Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (23.07.2018-29.07.2018)

30 июля 2018

● 23.07.2018вступает в силу приказ Минэнерго России, которым утверждены формы отчетов сетевых организаций о реализации инвестиционных программ и правила их заполнения (приказ Минэнерго России от 25.04.2018 № 320).

Приказом Минэнерго России от 25.04.2018 № 320, в частности, установлены формы отчета об исполнении плана финансирования капитальных вложений по источникам финансирования инвестиционных проектов инвестиционной программы; отчета об исполнении плана освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам инвестиционной программы; отчета об исполнении плана ввода основных средств по инвестиционным проектам инвестиционной программы и ряд иных отчетов - всего 20 форм.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Утверждены формы единых заявок, подаваемых в целях осуществления технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области(приказ Минстроя России от 19.04.2018 № 236/пр).

Приказом Минстроя России от 19.04.2018 № 236/пр «Об утверждении форм единых заявок, подаваемых заявителями через региональные порталы государственных и муниципальных услуг в целях получения технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в целях получения актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области), и примерного перечня сведений и документов, прилагаемых к ним» утверждены формы единых заявок, подаваемых в целях осуществления технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области.

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2017 № 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 - 2018 годах» установлено, что предоставление услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 - 2018 годах в части предоставления технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также выдачи актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области) осуществляется в электронной форме посредством подачи единой заявки через региональный портал госуслуг.

Настоящим Приказом для обеспечения возможности подачи такой заявки утверждены формы:

- единой заявки, подаваемой в целях предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

- единой заявки, о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

- единой заявки, подаваемой в целях выдачи актов о подключении (технологическом присоединении).

Кроме того, в Приказе приводятся примерные перечни документов, прикладываемых к заявкам.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2018 за № 51656.

Начало действия документа - 03.08.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Уточнен порядок формирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности(постановление Правительства РФ от 23.07.2018 № 859).

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2018 № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» уточнен порядок формирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Уточнено, что в целях формирования системы ее оператор осуществляет обработку:

- информации о сложившейся практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации таких договоров (контрактов);

- сведений о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- информации о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Определено также, что Минэнерго России представляет оператору системы следующие сведения:

- данные о саморегулируемых организациях в области энергетического обследования, включенных в реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

- сведения, полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований;

- данные о количестве и основных результатах обязательных энергетических обследований;

- данные о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в топливно-энергетическом комплексе;

- перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Сетевой организации ОАО «МРСК Урала» присвоен статус гарантирующего поставщика(приказ Минэнерго России от 25.07.2018 № 595).

Указанный приказ был издан Минэнерго России в связи с лишением ООО «Новоуральская энергосбытовая компания» статуса субъекта оптового рынка электроэнергии и мощности.

Приказом Минэнерго России от 25.07.2018 № 595 с 01 августа 2018 ОАО «МРСК Урала» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Свердловской области – части территории Новоуральского городского округа в границах балансовой принадлежности электрических сетей МУП «ГЭС» Новоуральского городского округа и ООО «Энергообеспечивающий холдинг», смежных сетевых организаций и иных владельцев электросетевого хозяйства, получающих энергию из сетей МУП «ГЭС» и ООО «Энергообеспечивающий холдинг» (за исключением сетей ОАО «МРСК Урала» на территории Свердловской области, объектов электросетевого хозяйства потребителей, получающих электрическую энергию от ТПС «Мурзинка» яч. 7 (поселок Мурзинка Новоуральского ГО) и сетей, определяющих зону деятельности другого ГП, кроме ОАО «ЭненргосбыТ Плюс»).

Приказом установлено, что сетевой организации статус гарантирующего поставщика присваивается до момента вступления в силу решения о присвоении статуса ГП победителю конкурса в отношении указанной зоны деятельности, но не более чем на 12 месяцев.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Принят закон, упрощающий оформление линейных объектов.

26-07-2018

На заседании Государственной Думы принят в третьем чтении закон, предусматривающий возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута, который в целом направлен на упрощение создания и оформления прав на такие объекты.

Как сообщили в пресс-службе управления Росреестра по Псковской области, документ предусматривает меры по защите прав граждан и организаций при установлении публичного сервитута. Официальным представителем правительства Российской Федерации по законопроекту является заместитель министра экономического развития России – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.

Закон разработан Минэкономразвития России. Документ предполагает установить единый упрощенный порядок оформления земельных участков для размещения линейных объектов. В частности, предусматривается возможность строительства объекта на условиях публичного сервитута без образования земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него. Такой порядок позволит вводить линейные объекты в эксплуатацию в более короткие сроки, чем это происходит сегодня. В настоящее время значительная часть таких объектов строится с нарушением установленного порядка – срок оформления участков под строительство может растянуться до 2 лет. При этом сетевые организации, занимающиеся реконструкцией объектов для технологического присоединения потребителей, обязаны уложиться в срок до 4 месяцев.

Для защиты прав граждан при оформлении земельных участков под линейными объектами закон запрещает устанавливать публичные сервитуты на садовых, огородных и дачных участках, а также на участках, предназначенных для индивидуальной жилой застройки. Согласно документу, это будет возможно, только если сами граждане примут такое решение, например, о газификации садоводческого товарищества.

Закон расширяет область применения публичного сервитута. Такое понятие уже есть в действующем законодательстве. Однако в настоящее время сервитут может применяться только для ремонта линейных объектов, в связи с чем, оформить участок для нового объекта инфраструктуры в сложившейся застройке практически невозможно. К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы и подобные сооружения.

 «Этот закон очень важен, потому что помогает, прежде всего, не сетевым компаниям, а их конечным потребителям, рядовым гражданам, которые несут значительные временные и финансовые издержки при подключении к инженерной инфраструктуре. Мы рады, что депутаты поддержали этот закон, работа над которым кропотливо велась с 2004 года», – заявила Виктория Абрамченко.

Ссылка на законопроект: Скачать

Источник: Посмотреть

23.07.2018 открыт для публичного обсуждения текст проекта приказа Минэнерго России «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию»».

Проект нормативно-правового акта  «Требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию» является актуализированным документом по отношению к «Инструкциипо эксплуатации трансформаторов» (Второе издание, переработанное и дополненное, согласовано с ВПО «Союзтрансформатор» Минэлектротехпрома, утвержденной Заместителем начальника Главтехуправления, главным специалистом-электриком К.Антиповым 8 декабря 1976 г.).

«Требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию» устанавливают требования к длительно допустимой токовой нагрузке, аварийно допустимой токовой нагрузке (с учетом допустимых величины и длительности перегрузки) автотрансформаторов (трансформаторов), установленных на объектах электроэнергетики Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также к методам ее поддержания.

Требования распространяются на силовые масляные трансформаторы и автотрансформаторы общего назначения трехфазные мощностью 5 кВА и более, а также однофазные мощностью 1 кВА и более классов напряжения от 110 кВ до 750 кВ включительно.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/07-18/00082467

Ссылка на проект: Посмотреть

Власти и энергетики пробуют снова решить проблему перекрестного субсидирования.

26-07-2018

Снижение объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике в России затормозилось, в том числе из-за отсутствия детальной статистики, говорят участники рынка. В правительстве подступились к снаряду: профильные ведомства занялись выработкой мер по распутыванию клубка проблем. Самая чувствительная из них – пониженные тарифы для населения, ежегодно они обходятся другим потребителям в 313 млрд. руб.

В правительстве намерены детально просчитать объемы перекрестного субсидирования – механизма, когда одни потребители платят за электроэнергию больше за счет сниженного тарифа другим. Профильным ведомствам предстоит также представить комплексные предложения, направленные на снижение объемов перекрестного субсидирования с указанием конкретных мер и результатов. Соответствующее поручение Минэкономразвития, Минэнерго и ФАС дал вице-премьер Дмитрий Козак по итогам прошедшего в июне совещания, рассказал «Газете.Ru» источник, слышавший об этом поручении на совещании в ФАС 25 июля. Представитель Козака подтвердил факт совещания и объяснил его существованием проблемы, но не стал комментировать итоги. В свою очередь в Минэнерго подтвердили, что поручение получили. В ФАС и Минэкономразвития на этот вопрос не ответили.

В связи с чем собиралось совещание в ФАС и каковы его результаты, в пресс-службе ФАС говорить также не стали. На этой встрече присутствовали представители ведомств, рынка и экспертного сообщества, следует из материалов к совещанию, имеющихся в распоряжении «Газеты.Ru». «К сожалению, вместо ликвидации в последнее время наблюдается неуклонный рост масштабов применения этого механизма, усиливается его негативное влияние на участников энергорынка. Этим фактором и был обусловлен сегодняшний диалог на площадке ФАС», — пояснил руководитель направления по развитию энергетики группы НЛМК Алексей Москалёв. Участники совещания по большей части согласились с необходимостью снижения объемов перекрестного субсидирования и в первую очередь с детализацией его видов для целей 35-ФЗ и просчета последствий. Постановление правительства, предусматривающее утверждение плана снижения объемов перекрестного субсидирования было выпущено еще в 2014 году, но соответствующая «дорожная карта» до сих пор не подготовлена. Ответственное ведомство по ней – Минэкономразвития.

«Министерство в настоящее время готовит позицию, включая все необходимые оценки и варианты разрешения проблем. Более подробно сможем рассказать на следующей неделе», — сказали в пресс-службе Минэкономразвития.

В России некоторые потребители (в основном это промышленные предприятия) покупают электроэнергию по более высокому тарифу – это позволяет держать пониженные ставки для населения и других категорий потребителей. Перекрестное субсидирование заложено в тарифы на услуги по передаче электроэнергии между населением и прочими потребителями, между уровнями напряжения, между субъектами и так далее. В частности, это связано с поддержкой возобновляемых источников энергии, регионов Дальнего Востока, мусороперерабатывающих предприятий и так далее.

«Перекрестное субсидирование в электроэнергетике – признанная всеми участниками энергорынка проблема, решение которой ищут уже более 20 лет», — вспоминает Алексей Москалев. По его словам, по своей сути это ценовая дискриминация.

«В 2013 году государство сделало шаг к сокращению перекрёстного субсидирования. В тот момент было принято решение о ликвидации одного из механизмов «перекрёстки» — так называемой аренды «последней мили», когда промышленные потребители значительно переплачивают за услуги сетевых компаний и эта переплата (около 51 млрд. рублей в год) используется для финансирования льготных тарифов населению и приравненным к нему группам потребителей», — поясняет директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев и приводит данные Минэнерго — ежегодный объём «перекрёстки» приближается к 400 млрд. рублей.

Согласно презентации, представленной ФАС на совещании, 51% объема перекрестного субсидирования обеспечивают 16 регионов.

При этом наблюдается рост объемов потребления населением относительно прочих потребителей, следует из материалов ФАС и ВШЭ. В условиях перекладывания затрат на промпредприятия некоторые крупные компании переходят на прямые договоры с ФСК ЕЭС, а также жалуются на необходимость отвлечения средств от инвестпрограмм.

Самым чувствительным является вопрос снижения перекрестного субсидирования, заложенного в тарифы для населения.

«По последним расчетам, проведенным Минэнерго России, объем перекрестного субсидирования тарифов на электроэнергию для населения оценивается в размере порядка 313 млрд. рублей в год», — рассказали «Газете.Ru» в Минэнерго.

В среднем по России цены для прочих потребителей на 30% выше, чем для населения, и это единственный мировой пример такого ценового дисбаланса, указано в презентации ВШЭ к совещанию в ФАС. Причем, среднее потребление населением от региона к региону различается в разы – от 225 Квт/мес. в Иркутской области (там самые низкие тарифы в Росси – чуть более рубля) до, примерно, 50 Квт/мес. в регионах СКФО. «Судя по тому, что пресса пестрит информацией о разрастающейся сети сибирских майнеров, дешевая электроэнергия стала для них магнитом, таким образом, мы сталкиваемся уже с многоуровневым перекрестным субсидированием», — говорил ранее «Газете.Ru» директор по электроэнергетике Vygon Consulting Алексей Жихарев. Проблема больших «потерь» в СКФО связана, в том числе с «безучетным пользованием и хищением», признается в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

«Низкий уровень тарифов для граждан достигается за счет завышения сетевой составляющей для остальных потребителей, часть из которых реагирует на это путем строительства собственной генерации и уходом с рынка, в результате чего на оставшихся потребителей еще больше увеличивается нагрузка по субсидированию населения», — говорит предправления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (Ассоциации ГП и ЭСК) Наталья Невмержицкая. Это мнимые льготы, которые возвращаются населению и прочим потребителям в виде удорожания продукции промпредприятий, причем с сопутствующими надбавками и наценками, соглашается Василий Киселев. В 2017 году ФАС предлагала постепенно сокращать диапазон понижающих коэффициентов на тарифы для населения, но этот проект до сих пор не согласован.

Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования за счет тарифов для населения невозможна, признают в Минэнерго. «По поводу сроков ликвидации/сокращения перекрестного субсидирования — то это вопрос к Минэкономразвития России, которое отвечает за разработку графика сокращения перекрестного субсидирования. По мнению Минэнерго России, за 10-15 лет возможно сократить перекрестное субсидирование тарифов на электроэнергию для населения», — указали в ведомстве.

Субсидирование тарифов как для нуждающихся, так и для имеющих возможность платить граждан работает в пользу обеспеченных, говорит Невмержицкая. «Возможно, стоит присмотреться к зарубежному опыту – во многих странах мира применяются дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления, а также действуют схемы поддержки малоимущих граждан», — отмечает эксперт. При этом такая социальная норма введена лишь в нескольких регионах России.

Представители рынка соглашаются – систему необходимо менять, при этом просчитав экономические последствия не только для организаций сетевого комплекса, но и прочих отраслей. «Как представители энергоемкой отрасли, мы выступаем за поэтапное исключение перекрестного субсидирования не только в электросетевом комплексе, но и в ценах и тарифах оптового рынка электроэнергии (мощности)», — указывает Москалев из НЛМК.

«… искажение ценовых сигналов тормозит развитие энергоёмких производств и экономики в целом, снижает конкурентоспособность отечественной продукции, при этом население и другие потребители всё равно возмещают эту льготу опосредованно. Поэтому необходимо как можно скорее избавляться от этого заблуждения, ликвидация перекрёстного субсидирования даст ясные стимулы для развития предприятий, освободит значительные инвестиционные ресурсы», — заключает директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев.

Источник: Посмотреть

●ФАС надеется на эволюцию тарифов.

26-07-2018

Служба добивается единого регулирования цен на услуги монополистов.

Федеральной антимонопольной службе (ФАС) удалось убедить ключевых оппонентов в правительстве в необходимости закона о едином госрегулировании тарифов, сообщили в ведомстве. Документ, над которым служба работала три года, с момента присоединения к ней Федеральной службы по тарифам (ФСТ), на следующей неделе уйдет в Белый дом, хотя с ним по-прежнему не согласны пять министерств. В ФАС рассчитывают, что с 2020 года будут введены долгосрочные «полные» тарифы на срок не менее пяти лет и заработает электронная система расчета тарифов «с минимальным вмешательством» человека.

Как рассказали в ФАС, противники нового закона «Об основах госрегулирования цен (тарифов)» признали его необходимость. «Разногласия с Минэкономики, Минэнерго, Минстроем, Минтрансом, Минкомсвязи есть, но они уже не такие непреодолимые»,— сообщили в службе. Там считают это «первой серьезной победой» и признают, что на доказывание необходимости закона «ушло очень много времени». Напомним, что регулировавшая тарифы ФСТ была ликвидирована в июле 2015 года, ведомство Игоря Артемьева стало ее правопреемником.

Проект закона и таблицы разногласий с министерствами на следующей неделе будут направлены в Белый дом. В службе рассчитывают, что документ заработает с 2020 года. Проект ФАС — рамочный, основанием для его разработки стал указ Владимира Путина об утверждении Нацплана развития конкуренции на 2018–2020 годы. Суть реформы — в создании единой системы регулирования тарифов 17 отраслей, с едиными правилами и методами, и в унификации разрозненных норм отраслевого законодательства. Сейчас отраслевые тарифы регулируют 18 законов, 40 постановлений правительства и более 100 ведомственных актов.

Общественное обсуждение проекта завершилось в апреле с негативным для ФАС результатом — документ раскритиковали участники рынка, выступающие за работу над тарифной политикой в рамках отдельных отраслей, критика «универсального регулирования» вошла и в таблицу разногласий ФАС и министерств. «У всех министерств, которые сейчас принимают участие в тарифном регулировании, останутся те же самые полномочия. Мы хотим, чтобы отраслевое регулирование в сфере ценообразования развивалось по единым и понятным принципам»,— убеждают в ФАС, добавляя, что отраслевые особенности будут учтены в подзаконных актах. Проект детально описывает установление тарифов, их обжалование и ввод в действие (за месяц до окончания периода регулирования). Кроме того, документ вводит долгосрочные «полные» тарифы на срок от пяти лет. Сейчас тарифы в 90% случаев называются долгосрочными, но на деле постоянна только часть тарифа, остальное (неподконтрольные расходы — амортизация основных средств, налоги, страховые платежи, аренда имущества) каждый год пересчитывается «прямым счетом». Данные о тарифах ФАС намерена сделать публичными с помощью единой информационной системы — ЕАИС, она уже готова к подаче заявок в электронном виде, размещению решений и экспертных заключений. В дальнейшем ЕАИС будет по заданному алгоритму рассчитывать тарифы «с минимальным вмешательством человеческого фактора»,— обещают в службе.

«Если первая версия законопроекта была компиляцией из существующей нормативной базы, то законопроект в доработанном виде может быть применен для всех 17 сфер регулирования. Нормы преобразованы, сделаны необходимые исключения»,— говорит один из авторов документа глава управления региональных тарифов ФАС Юлия Юдина. В частности, метод сравнительного анализа, который должен быть в приоритете (в законопроекте есть еще три — обеспечение доходности инвестиций, индексация, метод экономически обоснованных расходов), исключен для некоторых хозяйствующих субъектов, не имеющих аналогов (как «Росатом»). В ФАС подчеркивают, что намерены обеспечить тарифному регулированию «не революцию, а эволюцию» — чтобы лучшие отраслевые практики были доступны для других сфер, как регуляторный контракт, который зарекомендовал себя в газовой сфере и в водоснабжении, но не распространен в иных сферах.

Также стало известно, что у ФАС появится официальная научная база — заместитель главы службы Максим Овчинников возглавит только что созданный в ВШЭ Институт конкурентной политики и регулирования рынков. Предположительно он и должен будет сопровождать ключевые решения по контролю за экономической концентрацией и решения в области антимонопольного и тарифного регулирования.

Источник: Посмотреть

●Энергетиков ждет вынужденная распродажа.

27-07-2018

ФАС хочет получить право через суд принуждать энергокомпании продавать непрофильные активы, которыми те по закону не могут владеть. Среди возможных примеров — «Россети» с северокавказскими энергосбытами и структуры Олега Дерипаски, владеющие «Иркутскэнерго» и электросетевыми активами в том же регионе. Впрочем, последний вопрос за ФАС может решить Минфин США, который требует от господина Дерипаски отказа от контроля над его ключевыми компаниями.

ФАС хочет получить право через суд принуждать компании продавать акции непрофильных энергоактивов. Речь идет о запрете совмещать в энергетике монопольные (сети) и конкурентные виды деятельности (генерация и энергосбыт). Инициатива прописана в проекте «дорожной карты» по развитию конкуренции, подготовленной ФАС, норму предлагается ввести к первому кварталу 2022 года.

В ФАС отметили, что в случае принятия поправок служба получит полный спектр полномочий по контролю за соблюдением запрета. «Сейчас у ФАС есть полномочия обращаться в суд только для принудительной продажи имущества компаний, но не акций»,— пояснил замглавы ведомства Виталий Королев. В службе не уточнили, какие именно компании может коснуться эта мера.

Запрет на совмещение видов деятельности — ключевой принцип еще энергореформы РАО ЕЭС, но он до сих пор до конца не реализован. В управлении «Россетей» находятся энергосбыты Северного Кавказа, которые из-за низкой собираемости платежей так и не продали, хотя ФАС регулярно поднимает этот вопрос. В 2017 году правительство разрешило «Россетям» продать сбыты, но это блокировало Минэнерго «до улучшения ситуации в регионе». Глава «Россетей» Павел Ливинский говорил, что холдинг «не держится» за активы, но перед продажей «необходимо навести порядок в собираемости платежей». В «Россетях» и Минэнерго идею ФАС не комментировали.

Также «Евросибэнерго» (входит в En+ Олега Дерипаски) продолжает контролировать 52,3% Иркутской электросетевой компании (ИЭСК, 19,9% — напрямую, еще 32,4% — косвенно и через некие финансовые соглашения и договоры на покупку акций с третьей стороной, следовало из проспекта IPO En+). Еще 42,75% у «РусГидро», но компания продает их «Русалу» Олега Дерипаски. Это часть сделки по вхождению «РусГидро» в СП с «Русалом» по Тайшетскому алюминиевому заводу. ФАС разрешила сделку, но с условием дальнейшей продажи пакета в течение года из-за запрета на совмещение деятельности. Но если господин Дерипаска выполнит требования Минфина США, связанные с выводом из-под санкций его активов, и снизит свою долю в En+ ниже контрольной, то вопрос может решиться автоматически, поскольку тогда снизится и его доля в «Евросибэнерго», ИЭСК и других энергоактивах. В En+ отказались от комментариев.

Теоретически в будущем запрет на совмещение может распространиться и на саму «РусГидро», и ее сетевые активы на Дальнем Востоке — Дальневосточную распредсетевую компанию (ДРСК). Сейчас регуляторы обсуждают создание в ДФО третьей ценовой зоны оптового энергорынка. Пока энергореформа не затронула регион, и запрет на совмещение его не касается. Об интересе к ДРСК Дмитрию Медведеву в октябре 2017 года писал Павел Ливинский, но сама «РусГидро» против этого. В «РусГидро» отказались от комментариев.

Руководитель антимонопольной практики АБ «Линия права» Алексей Костоваров говорит, что у ФАС и сейчас есть возможность выдавать предписания об устранении нарушений закона, а в случае невыполнения их служба может обращаться в суд с иском о понуждении к исполнению предписания. «Предлагаемыми поправками ФАС, скорее всего, хочет получить право сразу подавать иск о принудительной продаже акций при нарушении закона,— считает юрист.— В этом случае компания должна получать время для добровольного исполнения решения суда, чтобы продать акции тому, кому хочет, и за устраивающую ее цену. Если же она этого не сделает, актив, видимо, будет продаваться в рамках исполнительного производства приставами через аукцион. Для определения стоимости акций должна проводиться независимая оценка, у компании должна быть возможность ее оспорить». Но, по его мнению, неясно, что делать, если не найдется покупателей на актив.

Источник: Посмотреть

Пермское УФАС возбудило очередное дело против «МРСК Урала».

26-07-2018

По словам «антимонопольщиков», жалобы на организацию поступают регулярно и отнюдь не всегда они бывают обоснованными.

В УФАС России по Пермскому краю поступила жалоба на действия ОАО «МРСК Урала» от химчистки «Снежинка-Сервис». Представители МРСК составили в отношении организации акт о безучетном потреблении энергии. По их мнению, сотрудники «Снежинки» вмешивались в работу счетчиков, чтобы изменить их показания.

Руководство химчистки не согласилось с заключением сотрудников компании и привлекло независимых экспертов. Проверка показала, что нарушений пломб не было, прибор учёта исправен, и им можно продолжать пользоваться, а данные об объеме потребления электроэнергии корректны.

«ОАО «МРСК Урала» осуществляя деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, является держателем «котла» и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. В данном случае, МРСК может пользоваться своим доминирующим положением в своих интересах и ущемлять интересы других хозяйствующих субъектов. Мы возбуждаем антимонопольное дело, будем разбираться», — прокомментировала ситуацию начальник отдела контроля естественных монополий Пермского УФАС России Галина Ужегова.

При этом «антимонопольщики» отмечают, что жалобы на действия ОАО «МРСК Урала» поступают часто, и в некоторых случаях компания доказывает свою правоту.

Источник: Посмотреть

●ФАС России: ПАО «МРСК Центра» оштрафовано на 16 млн. рублей.

29-07-2018

Тамбовское УФАС России оштрафовало ПАО «МРСК Центра» почти на 16 млн. рублей по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах своих сетей на территории Тамбовской области.

Ранее, Тамбовским УФАС России было рассмотрено дело № А3-1/17 и принято решение о нарушении п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ПАО «МРСК Центра».

Установлено, что ПАО «МРСК Центра» отклонило предложения ООО «Агро-Вилион», изложенные в протоколе разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, тем самым навязав агрохолдингу невыгодные условия договора.

ПАО «МРСК Центр» - российская энергетическая компания, осуществляющая передачу электроэнергии и технологическое присоединение потребителей к электросетям на территории 11 областей Центрального федерального округа Российской Федерации.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд указал на недопустимость использования процедуры переоформления документов для осуществления фактических действий по увеличению максимальной мощности и установления иной схемы электроснабжения объекта(определение Верховного Суда от 24.07.2018 № 308-ЭС18-9687).

Основной вывод: использование процедуры переоформления документов для фактического увеличения максимальной мощности и установления иной схемы электроснабжения объекта недопустимо в соответствии с действующим законодательством РФ.  Увеличение максимальной мощности и установление иной схемы электроснабжения является новым технологическим присоединением, осуществляемым в предусмотренном Правилами техприсоединения № 861 порядке.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляется в порядке технологического присоединения, который строго регламентирован законом и предусматривает выполнение ряд обязательных требований:подачу заявки потребителем в сетевую организацию, выдачу сетевой организацией технических условий, заключение договора, осуществления оплаты и др.;

- условия технологического присоединения при восстановлении и переоформлении документов о технологическом присоединении, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и иных документах о технологическом присоединении должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении;

- восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении возможнопри сохранении прежних точек присоединения и разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности владельца энергопринимающих устройств и сетевой организации. Поскольку обязательство по технологическому присоединению, сторонами которого являются самостоятельные субъекты хозяйственного оборота – потребитель и сетевая организация, при сингулярном правопреемстве одной из его сторон само по себе не изменяется, то документы, оформленные для потребителя-правопредшественника, при сохранении показателей, перечисленных в абзаце первом пункта 2 Правил техприсоединения № 861, должны быть актуальны и для потребителя-правопреемника.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд поддержал выводы судов апелляционной и кассационной инстанций по вопросу правильности начисления неустойки по договору техприсоединения(определение Верховного Суда от 25.07.2018 № 301-ЭС18-11191).

ПАО «МРСК Центра» обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к жилищно-строительному кооперативу «Ключ» о взыскании задолженности по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в сумме 416 871,90 руб., неустойки в сумме 512 099,45 руб.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2017 исковые требования сетевой организации полностью удовлетворены.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.04.2018 решение суда первой инстанции отменено в части взыскания неустойки, принят новый судебный акт о взыскании 505 448,81 руб. неустойки.

Не согласившись с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, ПАО «МРСК Сибири» обратилось  в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просило отменить обжалуемые судебные акты, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Определением от 25.07.2018 № 301-ЭС18-11191 Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы ПАО «МРСК Сибири» и согласился с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций.

Основной вывод:предусмотренная пунктом 16 Правил техприсоединения № 861 норма, регламентирующая применение меры ответственности в виде начисления неустойки в общем виде, указывая на общие основания ее применения − несоблюдение установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, не сформулирована конкретно применительно к нарушению обязательств по внесению платы за технологическое присоединение, вследствие чего не может рассматриваться как норма, предполагающая безусловное начисление неустойки от общей суммы платы за технологическое присоединение вне зависимости от размера просроченного обязательства.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- применение мер ответственности по договору техприсоединения за просрочку внесения платы без учета частичного надлежащего исполнения обязательства не может быть признано соответствующим положениям статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом компенсационной функции неустойки и восстановительного характера гражданско-правовой ответственности в целом;

- неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором. Начисление неустойки на общую сумму договора без учета надлежащего исполнения обязательства в части противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за ту часть обязательства, которая выполнена надлежащим образом. Между тем, превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции. Начисление неустойки на сумму надлежаще исполненных обязательств ведет к неосновательному обогащению, и не может рассматриваться как справедливое условие;

-  в то же время, в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств по договору техприсоединения, если иное не предусмотрено договором, неустойка рассчитывается от общего размера подлежащей внесению платы затехнологическое присоединение, а, не исходя из общего размера платежей,подлежащих внесению в соответствии с согласованным в договоре порядкомисполнения обязательства по частям (статья 311 Гражданского кодексаРоссийской Федерации).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд в очередной раз подчеркнул, что если принятым тарифно-балансовым решением оплата в адрес сетевой организации по какой либо точке поставки не была предусмотрена, то такая сетевая организация не вправе требовать такую плату с другой организации(определение Верховного суда от 25.07.2018 № 306-ЭС18-11217).

Основной вывод:отсутствие в принятом тарифно-балансовым решении учета платы сетевой организации по определенным точкам поставки, в том числе, в случае не подачи сетевой организацией в регулирующий орган сведений о планируемом передаче электроэнергии в указанные точки, лишает сетевую организацию права требовать оплаты услуг по передаче электроэнергии по таким точкам поставки.

Ключевые тезисы,вытекающие из судебных актов:

- участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями. Для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении;

-  в тарифном решении, представляющем собой по существу план экономической деятельности электросетевого хозяйства не только конкретного региона, но и Российской Федерации, и включающем как котловой, так и индивидуальные тарифы, устанавливается баланс интересов всех электросетевых организаций, входящих в «котел», а также учитываются все объекты электросетевого хозяйства, которые планируются к использованию сетевыми организациями в течение периода регулирования. Разумные ожидания сетевых организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа. Именно эти интересы подлежат судебной защите;

- закон не запрещает сетевым организациям передавать друг другу сетевые объекты в течение периода регулирования, однако, как профессиональные участники рынка электроэнергетики они должны соотносить экономические последствия своих действий с установленной моделью взаиморасчетов, так как свобода их деятельности ограничена государственным регулированием. Последствия указанных действий сетевых организаций должны относиться к их экономическим рискам, подлежащим оценке на предмет экономической обоснованности в последующих периодах регулирования;

- сетевая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на нее возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть