Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (02.10.2017-08.10.2017)

08 октября 2017

Обзор изменений российского  законодательства, а также актуальной судебной практики, практики ФАС России и ее территориальных органов  в области электроснабжения за неделю (02.10.2017-08.10.2017)

● Подготовлен проект поправок в Налоговый кодекс РФ об инвестиционном налоговом вычете.

Правительством РФ внесен в Государственную Думу ФС РФ проект ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

НК РФ предлагается дополнить положениями об инвестиционном налоговом вычете. Предусматривается право налогоплательщиков, в соответствии с законами субъектов РФ, на уменьшение исчисленной суммы налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств - инвестиционный налоговый вычет, с учетом установленных условий.

Ссылка: Посмотреть

● ФАС России снизила стоимость подключения к электрическим сетям в Воронежской области

02-10-2017 | 11:44

Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области исполнило предписание ФАС России о приведении стоимости технологического присоединения в соответствие с законодательством.

Напомним, что ранее тарифный орган субъекта приказом утвердил плату за техприсоединение к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» энергопринимающих устройств ООО «Пальмира» на сумму более 362 млн рублей. Стоимость за 1 кВт вновь присоединяемой мощности составила почти 906 тысяч рублей.

ФАС России отменила этот приказ и предписала установить экономически обоснованный размер платы за технологическое присоединение без учета затрат на усиление существующей инфраструктуры.

31 августа 2017 года Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области установило обоснованный размер платы за технологическое присоединение в соответствии, с которым потребитель должен будет оплатить не более 37 тыс. рублей.

«Принятые ФАС России меры позволят потребителю заключить договор технологического присоединения без оплаты затрат на развитие электрических сетей, как это предусмотрено законом. Такой подход к регулированию должен соблюдаться тарифными органами всех субъектов Российской Федерации», - отметил заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Алексей Воронин.

● ФАС в ближайшее время обсудит с новым руководством «Россетей» продажу сбытовых активов

03-10-2017 | 11:29

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России намерена добиться продажи «Россетями» сбытовых активов, которые находятся на балансе компании. В ближайшее время планируется провести встречу с новым генеральным директором «Россетей» Павлом Ливинским, на которой будет поднят соответствующий вопрос, сообщил журналистам заместитель главы ФАС Виталий Королев.

«Планируем обсуждать этот вопрос. Думаю, что в ближайшее время, — сказал Королев. — Этот вопрос надо ставить, пусть они на него как-то отвечают. Эта история продолжает быть актуальной, и нужно, чтобы мы получили какой-то ответ на наш вопрос».

По данным «Россетей», у компании 8 сбытовых активов (на Северном Кавказе, в Калмыкии и Туве). По закону об электроэнергетике «Россети» не могут совмещать деятельность по передаче и сбыту электроэнергии.

Еще весной этого года бывший глава «Россетей» Олег Бударгин заявлял, что компания считает нецелесообразной продажу своих сбытовых активов. Также он отмечал, что видит смысл в продаже всех сбытов в одни руки.

Замглавы ФАС с такой позицией не согласен. «Не согласны с этим подходом. Это означает, что невозможно будет продать. Маловероятно, что найдется инвестор, который захочет купить столь разные сбыты, находящиеся в совершенно разных экономических условиях», — пояснил Королев.

Он также отметил, передает ТАСС, что наиболее оптимально провести продажу сбытовых активов «Россетей» посредством конкурса.

● ФАС оштрафовала «МРСК Сибири» на 660 тыс. руб. за завышение стоимости и сроков техприсоединения

03-10-2017 | 11:21

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по Кемеровской области оштрафовало ПАО «МРСК Сибири» на 660 тыс. рублей за затягивание сроков подключения абонента к электросетям, сообщает пресс-служба ведомства.

«ПАО «МРСК Сибири» установило в договоре с физическим лицом из поселка Елыкаевское срок выполнения присоединения один год вместо положенных шести месяцев, при этом размер платы по договору составил более 400 тыс. рублей вместо 550 рублей», - говорится в сообщении.

По данным ведомства, компания нарушила п. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (нарушение порядка обеспечения недискриминационного доступа, порядка подключения).

Источник: ФАС

● Кассация: Предупреждение Чувашского УФАС России в отношении ПАО «МРСК Волги» законно

03-10-2017 | 11:18

Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике правомерно выдало ПАО «МРСК Волги» предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». К такому выводу пришел Арбитражный суд Волго-Вятского округа, а ранее и Первый арбитражный апелляционный суд, и Арбитражный суд Чувашской Республики, признав законность предупреждения Чувашского УФАС России.

Напоминаем, признаки нарушения выразились в навязывании ООО «Коммунальщик» невыгодных условий технологического присоединения к электрическим сетям. Проект договора предусматривал плату в размере 428 682 рублей вместо 550 рублей согласно действующему законодательству.

«Общество исполнило предупреждение Чувашского УФАС России в установленные сроки. ПАО «МРСК Волги» аннулировало ранее направленный проект договора и направило заявителю проект договора с платой за технологическое присоединение в размере 550 рублей», - уточнила начальник отдела товарных рынков Анна Шевченко.

● ФАС утвердит методику расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в течение месяца

04-10-2017 | 11:34

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ утвердит в течение месяца методику расчета сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков, говорится в материалах ФАС со ссылкой на замглавы ведомства Виталия Королева, сообщившего об этом на заседании экспертного совета службы по электроэнергетике.

«В течение месяца методика по определению сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков будет утверждена ФАС России», - говорится в сообщении.

Уточняется, что сбытовые надбавки будут пересматриваться не чаще чем один раз в три года на основании анализа величины затрат гарантирующего поставщика. «Таким образом, мы уже заложили определенную долгосрочность тарифного регулирования гарантирующих поставщиков», - сообщил замначальника управления регулирования электроэнергетики ФАС Сергей Дудкин.

Дудкин также сообщил, что уже в этом году региональные тарифные регуляторы при принятии решений об установлении тарифов на электроэнергию будут применять разработанную методику. Новые сбытовые надбавки буду применяться с 1 июля 2018 года.

Королев отметил, что ФАС доработает методику. «Более высокая стадия готовности документа будет примерно к семинару по тарифному регулированию, который пройдет в Ялте 17-19 октября этого года. До конца этого месяца мы утвердим методику приказом ФАС и зарегистрируем в Минюсте РФ», - заключил Королев.

Сообщается, что методика была подготовлена антимонопольной службой по принятому в июле постановлению правительства РФ. Эталонная сбытовая надбавка предполагает отказ от расчета тарифов для энергосбытовых компаний по методу «затраты плюс» и установление регулируемой маржи на 1 кВт.ч реализуемой энергии. Это своего рода модель «идеальной компании», к которой должны стремиться энергосбыты.

● Виталий Королев: механизмы привлечения инвестиций при внедрении ВИЭ и их влияние на формирование доли ВИЭ в общем балансе энергии.

04-10-2017 | 11:17

Заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев принял участие в Конференции по инвестициям и регулированию энергетики, организуемой Региональной ассоциацией органов регулирования энергетики (ЭРРА), которая прошла 25-26 сентября 2017 года в г. Астана Республики Казахстан. Принимающей стороной выступил Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

Темы конференции были посвящены вопросам энергетической отрасли Казахстана, перспективам газовых рынков и конкурентоспособности СПГ. Основное внимание Конференции было уделено роли возобновляемых источников энергии в достижении целей в области изменения климата, а также особенностям регулирования меняющегося рынка электроэнергии.

В рамках экспертной дискуссии Виталий Королев рассказал об основных механизмах привлечения инвестиций при внедрении возобновляемых источников энергии (далее-ВИЭ) в Российской Федерации:

1. Поддержка розничной зеленой энергетики через обязательную закупку ее выработки по высокому тарифу (для покрытия потерь в сетях).

Данный механизм поддержки и стимулирования генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках предусматривает порядок долгосрочного тарифного регулирования и предельные значения долгосрочных параметров тарифного регулирования таких генерирующих объектов. Механизм поддержки использования ВИЭ предусмотрен Федеральным законом «Об электроэнергетике», в соответствии с которым сетевые компании в целях компенсации потерь обязаны покупать электроэнергию квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ по регулируемым тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Механизм поддержки ВИЭ на розничных рынках предусматривает, что на этапе квалификации генерирующего объекта ВИЭ устанавливается требование по обязательному включению такого объекта в схему перспективного развития электроэнергетики субъекта Федерации.

2. Договоры на покупку мощности (далее - ДПМ) для ВИЭ для оптового рынка — с повышенными выплатами, гарантирующими возврат инвестиций в течение нескольких лет.

Поддержка ВИЭ (предусмотрена для трёх видов: солнечной, ветровой энергетики и малой гидроэнергетики) осуществляется через ДПМ ВИЭ – договоры о предоставлении мощности, видоизменённые с учётом особенностей ВИЭ. Изменения, внесённые в стандартный ДПМ, обеспечивают работу объектов на ВИЭ по правилам, аналогичным тем, которые применяются к объектам электрогенерации, работающим в вынужденном режиме.

«Действующее законодательство Российской Федерации активно предусматривает меры стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами ВИЭ, в результате применения которых отмечается благоприятное влияние на развитие и рост объемов ВИЭ в Российской Федерации», - отметил Виталий Королев.

● Игорь Артемьев: для развития конкуренции следует приложить совместные усилия всех отраслевых и региональных органов власти

05-10-2017 | 15:54

Глава ФАС России представил ежегодный Доклад о состоянии конкуренции   

Первый вопрос заседания Правительства Российской Федерации 5 октября 2017 года был посвящен состоянию конкуренции в нашей стране. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев представил Доклад о состоянии конкуренции в России за 2016год.

Он рассказал об основных проблемах в сферах антимонопольного и тарифного регулирования и тенденциях в экономике страны, которые отмечает антимонопольное ведомство. Игорь Артемьев также подвел некоторые итоги деятельности ФАС России и обозначил основные задачи и мероприятия, которые следует реализовать для развития конкуренции в стране.

В начале своего выступления глава ФАС России указал на то, что реформа контрольно-надзорной работы для службы стартовала еще 2016 году с принятием «четвертого антимонопольного пакета».

«Этим законом мы существенно снизили административную нагрузку на предпринимательское сообщество. Еще одно положение документа – введены иммунитеты для малого бизнеса, - продолжил Игорь Артемьев. – Таким образом, ФАС концентрируется на нарушениях, имеющих значение для защиты и развития конкуренции».

 «Благодаря расширению института предупреждения и предостережения в 2 раза сократилось количество антимонопольных дел. Но изменилась их структура. Развитие цифровых технологий значительно опережает состояние нормативно-правовой базы, что повлекло злоупотребления некоторых компаний на инновационных рынках. Например, в прошлом году мы завершили рассмотрение дела в отношении Googleи за нарушение антимонопольного законодательства компания заплатила штраф на сумму более 438 млн рублей. Это позволило восстановить конкуренцию на рынке мобильных приложений. Однако для предотвращения подобных злоупотреблений следует внести изменения в Закон о защите конкуренции», - добавил глава ФАС России.

Главной темой Доклада о состоянии конкуренции за 2016 год стала «Проконкурентная тарифная политика». «Мы выявили несколько блоков проблем, требующие незамедлительного решения. Во-первых, отсутствует системность и единство нормативных правовых актов, посвященных вопросам тарифного регулирования. Это приводит к проблемам в процессе правоприменения и негативно отражается на деятельности хозсубъектов и развитии экономики в целом, - заявил Игорь Артемьев. - Во-вторых, за последние 10 лет происходил постоянный рост тарифов естественных монополий, который традиционно считается одной из наиболее существенных преград для бизнеса».

 «В-третьих, региональные тарифные регуляторы превышают предельные значения, установленные в социально-экономическом прогнозе. Так, этот документ устанавливает рост тарифов на передачу электроэнергии на уровне 3%, однако, тарифные органы субъектов РФ при установлении тарифов рассматривают инвестиционные программы сетевых компаний, и в итоге превышают предельное значение, что приводит к значительному росту тарифа, - подчеркнул Игорь Артемьев. – ФАС России разработала и направила в Правительство РФ законопроект, исключающий этот пробел».

В конце своего выступления глава ФАС России рассказал о предложениях антимонопольного ведомства, которые позволят помочь развитию конкуренции, в числе которых принятие Национального плана развития конкуренции, отменаЗакона о естественных монополиях и проведение реформы тарифного регулирования.

 «И самое главное – нам совместно с отраслевыми министерствами и региональными властями следует приложить все усилия для развития конкуренции в нашей стране», - заключил Игорь Артемьев.

● УФАС вмешалось в спор энергетиков и поставщиков в Ростове

УФАС напомнило, что есть понятие аварийной брони, ограничение режима потребления энергии ниже которой приводит к негативным экономическим, экологическим и социальным ситуациям.

Как уже писало ИА «SM-News» на Дону энергетики, а в частности ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», сделали заявление, что из-за огромных долгов потребителей они готовы не только ограничить подачу энергии в некоторые котельные, но и вовсе прекратить ее поставку особо злостным неплательщикам.

Таким образом, энергетики поставили начало отопительного сезона в регионе под угрозу срыва.

В дело вмешались региональные антимонопольщики. Они остудили праведный гнев ТНС-овцев предостережением о недопустимости совершения таких действий, поскольку они могут расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства.

УФАС напомнило, что есть понятие аварийной брони, ограничение режима потребления энергии ниже которой приводит к негативным экономическим, экологическим и социальным ситуациям.

И вообще, заметили в УФАС, взаимоотношения между поставщиками электрической и тепловой энергии ни в коем случае не должны сказываться на жизни законопослушных жителей Дона.

● УФАС признало незаконным взимание 18 тыс. руб. за включение электроэнергии после ее отключения

Калининградское управление Федеральной антимонопольной службы признало незаконным взимание калининградскими энергетиками 17,5 тыс. руб. в качестве компенсации расходов, связанных с введением ограничения режима потребления и последующим его восстановлением.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела УФАС установлено, что размер выставляемой потребителям оплаты не соответствует фактическим расходам сетевой организации, которая непосредственно осуществляет работы по отключению и возобновлению подачи электрической энергии потребителям, имеющим задолженность по оплате за электричество.

«Янтарьэнергосбыту» выдано предписание об устранении до 4 ноября 2017 года последствий нарушения закона о защите конкуренции.

● Краснодарское УФАС не нашло нарушений норм антимонопольного законодательства в действиях сетевой компании по составлению акта о неучтенном потреблении электроэнергии, введению ограничения режима электропотребления на объекте заявителя, несмотря на наличие решения суда, которым установлено, что рассматриваемый акт о безучетном потреблении не может быть признан надлежащим доказательством по делу.

В Краснодарское УФАС поступило обращение ИП (Заявитель) на действия ПАО «Кубаньэнерго» (сетевой компании) и ПАО «ТНС энерго Кубань»(гарантирующий поставщик) по составлению акта о безучетном потреблении электроэнергии в отношении Объекта Заявителя, а также по введению полного ограничения режима потребления электроэнергии с нарушением Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии и  Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Из обстоятельств дела:

Между ПАО «ТНС энерго Кубань» и Заявителем заключен договор энергоснабжения по рассматриваемому Объекту.

11.08.2016 при проведении сетевой организацией ПАО «Кубаньэнерго» внеплановой технической проверки прибора учета, установленного на Объекте, представителями ПАО «Кубаньэнерго» выявлено нарушение антимагнитной пломбы на корпусе электросчетчика и составлен Акт от 11.08.2016 о неучтенном потреблении электроэнергии. Данный Акт подписан Заявителем, а также двумя незаинтересованными лицами.

ПАО «ТНС энерго Кубань»  после получения Акта о неучтенном потреблении выставилоЗаявителю счет на оплату.

Ввиду неисполнения обязательств по оплате задолженности согласно расчету объема и стоимости неучтенной электроэнергии Заявителю было выдано уведомление от 26.09.2016 об ограничении режима электропотребления, согласно которому потребителюнеобходимо с 07.10.2016 самостоятельно произвести частичное ограничение режима потребления электроэнергии, в случае отказа ввести частичное ограничение на Объекте с 11.10.2016 будет введено полное ограничение режима электропотребления.

03.10.2016 Заявителем было введено частичное ограничение режима потребления электроэнергии  самостоятельно.

07.10.2016 ПАО «ТНС энерго Кубань»  направлена заявка на введение ограничения в ПАО «Кубаньэнерго», согласно которой сетевой организации необходимо было ввести полное ограничение режима электропотребления на объекте Заявителя18.10.2016. Введение ограничения режима электропотребления по указанной заявке осуществлено сетевой организацией 19.10.2016.

Решением арбитражного суда по делу № А32-39612/2016, оставленным в силе постановлением суда 2-й инстанции, гарантирующему поставщику  ПАО «ТНС энерго Кубань»  отказано в удовлетворении иска к Заявителю о взыскании задолженности согласно расчету объема и стоимости неучтенной электроэнергии, а также в решении указано, что акт о безучетном потреблении не может быть признан надлежащим доказательством по делу.

УФАС не нашло нарушений норм действующего законодательства РФ в указанных действиях сетевой организации на основании следующего:

В Акте о неучтенном потреблении зафиксировано следующее: «нарушена антимагнитная пломба на корпусе электросчетчика».

В свою очередь, в Определении ВСРФ от 30.06.2017 № 308-ЭС17-8267 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ поясняется, что согласно Положению о порядке проведения ревизии и маркирования специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии, утвержденному приказами Минтопэнерго России от 16.09.1998, Госстандарта России от 03.10.1998, зарегистрированными в Минюсте России 20.10.1998 № 1636, указание в акте о неучтенном потреблении на выявленный факт срабатывания антимагнитной пломбы является достаточным основанием для квалификации потребления в спорный период как безучетного.

При этом в решении УФАС указано, что Комиссией УФАС по настоящему делу было учтено, что в рамках арбитражного дела № А32-39612/2016 судом дана оценка обстоятельствам, связанным по составлению Акта от 11.08.2016 о неучтенном потреблении электроэнергии. Таким образом, действия ПАО «Кубаньэнерго» по составлению Акта о неучтенном потреблении электроэнергии нашли свое отражение в гражданско-правовом иске ПАО «ТНС энерго Кубань» к Заявителю.

Комиссия УФАС также не нашла нарушений норм антимонопольного законодательства РФ в действиях сетевой компании по ограничению режима потребления электрической энергии на Объекте Заявителя в связи с тем, что  какими-либо договорными правоотношениями сетевая организация с Заявителем не связана.

В тоже время действия гарантирующего поставщика ПАО «ТНС энерго Кубань», выразившиеся во введении полного ограничения режима электропотребления на Объекте Заявителя на дату: 19.10.2016, несоответствующую дате введения режима ограничения, указанной в уведомлении от 26.09.2016, признаны наущающими ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

● Краснодарское УФАС посчитало, что  действия сетевой организации по осуществлению технологического присоединения объекта заявителя в пределах срока, установленного дополнительным соглашением к договору на технологическое присоединение, соответствуют действующему законодательству РФ.

 В Краснодарское УФАС поступило обращение Заявителя на действия сетевой организации ПАО «Кубаньэнерго», выразившиеся в несоблюдении требований п. 16 Правил технологического присоединения № 861 путем нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения Объекта (ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ).

Изучив фактические обстоятельства дела, УФАС пришло к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку между сторонами (Заявителем и сетевой организацией) подписано дополнительное соглашение к договору об осуществлении технологического присоединения, согласно которому срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению продлен. Сетевая организация исполнила мероприятия по технологическому присоединению в пределах срока, установленного дополнительным соглашением к договору.

Согласно ч.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В соответствии с ч. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Таким образом, УФАС пришло к выводу, что заключенное дополнительное соглашение к договору об осуществлении технологического присоединения  является свободным волеизъявлением сторон и не регламентируется Правилами технологического присоединения № 861.