Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (19.02.2018-25.02.2018)

25 февраля 2018
● В единый реестр проверок будет подлежать включению информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом.
 
Федеральным законом от 19.02.2018 № 17-ФЗ внесены изменения в статью 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
 
Предусмотрено, что в единый реестр проверок подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
 
Начало действия документа - 19.08.2018.
 
●Уточнены полномочия ФАС России в области регулирования тарифов на электроэнергию.
 
Постановлением Правительства РФ от 17.02.2018 № 168 «О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе» уточнено, что ФАС России устанавливает, в том числе цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, в целях обеспечения потребления электрической энергии потребителями, не относящимися к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей.
 
Из перечня полномочий ФАС России исключено установление надбавки к цене на мощность и (или) к равновесной цене на электрическую энергию в целях частичной компенсации стоимости мощности и (или) электрической энергии субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территориях субъектов РФ, не имеющих административных границ с другими субъектами РФ и не относящихся к территориям островов.
 
Начало действия документа - 28.02.2018.
 
● Определены правила присвоения объектам критической информационной инфраструктуры категорий значимости.
 
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 № 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений»определены правила присвоения объектам критической информационной инфраструктуры (социальной, политической, экономической, экологической, оборонной, безопасности и правопорядка) категорий значимости.
 
Документ распространяет свое действие на субъектов критической информационной инфраструктуры, в том числе на российские юридические лица, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере энергетики.
 
Категорирование включает в себя:
 
- выявление управленческих, технологических, производственных, финансово-экономических и иных процессов, нарушение или прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка;
 
- определение указанных процессов в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры;
 
- определение объектов критической информационной инфраструктуры, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, или осуществляют управление ими, их контроль или мониторинг;
 
- формирование перечня объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию;
 
- оценку в соответствии с перечнем показателей критериев значимости масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры (перечень утвержден настоящим Постановлением);
 
- присвоение каждому из объектов критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо принятие решения об отсутствии такой необходимости.
 
Для проведения категорирования решением руководителя субъекта критической информационной инфраструктуры создается комиссия по категорированию.
 
Устанавливаются 3 категории значимости. Для каждого показателя критериев значимости, для которого установлено более одного значения (территория, количество людей), оценка производится по каждому из значений показателя, а категория присваивается по наивысшему значению. Максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения перечня соответствующих объектов. Решение комиссии по категорированию оформляется актом.
 
Субъект критической информационной инфраструктуры не реже чем один раз в 5 лет осуществляет пересмотр установленной категории значимости.
 
Начало действия документа - 21.02.2018.
 
●Законопроект о долгосрочных тарифах в изолированных энергосистемах принят в 1 чтении.
 
21-02-2018
 
Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко представил законопроект № 323951-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии» на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации.
 
Согласно документу регионы смогут устанавливать тарифы в территориальных изолированных системах сроком не менее пяти лет для энергопринимающих устройств потребителей, если такие устройства введены в действие после 1 июля 2017 года.
 
По словам Вячеслава Кравченко, существующая сегодня норма, когда на территориях технологически изолированных систем тарифы на электроэнергию устанавливается сроком на один год, не способствует заключению долгосрочных договоров между производителями и потребителями. «Это не добавляет стабильности, и в нашем понимании, создает препятствие для реализации крупных инвестиционных проектов», - отметил замминистра. Он также добавил, что в случае принятия документа инвестиционная привлекательность соответствующих территорий будет существенно увеличена.
 
За принятие законопроекта проголосовали 366 депутатов Государственной Думы.
 
Справочно:
 
К технологически изолированным системам относятся электроэнергетическая система Камчатского края («Камчатскэнерго»), электроэнергетическая система Магаданской области («Магаданэнерго»), западный и центральный районы электроэнергетической системы республики Саха (Якутия) («Якутскэнерго»), система Сахалинской области, система Чукотского автономного округа, электроэнергетическая система Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
 
●Россияне смогут заключать договор с поставщиками ресурсов без вмешательства управляющих компаний.
 
22-02-2018
 
На рассмотрении Госдумы находится законопроект о прямых договорах между потребителями жилищно-коммунальных услуг (к числу которых относится электроснабжение) и ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, парламентарии предлагают избавить жильцов от алчных посредников - управляющих компаний. Поставщикам ресурсов, в свою очередь, могут вменить обязанность устанавливать счетчики. И не только общедомовые, но и индивидуальные. От посреднических услуг добросовестных УК можно не отказываться - здесь право выбора остается за собственниками жилья. По словам главы Минстроя Михаила Меня, в обязательном порядке эта мера будет применяться к тем домам, где компании просрочили платежи на очень серьезный срок и накопили задолженность.
 
Собственникам будет предоставлено право принимать решение о переходе на прямые договоры на общем собрании. У ресурсоснабжающей компании будет право попросить отложить такой переход, но на три месяца: для того, чтобы подготовить всю необходимую инфраструктуру для начисления платежей.
 
Правительство уже поддержало новый законопроект. По поручению Президента, в марте 2018 года документ должен быть принят. Возможность заключения прямых договоров с организациями у жителей появится с 1 апреля текущего года, сообщает «РГ».
 
● 19.02.2018 открыт для публичного обсуждения текст проекта приказа Минэнерго России «Об исключении объекта электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть».
 
Проектом приказа предполагается исключить из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, объект электросетевого хозяйства «ВЛ 220 кВ «БК-2 – Перевал – Широкая».
 
Объект исключается из ЕНЭС на основании заявления ПАО «ФСК ЕЭС» в связи с его реконструкцией и образованием двух новых объектов электросетевого хозяйства в ходе реализации титула инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС» «ПС 220 кВ «Звезда» с заходами ВЛ 220 кВ Береговая-2 – Звезда. Корректировка».
 
Разработчик – Минэнерго России
 
Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативно правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
 
ID проекта: 01/02/02-18/00078430
 
● 19.02.2018 открыт для публичного обсуждения текст проекта приказа Минэнерго России «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть».
 
Проектом приказа предусматривается внесение новых объектов в реестр ЕНЭС на основании заявлений от ПАО «ФСК ЕЭС»:
 
- ВЛ 220 кВ Широкая – Перевал (в составе объекта «ВЛ 220 кВ «БК-2 – Перевал – Широкая»).
 
- ВЛ 220 кВ Звезда – Перевал (в составе объектов: «ВЛ 220 кВ «Звезда – Перевал (заход на ПС 220 кВ «Звезда»)» и «ВЛ 220 кВ «БК-2 – Перевал – Широкая»).
 
- ВЛ 220 кВ Береговая-2 – Звезда (в составе объектов: «ВЛ 220 кВ Береговая-2 – Звезда (заход на ПС 220 кВ «Звезда»)» и «ВЛ 220 кВ «БК-2 – Перевал – Широкая»).
 
- ПС 220 кВ «Звезда».
 
Разработчик – Минэнерго России
 
Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативно правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
 
ID проекта: 01/02/02-18/00078429
 
●ФАС положительно относится к консолидации «Россетями» региональных сетевых компаний.
 
19-02-2018
 
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) положительно относится к консолидации региональных электросетевых компания на базе госхолдинга «Россети», рассказал РИА Новости замглавы ФАС Виталий Королев.
 
«Консолидация описана в стратегии развития «Россетей», это закреплено решением президента и правительства. В этом смысле здесь совершенно понятный тренд, и мы к нему относимся положительно, тем более что здесь рынок монопольного характера, конкуренции никакой нет, тем более что мы даже уже внедрили стандартизированные ставки, единые ставки за техприсоединение во всем регионе, какая бы сетевая компания не оказывала эту услугу. Конкуренция даже в этой части не существует», - прокомментировал Королев.
 
По его словам, основной вопрос заключается в эффективности работы электросетевых компаний.
 
«Есть компании, которые значительно менее эффективны и у них гораздо более высокий тариф, чем у МРСК (межрегиональные сетевые компании, входят в «Россети» - ред.). Такие компании, безусловно, должны двигаться в сторону повышения эффективности и получать тариф не выше, чем МРСК», - сообщил Королев.
 
Он отметил, что нормальная история и когда «Россети» получают региональные сетевые компании в управление.
 
 «У «Россетей», как мне кажется, не так много свободных средств на приобретение этих компаний, потому что у них тарифный денежный поток. Есть, конечно, допсервисы определенные, но надо понять, насколько значим этот поток и позволяет ли он приобретать что-то дополнительно. Но консолидация с точки зрения повышения эффективности и обеспечения того, чтобы потребитель знал, к кому ему обращаться в случае аварий, обеспечения нового техприсоединения - более правильный и более понятный сюжет, потому что мелкие сетевые компании не обладают надлежащей базой для проведения ремонтов оперативных, устранения аварий и так далее», - прокомментировал Королев.
 
●ФАС РФ хочет предложить типовой контракт по долгосрочным тарифам для электросетей.
 
19-02-2018
 
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет предложить типовую форму регуляторных контрактов, которые позволят устанавливать в регионах долгосрочные тарифы для электросетей, сообщил замглавы ФАС Виталий Королев РИА Новости в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи.
 
По его словам, в подготовленном Минэнерго проекте закона о регуляторных контрактах предполагается, что с заключением контракта между регионом и компанией не надо больше соотносить ее тарифное регулирования с существующей нормативной базой.
 
«Когда Минэнерго говорит о том, что давайте мы отменим в этой связи все законодательные ограничения и все остальное, это выглядит странно. Более того, на фоне этого диалога с министерством энергетики мы хотим предложить типовую форму регуляторного контракта. Потому что если регион будет принимать регуляторный контракт, отменяя тем самым регулирование любыми другими нормативными актами тарифного регулирования, мы получим по количеству сетевых компаний регуляторные соглашения, которые ничего общего не будут иметь друг с другом», - прокомментировал Королев.
 
«В конце концов, мы должны будем их проанализировать, дать какую-то оценку. Сначала ФАС даст оценку, потом в суд пойдем давать оценку», - пояснил замглавы ФАС.
 
По его словам, ФАС не хочет выступать третьей стороной в регуляторных соглашениях. Служба хочет выступать ведомством, наподобие Минюста, которое будет регистрировать соглашения и, «может быть, анализировать их на предмет законности».
 
Как отметил Королев, при типовой форме регуляторных контрактов регионы и компании смогут устанавливать их конкретные параметры: инвестиционные обязательства компаний и обязательства по индексации тарифов со стороны регионов.
 
● ФАС РФ против включения дивидендов в долгосрочные тарифы для электросетей.
 
19-02-2018
 
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступает против включения дивидендной составляющей в долгосрочные тарифы для электросетей, сообщил РИА Новости замглавы ФАС Виталий Королев в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи.
 
 «Мы против дивидендов в тарифе, во-первых. Во-вторых, в этом смысле есть позиция правительства, она зафиксирована решениями вице-премьера Аркадия Владимировича Дворковича, который сказал, что не должно быть в тарифах дивидендов. Они могут платиться из чистой прибыли, очищенной в том числе от планируемых затрат на этот период времени. Например, получив деньги за техприсоединение, нужно вычесть из этих денег то, что вы потратите объективно или то, что вы уже потратили только с дельты, с реальной чистой прибыли, заплатить», - ответил Королев на вопрос о позиции ведомства относительно включения дивидендной составляющей в долгосрочные тарифы для электросетей.
 
15.02.2018 замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко говорил, что Минэнерго не исключает возможности включения в долгосрочные тарифы для электросетей «достаточно маленькой» дивидендной составляющей, чтобы стимулировать сети повышать эффективность работы и за счет этого платить дивиденды.
 
 
●ФАС одобрила ходатайство UC Rusal о приобретении доли «Русгидро» в ИЭСК.
 
19-02-2018
 
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство UC Rusal о приобретении доли «Русгидро» в Иркутской электросетевой компании (ИЭСК). Об этом заявил заместитель руководителя ФАС Виталий Королев на Российском инвестиционном форуме в Сочи, передает «Интерфакс».
 
Ходатайство одобрено с предписанием, потому что у компаний совмещение с генерацией, уточнил Королев. «Мы им прЯкорьедписали осуществить мероприятия, направленные на то, чтобы они соблюдали запрет на совмещение видов деятельности. Но «Русгидро» мы очистили от сетевой части», - объяснил он.
 
Кроме того, ФАС сообщила, что удовлетворила ходатайство UC Rusal о приобретении 42,75% акций ИЭСК. Компании предписано уведомить антимонопольную службу о сделке в течение 10 дней, а также в течение года с момента сделки не совмещать деятельность по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
 
 
● Нижегородское УФАС оштрафовало «МРСК Центра и Приволжья» на 600 тыс. рублей.
 
20-02-2018
 
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области оштрафовало ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 600 тыс. рублей за нарушение порядка подключения (техприсоединения), говорится в пресс-релизе УФАС.
 
УФАС признало сетевую организацию виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
 
В пресс-релизе сообщается, что ООО «ВИП Статус» направило в «МРСК Центра и Приволжья» заявку на технологическое присоединение для увеличения мощности энергопринимающих устройств на строящемся в Сосновском районе детском оздоровительном лагере. Сетевая компания подготовила проект договора, согласно которому плата за техприсоединение составляет 21,17 млн. рублей. «МРСК Центра и Приволжья» объяснила высокую стоимость подключения отсутствием свободных мощностей на ближайшей подстанции «Сосновская», в связи с чем необходимо строительство линии от подстанции «Лесуново». Однако указанные доводы не нашли своего подтверждения.
 
 
●Замглавы ФАС Виталий Королев: мы проведем новую государственную политику по развитию конкуренции в сфере электроэнергетики.
 
23-02-2018
 
 «В конце декабря 2017 года Указом Президента Российской Федерации был утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 гг. Отмечу, что он является документом стратегического планирования, который определил основные направления государственной политики по развитию конкуренции», - открыл заседания Экспертных советов в сфере электроэнергетики и ЖКХ замглавы ФАС Виталий Королев.
 
«Нам будет необходимо утвердить план мероприятий по развитию конкуренции на 2018 – 2020 годы в электроэнергетике с определением перечней ключевых показателей», - продолжил замглавы ФАС.
 
В своем выступлении он также отметил работу антимонопольного ведомства по включению советов потребителей в деятельность Правления ФАС России. Он также подчеркнул, что Национальный план развития конкуренции напрямую закрепил полномочия совета потребителей.
 
Переходя к планам антимонопольного ведомства по развитию конкуренции, в первую очередь, он выделил внедрение механизмов двухсторонних договоров купли-продажи электрической энергии между оптовым производителем и розничным потребителем.
 
«Почему это важное мероприятие? Если мы будем стимулировать эти двусторонние договоры, то мы в значительной степени сможем говорить о том, чтобы вопросы купли-продажи мощности могли быть переведены на конкурентную основу», - добавил Виталий Королев.
 
«Мы также намерены упростить доступ потребителей на оптовый рынок электрической энергии за счет механизма единой ГТП¹.Это позволит снизить барьеры для выхода на оптовый рынок потребителей электроэнергии, - продолжил он. - Еще значимым предложением является укрупнение зон свободного перетока. Чем они крупнее, тем больше в них участников и это означает, что выше конкуренция на соответствующих рынках».
 
Замглавы отдельно остановился и на сфере тарифного регулирования.
 
«В этой части мы будем исключать случаи тарифной дискриминации. После передачи полномочий тарифного регулирования в ФАС России эти примеры стали «экзотическими», т.е. их сейчас не так много, но был период, когда их было достаточно много. Если сетевые компании работают в схожих условиях, то и тарифы должны быть сопоставимы. Бывали случаи, когда они отличались существенно. Некоторые компании получали тариф намного выше, чем такие же организации, находясь в сопоставимых условиях. Такая ситуация вызывала определенную озабоченность. В частности, в сибирском регионе. Сейчас ситуация изменилась в положительную сторону. Но кое-где такие случаи есть. Мы будем дорабатывать этот момент», - указал Виталий Королев.
 
В ходе Экспертного совета выступил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев. Он сообщил участникам заседания, что служба подготовила изменения в порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
 
«Эти изменения обусловлены, в том числе цифровизацией процессов. Принятие поправок позволит упростить взаимодействие между регулируемыми, инфраструктурными организациями и органами исполнительной власти, а также повысит точность принимаемых решений при формировании сводного прогнозного баланса», - заключил Дмитрий Васильев.
 
Кроме того, в рамках Экспертного совета выступил директор Высшей школы тарифного регулирования РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Беляев с информацией о школе и программе обучения.
 
Справка:
 
¹ «Группа точек поставки (ГТП)» - одна или несколько точек в электрической сети (точек поставки), относящихся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, в отношении которого участником оптового рынка осуществляется купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, или ограничивающих территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке осуществляется только одним участником оптового рынка, и используемых для определения и исполнения обязательств, связанных с поставкой и оплатой электрической энергии и (или) мощности.