Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (16.04.2018-22.04.2018)

23 апреля 2018

● Изменены сроки технологического присоединения для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт (постановление Правительства РФ от 18.04.2018 № 463).

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2018 № 463 «О внесении изменений в подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная  мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению ЕНЭС не может превышать 1 года, а для заявителей, максимальная  мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению ЕНЭС, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электроэнергии – 2 года.

Также указанным постановлением Правительства РФ пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения дополнен абзацем, согласно которому для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены  иные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению (но не более 4 лет).

Ссылка на документ: Посмотреть

Минэнерго России уполномочено принимать решения об изъятии земельных участков для федеральных нужд, необходимых для обеспечения эксплуатации линейных объектов (постановление Правительства РФ от 12.04.2018 N 443).

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 443 «О внесении изменений в Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации» расширен перечень полномочий Минэнерго России, теперь данное министерство уполномочено  принимать решения об изъятии земельных участков для федеральных нужд, необходимых для обеспечения эксплуатации линейных объектов.

Речь идет о линейных объектах федерального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий и относящихся к объектам федеральных энергетических систем, систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и объектов трубопроводного транспорта.

Кроме того, Минэнерго России будет утверждать схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его образования для последующего изъятия для федеральных нужд, в том числе для размещения объектов федерального значения.

Начало действия документа - 24.04.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Определены особенности подключения к сетям снабжения коммунальными ресурсами домов, построенных по программе «реновации»(постановление Правительства РФ от 12.04.2018 № 448).

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 448 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены особенности подключения к сетям снабжения коммунальными ресурсами домов, построенных по программе «реновации».

Речь идет о вопросах, в том числе, технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.

Внесенными изменениями, в частности, установлены специальные перечни документов, которые предоставляются в соответствующую ресурсоснабжающую организацию для осуществления подключения (технологического присоединения) домов, построенных по программе реновации.

Начало действия документа - 24.04.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Признаны утратившими силу некоторые приказы ФСТ по вопросам порядка ценообразования на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности(приказ ФАС России от 21.11.2017 № 1546/17).

В связи с внесенными постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 № 433 изменениями, в целях совершенствования порядка ценообразования на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1546/17утратившими силу признаются:

- приказ ФСТ от 30.11.2010 № 364-э/4 «Об утверждении Правил применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка»;

- приказ ФСТ от 15.06.2011 № 140-э/3 «О внесении изменений и дополнений в Правила применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 30 ноября 2010 года № 364-э/4»;

- приказ ФСТ от 14.11.2011 № 250 «О внесении изменений и дополнений в Правила применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утвержденные приказом ФСТ России от 30 ноября 2010 года № 364-э/4»;

- приказ ФСТ от 13.03.2012 № 155-э «О внесении изменений и дополнений в Правила применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 30 ноября 2010 года № 364-э/4»;

- приказ ФСТ от 19.07.2012 № 485-э «О внесении изменений и дополнений в Правила применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 30 ноября 2010 года № 364-э/4»;

- пункт 29 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2;

- пункты 2, 3 и 4 Изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2, утвержденных приказом ФСТ от 28.11.2006 № 318-э/15 «О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2».

Начало действия документа - 28.04.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Утвержден новый национальный стандарт по правилам предотвращения и ликвидации аварий в энергосистемах.

20-04-2018

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58085-2018 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем. Нормы и требования».

Национальный стандарт ГОСТ Р 58085-2018 утвержден приказом Росстандарта от 13 марта 2018 года № 129‑ст. Стандарт был разработан АО «СО ЕЭС» по Программе национальной стандартизации в рамках деятельности подкомитета ПК-1 «Электроэнергетические системы» технического комитета по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика».

Стандарт ГОСТ Р 58085-2018 устанавливает основные принципы, нормы и правила, регламентирующие организацию и порядок предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также технологических нарушений в работе электрических сетей и объектов электроэнергетики. Стандарт также регламентирует порядок действий диспетчерского и оперативного персонала по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем.

ГОСТ Р 58085-2018 разработан с учетом опыта применения стандарта организации АО «СО ЕЭС» СТО 59012820.29.240.007-2008 «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем» и учитывает работы по обновлению отраслевой Инструкции по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистем (CO 153-34.20.561-2003).

Стандарт ГОСТ Р 58085-2018 вводится в действие с 1 сентября 2018 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

ФАС России разъяснен порядок осуществления контроля за соблюдением установленного порядка раскрытия информации субъектами рынка электрической энергии (мощности)(«Разъяснения по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)», утв. ФАС России.)

Приводятся разъяснения по вопросам, касающимся:

- сроков и способов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности);

- порядка раскрытия информации об инвестиционных программах;

- форматов раскрытия информации об инвестиционных программах;

- порядка раскрытия информации в соответствии со стандартами раскрытия субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности);

- правил раскрытия информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах;

- порядка раскрытия информации о зоне обслуживания гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями;

- правил систематизации информации, подлежащей раскрытию на сайте организации.

Ссылка на документ: Скачать

Источник: Посмотреть

Территориальной сетевой организации АО «Чеченэнерго» присвоен статус гарантирующего поставщика (приказ Минэнерго России от 20.04.2018 № 296).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и в связи с истечением срока, на который территориальным сетевым компаниям присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Чеченской Республики, Минэнерго России приказом от 20.04.2018 № 296 продлило статус гарантирующего поставщика АО «Чеченэнерго» на указанной территории с 1 мая 2018 г. и до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса, но не более чем на 12 месяцев.

Ссылка на документ: Посмотреть

● 20.04.2018Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «О внесении изменений в Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный приказом Минэнерго России от 7 апреля 2010 г. № 149».

Проект ведомственного акта разрабатывается в целях приведения норм приказа Минэнерго России, которым утвержденПорядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов,в соответствие с положениями Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Напомним, что Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ устанавливаются особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с ГК РФ, ирегулируются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. ФЗ вступает в силу с 01.01.2019.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – раскрытие информации о подготовке проектов нормативных правовых актов

ID проекта: 02/08/04-18/00080256

Ссылка на проект: Посмотреть

● ФАС России провела обзор судебной практики по делам с участием антимонопольного органа за март 2018 года.

В Обзоре, в частности, приводится судебная практика по делам в сфере тарифного регулирования. Приведем основные выводы из судебных решений:

- Не подлежит включению внеобходимую валовую выручку организации, осуществляющей производство электрической энергии, расходы на возврат кредита и процентов по нему, привлеченного для строительства объектов генерации. Собственник объекта электроэнергетики в таком случае не лишен возможности вернуть вложенные средства, в том числе, через амортизационные отчисления, учитывая, что объект будет находиться в его собственности и использоваться в дальнейшем для осуществления им предпринимательской деятельности (постановление АС Московского округа от 22.03.2018 по делу № А40-234235/2016).

- Срок на подачу заявления о досудебном рассмотрении  тарифного спора (срок для подачи - 3 месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав) исчисляется содня опубликования приказа об установлении тарифа, поскольку тариф утверждается нормативным правовым актом, публикуемым в официальных источниках в установленном законом порядке. Срок на подачу заявления о досудебном рассмотрении спора по тарифу не может исчисляться с момента направления регулируемой организации протокола заседания правления, на котором утверждался тариф (постановление АС Московского округа от 29.03.2018 по делу № А40-124449/2017).

Ссылка на документ: Скачать

ФАС России разместила проект Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год (по состоянию на 20.04.2018).

В проекте Доклада ФАС России говорится, в том числе, о состояние конкуренции на розничных рынках электрической энергии за 2017 год.

Отмечается, что в результате принятия постановлений Правительства РФ от 30.09.2016 № 989 и от 17.10.2016 № 1056, были ужесточены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184. Внесение указанных изменений позволило сократить число территориальных сетевых организаций до 1846 в 2017 году, а также снизить нагрузку на потребителей за содержание таких энергообъектов.

Также в 2017 году приняты постановление Правительства РФ от 21.07.2017 № 863  и от 28.08.2017 № 1016, направленные на внедрение принципа эталонных затрат при расчете сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков.

Во исполнение положений, утвержденных указанными постановлениями, был принят Приказ ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов».

Внедрение данного подхода позволит привести затраты регулируемых организаций к единым эталонам, что, в свою очередь, позволит создать принцип единства экономического пространства при регулировании тарифов.

В проекте Доклада отмечено, что в настоящее время принцип эталонов уже внедрен и начал свое применение уже с 2018 года при расчете сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков методом сравнения аналогов (эталонных затрат). С 2019 года планируется внедрение эталонов затрат сетевых организаций.

Ссылка на документ: Скачать

ФАС России. Дмитрий Васильев: Мурманская область входит в топ-10 самых лучших регионов с точки зрения динамики электропотребления.

16-04-2018

О ситуации с тарифами в регионе и о новой тарифной политике в стране рассказали представители ФАС России на семинаре-совещании в Мурманской области.

«У региона есть потенциал сдерживания роста тарифов. В 2018 году повышение стоимости на электроэнергию составит 1%. И при этом сам тариф - один из самых низких в России, - сообщил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев. – Мурманская область входит в первую десятку регионов и по динамике потребления электроэнергии».

«На мероприятии мы рассказали представителям региональных органов власти о внедрении эталонов в различных сферах электроэнергетики. В этом году эталон уже заработал в электросбытовом комплексе. А вскоре будет внедряться и в электросетевом. Все это в будущем поможет избежать тарифной дискриминации и сократит тарифную разницу между регионами», - отметил Дмитрий Васильев.

Еще одним направлением деятельности ФАС России в сфере электроэнергетики станет регуляторный контракт.

«Стороны такого контракта будут брать на себя обязательства: компании – обязательства по развитию и осуществлению инвестиций, а регион – установление долгосрочного тарифа. Если такое соглашение не будет исполняться, для каждой из сторон предусмотрена определенная ответственность. В перспективе этот механизм должен стать приоритетным методом регулирования. Если же контракт не заключен, то тарифы для организации должны определяться через эталон», - рассказал начальник Управления регулирования электроэнергетики.

Источник: Посмотреть

Замглавы ФАС России Виталий Королев: ФАС против «цифрового феодализма» в экономике.

18-04-2018

Служба планомерно проводит работу по переводу процессов в «цифру».

«В рамках многих публичных мероприятий представители предпринимательского сообщества высказались о необходимости большей открытости информации, на основе которой принимаются тарифные балансовые решения. Откликаясь на это, ФАС предпринимает меры по объективизации и повышению прозрачности, а также автоматизации процессов принятия решений в сфере тарифного регулирования, - сообщил замглавы ФАС России Виталий Королев. – Но стоит обратить особое внимание, что цифровизация должна финансироваться не за счет тарифа, а за счет получаемой компаниями экономии. Также отмечу, что внедрение цифровых технологий не должно являться самоцелью, а должно создать возможность оптимизировать все процессы, связанные с производством электроэнергии и её потреблением».

Говоря о внедрении цифровых технологий в деятельность службы, Виталий Королев сообщил, что в ближайшее время в полной мере будет функционировать «система единого информационного окна», где будут публиковаться сведения, которые поступают в ФАС от региональных тарифных регуляторов и компаний.

«Осталось проработать еще несколько моментов, но полагаем, что скоро мы в полном объеме перейдем в цифровой формат. Соответствующий акт Правительства Российской Федерации уже принят», - сказал Виталий Королев.

Также замглавы антимонопольного ведомства сообщил о намерении создать «цифровой баланс».

«Предложения ФАС России уже прошли обсуждения в прошлом месяце на Экспертном совете. По его результатам было принято решение создать рабочую группу по цифровизации, - сообщил Виталий Королев.- Наша цель – пресечь большое количество споров при формировании тарифных балансовых решений, а также, чтобы регионы, которые представляют нам данные в электронном виде, понимали, что они несут ответственность за них, а второй момент, больше волнующий нас, чтобы было ответственное лицо, верифицирующее эти сведения».

В завершающей части своего выступления, замруководителя службы пригласил всех заинтересованных участников рынка включиться в состав рабочей группы по цифровизации и активно участвовать в её работе. Что касается сферы электроэнергетики, то Виталий Королев указал на эффективные и полезные примеры цифровизации процессов, например, интерактивная карта ПАО «Россети», где любой потребитель может её открыть и посмотреть, где и за какую сумму он может осуществить технологическое присоединение к электросетям.

Источник: Посмотреть

Приказами от 18.04.2018 № 505/18, 506/18 ФАС России отменила приказы РЭК – департамента цен и тарифов Краснодарского края об установлении сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков электрической энергии ПАО «ТНС энерго Кубань» и АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» на 2018 год.

Как следует из вышеуказанных приказов ФАС Россииот 18.04.2018 № 505/18, 506/18  поводом для отмены приказов РЭК – департамента цен и тарифов Краснодарского краяот 27.12.2017 № 61/2017-э и от 28.12.2017 № 65/2017-э об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» и ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2018 год, стало их не соответствие п. 22, 23, 39, 40, 50, 51, 58, 60, 62Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

В частности, указаны следующие нарушения:

- в части эталонной выручки (необходимой валовой выручки) гарантирующего поставщика незаконно учтено прогнозное количество точек поставки;

- в экспертном заключении не отражены расходы на формирование резерва по сомнительным долгам и величина расчетной предпринимательской прибыли, предложенные гарантирующим поставщиком;

- в экспертном заключении не отражен анализ расчета амортизации, планируемых вводов и выводов основных средств, учтенных при расчете амортизации на 2018 год., также не отражен анализ расходов на уплату налогов в расчетном периоде регулирования, учитываемых по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период;

-в экспертном заключении не содержится экономического обоснования включения статьи «капитальные вложения из прибыли» и данных по действующей инвестиционной программе гарантирующего поставщика на расчетный период регулирования.

Ссылки на приказы: Скачать приказ № 505/18

Скачать приказ № 506/18

ВС РФ согласился с судебными актами судов апелляционной и кассационной инстанций, которыми установлен факт безучетного потребления электрической энергииМУП ГО Домодедово «Домодедовский водоканал» и удовлетворен иск ПАО «Мосэнергосбыт» к МУП на сумму более 577 тыс. руб. (определение от 16.04.2018 № 305-ЭС18-2849).

Гарантирующий поставщик ПАО «Мосэнергосбыт» (истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании с МУП «Домодедовский водоканал» (ответчик) 577 328,89 руб. стоимости безучетного потребления электроэнергии.

Решением суда первой инстанции от 14.06.2017 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением апелляционного суда от 06.10.2017, оставленным без изменения постановлением суда округа от 11.01.2018, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении иска гарантирующего поставщика.

Не согласившись с постановлениями суда апелляционной и кассационной инстанций, МУП «Домодедовский водоканал»обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права при ненадлежащем исследовании представленных доказательств и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Удовлетворяя иск, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из доказанности гарантирующим поставщиком факта безучетного потребления МУПом электрической энергии, выразившегося в том, что ответчиком заменен электросчетчик, который не опломбирован. Судами, в частности, указано, что из содержания пунктов 148 и 149 Основных положений № 442 следует, что собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, должен направить в сетевую организацию (гарантирующему поставщику) письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и метрологических характеристик прибора учета (пункт 148 Основных положений № 442) и перед демонтажем прибора учета обратиться в сетевую организацию (к гарантирующему поставщику) с письменной заявкой о снятии показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа (пункт 149 Основных положений № 442). Судами установлено, что потребитель МУП «Домодедовский водоканал» не обращался к гарантирующему поставщику с заявкой о согласовании установки/замены прибора учета, трансформатора тока, равно как и не направлял письменных заявок о необходимости снятия существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения.В представленных МУПом письмах, потребительуведомил МЭС о самостоятельной замене электросчетчика на новый и просил ввести новый прибор учета в эксплуатацию, что не соответствует порядку, установленному действующим законодательством РФ.

ВС РФ определением от 16.04.2018 № 305-ЭС18-2849 выводы судов апелляционной и кассационной инстанций поддержал и отказал МУП «Домодедовский водоканал» в удовлетворении кассационной жалобы.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

ВС РФ признал законными судебные акты судов апелляционной и кассационной  инстанций, которыми был снижен размер взыскиваемой неустойки с 11 млн. руб. до 2 млн. руб. на основании ст. 333 ГК РФ (определение от 19.04.2018 № 308-ЭС18-3118).

ПАО «ФСК ЕЭС» (истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее – ПАО «ОГК-2», ответчик) о взыскании неустойки за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору об осуществлении технологического присоединения энергоустановок к электрическим сетям в размере 11 619 785,56 руб.

Решением от 06.02.2017 суд первой инстанции иск удовлетворил и  взыскал с ответчика в пользу истца неустойку за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в размере 11 619 785,56 руб.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2017, решение суда первой инстанции изменено, неустойка снижена в соответствии со статьей 333 ГК РФ до 2 033 184,32 руб., исходя из двукратной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В кассационной жалобе, поданной ПАО «ФСК ЕЭС» в ВС РФ, компания, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просило отменить обжалуемые постановления и оставить в силе решение суда первой инстанции либо принять по делу новый судебный акт.

Изучив кассационную жалобу и приложенные к ней материалы, ВС РФ счел, что жалоба не подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, о чем вынес определение от 19.04.2018 № 308-ЭС18-3118.

ВС РФ установлено, что суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из положений статьи 333 ГК РФ, а также разъяснений, изложенных в постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.12.2000 № 263-О, приняли во внимание принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности последствиям нарушения обязательства, чрезмерно высокий процент неустойки, и снизили размер неустойки до 2 033 184,32 руб., исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

ВС РФ поддержал выводы нижестоящих судов об обязанности управляющей компании оплачивать гарантирующему поставщику коммунальные услуги по электроснабжению, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме,  независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома(определение от 20.04.2018 №305-ЭС18-3206).

Гарантирующий поставщик ПАО «Мосэнергосбыт» (истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к управляющей компании ООО «ОГК НКС» (ответчик) о взыскании 4 178 501,47 руб. задолженности по оплате электроэнергии на общедомовые нужды.

Решением суда первой инстанции от 26.06.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 и  постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.01.2018, исковые требования гарантирующего поставщика  удовлетворены.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами управляющая компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, обратилась в ВС РФ, и  просила отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований.

В частности управляющая компания «ОГК НКС» указывала на то, что она не обязана оплачивать услуги по электроснабжению, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме,  поскольку некоторые собственники жилых помещений имеют самостоятельные договоры с ресурсоснабжающей организацией.

Определением от 20.04.2018 № 305-ЭС18-3206 ВС РФ отказал управляющей компании в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ и подтвердил законность судебных актов нижестоящих судов. ВС РФ отметил, что из положений части 7.1 статьи 155, статьи 157, частей 1, 2.3, 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются только управляющей организацией, при выборе соответствующего способа управления многоквартирным домом. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается управляющая организация.

Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).

Системное толкование статей 154, 155, 162 ЖК РФ, пункта 31 Правил №354 позволяет сделать вывод о том, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением комплекса функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем. При заключении договора с ресурсоснабжающей организацией управляющая организация представляет интересы собственников  жилых помещений в многоквартирных домах, обязанность управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате фактически поставленного ресурса неразрывно связана с наличием у нее статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении жилого фонда, на который осуществляется поставка энергии.Именно управляющая организация является абонентом и обязанным лицом в отношениях с энергоснабжающей организацией.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть