Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (16.07.2018-22.07.2018)

23 июля 2018

●Вводится декларирование потребления энергетических ресурсоворганами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями (федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ).

Федеральным законом от 19.07.2018 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»вводится декларирование потребления энергетических ресурсов.

Одновременно с этим отменяется проведение обязательных энергетических обследований и устанавливается их добровольность.

В декларациях, представляемых ежегодно в Минэнерго России органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, должны содержаться сведения о потреблении энергетических ресурсов.

Федеральным законом также:

- регламентируется процедура обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования и декларациях о потреблении энергетических ресурсов;

- уточняются обязанности государственных (муниципальных) учреждений по обеспечению энергосбережения и повышению энергетической эффективности и закрепляется, что требования по объемам потребляемых ресурсов должны устанавливаться Правительством РФ;

- устанавливается обязанность СРО в области энергетического обследования хранить копию энергетического паспорта с отметкой о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к его проведению и результатам, стандартам и правилам такой СРО и отчеты о проведении энергетического обследования в течение 5 лет со дня проставления указанной отметки и предоставлять их в Минэнерго России.

Начало действия документа - 16.01.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Полномочия по подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации переданы Минэкономразвития России(постановление Правительства РФ от 18.07.2018 № 842).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2018 № 842 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1412» полномочия по подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации переданы от Минэнерго России Минэкономразвития России.

Ссылка на документ: Посмотреть

● ФАС России названы критерии, используемые при рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии (письмо ФАС России от 06.07.2018 № АЦ/51469/18).

В письме ФАС России от 06.07.2018 № АЦ/51469/18 «О разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий» названы критерии, используемые при рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии.

Такими критериями являются:

- наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в Федеральном законе «О естественных монополиях»;

- наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в Федеральном законе «О естественных монополиях».

Кроме этого, в отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.

Таким образом, факт наличия установленного тарифа (его предельного уровня) является косвенным подтверждением отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии.

Вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии, при наличии информации об осуществлении им деятельности на основании тарифа (его предельного уровня), следует рассматривать во взаимосвязи и в совокупности с критериями отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях».

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов)(письмо ФАС России от 09.07.2018 № АГ/52024/18).

В письме ФАС России от 09.07.2018 № АГ/52024/18 «О даче разъяснений по вопросу рассмотрения территориальным антимонопольным органом жалоб граждан и хозяйствующих субъектов на установление (размеры) тарифов, подлежащих государственному регулированию и установленных региональным регулятором» сообщается, что в случае если в жалобе на установление или на размеры тарифов не содержится признаков нарушения антимонопольного законодательства или нарушения правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), рассмотрение такой жалобы находится в исключительной компетенции Центрального аппарата ФАС России и не подведомственно территориальным органам.

Представлен образец жалобы на установление или изменение подлежащих госрегулированию тарифов, которая подлежит направлению в Центральный аппарат Службы.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Признан несостоявшимся конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Вологодской области и определены условия нового конкурса (приказ Минэнерго России от 16.07.2018 № 557-1).

Приказом Минэнерго России от 16.07.2018 № 557-1признан несостоявшимся конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Вологодской области, и Департаменту развития электроэнергетики предписано не позднее 16августа 2018  подготовить и представить в установленном порядке на подписание решение о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Вологодской области с минимальным размером денежных средств для оплаты победителем конкурса, равным 1 403 232 804,02 руб.

Ссылка на приказ: Посмотреть

19.07.2018 в третьем чтении Государственной Думой РФ принят закон «О внесении изменений в статьи 7 и 22 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 132543-7).

Проект федерального закона «О внесении изменения в статьи 7 и 22 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан в целях реализации единой государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем привлечения к данной сфере деятельности государственных, муниципальных автономных и бюджетных учреждений.

Ссылка на законопроект: Скачать

18.07.2018 ФАС России уведомило о подготовке проекта приказа «Об определении численных характеристик факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием этого оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов, и порядка их применения».

Указанный проект  ведомственного акта направлен на восполнение пробелов в нормативном регулировании требований, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов

В соответствии с действующим законодательством РФ Федеральным антимонопольным органом может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов исходя из наличия доминирующего положения такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынках топлива и (или) установления факта, что такой хозяйствующий субъект (группа лиц) оказывает или способен оказывать в соответствующих зоне или зонах свободного перетока определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию в определенный период состояния оптового рынка, характеризующийся отсутствием возможности замены поставляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии (мощности) объемом поставок электрической энергии (мощности) иных хозяйствующих субъектов или замены потребляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии (мощности) объемом потребления электрической энергии (мощности) иными потребителями.

Численные характеристики факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов, на данный момент не определены.

Разработчик – ФАС России

Процедура - публичные обсуждения о подготовке проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/07-18/00082357

Ссылка на проект: Посмотреть

19.07.2018 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда отдельных категорий работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики».

Законопроект направлен на сохранение в сфере электроэнергетики отраслевой системы работы с персоналом и исключение распространения на отношения по аттестации и в целом по проведению работы с персоналом организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и (или) в сфере электроэнергетики, запрета на применение иного порядка проведения оценки квалификации работников, отличного от порядка, установленного Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О независимо оценке квалификации» начиная с 01.07.2019 применение иного порядка проведения оценки квалификации работников, установленного другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, по общему правилу не допускается. Применение иного порядка оценки квалификации работников возможно только в случае, если Трудовым кодексом РФ установлены особенности регулирования их труда. В отношении работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и (или) в сфере электроэнергетики какие-либо особенности регулирования труда Трудовым кодексом РФ в настоящее время не предусмотрены. Между тем в указанных сферах сложилась и эффективно функционирует система работы с персоналом, учитывающая технологические особенности деятельности и обеспечивающая необходимую подготовку работников к выполнению возложенных на них трудовых функций. Указанная система работы с технологическим персоналом базируется на принципе обязательности ее проведения, представляет собой комплекс мероприятий по поддержанию, оценке и повышению уровня знаний, умений и профессиональных навыков работников, проводимых на постоянной основе в различных формах, интегрированных в производственную деятельность компаний и учитывающих ее специфику. Для сохранения указанной системы работы с персоналом необходимо установить для соответствующих работников особенности регулирования их труда в Трудовом кодексе РФ.

Кроме того, в настоящее время различными нормативными правовыми актами в отношении одного и того же персонала организаций электроэнергетики установлены не гармонизированные по содержанию требования по прохождению обучения и проверки знаний требований охраны труда. Как следствие, работники вынуждены дважды проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда: в соответствии с Трудовым кодексом РФ и принятыми в его развитие подзаконными актами и в соответствии со специальным отраслевым законодательством. Для исключения такой несогласованности необходимо установление на уровне Трудового кодекса РФ возможности не проходить отдельное обучение и проверку знаний по охране труда для работников, прошедших такую проверку в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

Также требуют закрепления иные особенности регулирования труда работников организаций электроэнергетики, обусловленные необходимостью поддержании круглосуточной и непрерывной работы энергосистемы и входящих в нее объектов электроэнергетики, обязательностью прохождения технологическим персоналом специальной подготовки в течение рабочего времени и др. В настоящее время такие особенности регулируются на уровне документов, принятых еще во времена СССР и имеющих разный (зачастую неопределенный) правовой статус. В Трудовом кодексе РФ необходимая правовая основа для применения таких особенностей при регулировании трудовых отношений с работниками организаций электроэнергетики отсутствует. Законопроект направлен на решение указанных проблем и восполнение пробелов в законодательном регулировании.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - публичные обсуждения о подготовке проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/04/07-18/00082398

Ссылка на проект: Посмотреть

19.07.2018 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта федерального закона«О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам обеспечения готовности работников к работе в сфере электроэнергетики и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда».

Законопроект предусматривает внесение в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» положений, корреспондирующих проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда отдельных категорий работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики».

Законопроект направлен на сохранение отраслевой системы работы с технологическим персоналом, существующей в электроэнергетике, создание на законодательном уровне основы для проведения иных (кроме аттестации по вопросам безопасности) обязательных форм работы с персоналом в соответствии с отраслевыми нормативными документами.

В соответствии с законопроектом № 1117053-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики», принятым Государственной Думой РФ, на законодательном уровне закрепляются положения, необходимые для проведения органами Ростехнадзора и субъектами электроэнергетики аттестации отдельных категорий работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики. Проверка знаний требований охраны труда, требований надежности, иных требований в сфере электроэнергетики, необходимых для выполнения работниками организаций электроэнергетики трудовых функций, проведение иных форм работы с персоналом – не предусмотрены.

Кроме того, законопроектом № 350487-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда», принятым Государственной Думой РФ и одобренным Советом Федерации, проверка выполнения требований правил охраны труда отнесена к предмету федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики, осуществляемого Ростехнадзором. Корреспондирующие изменения в положения закона, регулирующие проведение аттестации работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики не внесены. Тем самым органы Ростехнадзора и организации – работодатели будут лишены возможности в рамках одной аттестации (проверки знаний) проверять знания работника не только по вопросам безопасности, но и по охране труда в электроэнергетике. Сохраняется двойственность правового регулирования и необходимость прохождения одними и теми же категориями работников двойной аттестации (проверки знаний) в одних и тех же органах (организациях).

Законопроект является следующим шагом в проводимой на государственном уровне работе по созданию необходимой законодательной основы для сохранения отраслевой системы работы с технологическим персоналом, подтвердившей свою эффективность, и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - публичные обсуждения о подготовке проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/04/07-18/00082395

Ссылка на проект: Посмотреть

ФАС России: к разработке законопроекта ФАС России о едином тарифном регулировании подключились представители РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей).

16-07-2018

На площадке ФАС России, с участием представителей естественных монополий и потребителей - членов РСПП, состоялось обсуждение законопроекта «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»

Напомним, законопроект направлен на совершенствование и унификацию тарифного регулирования в России. На сегодняшний день систему ценообразования регулируют 18 федеральных законов, 40 постановлений Правительства РФ и более 100 ведомственных нормативных правовых актов. В сфере тарифного регулирования отсутствуют четкие и прозрачные процедуры установления тарифов и рассмотрения тарифных споров. Разрабатываемый законопроект о тарифах содержит перечень регулируемых видов деятельности, единые цели, принципы, способы и методы государственного регулирования тарифов, по закону о тарифах.

Участники встречи представили свои замечания и предложения к тексту законопроекта.

Отвечая на вопросы представителей делового сообщества, начальник Управления регионального тарифного регулирования Юлия Юдина отметила, что метод ценового регулирования естественных монополий сохранится в законопроекте, кроме того, документ будет полностью коррелироваться с законодательством о естественных монополиях.

Юлия Юдина также подчеркнула, что законопроект о тарифах и законопроект о естественных монополиях» планируется внести в Правительство Российской Федерации «единым пакетом».

Кроме того, на совещании обсуждались вопросы участия советов потребителей в установлении регулируемых цен (тарифов), рассмотрения дел о нарушении законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), проверки обоснованности тарифов, утверждения и согласования инвестиционных программ, а также отраслевые особенности тарифного регулирования.

Представители ФАС России подчеркнули «системообразующий» характер законопроекта о тарифах, так как документ выстраивает вертикально-интегрированную систему нормативного-правового регулирования тарифообразования для всех сфер регулируемой деятельности и устанавливает «единые правила игры» для всех субъектов регулирования и регулирующих органов. При этом особенности каждой регулируемой сферы, в обязательном порядке найдут отражение в подзаконных нормативных правовых актах.

Участники совещания также предложили внести в законопроект нормы, устанавливающие подсудность дел об оспаривании решений об установлении регулируемых (тарифов) в Арбитражных судах субъектов Российской Федерации, и процедуру внутриведомственного административного обжалования решений ФАС России по делам о нарушении законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов).

В заключение Юлия Юдина сообщила, что в настоящий момент законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, и подчеркнула, что ФАС России продолжит конструктивную работу с представителями делового сообщества и рассмотрит все замечания и предложения, сформированные по итогам совещания, также поблагодарив участников встречи за конструктивную работу.

Источник: Посмотреть

ФАС России: областное УФАС оштрафовало ПАО «ФСК ЕЭС» за нарушение правил техприсоединения.

18-07-2018

Девятый арбитражный апелляционный суд признал законным постановление Московского областного УФАС России о привлечении ПАО «ФСК ЕЭС» к административной ответственности за нарушение правил технологического присоединения, сообщает пресс-служба управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области.

Ранее управление установило факт нарушения в действиях ПАО «ФСК ЕЭС» правил техприсоединения энергопринимающих устройств, напомнили в пресс-службе.

«Компания не направила физическому лицу проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств. УФАС вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей. Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд», - говорится в сообщении.

Девятый арбитражный апелляционный суд отказал ПАО «ФСК ЕЭС» в удовлетворении требований и подтвердил законность и обоснованность постановления Московского областного УФАС, заключается в пресс-релизе.

Источник: Посмотреть

ФАС России: Ленэнерго заплатит 800 тыс. руб. за навязывание условий договора.

18-07-2018

ПАО «Ленэнерго» не удалось обжаловать в суде постановление Ленинградского УФАС России, которым сетевая организация привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 800 тыс. руб. Об этом говорится в сообщении ФАС.

Основанием для наложения штрафа стали заявления ООО «НТЦ «Хитон» о нарушении Ленэнерго требований пункта 19 Правил технологического присоединения.

Как установлено УФАС, в ноябре 2017 года НТЦ «Хитон» от Ленэнерго были получены проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия, как неотъемлемая часть договора. Однако выданные ТУ содержали непредусмотренный Правилами пункт.

Так, дополнительный пункт обязывал стороны осуществить осмотр электроустановок с выдачей акта осмотра, устанавливал границы балансовой и эксплуатационной ответственности вразрез с положениями договора и требованиями Правил, обязывал установить приборы учета электроэнергии с возможностью удаленного сбора и передачи результатов измерений.

ПАО «Ленэнерго» (ИНН 7803002209) является региональной электросетевой компанией на северо-западе России. Предприятие обслуживает территорию площадью 86.7 тыс. кв. км, в том числе Санкт-Петербург и Ленинградскую область. После реорганизации с 1 октября 2005 года за компанией, сохранившей бренд «Ленэнерго», остались функции передачи электроэнергии по сетям и присоединения новых потребителей к электросетевой инфраструктуре.

Источник: Посмотреть

ФАС России: ООО «Энергомодуль» оштрафовано законно.

19-07-2018

17 июля 2018 года Арбитражный суд Ульяновской области признал законным решение Управления ФАС по Ульяновской области. Суд отказал в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным постановления антимонопольного органа от 19 апреля 2018 года о привлечении ООО «Энергомодуль» к административной ответственности.

Напомним, 17 апреля 2018 года Ульяновское УФАС России оштрафовало ООО «Энергомодуль» на 50 000 рублей за нарушение антимонопольного законодательства.

Нарушение выразилось в неправомерном отказе от технологического присоединения и выдачи технических условий для подключения индивидуального гаража гражданки к электросетям компании.

В декабре 2017 года заявительница подала заявку на присоединение по одному источнику энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно в ООО «Энергомодуль» с предоставлением необходимого пакета документов. Согласно ее заявлению гараж принадлежал заявительнице на праве собственности в ГСК «Автомобилист - 3».

Компания направила гражданке ответ с рекомендацией обратиться к председателю ГСК «Автомобилист-3» с целью обеспечения электроснабжения гаража от электросетевых объектов инфраструктуры кооператива, поскольку последний уже технологически присоединен и получает электроснабжение от сетей ООО «Энергомодуль».

Вместе с тем, ГСК «Автомобилист-3» прекратил свою деятельность в январе 2010 года, что подтверждено представленной выпиской из ЕГРЮЛ.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что рассматриваемый гараж не мог быть присоединен к электрической сети ГСК «Автомобилист-3», поскольку создан после осуществления технологического присоединения данного ГСК, после ликвидации данного юридического лица.

Следовательно, при получении заявки ООО «Энергомодуль» обязано было направить ответ в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, а не отказывать в осуществлении процедуры технологического присоединения. Отказ от технологического присоединения и выдачи технических условий для подключения недвижимого объекта нарушает Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств и противоречит антимонопольному законодательству.

Источник: Посмотреть

17.07.2018 ФАС России отменила приказ РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края об установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго», как принятый с превышением полномочий(приказ ФАС России от 17.07.2018 № 1003/18).

Приказом от 17.07.2018 № 1003/18 ФАС России отменила приказ РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, которым РЭК установила платуза технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» по индивидуальному проекту для заявителей ООО «Европа Девелопмент», ООО «Электротранзит», Решетниковой Е.В., ООО «Роспроект», АО «НЭСК-электросети», ООО «АКСОЙ».

Причиной отмены приказа стало отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 30 Правил техприсоединения, для установления платы за технологическое присоединение вышеуказанных заявителей по индивидуальному проекту.

Пунктом 40 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, предусмотрено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организации по индивидуальному проекту устанавливается только при наличии оснований,предусмотренных главой III Правил технологического присоединения.

В приказе ФАС Россииот 17.07.2018 № 1003/18  указано, что в рассматриваемом случае наличествует техническаявозможность  техприсоединенияи технологическое присоединение необходимо осуществить от ПС 220 кВ «Западный обход» путем строительства объектов «последней мили».

Ссылка на приказ: Скачать

Верховный Суд подтвердил законность судебных решений, которыми ПАО «МРСК Сибири» было отказано в признании незаконным постановления антимонопольного органа о штрафе  2 846 093,80 руб. за ввод ограничения режима потребления потребителю(определение Верховного суда РФ от 16.07.2018 № 304-КГ18-9994).

01.08.2017 административным органом было вынесено постановление о привлечении ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, с назначением административного  штрафа в размере 2 846 093,80 руб. за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части несоблюдения порядка введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных ООО «Шанс».

Не согласившись с указанным постановлением административного  органа, ПАО «МРСК Сибири» обжаловало его в трех инстанциях.

Определением от 16.07.2018 № 304-КГ18-9994 Верховный Суд признал законность решений нижестоящих судов, которыми оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности признано законным и обоснованным, и отказал ПАО «МРСК Сибири» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Судами было установлено, что то введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов ООО «Шанс» осуществлялось ПАО «МРСК Сибири» не с центров питания сетевой организации (путем переключения коммутационного аппарата), а путем физического разрыва соединения на опоре ВЛ, что не соответствует требованиям п. 9 Правил ограничения режима потребления и наносит ущерб потребителю. В нарушение п. 11 Правил ограничения режима потребления уведомление потребителя ООО «Шанс» о введении режима ограничения потребления электрической энергии ПАО «МРСК Сибири» не осуществлялось (Акт не допуска на территорию предприятия ПАО «МРСК Сибири» не составлялся).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд отказал гарантирующему поставщику АО «Карачаево-Черкесскэнерго» в удовлетворении кассационной жалобы по делу о взыскании в федеральный бюджет 59 553 918 рублей дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства(определение Верховного Суда РФ от 16.07.2018 № 308-КГ18-9705).

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2018, требования антимонопольного органа о взыскании с гарантирующего поставщика в федеральный бюджет 59 553 918 рублей дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства были удовлетворены.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, Общество обратилось в Верховный суд с кассационной жалобой об их отмене.

Верховный Суд РФ определением от 16.07.2018 № 308-КГ18-9705 отказал АО «Карачаево-Черкесскэнерго» в удовлетворении кассационной жалобы.

Как установлено судами, Обществоневыполнило предписание антимонопольного органа, выданного на основании решения о признании Общества, ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания», ОАО «Ингушэнерго», ОАО «Каббалкэнерго», ОАО «Севкавказэнерго»,                        ОАО «Нурэнерго» нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате завышения плановых объемов потребления электрической энергии на рынке на сутки вперед в установленный период, что привело к ограничению конкуренции.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд защитил право на здоровье. Верховный суд констатировал факт нарушения санитарных нормиз-за трансформаторной станции под квартирой у жильца и указал на необходимость восстановления его нарушенных прав.

Из-за трансформаторной станции под квартирой у жильца разболелась голова, началась бессонница и он потребовал убрать источник шума. Но эксперты заявили: сделать это дороже, чем купить такую же квартиру. Как помочь владельцу квартиры, разбирался Верховный Суд.

Заявитель живет на втором этаже дома 1953 года постройки, а под его квартирой, на первом этаже, расположена принадлежащая ПАО «Ленэнерго» трансформаторная подстанция. В комнате Заявителя чувствуется вибрация, отчетливо слышен разночастотный гул, из-за чего у мужчины возникают сильные головные боли, бессонница, быстрая утомляемость. Поэтому Заявитель обратился в суд, где просил возложить на ПАО «Ленэнерго» обязанность вынести трансформаторную подстанцию за пределы жилого дома, установив для этого разумный срок, а также взыскать судебные издержки.

Эксперты филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» установили нарушения уровня шума и индукции магнитного поля. Специалисты Европейского центра судебных экспертов с ними согласились и пришли к выводу: вынести из жилого дома и разместить трансформаторную подстанцию в другом месте возможно, но экономически нецелесообразно, так как стоимость разработки проектной документации и сам вынос превысит стоимость квартиры истца. При этом снизить уровень индукции магнитного поля иным способом невозможно.

Тем не менее, Невский районный суд г. Санкт-Петербурга отказал Заявителю в иске. Суд пришел к выводу, что на момент возведения дома запрещающих норм не было, значит, сейчас они применяются к объектам только в случае капитального ремонта или реконструкции. Санкт-Петербургский городской суд удовлетворил ходатайство ответчика о назначении по делу дополнительной экспертизы ООО «БЕНЕФИТ», которая показала: уровень индукции магнитного поля можно снизить без переноса подстанции. Для этого нужно уменьшить потребляемую мощность трансформатора или использовать защитные экраны. На основе этого вывода апелляция решила, что объем прав истца может быть восстановлен иным способом, и оставила в силе решение суда первой инстанции.

Верховный суд напомнил: целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав (ч. 1 ст. 3 ГПК). Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК). Поскольку истец доказал нарушение ответчиком его прав, суду надлежало установить конкретный способ восстановления прав истца. Отказывая Заявителю в иске, суд фактически не разрешил спор. Кроме того, ВС пояснил: трансформаторная подстанция не является общей совместной собственностью жильцов, значит, их согласия на ее перенос не требуется. Поэтому ВС отменил определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда и направил дело в апелляцию на новое рассмотрение. В настоящее время оно еще не рассмотрено.

«Это определение закрепило право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Даже учитывая необходимость размещения некоторых технических объектов внутри жилой застройки, права жильцов остаются в приоритете. Обязанность по обеспечению законных прав граждан возложена на эксплуатационные и коммунальные организации, а не на жителей», – заявил руководитель коммерческой практики ЮК «BMS Law Firm» Денис Фролов. «ВС сделал два важных вывода. Во-первых, он констатировал факт нарушения санитарных норм, хотя и принятых позднее ввода жилого дома в эксплуатацию, но распространяющихся на порядок его эксплуатации и проживания. Во-вторых, ВС сориентировал апелляционный суд при пересмотре дела выбрать целесообразный способ защиты прав. То есть такой способ, который позволит восстановить нарушенное право истца, но не за счет экономически неоправданных затрат ответчика и нарушения его права на ведение предпринимательской деятельности», – отметила к. ю. н., доцент, советник компании ALTHAUS Legal Сусана Киракосян.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд пояснил, какая мощность подлежит применению для расчетов за услуги по передаче электроэнергиипо договору между сетевыми организациями в случае несогласования величины заявленной мощностина очередной год(определение Верховного суда РФ от 18.07.2018 № 301-ЭС18-10171).

Основной вывод: в случае несогласования сторонами договора (сетевыми организациями)  величины заявленной мощности на очередной календарный год, в расчетах за услуги по передаче электроэнергии подлежит применению величина заявленной мощности, из которой исходил регулирующий орган при утверждении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть