Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (11.09.2017-17.09.2017)

18 сентября 2017

● Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1081 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в Положение от 16.02.2008 № 87 внесены изменения, согласно которым сведения об обеспечении соблюдения требований энергетической эффективности будут включаться в состав проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, к числу которых также относятся линейные объекты (линии электропередачи).

Так, раздел 3 «Архитектурные решения»должен содержать обоснование принятых архитектурных решений в части обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений установленным требованиям энергетической эффективности, а также перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности к архитектурным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений.

Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»должен содержать сведения о соответствии зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов, перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности к конструктивным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений.

Кроме того, расширен перечень сведений, включаемых в раздел 10(1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов».

Ссылка на постановление Правительства РФ:Посмотреть

11.09.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым, в том числе, вносятся изменения в Основные положения № 442.

Проект постановления предусматривает внесение в акты Правительства Российской Федерации изменений уточняющего характера.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2017 № 810 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оплаты потерь электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках электрической энергии, а также получения статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности» были внесены изменения в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

Пункт 59 Основных положений № 442 и корреспондирующие этому пункту нормы в Основных положениях признаны утратившими силу.

Одной из таких корреспондирующих норм является последний абзац пункта 97 Основных положений:

«Определение ценовой категории в отношении покупателя - энергосбытовой организации, указанной в пункте 59 настоящего документа, до 1 июля 2013 г. осуществляется исходя из требований настоящего раздела для категории потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) менее 670 кВт, которые применяются к совокупности точек поставки в границах балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых энергосбытовая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии.».

На момент внесения проекта указанного постановления в Правительство Российской Федерации данная норма являлась 22 абзацем пункта 97 Основных положений № 442. В связи с изменением редакции пункта 97 Основных положений к моменту принятия указанного постановления абзац 22 стал абзацем 25. Однако это не было учтено, в результате чего была признана утратившей силу другая норма пункта 97 Основных положений, определяющая дату начала произведения гарантирующим поставщиком расчетов при изменении потребителем выбранной ценовой категории (при переходе к расчетам по третьей - шестой ценовым категориям).

В связи с этим предлагается пункт 97 Основных положений № 442 дополнить нормой, аналогичной той, которая утратила силу, и признать утратившей силу норму, корреспондирующую пункту 59 Основных положений № 442.

Также проектом постановления  приведен в соответствие порядок определения стоимости электрической энергии и мощности для целей определения ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Разработчик - Минэнерго России

Процедура - общественное обсуждение текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/09-17/00072994

Ссылка: Посмотреть

● 11.09.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам учета электрической энергии».

Проект НПА призван закрепить единый подход к проведению проверок приборов учета, оформлению актов о неучтенном потреблении и расчету безучетного потребления, а также определению величины потребленной электрической энергии в случае установки прибора учета не на границе балансовой принадлежности смежных субъектов.

Проектом НПА из Основных положений № 442 исключается обязательное присутствие потребителя, осуществляющего безучетное/бездоговорное потребление при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии. А также предусматривается, что в случае если лицом, осуществившим безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, в течение 5 дней с даты получения акта о неучтенном потреблении в адрес сетевой организации представлены объяснения, такие объяснения являются неотъемлемой частью акта о неучтенном потреблении.

Кроме этого, проектом НПА конкретизирован порядок определения объема безучетного потребления электроэнергии и определено, что объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) рассчитываетсяс даты предыдущей контрольной проверки прибора учета до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии, но не более 6 месяцев. При определении объёма безучётного потребления электрической энергии (мощности)  количество часов потребления электрической энергии признаётся равным 24 часам в сутки вне зависимости от фактического режима работы потребителя и (или) числа часов использования им электрической энергии (мощности).

Разработчик - Минэнерго России

Процедура - общественное обсуждение текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/08-17/00072541

Ссылка: Посмотреть

● 14.09.2017 открыт для публичного обсуждения проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».

Проект поправок направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.

Разработчик - Минэкономразвития России

Процедура - общественное обсуждение текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/04/09-17/00073130

Ссылка: Посмотреть

● 15.09.2017 открыт для публичного обсуждения текст проекта приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 января 2013 г. № 9».

Основанием для внесения изменений в Порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства явилась необходимость приведения в соответствиес действующим законодательством указанного Порядка, а именно в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», в которое были внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016  № 444.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016  № 444 были внесены изменения в  абз. 2,3 п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, и указанные пункты изложены в следующей редакции: «Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений ограницах охранной зоны».

Разработчик - Ростехнадзор

Процедура - проведение публичных обсуждений текста проекта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/09-17/00073153

Ссылка: Посмотреть

ФАС оштрафовала «МРСК Сибири» на 32,5 млн рублей.

14-09-2017 | 11:24

Кемеровское УФАС России назначало ПАО «МРСК Сибири» штраф в размере 32,5 млн рублей. Причиной стала передача энергии ненадлежащего качества.

К антимонопольщикам с сообщением о нарушениях обратилось ПАО «Кузбассэнергосбыт». «Этот гарантирующий поставщик выступал в интересах многих абонентов, физических и юридических лиц по всей Кемеровской области (из Новокузнецка, Новокузнецкого, Прокопьевского, Яшкинского, Топкинского, Кемеровского, Яйского, Крапивинского, Промышленновского, Ленинск-Кузнецкого районов). Всем им по сетям МРСК передавалась энергия ненадлежащего качества с мая 2015 года по сентябрь 2016 года», - пояснили в УФАС.

В сентябре 2016 года Кемеровское УФАС России вынесло решение о злоупотреблении доминирующим положением. Сетевая компания, нарушив закон о защите конкуренции, не контролировала качество электроэнергии, своевременно не уведомляла о проблемах, скрывала нарушения, не содержала сети в надлежащем состоянии и затягивала рассмотрение жалоб потребителей.

ФАС предписала устранить нарушения, решение прошло уже две судебные инстанции. В ноябре 2016 года в отношении ПАО «МРСК Сибири» управление возбудило административное дело. 11 сентября компания была оштрафована.

«Эта категория дел одна из важных, поскольку касается обычных граждан, чьи права ущемляет естественный монополист. Нарушителя привлекли к ответственности. Отягчающим обстоятельством при расчете штрафа послужила повторность нарушения. При этом смягчающим фактором стало частичное устранение нарушения в процессе рассмотрения заявления и дела» - прокомментировала заместитель руководителя управления Людмила Ланцман.

Штраф, рассчитанный специалистами ФАС согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, сocтавил около 32,5 млн рублей. Как отмечают антимонопольщики, это самый крупный штраф, вынесенный в 2017 году МРСК.

Источник: Посмотреть

Суды трех инстанций оставили в силе решение УФАС о штрафе в 120 тысруб на «Дагэнергосбыт».

13-09-2017 | 11:19

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций и управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по республике Дагестан о штрафе в размере 120 тыс. рублей, наложенном на ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» («Дагэнергосбыт», «ДЭСК»).

Как говорится в пресс-релизе УФАС, в октябре 2016 года ведомство привлекло компанию к административной ответственности в виде штрафа в размере 120 тыс. рублей за непредставление информации, запрошенной у общества антимонопольным органом.

Информация была запрошена для установления факта наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации города Кизилюрт при предоставлении в аренду ООО «ДагЭнерЖи» объектов электросетевого хозяйства. «Дагэнергосбыт» должен был представить в УФАС сведения об организации, с которой заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Кизилюрта на период с 24 июля 2016 года по 2 сентября 2016 года.

Источник: ФАС

Постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 по делам №№ А27-5593/2017, А27-7390/2017 ПАО «МРСК Сибири» отказано в снижении штрафов, назначенных Кемеровским  УФАС.

ПАО «МРСК Сибири» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановления Кемеровского УФАС о назначении административного наказания по делу № 585/03-АДМ-2016 об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей за нарушение требований п. 15, п. 21,п. 30.1 Правил технологического присоединения № 861 в отношении ООО «ГЭС».

Кроме этого, ПАО «МРСК Сибири» обратилось в арбитражный суд об изменении постановления Кемеровского УФАС России о назначении административного наказания по делу № 22/03-АДМ-2017 об административном правонарушении, которым Общество привлечено  к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей за нарушение требований п. 15 Правил технологического присоединения № 861, выразившееся в нарушении 30-дневного срока направления проекта договора на осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства ООО «КЭнК».

Общество, не оспаривая факта совершения административных правонарушений, указывает на то, что в оспариваемых постановлениях антимонопольным органом не рассмотрена возможность применения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, не учтено, что ПАО «МРСК Сибири» на день привлечения к административной ответственности и по состоянию на сегодняшний день находится в тяжелом материальном положении. Ссылаясь на тяжелое материальное положение, а также на то, что оплата штрафа в размере, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, приведет к тяжелым финансовым последствиям для ПАО «МРСК Сибири», и повлечет чрезмерное ограничения экономических прав заявителя, Общество просило суд снизить размер административного штрафа.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции (дело № А27-5593/2017, А27-7390/2017) исходил из доказанности Кемеровским УФАС состава административного правонарушения  и отсутствия доказательств того, что реальное имущественное и финансовое положение ПАО «МРСК Сибири» не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 руб., 650 000 руб. соответственно. Суд указал, что фактически виновные действия общества состояли одновременно в игнорировании требований действующего законодательства, а также неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил, что, в конечном счете, повлекло за собой нарушение и ограничение прав и законных интересов конкретных лиц, заинтересованных в надлежащем выполнении обществом своих обязанностей.

Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции (постановления от 13.09.2017 по делам №№ А27-5593/2017, А27- 7390/2017).

Ссылка на постановление 7 ААС по делу А27-5593/2017:Посмотреть

Ссылка на постановление 7 ААС по делу А27-7390/2017:Посмотреть

ВС РФ определением от 13.09.2017 № № 304-ЭС17-12522 поддержал выводы судов нижестоящих инстанций (дело № А03-6058/2016) о том, что Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула не имеет права требовать платы за пользование объектами электросетевого хозяйства, принадлежащими г. Барнаулу, с сетевых организаций.

КУМИ г. Барнаула обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго», к филиалу ПАО «ФСК ЕЭС» - Западно-Сибирского предприятия Магистральных электрических сетей о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате использования принадлежащих городскому округу – городу Барнаулу объектов электросетевого хозяйства в отсутствие каких-либо договорных отношений. Размер платы за использование объектов электросетевого хозяйства КУМИ г. Барнаула определилне по тарифу, а в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости объектов муниципальной собственности с определением размера арендной платы за их использование.

Отказывая в удовлетворении исковых требований КУМИ г. Барнаула (дело № А03-6058/2016),суды исходили из положений пунктов 2, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по  передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»и пришли к выводу о том, что сети электроснабжения, линии электропередач, трансформаторная подстанция имеют специальное назначение -обеспечение энергоснабжением присоединенных к ней потребителей, в том числе электроснабжение жилых домов и объектов социального назначения. При перетоке электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие КУМИ, в том числе через трансформаторную подстанцию, сетевая организация, имеющая  технологическое присоединение к ним и оказывающая с использованием этих объектов услуги по передаче электрической энергии, не становится их пользователем и владельцем, в силу чего на стороне ответчиков не возникло неосновательное обогащение.

ВС РФ с вышеуказанным выводом судов нижестоящих инстанций согласился (определение от 13.09.2017 № № 304-ЭС17-12522).

Ссылка на определение суда: Посмотреть

ВС РФ в определении от 11.09.2017 №  307-ЭС17-12228 согласился с выводами суда первой инстанции и окружного суда (дело №А56-78494/2015) о том, что обязанность по оплате электроэнергии по факту выявленного бездоговорного потребления лежит на собственнике (арендодателе) помещений, а не на арендаторе нежилых помещений, поскольку арендатор не заключил с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения.

АО «Ленинградская областная электросетевая компания» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию «Сосновоборский городской округ Ленинградской области» о взыскании 522 022 рублей 42 копейки задолженности за электроэнергию за период с 13.03.2014 г. по 28.07.2015 (бездоговорное потребление).

Ответчик иск не признал, считая надлежащим ответчиком по делу арендатора - общество с ограниченной ответственностью «Город сервис».

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд округа, руководствовался статьями 210, 308, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, и пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика от оплаты электроэнергии по факту выявленного истцом бездоговорного потребления электрической энергии. Суды указали, что в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.

ВС РФ в определении от 11.09.2017 №  307-ЭС17-12228 согласился с выводами суда первой инстанции и окружного суда (дело № А56-78494/2015).

Ссылка на определение суда: Посмотреть

● ВС определением от 11.09.2017 № 303-ЭС17-11902 поддержал выводы судов нижестоящих инстанций (дело №А73-10716/2016) о праве заявителя подать заявку на технологическое присоединение его объектов по своему выбору в любую территориальную сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой  находятся на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя.

ИП Винокуров П.В. обратился в арбитражный суд с иском к сетевой организации АО «ДРСК» об обязании направить ИП Винокурову П.В. заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Требования заявителя обоснованы незаконным уклонением ответчика от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИП, на основании заявки предпринимателя. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Хабаровская горэлектросеть». В судебном заседании представитель предпринимателя исковые требования поддержал. Ответчик согласно представленному отзыву и дополнениям к нему с исковыми требованиями не согласился, указывая на то, что сетевой организацией, объекты электросетевого хозяйства которой требуемого заявителю класса напряжения 0,4 кВнаходятся на ближайшем расстоянии от участка заявителя, является АО «Хабаровская горэлектросеть».

Судами установлено, что на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства как АО «ДРСК», так и АО «Хабаровская горэлектросеть». Следовательно, предприниматель Винокуров П.В. имел право подать заявку в любую из указанных сетевых организаций. Удовлетворяя иск, суды установили факт правомерности подачи предпринимателем заявки на технологическое присоединение в общество «ДРСК»; констатировали отсутствие надлежащих доказательств наличия правовых оснований у общества «ДРСК» для отказа от направления предпринимателю проекта договора на технологическое присоединение на основании указанной заявки.

ВС с выводами нижестоящих судов согласился (определение от 11.09.2017 № 303-ЭС17-11902).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть