Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (18.12.2017-24.12.2017)

25 декабря 2017

● Внесены изменения в Порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства (Приказ Ростехнадзора от 24.11.2017 № 495 «О внесении изменений в Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 января 2013 г. № 9» (Зарегистрирован в Минюсте  19.12.2017 за№ 49301)).

Вышеуказанный приказ принят в целяхприведения Порядка согласования границ охранных зон в соответствие с постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Приказом установлено, что результаты  согласования  границ охранных зонобъектов электросетевого хозяйства сетевых организаций направляются территориальным органом Ростехнадзора в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для принятий решения о внесении сведений о границах охранной зоны в Единый государственный реестр недвижимости.

Кроме этого, рассматриваемым приказом изменен перечень документов, представляемый сетевой организацией и необходимый для согласования границ охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.Так, сетевой организации для согласования границ охранной зонынеобходимо представить в территориальный орган Ростехнадзора, помимооформленного в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку заявления, по каждому объекту электросетевого хозяйства следующие документы:

- опись документов по прилагаемой форме согласно приложению№ 2 к настоящему Порядку;

- информацию о технических характеристиках объекта электросетевого хозяйства, в отношении которого устанавливается охранная зона, по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку;

- сведения, подтверждающие наличие записи о государственной регистрации прав на объект недвижимости (в случае если такие права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения  объектом электросетевого хозяйства);

- подготовленные в электронной форме текстовые и графические описания  местоположения границ охранной зоны, перечень координат  характерных точек границ таких зон (в виде электронного документа в формате XML, подписанного усиленной квалифицированной  электронной подписью подготовившего их лица) (далее – XML-документ, содержащий описание местоположения границ охранной зоны);

- документ на бумажном носителе, который визуально воспроизводит вышеуказанные сведения  о границе охранной зоны и на графической части которого красными сплошными линиями  нанесены такие границы (далее – карта (план) охранной зоны).

Ссылка на документ: Посмотреть

Одобрены все справочники НДТ в сфере компетенции Минэнерго России.

19.12.2017

В Минпромторге России прошло заседание Межведомственного совета (МВС) по переходу на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и внедрению современных технологий, созданного в целях подготовки предложений по совершенствованию государственного стимулирования и поддержки российской промышленности при внедрении современных технологий в наиболее значимых отраслях промышленности. Мероприятие состоялось под руководством председателя МВС, заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василия Осьмакова и сопредседателя МВС, Первого заместителя Министра энергетики Российской Федерации Алексея Текслера. В заседании приняли участие руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, представители федеральных министерств и ведомств, научного и экспертного сообщества.

«Для системного и последовательного перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ Минэнерго России инициативно и заблаговременно приступило к реализации комплекса работ, необходимого как для достижения природоохранных целей, так и для стимулирования компаний к внедрению передовых технологических решений», – отметил в своем выступлении Алексей Текслер. Первоочередным этапом в процессе перехода на принципы НДТ стало утверждение информационно-технических справочников, а ключевым приоритетом для Минэнерго России во всем комплексе работ – обеспечение баланса в решении задач защиты окружающей среды и недопущения избыточной нагрузки на предприятия ТЭК.

Разработка справочников НДТ в сфере компетенции Минэнерго России велась с 2015 года, и на текущий момент уже утверждены пять справочников НДТ в сферах добычи нефти, газа, переработки нефти, природного и попутного газа, добычи и обогащения угля, а также один межотраслевой справочник по энергоэффективности. В рамках заседания МВС был одобрен к утверждению последний разработанный Минэнерго России совместно с Бюро НДТ справочник НДТ в сфере электроэнергетики. Он направлен на внедрение современного отечественного оборудования, модернизацию, повышение энергетической и экологической эффективности электростанций, прежде всего угольных.

Алексей Текслер подчеркнул, что ведомство уделяет особое внимание поддержке модернизации действующих объектов электроэнергетики и сооружению новых генерирующих мощностей. В этой связи первый замглавы ведомства предложил увязать действия по переходу на НДТ с разрабатываемыми механизмами модернизации и реконструкции объектов генерации. «Это, на наш взгляд, лучший вариант и для потребителей, и для генерирующих компаний. Такой подход позволит обеспечить эволюционный рост экологической эффективности предприятий энергетики и избежать роста тарифов и необоснованной нагрузки на отрасль», – заявил он. МВС поддержал данное предложение. По итогам заседания оно будет направлено в Правительство Российской Федерации.

Утверждение справочника НДТ в сфере электроэнергетики должно быть завершено до конца 2017 года. Практический переход на принципы НДТ в отраслях ТЭК планируется начать в 2019 году.

Справочно:Порядок перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ разработан во исполнение Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также соответствующих подзаконных нормативных актов, и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 2178-р.

Приказом Минпромторга России от 07.05.2014 № 861 образован Межведомственный совет по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий. Заместителем Председателя Межведомственного совета является Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Алексей Текслер.

В рамках перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ Минэнерго России совместно с Бюро НДТ разработаны шесть информационно-технических справочников (ИТС) НДТ и один межотраслевой справочник по НДТ по энергоэффективности.

29 сентября 2017 г. приказом Росстандарта № 2060 утвержден ИТС «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности».

Источник: Посмотреть

● 22.12.2017 Государственной Думой РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности», направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков.

Федеральный закон разработан в целях стимулирования энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в том числе к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности.

Федеральным законом вносятся следующие изменения в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

- устанавливается, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным ПравительствомРоссийской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- предусматривается, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования энергосбытовой деятельности, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике»;

- определяются основные лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности, и Правительству Российской Федерации предоставляютсяполномочия по установлению дополнительных лицензионных требований, в том числе требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдения финансовой дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков;

- устанавливается, что контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- предусматривается, что положением о лицензировании энергосбытовой деятельности могут быть предусмотрены отдельные требования для получения  лицензий для осуществления энергосбытовой деятельности на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, неценовые зоны оптового рынка, на территориях технологически изолированных  территориальных электроэнергетических систем, а также для территориальных сетевых организаций, осуществляющих функции гарантирующего поставщика;

- определяется порядок формирования и актуализации реестров информации, содержащих сведения о лицензировании энергосбытовой деятельности (выданных и аннулированных лицензиях, сведения о лицензиатах, о должностных лицах лицензируемых организаций и т.д.).

Кроме того, указаннымФедеральным законом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за следующие действия:

- осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии;

- осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией;

- невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

Ссылка на ФЗ: Скачать

● 20.12.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров об осуществлении технологического присоединения и договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии отдельными категориями потребителей».

Проект постановления Правительства РФ разработан в целях  уменьшения количества этапов взаимодействия заявителя с сетевыми организациями и поставщиками электрической энергии в процессе заключения договора, обеспечивающего поставку электрической энергии (мощности) на розничном рынке, до завершения мероприятий по технологическому присоединению и сроков его заключения.

Проект  изменит существующую процедуру заключения договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств и договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)). В частности, существенно изменяется процедура технологического присоединения для заявителей, указанных в пункте 12 (1) и 14 Правил технологического присоединения (в отношении которых в соответствии с настоящими Правилами плата заявителя за технологическое присоединение составляет 550 рублей).

Проектом установлено, что действие договора между сетевой организацией и заявителями, указанными в пункте 12 (1) и 14 Правил технологического присоединения (в отношении которых в соответствии Правилами технологического присоединения плата заявителя за технологическое присоединение составляет 550 рублей), не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме. Наличие заключенного между таким заявителем и сетевой организацией  договора подтверждается документом об оплате этим заявителем счета, выставленного сетевой организацией и содержащего стоимость (часть стоимости) мероприятий по технологическому присоединению.

Также проект постановления вводит новую обязанность сетевой организации в отношении заявителей, указанных в пункте 12 (1) настоящих Правил, по обеспечению за счет сетевой организации установки и допуска в эксплуатацию приборов учета, а также в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14, - по обеспечению сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

Документооборот с заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил, по вопросам технологического присоединения согласно проекту будет осуществляться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» через  личный кабинет заявителя. 

Аналогичные изменения вносятся в соответствующие пункты Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/11-17/00075641

Ссылка: Посмотреть

ФАС в СМИ: Эталон: от сбытов к сетям.

22-12-2017

Среди главных позитивных событий года в регулируемом секторе электроэнергетики эксперты рынка единодушно называют переход к методу эталонных затрат.

Первый вариант «эталонов» будет внедрён при расчёте надбавок для сбытовых компаний уже с 1 июля 2018 года. ФАС в качестве своего главного достижения презентовала утверждённую методику расчёта надбавок на финальной «энергетической» встрече года у президента Владимира Путина 14 ноября. Следующие в очереди на «опрозрачивание» тарифов - сетевые компании. ФАС обещает перевести «Россети» и остальных игроков рынка на методику эталонных затрат уже в тарифном сезоне - 2019. Взамен госхолдингу обещаны долгосрочные сетевые тарифы, которые позволят более грамотно планировать инвестиционные программы.

Идея перехода на метод унифицированных (эталонных) затрат при расчёте надбавки энергосбытовых компаний обсуждалась ещё во время существования ныне ликвидированной Федеральной службы по тарифам и перешла «по наследству» Федеральной антимонопольной службе (ФАС). В 2016 году антимонопольщики подготовили проект соответствующего постановления и планировали в октябре внести его на утверждение в правительство. Тогда новая методика могла бы применяться при утверждении тарифов уже на этот год. Однако из-за разногласий заинтересованных сторон, прежде всего сбытовых компаний и ФАС, окончательное решение было отложено. Весной ФАС вновь анонсировала утверждение решения, в итоге, постановление правительства было подписано 21 июля. В конце ноября был опубликован приказ ФАС, утвердивший новую схему расчёта эталонной сбытовой надбавки.

Основная задача метода унифицированных затрат - повышение прозрачности тарифообразования и стимулирование энергосбытов к повышению эффективности, по сути, на принципах советского хозрасчёта. Пока доходы сбытов рассчитываются по методике «затраты плюс»: надбавка прямо пропорциональна затратам, в том числе, цене покупки электроэнергии на оптовом рынке. Так что энергосбытовым компаниям выгоднее покупать электроэнергию дороже, экономия же, напротив, приводит к снижению тарифа и собственных доходов. Сбытам пока также невыгодно оптимизировать эксплуатационные затраты (на аренду помещений, оплату труда и т.п.), от которых зависит тариф. Новая методика предполагает расчёт надбавок энергосбытовой компании исходя из унифицированной величины затрат на 1 кВт/ч. При этом, сокращая свои затраты относительно эталона, компания сможет оставлять у себя сэкономленные средства. Цена покупки электроэнергии на оптовом рынке будет транслироваться напрямую потребителю, в этой ситуации, чем дешевле гарантирующий поставщик приобретёт электроэнергию, тем привлекательнее будут его услуги для потребителей.

В самой надбавке станут учитываться как постоянные затраты (на содержание и аренду помещений, оплату труда, печать и доставку платёжных документов, организацию работы кол-центров и взаимодействия через Интернет), так и переменные, связанные с обслуживанием заёмных средств и созданием резервов по сомнительным долгам, поясняет замначальника управления регулирования электроэнергетики ФАС Сергей Дудкин. Эталонный размер постоянных и переменных затрат будет определён для каждой точки поставки. К эталонным затратам будут применяться региональные коэффициенты (с учётом удалённости) и коэффициенты масштаба (чем больше точек поставок у гарантирующего поставщика (ГП), тем ниже коэффициент).

Ещё один ключевой момент - введение в эталонную надбавку гарантированной предпринимательской прибыли в размере 1,5% от необходимой валовой выручки (НВВ) сбытов за вычетом сетевой и инфраструктурной составляющей. Сейчас тариф ГП рассчитывается исходя из НВВ, которая не включает расчётную предпринимательскую прибыль. Финансовые поступления по новой строке будут оставаться в распоряжении сбытовой компании и могут увеличиваться на сэкономленную от оптимизации затрат сумму или уменьшаться, если фактические затраты превысили эталонные. Система с учётом предпринимательской прибыли вместо НВВ уже действует при расчёте тарифов по другим коммунальным услугам (водоснабжению, теплоснабжению и др.).

Среди принципиальных достоинств методики эталонных затрат аналитики энергорынка называют, прежде всего, стабилизацию и предсказуемость как тарифов, так и тарифной выручки сбытов. Это, в частности, сделает финансовую модель их работы более прозрачной, облегчит кредитование сектора и т.д.

- «Эталоны будут устанавливаться нами в методике и будут носить числовой характер», - отмечал в ноябре в интервью «Коммерсанту» замглавы ФАС Виталий Королёв. –«В дальнейшем они будут корректироваться на прогноз социально-экономического развития РФ. И в этом смысле не будет необходимости пересматривать её часто. Это придаст определенную стабильность предпринимательскому сообществу. Мы уже достаточно уверенно можем сказать, что в прогноз на 2018 год попадет довольно сдержанная инфляция - около 4%. И это ещё один факт в пользу того, что в среднесрочном горизонте у нас надбавка будет стабильной, она будет сопоставима с прогнозом инфляции. А вот САРЕХ, то есть инвестпрограмму, будут корректировать в ежегодном режиме, как это было и раньше».

Полезность методики для сектора в целом признавали и ключевые игроки сбытового рынка.

- «Метод эталонов имеет право на существование, он себя хорошо проявил при разработке договоров предоставления мощности (ДПМ)», - говорил в ходе весенней дискуссии о запуске механизма эталонных затрат президент «Русэнергосбыта» Михаил Андронов. –«Там тоже была разработана эталонная стоимость, которая учитывала территориальные особенности, тип производства энергии и так далее. Мы понимаем, что сбыту наличие эталонов позволит работать с издержками более эффективно».

Сальдированный эффект от нового метода тарифообразования в сбытовом сегменте составит минус 12,65 млрд. рублей для потребителей за три года, подсчитали в ФАС. Снижение НВВ составит 14,3 млрд. рублей, повышение - 1,7 млрд. рублей.

Наиболее спорными оказались вопросы переходного периода. Первоначально ФАС предлагала растянуть возможное повышение ставок до эталона на пять лет, а превышение вводимых потолков затрат «обрезать» сразу же. Это вызвало ожидаемую критику со стороны сбытового сообщества. В ходе согласования был выбран компромиссный вариант: те, у кого текущие надбавки ниже эталона, будут доходить до надбавки три года, а те, у кого выше, будут опускаться в течение двух лет.

- «График повышения утверждается губернатором. Если губернатор этой обязанностью пренебрег, то у него в регионе произойдет резкое повышение надбавок за один год. Иными словами, губернатор и субъекты должны быть сильно мотивированы утверждать эти графики», - отмечал в ноябре в интервью «Коммерсанту» замглавы ФАС Виталий Королёв.

Еще одним трудным вопросом стал порядок учёта региональной специфики при унификации затрат энергосбытов. В настоящее время размер сбытовой надбавки может различаться на порядок - от 0,04-0,06 рубля за кВт/ч в Дагестане до 0,61 рубля в республике Марий Эл. ФАС предложила систему специальных коэффициентов, такой подход поддержали в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (Ассоциация ГП и ЭСК). Оценить, как на практике изменятся сбытовые тарифы в конкретных регионах и насколько система расчётов сбалансирована, можно будет в ближайшее время после завершения расчётов в конкретных регионах.

На сбытовой надбавке для гарантирующих поставщиков, которая составляет до 5% в цене электроэнергии и меньше 1% в итоговой платежке, ФАС обкатывает работу по эталонам в целом в электроэнергетике. В дальнейшем метод эталонных затрат планировалось распространить и на сетевые услуги, оплата которых составляет до 60% конечного платежа потребителя. Переход к новому методу мог затянуться: сетевые компании не педалировали процесс, длительный анализ результатов в сбытовом сегменте и споры вокруг нюансов внедрения в сетях могли серьёзно затормозить процесс. Но процесс неожиданно ускорили кадровые перестановки в «Россетях».

Сменивший Олега Бударгина Павел Ливинский менее чем через два месяца после назначения шокировал рынок, допустив возможность прекращения дивидендных выплат «Россетями». Такой вариант ставил крест на «Россетях» как рыночном игроке, способном привлекать инвестиции. Пресс-служба холдинга постаралась «разъяснить» и сгладить слова главы «Россетей». В Минэнерго заявление также не вызвало воодушевления, но власти предложили ускорить другой давно обсуждавшийся шаг на пути повышения финансовой устойчивости всей бизнес-модели «Россетей» - ввести систему долгосрочного сетевого тарифа. Гарантированный размер тарифа, а не выручки, с одной стороны, сделает доходную базу сетевой компании более прозрачной, что скажется на её инвестиционной привлекательности, поясняли логику решения в Минэнерго. А с другой - будет вынуждать сетевиков к оптимизации затрат и более эффективному вложению гигантских средств, «осваиваемых» в рамках инвестпрограмм. На этом фоне ускорение процесса внедрения эталонных затрат выглядит логичным.

В сетевом секторе при внедрении эталонов выделяется ряд особенностей. Тарифный разброс между регионами составляет до 12 раз - от 12 тыс. рублей на условную единицу в год в Калмыкии до 131 тыс. рублей в Тюмени.

«Не всегда это объясняется природными факторами - это чаще история того, как тарифный орган наращивал тариф», отмечал Виталий Королёв.

При этом, по предварительным оценкам ФАС, 46% сетей сейчас обслуживаются по тарифам, попадающим в средние значения, в остальных случаях ставки надо или снижать, или, наоборот, увеличивать.

Необходимую нормативную базу для внедрения эталона в сетевом тарифообразовании ФАС должна подготовить к третьему кварталу 2018 года, нововведения приведут к изменениям в платёжках потребителей с 1 июля 2019 года. Процесс согласования нюансов наверняка будет непростым, цена вопроса - десятки миллиардов рублей в год.

Источник:Посмотреть

ФАС в СМИ: Путин подписал указ о госполитике по развитию конкуренции.

22-12-2017

Президент России Владимир Путин подписал указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», сообщила пресс-служба Кремля.

«В целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности постановляю считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности президента РФ, Федерального Собрания РФ, правительства РФ, Центрального банка РФ, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления», - говорится в опубликованном пресс-службой тексте указа.

Документ определяет цели совершенствования госполитики по развитию конкуренции, а также основополагающие принципы госполитики по развитию конкуренции.

Путин также постановил утвердить прилагаемый Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018 - 2020 годы и поручил правительству РФ осуществлять координацию выполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

Президент поручил высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Что касается сферы естественных монополий, то здесь запланирована работа по дальнейшему исключению тарифной дискриминации, а также по повышению прозрачности и долгосрочности тарифного регулирования.

В документе также содержатся рекомендации Путина Верховному суду РФ, Генпрокуратуре, органам местного самоуправления, Национальному совету при президенте РФ по профессиональным квалификациям, Министерству образования и науки, Общественной палате РФ, а также саморегулируемым организациям, общественным организациям, профессиональным союзам и советам потребителей.

Ссылка на указ: Скачать

Источник: Посмотреть

УФАС по Краснодарскому краю оштрафовало ПАО «Кубаньэнерго» на 2 400 тыс. руб. за несоблюдение порядка технологического присоединения по четырем административным делам.

Постановлениями от 19.12.2017 ПАО «Кубаньэнерго» признано виновным в совершении 4 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и обществу назначено  наказание в виде административных штрафов в общем  размере 2 400 тыс. рублей.

УФАС по вышеуказанным делам установлено, что заявителемАО «НЭСК-электросети» в адрес ПАО «Кубаньэнерго» направлены заявки на увеличение мощности энергопринимающих устройств в отношении объектов электросетевого хозяйства.

Письмами ПАО «Кубаньэнерго» сообщило о невозможности рассмотрения заявок АО «НЭСК-электросети» ввиду того, что ранее в адрес ПАО «Кубаньэнерго» были направлены соответствующие  заявки на технологическое присоединение вышеупомянутых энергопринимающих устройств, и указало на необходимость завершения производства по вышеупомянутым заявкам, а также ввиду того, что  по заявкам технические условия и договор об осуществлении технологического присоединения разрабатывались по индивидуальнымпроектам и были направлены в РЭК на утверждение платы.

Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в Решении от 03 июля 2015г. № АКПИ 15-499, под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. Кроме того, однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения; изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение; реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.

Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на действия, формально основанные на положениях закона, но направленные во вред иным участникам гражданского оборота.

Правилами технологического присоединения № 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям.

Правилами технологического присоединения № 861 не предусмотрена возможность отказа рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям в связи с необходимостью исполнения мероприятий по всем предыдущим договорам об осуществлении технологического присоединения, а также ввиду разработки проекта договора об осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту по ранее поданной заявке.

Таким образом, Краснодарское УФАС с учетом вышеуказанных положений сочло, что действия ПАО «Кубаньэнерго» по отказу в рассмотрении заявок АО «НЭСК-электросети» по основаниям, указанным в письмах, не предусмотрены нормами Правил технологического присоединения № 861 и осуществлены в нарушение требований Правил № 861.

Ссылки на постановления: Посмотреть-1

Посмотреть-2

Посмотреть-3

Посмотреть-4

ООО «СибЭнергоТранс-42» заплатит штраф в размере  200 тыс. руб. за нарушение Стандартов раскрытия информации.

Постановлением Кемеровского УФАС от 15.12.2017 (размещено на сайте УФАС 20.12.2017) ООО «СибЭнергоТранс-42» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  ст. 9.15 КоАП РФ (нарушение стандартов раскрытия информации), и Обществу назначен штраф в размере 200  тыс. руб.

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов раскрытия информации данный документ устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации.

УФАС установлено, что по результатам проведенного 31.10.2017 г. Кемеровским УФАС России осмотра Интернет-сайта ООО «СибЭнергоТранс-42» по адресу: http://www.set42.ru установлено, что информация, содержащаяся на вышеуказанном сайте, свидетельствует об отсутствии некоторых сведений, предусмотренных Стандартами раскрытия информации, а именно: об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации; об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования; о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования; о техническом состоянии сетей и др. сведений.

В соответствии с пунктом 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение Стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.

Ссылка на постановление: Посмотреть

ПАО «МОЭСК» оштрафовано на 400 тыс. руб. за неисполнение законного предписания УФАС.

Постановлением  Московского УФАС от 11.12.2017 (размещено на сайте УФАС 20.12.2017) ПАО «МОЭСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ, иПАО «МОЭСК»  назначено административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 400 тыс. рублей.

Протоколом об административном правонарушении УФАС зафиксирован факт нарушения ПАО «МОЭСК» части 1 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем неисполнения в установленный срок предписания Московского УФАС России о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона  о защите конкуренции.

Московским УФАС России 17.10.2016 принято решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Указанным решением установлено наличие в действиях ПАО «МОЭСК» факта нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в несоблюдении требований Правил технологического присоединения № 861, при составлении Разрешения-переоформления, выданного ООО «УК «Капитолий» по результатам рассмотрения заявки на переоформление мощности, ранее выделенной ДНТ «Зарница», что привело или могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

На основании указанного решения о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «МОЭСК» Московским УФАС выдано предписание о прекращении соответствующих нарушений антимонопольного законодательства, которое необходимо было исполнить в месячный срок со дня получения предписания (до 09.01.2017).

Нормами Закона о защите конкуренции предусмотрено, что предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок (ч. 1 ст. 51).

Статьей 52 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органаприостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законнуюсилу.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2017 заявление ПАО «МОЭСК» об обжаловании предписания было принято к производству.

Таким образом, исполнение предписания в порядке статьи 52Закона о защите конкуренции не было приостановлено.

УФАС установлено, что срок исполнения законного предписания антимонопольного органа истек 09.01.2017.

Ссылка на постановление: Скачать