Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (21.05.2018-27.05.2018)

27 мая 2018

● ВЛ 220 кВ «БК-2 – Перевал – Широкая» исключена из реестра объектов ЕНЭС (приказ Минэнерго России от 27.04.2018 № 333).

Приказом Минэнерго России от 27.04.2018 № 333  «Об исключении объекта электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» предусматривается исключение из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, объекта электросетевого хозяйств «ВЛ 220 кВ «БК-2 – Перевал – Широкая».

Вышеуказанный объект исключается из ЕНЭС на основании заявления
ПАО «ФСК ЕЭС» в связи с его реконструкцией и образованием двух новых объектов электросетевого хозяйства в ходе реализации титула инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС» «ПС 220 кВ «Звезда» с заходами ВЛ 220 кВ Береговая-2 – Звезда. Корректировка».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 21.05.2018 за № 51139.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Минэнерго к ЕНЭС отнесен ряд объектов (приказ Минэнерго России от 27.04.2018 № 332).

Приказом Минэнерго России от 27.04.2018 № 332 «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» предусматривается внесение в реестр ЕНЭС на основании заявлений от ПАО «ФСК ЕЭС» следующих новых объектов:

- ВЛ 220 кВ Широкая – Перевал  ( в составе объекта «ВЛ 220 кВ «БК-2 – Перевал – Широкая»);

- ВЛ 220 кВ Звезда – Перевал (в составе объектов: «ВЛ 220 кВ «Звезда – Перевал (заход на ПС 220 кВ «Звезда»)» и «ВЛ 220 кВ «БК-2 – Перевал – Широкая»);

- ВЛ 220 кВ Береговая-2 – Звезда (в составе объектов: «ВЛ 220 кВ Береговая-2 – Звезда (заход на ПС  220 кВ «Звезда»)» и «ВЛ 220 кВ «БК-2 – Перевал – Широкая»);

- ПС 220 кВ «Звезда»;

- ПС 220 кВ «Кругликовская».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2018 за № 51148

Ссылка на документ: Посмотреть

Минэнерго России внесены изменения в сведения  об отдельных объектах электросетевого хозяйства в реестре  ЕНЭС (приказ Минэнерго России от 27.04.2018 № 334).

Приказом Минэнерго России от 27.04.2018 № 334 «О внесении изменений в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» предусматривается изменение сведений  об отдельных объектах электросетевого хозяйства в реестре  ЕНЭС на основании заявлений от их собственников и иных законных владельцев.

В частности, изменения вносятся в отношении следующих объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС:

- «ПС 220 кВ «Электродная»;

- «ПС 220 кВ ГПП-2»;

- «ПС 220 кВ «Ванино»;

- «ПС 330 кВ «Белгород»;

- «ПС 220 кВ «Зашекснинская»;

- «ПС 220 кВ «Кызылская»;

- «ПС 220/110/10 кВ «Чадан»;

- «ПС 220/110/10 кВ «Светлая»;

- «ВЛ-220 кВ «Сомкинская - Ленинская»;

- «ВЛ 220 кВ Нововоронежская АЭС - Лиски 4»;

- «ВЛ 220 кВ «С-1-2 НВАЭС – Семилуки».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 21.05.2018 за № 51141.

Ссылка: Посмотреть

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Андрей Черезов провел совещание по вопросу реализации мероприятий по обеспечению надежного электроснабжения объектов, задействованных в проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

23-05-2018

В совещании приняли участие представители правительств субъектов Российской Федерации, задействованных в проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018, руководители сетевых организаций (ПАО «Россети», ДЗО ПАО «Россети», ОАО «Сетевая компания» и др.), ФГБУ «САЦ Минэнерго России», АО «Техническая инспекция ЕЭС», АНО «Оргкомитет «Россия-2018» и другие.

Были заслушаны доклады о проделанной работе, принятых мерах для обеспечения надежного электроснабжения объектов, задействованных в проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018, а также об успешных результатах проведения комплексных тестирований электроустановок стадионов FIFA 2018, с проверкой работы АВР в сети 6-20 кВ, а также в сети 0,4 кВ, автоматического запуска и работы дизель-генераторных установок (ДГУ).

В целях оперативного информирования руководства Минэнерго России
и Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федерального штаба) о ситуации с электроснабжением спортивных и инфраструктурных объектов в городах – организаторах, а также обеспечения взаимодействия Минэнерго России с Оргкомитетом
и с федеральными органами исполнительной  власти организовано круглосуточное дежурство представителей Ситуационно-аналитического центра Минэнерго России в Главном операционном центре чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в г. Москва. Оперативная группа в своей работе использует информацию ответственного дежурного Минэнерго России,
а также информацию, поступающую из Региональных операционных центов.

В ходе совещания Андрей Черезов отметил, что в период с 01.06.2018
по 18.07.2018 в сетевых организациях, задействованных в проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018, вводится режим технологической тишины – запрет на проведение работ на объектах электроэнергетики. Также в период с 07.06.2018 по 18.07.2018 вводится особый режим, который подразумевает принятие усиленных мер по обеспечению надежного и бесперебойного электроснабжения.

В целом по итогам совещания отмечается высокий уровень готовности объектов электроэнергетики к обеспечению надежного и бесперебойного электроснабжения объектов, задействованных в проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

Источник: Посмотреть

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак рассказал о том, что за установку и поверку приборов учета будут платить не граждане, а организации.

25-05-2018

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак в интервью телеканалу НТВ рассказал о том, что за установку и поверку приборов учета будут платить не граждане, а организации.

«Такое предложение уже подготовлено. Переложить на ресурсоснабжающие, сбытовые организации, на сети — в зависимости от места установки счетчика», - сказал глава Минэнерго.

Министр энергетики также рассказал об упрощении процедуры подключения домов к энергосетям. По его словам, если подключаться к существующей линии, процесс занимает 15 дней, а если прокладывается новая линия - 80–90 дней. Раньше это занимало, в среднем, 200 дней.

Источник: Посмотреть

● ФАС России приняла участие в деятельности рабочей группы ЭРРА по вопросам развития розничных рынков электроэнергии.

22-05-2018

Представители зарубежных ведомств в сфере ценообразования признали опыт Российской Федерации одним из самых передовых.

На протяжении двух дней (10-11 мая) в г. Таллин (Эстония) участники рабочей группы ЭРРА по вопросам потребителей и розничных рынков электроэнергии на примерах своих стран привели лучшие методы тарифного регулирования. Опыт ФАС России представляла начальник отдела тарифного регулирования оптового рынка электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Светлана Багданцева.

Говоря о методах тарифного регулирования в сфере электроэнергетики, который применяет российский антимонопольный орган, представитель ФАС выделила следующие: принцип эталонных затрат, регуляторный контракт и лицензирование энергосбытовой деятельности.

«Все эти механизмы будут являться прорывными для отечественной системы ценообразования, - отметила Светлана Багданцева. - Если рассматривать каждое направление по отдельности, то стоит отметить, что с июля 2018 года тарифы с применением эталонного принципа начнут действовать для энергосбытовых компаний. С 2019 года мы планируем, что эталоны будут применяться и для электросетевого комплекса. Но на этом мы не хотим останавливаться. К 2021 году эталонный принцип может заработать для производителей электроэнергии».

Следующим направлением деятельности ФАС России в сфере электроэнергетики станет регуляторный контракт.

«Стороны такого контракта будут брать на себя обязательства: компании – обязательства по развитию и осуществлению инвестиций, а регион – установление долгосрочного тарифа. Если такое соглашение не будет исполняться, для каждой из сторон предусмотрена определенная ответственность. В перспективе этот механизм должен стать приоритетным методом регулирования. Если же контракт не заключен, то тарифы для организации должны определяться через эталон», - указала Светлана Багданцева.

Далее она отметила, что принятый в декабре 2017 года закон (о лицензировании энергосбытовой деятельности) направлен на повышение платёжной дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков, а также на стимулирование энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в том числе к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности. Эти меры положительно скажутся на потребителях, т.к. они приведут к повышению качества предоставляемых услуг. Кроме того, за несоблюдение требований по лицензированию предусмотрена ответственность, что, по мнению Светланы Багданцевой, будет предостерегать участников рынка от злоупотреблений в этой сфере. 

В рамках второго рабочего дня участники обсудили тему потребления энергоресурсов и оплаты их потребления. Светлана Багданцева разъяснила порядок расчета на розничных рынках электрической энергии в Российской Федерации и процедуру направления счетов потребителям. Участники из Литвы и Эстонии продемонстрировали работу сервисов и платежных платформ, функционирующих в этих странах.

Заключительная часть мероприятия была посвящена обсуждению различных форм взаимодействия ресурсоснабжающих (энергетических) организаций с потребителями посредством электронных систем коммуникаций на розничных рынках.

Источник: Посмотреть

ФАС России: Новые проекты альтернативной котельной могут запуститься в этом году.

22-05-2018

Вопросы привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения, в частности, в рамках альтернативной котельной осветил замруководителя ФАС России Виталий Королев на ПМЮФ-2018 в Санкт-Петербурге.

Он рассказал, что законодательная база для внедрения нового метода тарифного регулирования «альтернативная котельная» в значительной мере уже готова. Соответствующие законы уже приняты, ряд актов Правительства также уже изданы, некоторые акты будут приняты в ближайшее время. 

«Альтернативная котельная — это сплав тарифного регулирования с антимонопольным. Мы надеемся, что несколько проектов по альтернативной котельной запустится уже в этом году. Так, в ближайшее время должна заработать альтернативная котельная в г. Рубцовск Алтайского края. Внедрение альткотельной позволит создать зону практически свободную от тарифообразования», — сообщил Виталий Королев.

Как отметил замглавы ФАС, решение о переходе на альтернативную котельную в регионе должно приниматься с учетом позиций потребителей и муниципальных властей.

«Предельная цена и условия, на которых договорятся стороны о реализации этого механизма, значительно повлияет на то, как долгие годы будет себя чувствовать потребитель, и сколько он будет платить. Соответствующая норма о согласовании с властями субъекта была включена в закон. Также были включены нормы, касающиеся антимонопольного контроля. Определены его предмет и объект. Это в том числе цены и распределение тепловой нагрузки», — пояснил замруководителя ФАС.

Также Виталий Королев затронул тему модернизации объектов электроэнергетики.

«Модернизация требует больших финансовых вложений, но повышения тарифов в связи с этим быть не должно, — сообщил он. — Произойдет замещение оплаты по договорам поставки мощности. На мой взгляд, важным вопросом является, какие мощности должны попадать в программу модернизации».

По его словам, альтернативная котельная и решения, которые будут приняты по модернизации, окажут позитивное влияние на инвестиционную привлекательность рынков теплоснабжения и электроэнергетики.

«При этом данные механизмы являются взаимодополняющими и могут быть реализованы параллельно», — заключил Виталий Королев.

Источник: Посмотреть

● Замглавы ФАС России Виталий Королев: внедрение передовых конкурентных механизмов в электроэнергетике является новой повесткой развития отрасли.

25-05-2018

Замглавы ФАС в рамках Петербургского международного экономического форума рассказал о том, какие элементы позволят достичь лидерства Российской Федерации в энергетике.

«Для того чтобы обеспечить глобальное энергетическое лидерство Российской Федерации, нам следует развивать инфраструктурную часть. Её понятие можно истолковывать широко, например, это конкуренция, которая позволяет товарному рынку функционировать надлежащим образом, - сообщил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев на круглом столе «Новая энергетическая повестка. Готова ли Россия к глобальному лидерству?», который прошел в рамках Петербургского международного экономического форума. – Стоит указать, что поддержка конкуренции закреплена на самом высшем уровне - в декабре 2017 года Указом Президента утвержден Национальный план развития конкуренции, направленный, в том числе, и на её развитие в регионах. Таким образом, в Российской Федерации создана единая система развития конкуренции». 

«Если же затрагивать узкое понимание инфраструктуры, то организация функционирования сегментов рынка электроэнергетики – сетевая составляющая, генерация и сбытовая часть», - добавил замглавы ФАС.

Переходя к этим элементам рынка, Виталий Королев отметил: 

«Очевидно, что те условия, которые были созданы за последние годы, позволили показать высокую эффективность функционирования оптового рынка электроэнергии, модель которого построена на маржинальном ценообразовании и конкуренции. Одним из критериев его эффективности стало то, что цена на электроэнергию давно уже растет гораздо меньшими темпами, чем цена на газ. Здесь сказывается фактор конкуренции, который заставляет генераторов снижать стоимость электроэнергии».

«Для активного развития сетевого комплекса совместно следует внедрить регуляторные контракты, эталонный принцип, бенчмаркинг и долгосрочные тарифы. Указанные механизмы являются проконкурентными, что в полной мере отвечает требованиям о необходимости создания базы для дальнейшего развития электроэнергетики», - продолжил замруководителя службы.

«Однако стоит еще добавить, что важной частью развития являются кадры. Их целевая подготовка является приоритетным направлением ФАС России. Мы создали сеть кафедр конкурентного права, в марте этого года создана Высшая школа тарифного регулирования на базе РЭУ им. Г.В Плеханова. Специалисты, которые пройдут специализированную подготовку в соответствующих программах будут востребованы в антимонопольной службе, в региональных тарифных органах и в энергетических компаниях. Они станут огромным человеческим потенциалом, которые совершат новый виток развития отрасли», - заключил Виталий Королев.

Источник: Посмотреть

ФАС России: надо завершить переход от МУПов и ГУПов к частным поставщикам энергии и тепла.

25-05-2018

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ считает, что в России в сфере снабжения потребителей теплом и электроэнергией необходимо завершить переход от муниципальных (МУП) и государственных предприятий (ГУП) к частным, сообщил Замглавы ФАС Виталий Королев.

«Нужно завершить переход от МУПов и ГУПов к частным поставщикам энергии и тепла», - сказал Королев в ходе сессии «Новая энергетическая повестка» на ПМЭФ.

ПМЭФ-2018 проходит в Санкт-Петербурге 24-26 мая.

Источник: Посмотреть

● Карельское УФАС России оштрафовало ПАО «МРСК Северо-Запада» на 620 тыс. руб. за нарушение срока для восстановления электроснабжения потребителей (постановление по делу № 07-32-2018, опубликовано на сайте ФАС 22.05.2018).

Постановлением по делу № 07-32-2018 Карельское УФАС признало ПАО «МРСК Северо-Запада» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и наложило на компанию административный штраф в размере 620 тыс. руб.

Как установлено УФАС, компания нарушила срок для восстановления электроснабжения потребителей 3-й категории надежности электроснабжения. Из актов расследования технологического нарушения (аварии) следует, что вследствие аварийных ситуаций на сетевых объектах ПАО «МРСК Северо-Запада» было прекращено энергоснабжение потребителей на срок более 24 часов (нарушен п. 31 (6) Правил недискриминационного доступа № 861), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного в ст. 9.21 КоАП РФ.

Ввиду повторности совершенного правонарушения компания привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ссылка на постановление: Посмотреть

АО «Тываэнерго» оштрафовано на 2 млн. руб. за нарушение порядка составления акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (постановление Тывинского УФАС от 24.05.2018 по делу № А13-14.31/18).

Постановлением Тывинского УФАС России от 24.05.2018 по делу № А13-14.31/18 сетевая организация АО «Тываэнерго» признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, и на сетевую организацию наложен штраф в размере 2 058 318,10 руб.

Как следует из постановления УФАС, сетевая организация злоупотребила доминирующим положением в сфере услуг по передаче электрической энергии, в части нарушения порядка составления акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии и неправомерного предъявления безучетного потребления электроэнергии Потребителю, что привело к ущемлению его интересов  в сфере предпринимательской деятельности (нарушена ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

УФАС установлено, что сотрудниками АО «Тываэнерго» проведена проверка прибора учета электроэнергии в принадлежащем Потребителю магазине, в результате которой составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии, из которого следует, что у прибора учета Потребителя отсутствует пломба сетевой организации и пломба государственной поверки на клеммной крышке.

Однако антимонопольным органом выявлено, что при проведении проверки сетевой организацией нарушен п. 193 Основных положений № 442 (в редакции от 11.05.2017 года), согласно  которому при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать Потребитель, осуществляющий безучетное потребление электрической энергии. Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Как указано УФАС, составление АО «Тываэнерго»  акта без уведомления и в отсутствие Потребителя (уполномоченного представителя), лишает Потребителя права участвовать в составлении акта, проверять достоверность отражаемых в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.

На основании вышеизложенного, УФАС пришло к выводу, что АО «Тываэнерго» в нарушение требований Основных положений № 442 составило акт безучетного потребления электроэнергии в отношении Потребителя в его отсутствие, не пригласив и не уведомив его о дате и времени проведения проверки, чем  были ущемлены права и интересы Потребителя.

Ответственность за нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции предусмотрена в ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Штраф рассчитан Тывинским УФАС исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации услуг по передаче электрической энергии, в том числе услуг по технологическому присоединению, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Республики Тыва за 2017 год.

Ссылка на постановление: Посмотреть

ФАС России: апелляция поддержала решение суда и УФАС в отношении компаний, виновных в ограничении работы электротранспорта Ростова-на-Дону.

25-05-2018

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Ростовской области и регионального управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), уличившей ПАО «ТНС-энерго Ростов-на-Дону», МУП «РТК» и ПАО «МРСК Юга», в нарушении антимонопольного законодательства.

Как говорится в сообщении Ростовского УФАС, «ТНС-энерго Ростов-на-Дону», взаимодействуя с «МРСК Юга», инициировало ограничение энергоснабжения МУП «РТК» в связи с наличием задолженности. В результате 15 декабря 2016 года в Ростове-на-Дону была прекращена работа общественного электрического транспорта.

Ростовское УФАС установило, что «ТНС-энерго Ростов-на-Дону» имело возможность обратиться в суд для защиты своих прав, однако, вместо этого компания ограничила электроснабжение предприятия, нарушив право пассажиров на пользование городским электрическим транспортом.

Источник: Посмотреть

Верховный суд в своем определении согласился с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что затраты на содержание сетей, необходимые для снабжения электрической энергией потребителей одного субъекта РФ, не должны оплачиваться за счет средств потребителей другого смежного субъекта РФ, поскольку это будет противоречить принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (определение Верховного суда РФ от 21.05.2018 № 305-КГ18-5857).

Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФАС России от 16.11.2016 № СП/78936/16 в части расходов по транзиту электрической энергии на территорию Республики Алтай. Из пояснений Управления следовало, что при расчете тарифов для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» на 2016 год Управлением затраты на передачу электрической энергии в сети ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 179 919 000,97 руб. исключены как экономически необоснованные для потребителей Алтайского края в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ПАО «МРСК Сибири».

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2018, решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФАС России, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просило отменить судебные акты судов апелляционной инстанции и округа и оставить в силе решение суда первой инстанции от 28.04.2017.

Определением от 21.05.2018 № 305-КГ18-5857 Верховный суд отказал ФАС России в удовлетворении кассационной жалобы и признал законными судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций.

Как указано Верховным судом РФ, затраты на содержание сетей, необходимые для снабжения электрической энергией потребителей Республики Алтай, не должны оплачиваться за счет средств потребителей Алтайского края, поскольку это будет противоречить принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Расчет на оплату транзита в Республику Алтай произведен Управлением в соответствии с формулами пунктов 49 – 53 Методических указаний, при этом затраты на передачу электрической энергии в сети ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 179 919 000,97 руб. обоснованно исключены из необходимой валовой выручки для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» при расчете тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017 год по Алтайскому краю.

В сводном прогнозном балансе электрической энергии для потребителей Алтайского края отсутствует потребление для потребителей Республики Алтай. Потребление электрической энергии Республики Алтай учитывается в сводном прогнозном балансе Республики Алтай. Филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» оказываются услуги по передаче электрической энергии в сети филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в силу пункта 41 Правил недискриминационного доступа.

Расходы территориальной сетевой организации-плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг. Доходы от предоставления транзита по сетям сетевой организации-получателя и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых ею иным потребителям должны суммарно обеспечивать ее необходимую валовую выручку.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд РФ издал определение по вопросу оценки допустимости начисления процентов за просрочку уплаты промежуточных платежей (в рамках оплаты услуг по передаче электроэнергии) (определение Верховного суда РФ от 22.05.2018 № 305-ЭС18-151)

Основной вывод:

Начисление процентов за просрочку уплаты промежуточных платежей (в рамках оплаты услуг по передаче электроэнергии) незаконно.

Ключевые тезисы

- В соответствии с пунктами 8(1), 15(1), 15(3), 41, 55(1) Правил недискриминационного доступа № 861, оказание услуг по передаче электрической энергии разбивается на расчетные периоды, равные одному месяцу. Определение объема взаимных обязательств сетевой организации и потребителя услуг по передаче электроэнергии, в том числе объема оказанных услуг, и, как следствие, ее стоимости осуществляется по итогам каждого расчетного периода.

Нормативный порядок расчетов за услуги по передаче электроэнергии, оказываемые сетевой организацией отдельным видам потребителей, предусматривает в течение расчетного периода два промежуточных (авансовых) платежа (до 12 и до 27 числа месяца, за который осуществляется оплата), и окончательный платеж (до 20 числа месяца, следующего за расчетным периодом). При этом подлежащий оплате объем услуг по передаче электрической энергии при осуществлении первого и второго платежа принимается равным соответственно 30 и 40 процентам объема услуг по передаче электрической энергии за предшествующий расчетный период, тогда как фактический объем оказанных услуг определяется только по истечении расчетного периода и оплачивается третьим платежом (пункт 15(3) Правил недискриминационного доступа № 861).

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

- Для целей расчета юридический факт оказания услуг по передаче электрической энергии возникает по окончании расчетного периода в момент фиксации фактического объема оказанных услуг, а предусмотренная законом ответственность в виде уплаты неустойки наступает в случае просрочки оплаты фактически оказанных услуг.

Поскольку объем услуг по передаче электрической энергии ни к 12, ни к 27 числу текущего периода регулирования не подлежал фиксации и не был зафиксирован и обязанность потребителя оплатить промежуточные платежи, исчисленные от объема оказанных услуг в предшествующем расчетном периоде, не корреспондировала обязанности сетевой организации оказать к указанным датам в течение текущего расчетного периода конкретный объем услуг по передаче электрической энергии, несвоевременное осуществление первого и второго платежей по смыслу вышеприведенных законоположений не является достаточным основанием для привлечения потребителя к ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике за несвоевременную оплату оказанные им услуги по передаче электрической энергии. Следовательно, у судов отсутствовало основание для взыскания неустойки за несвоевременное внесение промежуточных платежей со ссылкой на пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Верховный суд Российской Федерации подтвердил легитимность действий Комитета по тарифному регулированию Мурманской области.

25-05-2018

В соответствии с Основами ценообразования в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ, региональный комитет по тарифному регулированию в декабре 2016 года произвел корректировку размера необходимой валовой выручки крупнейшей электросетевой компании Мурманской области АО «МОЭСК» в связи с неисполнением организацией инвестпрограммы в течение года.

Указанные действия комитета были оспорены АО «МОЭСК» в Мурманский областной суд, а в дальнейшем – в Верховный суд Российской Федерации.

24 мая Верховный суд Российской Федерации постановил свой вердикт: действия комитета о корректировке необходимой валовой выручки АО «МОЭСК» проведено комитетом в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Председатель комитета Владимир Губинский, принимавший непосредственное участие в судебном процессе, обращает внимание сетевых компаний региона, что аналогичные действия по корректировке необходимой валовой выручки при неисполнении инвестпрограммы в течение года будут проводиться комитетом и в дальнейшем.

Источник: Посмотреть