Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (05.03.2018-11.03.2018)

12 марта 2018

Установлены критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска в целях определения периодичности проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства (Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 № 213).

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации» установлено, что категория риска определяется в зависимости от значимости вида деятельности, осуществляемого хозяйствующим субъектом; масштаба деятельности хозяйствующего субъекта (определяемого по размеру валовой выручки за предшествующий год); а также риска совершения хозяйствующим субъектом нарушений требований антимонопольного законодательства (определяемого в зависимости от наличия фактов привлечения хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, функционирования у хозяйствующего субъекта системы правовых и организационных мер, направленных на соблюдение таким хозяйствующим субъектом требований антимонопольного законодательства РФ, предусмотренной внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты применяются к хозяйствующему субъекту).

Категоризация бизнеса для антимонопольного регулирования вводится в рамках применения риск-ориентированного подхода при реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.

Постановлением Правительства РФ определены три категории риска: средний, умеренный и низкий.

К категории среднего риска отнесены торговые сети с выручкой от реализации товаров свыше 400 млн. руб. и хозяйствующие субъекты, которые являются субъектами естественных монополий или осуществляющие регулируемые виды деятельности, с размером необходимой валовой выручки более 10 млрд. руб. В отношении них плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года.

К категории умеренного риска отнесены хозяйствующие субъекты, имеющие выручку свыше 10 млрд. руб., действующие в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий, предоставления медицинских услуг, услуг связи, транспортных услуг, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам и т.п. Плановые проверки таких организаций проводятся не чаще одного раза в 5 лет.

В отношении хозяйствующих субъектов, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут. Отмена плановых проверок в отношении таких хозяйствующих субъектов снизит административное давление на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

В Минэнерго России запущена работа по подготовке 7 ведомственных проектов.

05-03-2018

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак провел очередное заседание координационного органа проектной деятельности Минэнерго России.

Заместитель директора Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации Андрей Бадин рассказал об итогах пилотной оценки уровня зрелости организации проектной деятельности. «Министерство энергетики РФ показало хорошие результаты и заняло 4 место в итоговом рейтинге».

Кроме этого, участники заседания обсудили возможности расширения портфеля проектов Минэнерго. По итогам совещания было принято решение подготовить паспорта по семи новым ведомственным проектам, в число которых вошли «Повышения безопасности ведения горных работ и снижение аварийности и травматизма в угольной промышленности», «Единая техническая политика – надежность электроснабжения» и другие.

Источник: Посмотреть

● «Системный оператор» начал тестовый отбор проектов для модернизации.

07-03-2018

«Системный оператор» начал имитационный (тестовый) отбор проектов для их модернизации в рамках новой программы, которую в настоящее время разрабатывает правительство. Заявки от генерирующих компаний принимаются до 19 марта, говорится в сообщении «Системного оператора».

Участие в тестовом отборе могут принять все компании, которые планируют реконструкцию тепловых электростанций в 2021—2030 годах.

По результатам имитационного отбора «Системный оператор» совместно с ассоциацией «НП Совет рынка» подготовят сценарные расчеты для различных вариантов критериев отбора проектов реализации мероприятий по модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций. Результаты выполненных сценарных расчетов будут представлены в Минэнерго России не позднее 1 апреля.

Программа ДПМ (договор о предоставлении мощности, гарантирующий возврат инвестиций) завершила свою работу в 2017 году. Сейчас Минэнерго направило в правительство РФ предложения по новой программе модернизации энергомощностей суммарным объемом 3,5 трлн. рублей. Заместитель главы Минэнерго РФ Вячеслав Кравченко ранее отмечал, что Минэнерго пока не предоставило критерии отбора проектов для включения в новую программу модернизации. Пока обсуждается несколько вариантов, в том числе предложенный Минэнерго отбор по размеру инвестиций в проект и предложенный Минэкономразвития конкурс по доходности, отметил Кравченко.

Источник: Посмотреть

ФАС оштрафовала «Крымэнерго» на 100 тыс. руб. за неподключение абонентов.

05-03-2018

Управление Федеральной антимонопольной службы по Крыму и Севастополю оштрафовало ГУП «Крымэнерго» на 100 тыс. рублей. Такое решение принято после проверки, которую провела прокуратура Киевского района Симферополя. Об этом говорится в решении, опубликованном на сайте ФАС.

«Признать ГУП РК «Крымэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей»,- уточняется в документе.

В решении также отмечается, что предприятие нарушило сроки исполнения договоров о технологическом присоединении объектов заявителей к электросетям. Речь, в частности, идет об абонентах дачного поселка в пгт. Партенит. По договору с «Крымэнерго», к электросетям их дома должны были подключить 21 июля 2017 года, однако эти работы до сих пор так и не выполнены.

«Крымэнерго» должно заплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления соответствующего постановления в законную силу. Сумму административного штрафа в полном объеме зачислят в бюджет Республики.

Источник: Посмотреть

УФАС оштрафовало Дагестанскую энергосбытовую компанию на 1,6 млн. руб.

07-03-2018

Антимонопольная служба республики наложила два штрафа общей суммой свыше 1,6 млн. рублей на ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (ДЭСК).

«Ранее антимонопольная служба Дагестана признала ПАО «ДЭСК» злоупотребившим доминирующим положением (нарушение части 1 статьи 10 ФЗ №135 «О защите конкуренции») по факту отключения от электрической энергии кафе, расположенного в Махачкале, и по факту угрозы отключения электроэнергии ООО «Дагестанэнерго». За допущенные нарушения антимонопольного законодательства в отношении общества были составлены два протокола об административных нарушениях. Итогом рассмотрения этих протоколов стали два штрафа по 825 тысяч рублей каждый», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

Источник: Посмотреть

ФАС оштрафовала МРСК Центра на 600 тысяч рублей за отказ подключать дома к сетям.

07-03-2018

Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области оштрафовало «МРСК Центра» после прокурорской проверки, инициированной заместителем председателя комитета по ЖКХ, энергетике и тарифам Воронежской обл. Думы Николаем Назаровым.

Николай Назаров направил в прокуратуру и УФАС депутатский запрос, в котором попросил выяснить, насколько отказ компании-монополиста в подключении садоводческого товарищества «Рикон» к электросетям, был правомерен. По итогам проверки надзорное ведомство возбудило административное дело по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ – «Нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям».

В постановлении прокуратуры сообщается, что 8 декабря прошлого года представители «Рикон» подали заявку на подключение в «МРСК Центра». Через неделю компания направила садоводческому товариществу отказ. В пояснении к нему говорилось, что в ноябре 1992 года «Рикон» был подключен к другим сетям. Через год объединение просило продлить технические условия, но впоследствии не осуществило для этого необходимые мероприятия. Летом 2017 года между «МРСК Центра» и СТ «Рикон» был подписан акт технологического присоединения, в связи с чем у товарищества уже якобы имеется подключение к сетям, и снова предпринимать какие-то действия не следует.

Однако антимонопольщики признали это заявление несостоятельным. Фактически дома садоводческого товарищества не были подсоединены к сетям «МРСК Центра» из-за отсутствия заключенного договора и по другим причинам.

 «МРСК Центра» пыталось отменить постановление о возбуждении административного дела, посчитав, что заместитель прокурора Воронежской области Юрий Немкий превысил свои полномочия – якобы он не должен был защищать интересы юридического лица, и «Рикону» необходимо было бороться за свои права только в суде, без помощи надзорного органа. Антимонопольщики не увидели в прокурорской поддержке нарушения закона, заявив, что действия компании-монополиста имеют «высокую степень общественной опасности».

– Административное правонарушение, совершенное  ПАО «МРСК Центра», имеет высокую степень общественной опасности,  поскольку в результате его совершения было нарушено право заявителя – СТ «Рикон» – на своевременное технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. Административное правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Центра», причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям. Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершенного административного правонарушения выражается в пренебрежительном отношении ПАО «МРСК Центра» к требованиям Правил. При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «МРСК Центра» от административной ответственности, – сообщает пресс-служба УФАС по Воронежской области.

5 марта антимонопольщики приняли решение признать «МРСК Центра» виновным в инкриминируемом деянии. По итогам рассмотрения дела монополист был оштрафован на 600 тысяч рублей.

Источник: Посмотреть

ФАС России: в сферах электроэнергетики и ЖКХ применяются самые прорывные методы регулирования.

07-03-2018

К такому выводу пришли участники семинара по тарифному регулированию, который прошел 5-6 марта в Московской области.

Мероприятие открыл начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев. Он отметил, что среди всех отраслей экономики электроэнергетика является «локомотивом преобразований и реформ».

«Начну с того, что передовым методом регулирования на среднесрочную перспективу станет эталонный принцип. С июля 2018 года будут действовать тарифы с применением этого механизма для энергосбытовых компаний. С 2019 года мы планируем, что эталоны будут применяться и для электросетевого комплекса, - сообщил Дмитрий Васильев. - Но на этом мы не хотим останавливаться. К 2021 году эталонный принцип заработает для производителей электроэнергии».

Затем он перешел к теме совершенствования сводного прогнозного баланса. Дмитрий Васильев указал на «коммуникационную» проблему: компания направляет предложения в региональный тарифный орган, однако в последующем она не имеет сведений о статусе своего обращения. Он добавил, что решением, в том числе этой проблемы, является цифровизация процесса, которая позволит наладить процедуру взаимодействия между организациями и органами исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Еще одним направлением деятельности ФАС России в сфере электроэнергетики станет регуляторный контракт. «Стороны такого контракта будут брать на себя обязательства: компании – обязательства по развитию и осуществлению инвестиций, а регион – установление долгосрочного тарифа. Если такое соглашение не будет исполняться, для каждой из сторон предусмотрена определенная ответственность. В перспективе этот механизм должен стать приоритетным методом регулирования. Если же контракт не заключен, то тарифы для организации должны определяться через эталон», - сообщил Дмитрий Васильев.

В ходе мероприятия также выступил начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ Алексей Матюхин.

«Мы определили основные направления государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве. В их число вошли: единообразные подходы в тарифном регулировании, оптимизация расходов в условиях ограничения роста платы граждан, повышение прозрачности деятельности естественных монополий и контроль за инвестиционными программами», - сказал Алексей Матюхин.

В своем выступлении он привел примеры превышения предельных индексов платы граждан и напомнил сотрудникам региональных тарифных органов, что случаи превышения предельного индекса возможны только в исключительных случаях.

«Региональные органы власти должны заблаговременно предоставлять обоснование и информацию в ФАС России о случаях, когда может наступить превышение индекса. Мы продолжим осуществлять контроль за деятельностью тарифных органов субъектов РФ и предупреждать нарушения», - заявил Алексей Матюхин.

Заключительный доклад в рамках пленарной сессии семинара представила начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина. Она рассказала об итогах деятельности управления при исполнении контрольно-надзорных функций.

«Были проведены 14 проверок, из которых 4 являются плановыми. В рамках исполнения своих полномочий мы проверили более 3600 тарифов. Стоит обратить внимание, что ФАС России выявила по итогам указанных проверочных мероприятий более 7,5 млрд. рублей экономически необоснованных средств, которые были заложены в тарифах регулируемых организаций, - заявила Юлия Юдина. – При установлении тарифов на 2018 год 3,9 млрд. рублей уже были исключены из необходимой валовой выручки регулируемых организаций».

Что касается тарифных споров и разногласий, то сфера теплоснабжения выступила «флагманом» (рассмотрено 95 заявлений), электроэнергетика – 71, водоснабжение и водоотведение – 68.

Юлия Юдина затронула тему принятия проекта постановления Правительства РФ об унификации и гармонизации рассмотрения досудебных споров и разногласий в сфере тарифов. «В настоящее время документ внесен в Правительство РФ, и мы надеемся на его принятие в ближайшее время».

В своем выступлении представитель ФАС также обратила внимание на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации. «Постановление Пленума распространяется на судебные споры об оплате ресурса в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена. Согласно позиции Верховного Суда РФ в случае признания нормативного правового акта недействующим в связи с завышенным тарифом, потребитель, добросовестно оплативший стоимость поставщику ресурса, вправе взыскать с него переплату, в том числе за период признания судом нормативного правового акта недействующим».

«Кроме того, из судебной практики Верховного суда РФ следует, что ФАС России может отменять решения региональных тарифных органов с момента начала периода регулирования, в течение которого действовал неправомерный нормативно-правовой акт. Таким образом, в марте этого года мы вправе отменить решение, например об установлении сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика, с 1 января 2018 года», - заключила Юлия Юдина

Источник: Посмотреть

Посмотреть

Арбитражный суд Московской области признал законным постановление Московского областного УФАС России о привлечении ООО «ПЭЗ им. Калинина» к административной ответственности.

09-03-2018

В целях контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, Управлением осуществлен осмотр Интернет-сайта ООО «ПЭЗ им. Калинина».

Управлением установлено нарушение обязанности ООО «ПЭЗ им. Калинина» по размещению информации, подлежащей раскрытию, на своем официальном сайте в сети Интернет.

Московским областным УФАС России было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ООО «ПЭЗ им. Калинина» в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ПЭЗ им. Калинина» обратилось в суд.

Арбитражный суд Московской области отказал ООО «ПЭЗ им. Калинина» в удовлетворении требований и подтвердил законность постановления Московского областного УФАС России.

Примечание: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24.

Источник: Посмотреть

Краснодарское УФАС оштрафовало НЭСК-электросети на 100 тыс. руб. за злоупотребление доминирующим положением.

Еще в апреле 2017 года антимонопольная служба по Краснодарскому краю признала сетевую организацию АО «НЭСК-электросети»нарушившей ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем неосуществления действий по выдаче на основании заявления ООО «КУБ-С» Актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон в срок, предусмотренный п. 69 Правил технологического присоединения № 861 (не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов), что привело к ущемлению интересов потребителя ООО «КУБ-С» (решение от 14.04.2017 по делу 3 309/2016).

За нарушение части 1 ст.10  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена административная ответственность  по  части 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Постановлением от 06.03.2018Краснодарское УФАС признало АО «НЭСК-электросети» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и Обществу назначен административный штраф в размере 100 тыс. рублей.

Для расчета штрафа антимонопольным органом использованы финансовые результаты АО «НЭСК-электросети» за 2015г., а именно объем выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии посредством объекта   ПС «Лорис» ф. «Л-7», к которому технологически присоединен потребитель.

Ссылка на постановление: Посмотреть