверив и скорректировав представленный компанией расчет неустойки, суды частично удовлетворили иск, отказав во взыскании процентов по статьям 317.1 и 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ВС РФ, признавая законными акты нижестоящих судов,  в определении от 24.10.2017 №302-ЭС17-13872 также отметил, чтосогласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определенииот 21.12.2000 № 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Определение такого баланса относится к фактическим обстоятельствам дела, которые устанавливает суд при рассмотрении дела по существу, что не относится к вопросам, разрешаемым ВС РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть