Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (02.07.2018-8.07.2018)

09 июля 2018

●Внесены уточнения в некоторые акты Правительства РФ по вопросу установления и применения сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков(постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 749).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 749 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления и применения сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков» внесены, в том числе, корректировки в написания ряда применяемых формул и новой редакции составляющих их элементов, в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, в Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179, в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Начало действия документа - 01.07.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Внесены изменения в законодательство РФ в части торговли электрической энергией и мощностью на территориях, включаемых в состав ценовых (неценовых) зон оптового рынка электрической энергии и мощности(постановление Правительства РФ от 30.06.2018 № 761).

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2018 № 761 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части торговли электрической энергией и мощностью на территориях, включаемых в состав ценовых (неценовых) зон оптового рынка электрической энергии и мощности» установлено, что датой включения территории, которая ранее технологически не была связана с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами и на которой расположены объекты электросетевого хозяйства, акты о технологическом присоединении к сетям ЕЭС России в отношении которых подписаны в 2017 году, в состав территорий, объединенных в ценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности, является 01.09.2018. Применяемая с 01.09.2018 по 31.12.2018 цена на поставляемую в вынужденном режиме мощность генерирующих объектов, функционирующих на указанных территориях, устанавливается Правительством РФ.

Постановлением № 761 вносятся измененияв Правила оптового рынка электроэнергии и мощности № 1172, в частности устанавливается, что:

- датой включения территорий, ранее технологически не вязанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в состав территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, или в состав территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка, является 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором наступила наиболее ранняя дата подписания акта о технологическом присоединении к сетям ЕЭС России любого из объектов электросетевого хозяйства, расположенных на такой территории, если иное не установлено Правительством РФ;

- требования о проведении мероприятий технического характера в части оснащения каждой точки (группы точек) поставки, с использованием которой организация планирует участвовать в торговле на оптовом рынке, расположенной на территориях отдельных частей ценовых (неценовых) зон оптового рынка, ранее технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, средствами измерений (в том числе принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), обеспечивающими сбор, обработку и передачу организации коммерческой  инфраструктуры данных коммерческого учета и соответствующими установленным настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка требованиям, должны быть выполнены субъектами оптового рынка, функционирующими на указанных территориях, в течение 6 месяцев со дня начала покупки (поставки)  электроэнергии и мощности в соответствующей группе точек поставки, но не позднее истечения 12 месяцев с даты включения соответствующей территории в состав территорий, которые объединены в ценовые (неценовые) зоны оптового рынка;

- для генерирующих объектов, функционирующих на территориях отдельных частей ценовых (неценовых) зон оптового рынка, ранее технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, на 12 месяцев с даты начала поставки электроэнергии и мощности в соответствующей группе точек поставки, но не более чем на 18 месяцев с даты включения соответствующей территории в состав территорий, которые объединены в ценовые (неценовые) зоны оптового рынка, предельные объемы поставки мощности по результатам аттестации определяются системным оператором равными объемом установленной мощности этого оборудования, учтенным ФАС в сводном прогнозном балансе производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам РФ на соответствующий месяц. По истечении указанного срока предельный объем  поставки мощности по результатам аттестации для таких генерирующих объектов определяется на основании аттестации по результатам тестирования генерирующего оборудования, проведенного в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. При этом в отсутствие результатов тестирования указанных генерирующих объектов, проведенного после 1 января года, в котором произошло включение таких территорий в состав ценовых (неценовых) зон оптового рынка, и не более чем за 5 лет до начала соответствующего года, в отношении которого определяется предельный объем мощности, предельный объем поставки мощности по результатам аттестации для этих генерирующих объектов определяется в размере, равным нулю;

- отнесение генерирующего объекта, функционирующего на территории отдельных частей ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам, для которых Правительством РФ устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков, либо к территориям, технологически не связанным с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме, осуществляется в порядке, предусмотренном п. 114 Правил оптового рынка электроэнергии и мощности № 1172. При этом в отношении таких генерирующих объектов до окончания последнего календарного года, на который конкурентный отбор мощности был проведен до года включения указанной территории в состав территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, обязательства по поставке мощности определяются в объеме, равном объему мощности, указанному в отношении соответствующего генерирующего объекта на соответствующий месяц в прогнозном балансе на текущий год.

Кроме этого, постановлением Правительства РФот 30.06.2018 № 761 вносятся изменения в Основы ценообразования № 1178 в части установления 30-тидневного срока для принятия ФАС России балансовых решений по определению прогнозных объемов поставки (покупки) электроэнергии и мощности на оптовом рынке при получении от организации  коммерческой инфраструктуры информации о перечне организаций, в отношении которых принято решение об их включении в реестр субъектов оптового рынка и (или) регистрации групп точек поставки на территории, ранее технологически не связанной с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Постановлением от 30.06.2018 № 761 также внесены изменения в Основные положения № 442, предусматривающие, что в случае отсутствия уведомления о выборе ценовой категории для расчетов за электроэнергию и мощность на территориях, ранее технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами и включенных в состав территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, применяются:

- с даты включения – первая ценовая категория в случае, если по состоянию на дату, предшествующую дате включения, применялась одноставочная цена (тариф), и вторая ценовая категория в случае, если по состоянию на дату, предшествующую дате включения, применялась одноставочная цена (тариф), дифференцированная по 2 или 3 зонам суток, и четвертая ценовая категория в случае, если по состоянию на дату, предшествующую дате включения, применялась трехставочная цена (тариф);

- с 1 июля года, следующего за годом включения, - третья ценовая категория в отношении потребителей с максимальной мощностью энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) не менее 670 кВт.

Внесенными изменениями в Основные положения № 442 установлено, что с даты включения территории, ранее технологически не связанной с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в состав ценовой (неценовой) зоны оптового рынка, гарантирующим поставщиком на такой территории является организация, осуществляющая на указанную дату в границах указанной территории функции гарантирующего поставщика. Границами зоны деятельности такого гарантирующего поставщика  являются границы зоны деятельности указанной организации.

Ссылка на документ: Посмотреть

Минэнерго России проводит конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Архангельской и Вологодской областях(приказы Минэнерго России от 04.07.2018 №№ 529, 530).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков № 442 Минэнерго России проводит конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территориях Архангельской области и Вологодской области.

Основным критерием выбора нового гарантирующего поставщика является погашение всей либо части задолженности предыдущей организации, утратившей статус гарантирующего поставщика, перед поставщиками оптового рынка.

Прием заявок по новым конкурсам будет осуществляться с 9  июля 2018 по 13 июля 2018, в Минэнерго организован единый центр приема заявок на участие в конкурсе.

Ознакомиться с Правилами проведения конкурсов можно в разделе «Приказы и распоряжения Минэнерго России».

Сведения о должностных лицах, уполномоченных давать разъяснения об условиях проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика:

- Кондратьев Иван Дмитриевич, Департамент развития электроэнергетики Минэнерго России,              e-mail: KondratevID@minenergo.gov.ru, тел.:+7(495)631-80-63.

- Демин Дмитрий Андреевич, Департамент развития электроэнергетики Минэнерго России,         e-mail: KondratevID@minenergo.gov.ru, тел.:+7(495)631-91-58.

Ссылка на приказы: Посмотреть Вологодская обл.

Посмотреть Архангельская обл.

Источник: Посмотреть

Признаны несостоявшимися конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия и определены условия нового конкурса (приказы Минэнерго России от 02.07.2018 №№ 521, 522).

Приказами Минэнерго России от 02.07.2018 №№ 521, 522 признаны несостоявшимися конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия, и Департаменту развития электроэнергетики предписано не позднее 30 ноября 2018  подготовить и представить в установленном порядке на подписание решение о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Чеченской Республикии Республики Ингушетия с минимальным размером денежных средств для оплаты победителем конкурса:

- дляЧеченской Республики равным 5 568 038 058,50 руб.;

- для Республики Ингушетия равным 945 354 402,51 руб.

Ссылка на приказы: Посмотреть Чеченская респ.

Посмотреть респ. Ингушетия

Внесены изменения в Федеральный закон «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»(Федеральный закон от 05.07.2018 № 194-ФЗ).

Федеральным законом от 05.07.2018 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»» установлены задачи государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (далее - ГИС ТЭК). Систему можно использовать для обеспечения предоставления госуслуг и исполнения госфункций. Уточнено назначение интеграционного сегмента. Он аккумулирует информацию о состоянии и прогнозе развития ТЭК, относящуюся одновременно к двум и более направлениям функционирования (отраслям) ТЭК.

Оператором ГИС ТЭК может быть не только уполномоченный орган, но и привлеченная им организация.

Расширен перечень субъектов ГИС ТЭК. Предоставлять информацию будут обязаны, в том числе, органы местного самоуправления, юрлица и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие функционирование коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка электроэнергии и мощности, организаторы торговли, инвесторы (концессионеры, частные партнеры), заказчики (застройщики) строительства (реконструкции) объектов, работающих с энергоресурсами, продуктами их переработки. К числу субъектов отнесены лица, занимающиеся геологическим изучением, разведкой месторождений полезных ископаемых - энергоресурсов.

Установлены критерии, при соблюдении которых потребители энергоресурсов и продуктов их переработки становятся субъектами ГИС ТЭК.

Актуализирован перечень сведений, включаемых в систему. Прописано, как готовится аналитическая информация.

Изменения касаются также правового режима информации ГИС.

ГИС ТЭК должна быть введена в эксплуатацию не позднее 1 января 2020. Также на 1 января 2020 перенесен срок предоставления информации, составляющей гостайну, для включения в систему.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вводятся в действие с 1 января 2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минфином России и ФАС России разъяснены новые требования законодательства о закупках (письмо Минфина России № 24-04-06/44451, ФАС России № АД/48543/18 от 27.06.2018).

Письмом Минфина России № 24-04-06/44451, ФАС России № АД/48543/18 от 27.06.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России о приведении положения о закупке в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даны разъяснения новых требований законодательства о закупках.

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2018 года отдельных положений Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сообщена позиция о приведении положения о закупке, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствие с новым Законом.

Согласно Закону № 505-ФЗ:

- положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 1 января 2019 года;

- положения о закупке, которые не соответствуют Закону № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе;

- закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Таким образом, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Обновлен профессиональный стандарт для работников по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи(приказ Минтруда России от 04.06.2018 № 361н).

Приказом Минтруда России от 04.06.2018 № 361н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи»» признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 29.12.2015 № 1178н, которым был утвержден ранее действовавший стандарт.

Согласно новому стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение надежности и качества электроснабжения потребителей путем контроля технического состояния воздушных линий, своевременного и качественного проведения ремонтных и эксплуатационных работ.

В функции данных специалистов входит:

- подготовка и выполнение простых работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи под руководством работников более высокой квалификации;

- организация и выполнение работ средней сложности по техническому облуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи;

- организация и выполнение сложных работ по техническому облуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи;

- организация и выполнение работ повышенной сложности по техническому облуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи;

- организация и контроль работы бригады (на объекте) по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи;

- документационное сопровождение деятельности по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи;

- инженерно-техническое сопровождение деятельности по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи;

- планирование и ведение деятельности по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи;

- управление деятельностью по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 28.06.2018 за № 51469.

Начало действия документа - 10.07.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Утвержден перечень объектов, в том числе, по производству электрической энергии, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов(приказ Минприроды России от 18.04.2018 № 154).

Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов» в перечень включены, в числе прочего, объекты, осуществляющие деятельность по производству электрической энергии.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра, включающего в себя, в частности: сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах; сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления; сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2018 за № 51494.

Начало действия документа - 13.07.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Ко второму чтению подготовлен законопроект о совершенствовании системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ(проект Федерального закона № 425725-7).

Согласно проекту Федерального закона № 425725-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» объекты I категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, виды которых устанавливаются Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов и сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

В законопроекте ко второму чтению предусматривается, в частности, что в программе создания системы автоматического контроля должны определяться, помимо прочего, стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Кроме того, Правительство РФ предлагается наделить полномочиями по утверждению правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля.

Ссылка на проект: Скачать

Источник: Посмотреть

04.07.2018 в окончательной редакции ГД РФ принят проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»(проект Федерального закона № 1158419-6).

Указанный закон разработан во исполнение пункта 11 протокола заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 22.11.2013 № 4.

Законом предусматривается корректировка и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учетом их фактического потенциала энергосбережения.

Данная норма предусмотрена статьей 24 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом предлагается обязать государственное (муниципальное) учреждение обеспечить снижение потребляемой им, в том числе,  электрической энергии. Будут утверждены объемы снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях с учетом разной тенденции снижения потребления каждого вида ресурсов, а также возможных структурных изменений в потреблении энергетических ресурсов путем замещения одного вида топлива на другое.

Кроме того, закон предусматривает отмену проведения обязательных энергетических обследований и введение требований по предоставлению деклараций о потреблении энергетических ресурсов за отчетный год в Минэнерго России для органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждений (автономных, бюджетных, казенных).

Ссылка на законопроект в окончательной редакции: Скачать

05.07.2018 ГД РФ во втором чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии(проект Федерального закона № 323951-7).

Указанный проект Федерального закона  подготовлен в целях установления долгосрочных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и повышения инвестиционной привлекательности соответствующих территорий во исполнение протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ - полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнева от 23.07.2015 № ЮТ-П9-29пр (раздел II).

Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части предоставления полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливать предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии на срок не менее пяти лет.

Ссылка на законопроект: Скачать

03.07.2018 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Требования к участию генерирующего оборудования электростанций в общем первичном регулировании частоты»».

Проект приказа разработан в рамках реализации полномочий Минэнерго России по установлению требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, предусмотренных Федеральным законом от 23.06.2016 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики» и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проект направлен на установление общеобязательных требований к участию генерирующего оборудования в общем первичном регулировании частоты (ОПРЧ) в энергосистеме.

В настоящее время комплексное нормативное регулирование вопросов участия генерирующего оборудования в ОПРЧ отсутствует. Требования по участию в ОПРЧ частично установлены Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, не учитывающими новых видов оборудования (ПГУ, ВЭС, СЭС и др.), частично – документами системного оператора, на основании которых осуществляется контроль готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии на оптовом рынке.

Между тем, частота электрического тока является одним из важнейших параметров электроэнергетического режима и показателем качества электрической энергии. В ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах регулирование электроэнергетического режима по частоте осуществляется непрерывно. ОПРЧ является одним из видов такого регулирования, в котором должно участвовать все генерирующее оборудование электростанций. В целях этого генерирующее оборудование любого типа должно соответствовать характеристикам, удовлетворяющим требованиям к участию в ОПРЧ.

Как свидетельствует анализ причин и обстоятельств крупных системных аварий, произошедших в ЕЭС России (в том числе аварии 22.08.2016, приведшей к выделению на изолированную от ЕЭС России работу части Тюменской энергосистемы, а также части центрального и восточного энергорайонов ОЭС Сибири, аварии 15.06.2017 в энергосистеме Пермского края, приведшей к выделению Пермско-Закамского энергорайона на изолированную от ЕЭС России работу с отклонениями частоты и отключением генерирующего оборудования, аварии 27.06.2017, приведшей к выделению восточной части ОЭС Сибири на изолированную от ЕЭС России работу), неудовлетворительное участие в ОПРЧ части генерирующего оборудования электростанций способствовало развитию указанных аварий и  явилось фактором, затруднившим их ликвидацию. 

Проект направлен на ликвидацию вышеуказанного пробела в нормативном регулировании и предотвращение возникновения и развития аварий в энергосистеме, связанных с неучастием, неудовлетворительным  участием генерирующего оборудования в ОПРЧ.

Проектом установлены требования к генерирующему оборудованию, его маневренным и иным техническим характеристикам, системе регулирования, выполнение которых необходимо для обеспечения возможности участия генерирующего оборудования в ОПРЧ и должно соблюдаться в процессе такого участия. Предусмотренные проектом требования дифференцированы применительно к различным типам генерирующего оборудования (для оборудования тепловых, в том числе ПГУ, ГТУ, атомных, гидро- электростанций, ветряных и солнечных электростанций)  и учитывают их специфику.

Для обеспечения выполнения указанных требований проектом предусмотрено проведение испытаний в отношении вновь вводимого (реконструированного) генерирующего оборудования и оборудования, в отношении которого выявлены факты неудовлетворительного участия в ОПРЧ,  а также осуществление мониторинга участия генерирующего оборудования в ОПРЧ на регулярной основе.

Установленные проектом требования направлены на обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы, предусматривают только требования к характеристикам, режимам и параметрам работы генерирующих объектов, функционирующих в составе электроэнергетической системы, необходимые для обеспечения регулирования частоты в энергосистеме, и  не относятся к требованиям безопасности оборудования как продукции.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/07-18/00081935

Ссылка на проект: Посмотреть

04.07.2018 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики».

Указанный проект приказа Минэнерго России разработан в рамках реализации полномочий Минэнерго России по установлению требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, предусмотренных Федеральным законом от 23.06.2016 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики» и постановлением Правительства РФ от 02.03.2017 № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Технический учет и анализ функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики (далее – РЗА) и реализованных в них функций РЗА являются необходимыми составляющими эксплуатации РЗА в составе энергосистемы и осуществляются субъектами оперативно-диспетчерского управления, а также всеми субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в части принадлежащих им объектов электроэнергетики.  В рамках технического учета и анализа функционирования РЗА, в том числе, обеспечивается учет и  систематизация всех случаев срабатывания (отказов срабатывания) устройств РЗА, анализ их работы, в том числе случаев неправильного, ложного срабатывания, отказов от срабатывания. На основе результатов технического учета и анализа функционирования устройств РЗА осуществляются оценка технических решений по устройствам РЗА, разработка мероприятий по улучшению работы РЗА, выявление и устранение недостатков выполнения и эксплуатации устройств РЗА в целях повышения надежности и безопасности  функционирования энергосистемы и входящих в нее объектов.

В настоящее время нормативные требования к осуществлению технического учета и анализа функционирования устройств РЗА действующим законодательством РФ не установлены. Документами, регулирующим порядок проведения технического учета и анализа функционирования устройств РЗА, являются  РД 34.35.516-89 «Инструкция по учету и оценке работы релейной защиты и автоматики электрической части энергосистем», утвержденный Главтехуправлением Минэнерго СССР 06.04.89 и действовавший до 01.12.1994, и национальный стандарт ГОСТ Р 56865-2016, носящий добровольный характер.

Положения проекта приказа Минэнерго России направлены на восполнение существующего пробела в нормативном регулировании и установление обязательных требований к осуществлению технического учета и анализа функционирования РЗА.

В целях исключения предоставления в диспетчерские центры субъектов оперативно-диспетчерского управления дублирующей отчетной информации проектом также предусмотрено внесение изменений в приказ Минэнерго России от 23.07.2012 № 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления», предусматривающих исключение из указанного приказа отчетной формы о случаях срабатывания устройств РЗА.

Проект учитывает практику осуществления технического учета и анализа функционирования устройств РЗА и основан на  фактически применяемых в настоящее время подходах к решению указанных вопросов.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/07-18/00081968

Ссылка на проект: Посмотреть

● 05.07.2018 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности потребителями электрической энергии».

Настоящий проект постановления   подготовлен во исполнение пункта 3 раздела II плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Энерджинет», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 830-р, и направлен на совершенствование механизма ценозависимого снижения потребления путем вовлечения потребителей розничных рынков в управление спросом на электрическую энергию при непосредственном участии субъекта электроэнергетики – агрегатора, заключившего соответствующий договор на оказание услуг по обеспечению системной надежности с системным оператором.

Проект предусматривает, что осуществляемый системным оператором отбор субъектов электроэнергетики на оказание услуг по управлению спросом на электрическую энергию, как разновидности услуг по обеспечению системной надежности, носит временный характер (оказание услуг предлагается ограничить периодом с 01.01.2019 по 31.12.2020). По итогам анализа практики применения указанного механизма планируется рассмотреть вопрос о его дальнейшем расширении и развитии.

Проектом предлагается внести изменения и дополнения в:

- Правила оптового рынка электрической энергии № 1172, предусматривающие снижение минимальной границы диапазона применения механизма ценозависимого снижения потребления, учет готовности агрегаторов по снижению потребления электрической энергии в заявленном объеме при расчете средневзвешенной равновесной цены на электрическую энергию в целях запуска механизма по снижению потребления электрической энергии, порядок определения объема планового почасового потребления в каждой группе точек поставки гарантирующего поставщика или энергосбытовой компании, являющейся агрегатором или на территории обслуживания которой находится такой агрегатор, порядок определения отклонений, произошедших в группе точек поставки гарантирующего поставщика или энергосбытовой компании, на территории обслуживания которой находится агрегатор;

- Правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 117, в части введения нового вида услуг по обеспечению системной надежности – услуг по управлению спросом на электрическую энергию, установление временных (в период с 01.01.2019 по 31.12.2020) и предельных по объему (не более 0,1 % от величины объема спроса на мощность) ограничений при заключении договоров на оказание таких услуг;

- Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, выделяющих в составе услуг по обеспечению системной надежности услуги по управлению спросом на электрическую энергию.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/07-18/00082043

Ссылка на проект: Посмотреть

● 06.07.2018 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности в части сроков проведения конкурентных отборов мощности».

Настоящий проект постановления подготовлен Минэнерго России в рамках исполнения поручения Президента РФ от 12.12.2017 № Пр-2530 (пункт 2) и поручений Правительства РФ о разработке механизма привлечения инвестиций в модернизацию объектов тепловых электростанций.

Проект предусматривает внесение изменений в Правила оптового рынка электрической энергии № 1172, в части сроков проведения конкурентного отбора мощности в 2018 году.

Действующий порядок предусматривает проведение конкурентного отбора мощности на 2022 год до 15 сентября 2018 года.

Проект предлагает синхронизировать сроки проведения отбора мощности в 2018 году – перенести проведение конкурентного отбора на 2022 год до 15.12.2018.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура - публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/07-18/00082066

Ссылка на проект: Посмотреть

ФАС России: ПАО «ДЭСК» заплатит штраф на сумму свыше 900 тысяч рублей за отключение света предприятию.

06-07-2018

Дагестанское Управление ФАС России вынесло постановление о наложении штрафа в размере свыше 900 тысяч рублей на ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» («ДЭСК»).

Как сообщается в релизе Управления, в антимонопольную службу республики поступило обращения от МУП «Садовник». Предприятие жаловалось на незаконное отключение электроэнергии. УФАС возбудило в отношении энергосбытовой компании дело по признакам нарушения статьи 10 федерального закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением).

Общество было признано нарушившим вышеуказанную статью закона. За это нарушение на общество и был наложен штраф в размере 912,5 тысячи рублей.

Источник: Посмотреть

АО «НЭСК-электросети» оштрафовано Краснодарским УФАС России на 700 тыс. руб. за допущенные нарушения в сфере электроснабжения по двум административным делам.

Постановлением Краснодарского УФАС от 02.07.2018 № 261А/2018 АО «НЭСК-электросети» признано совершившим административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде штрафа 100 тыс. руб. Постановлением  установлен факт нарушения АО «НЭСК-электросети» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ГБУ КК – «Управление ветеринарии города Краснодара» путем неосуществления мероприятий по технологическому присоединению его объекта  в срок, предусмотренный пп «б» п. 16 Правил № 861. 

Позднее, постановлением от 03.07.2018 № 212А/2018 АО «НЭСК-электросети» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 тыс. руб. Как следует из постановления, АО «НЭСК-электросети» в нарушение п. 15 Правил № 861 не направило в установленный 15-тидневный срок в адрес заявителя подписанный со своей стороны проект договора на технологическое присоединение и технические условия.

Ссылка на постановления: Постановление № 261А/2018

Постановление № 212А/2018

ФАС России: «МРСК Урала» не смогло добиться отмены штрафа от ФАС в размере 100 тыс. рублей.

06-07-2018

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение о штрафе, наложенном на ОАО «МРСК Урала» в размере 100 тыс. руб.

Как сообщает пресс-служба Свердловского УФАС, компания была оштрафована за отсутствие обязательной для раскрытия информации. Антимонопольное ведомство назначило штраф в размере 200 тыс. руб.

«Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд. При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности факта нарушения обществом установленных стандартам и раскрытия информации порядка, способов и сроков опубликования информации, вместе с тем, усмотрел основания для применения положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер назначенного административного штрафа до 100 тыс. руб. и признал постановление незаконным в соответствующей части», — говорится в сообщении.

Компания обжаловала и это решение, но судебная коллегия оставила постановление первой инстанции без изменений.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд оценил допустимость взыскания с исполнителя коммунальных услуг стоимости отпущенного в его адрес коммунального ресурса (электрической энергии) в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения(определение Верховного Суда РФ от 28.06.2018 № 305-ЭС17-23122).

Основной вывод: отсутствие договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не является основанием для освобождения исполнителя коммунальных услуг от обязанности по оплате поставленных в многоквартирный дом коммунальных ресурсов.

 Ключевые тезисы:

 - согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», отсутствие договорных отношений с энергоснабжающей организацией, к сетям которой присоединено энергопринимающее оборудование потребителя, не освобождает последнего от обязанности возместить стоимость полученной энергии (ресурса);

 - как следует из материалов дела, объяснений сторон и установленных судами обстоятельств, исполнитель коммунальных услуг (ИКУ) приступило к управлению многоквартирным домом с момента выбора собственниками способа управления домом. При этом ресурсоснабжающая организация (РСО) осуществляла поставку коммунального ресурса жильцам дома, а ИКУ направлял ей сведения о показаниях общедомовых приборов учета. Таким образом, обоснованным является вывод о том, что между сторонами сложились фактические отношения по обеспечению многоквартирного дома коммунальными ресурсами. Отсутствие договора в письменной форме не признается в этом случае основанием для освобождения ИКУ от исполнения обязанности по оплате поставленных в многоквартирный дом ресурсов;

 - необходимость исполнения ИКУ обязанности по оплате не зависит от поведения РСО по поводу заключения договора ресурсоснабжения (в частности, отказа РСО от заключения с ИКУ договора ресурсоснабжения в связи с оспариванием легитимности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым жильцы выбрали способ управления общим имуществом жилого дома путем создания ТСЖ). Такое поведение РСО (в совокупности с требованием об оплате коммунального ресурса) не могло создавать для ИКУ негативных последствий, перечисленных в пункте 1 статьи 10 ГК РФ, в связи с чем ошибочным является вывод о злоупотреблении правом со стороны РСО;

 - поставка ресурса ненадлежащего качества является основанием для снижения платы, а не отказа в ее взыскании (при условии подтверждения нарушения поставщиком установленных законодательством требований к качеству).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Верховный Суд РФ издал определение по вопросу оценки допустимости оплаты услуг сетевой организации (не являющейся «котлодержателем») по «котловому», а не индивидуальному тарифу(определение Верховного Суда РФ от 28.06.2018 № 306-ЭС17-23208).

Основной вывод: сетевая организация, не являющаяся «котлодержателем», вправе претендовать на получение платы за свои услуги лишь в том размере, который учтен регулирующим органом при утверждении индивидуального тарифа (в объеме ее необходимой валовой выручки).

Ключевые тезисы:

 - в условиях котловой модели взаиморасчетов все потребители, относящиеся к одной группе, оплачивают котлодержателю услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу. За счет этого котлодержатель собирает необходимую валовую выручку сетевых организаций, входящих в «котел», и распределяет ее между смежными сетевыми организациями посредством использования индивидуальных тарифов, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций (в том числе собственную) для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли. Таким образом, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, включающее как «котловой», так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в «котел»;

- в силу нормативного характера тарифного решения оно обязательно для смежных сетевых организаций, а согласно пункту 35 Правил государственного регулирования тарифов № 1178; такое решение должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф. Тарифы устанавливаются по инициативе регулируемой организации и при ее непосредственном участии, что позволяет ей своевременно отстаивать свои права, знать о принятом решении и следовать ему при осуществлении деятельности в течение периода регулирования (пункты 12, 25 Правил государственного регулирования тарифов № 1178).

 - урегулирование потребителем отношений по передаче электрической энергии с сетевой организацией (не являющейся котлодержателем), к сетям которой непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство, не противоречит положениям действующего законодательства и не признается злоупотреблением правом со стороны потребителя. Оплатив услуги по котловому тарифу, потребитель считается исполнившим свои обязательства;

 - изменение стороны по договору оказания услуг по передаче электрической энергии с «котлодержателя» на сетевую организацию, к сетям которой непосредственно присоединено оборудование потребителя, не влияет на размер тарифов (как индивидуального, так и котлового), поскольку необходимая валовая выручка и объем полезного отпуска остаются прежними. В этом случае изменяется направление денежных средств: их получателем вместо «котлодержателя» становится сетевая организация, с которой потребителем заключен договор. Такая сетевая организация, действуя добросовестно и следуя утвержденной регулирующим органом котловой модели расчетов, вправе претендовать на получение платы за услуги лишь в том размере, который учтен регулирующим органом при утверждении индивидуального тарифа (в объеме ее необходимой валовой выручки). Правовых оснований для удержания такой сетевой организацией денежных средств, полученных по котловому тарифу и подлежащих в силу нормативного регулирования перераспределению между сетевыми организациями, необходимая валовая выручка которых учтена при формировании и утверждении котловой модели взаиморасчетов, не имеется. Такие действия приведут к причинению вреда другим лицам и нарушению установленной законодательством схемы расчетов;

 - корректировка мерами тарифного регулирования возникающих у регулируемых организаций недополученных или необоснованных доходов является дополнительным механизмом защиты потребителей и организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не исключающим предъявление иска к неосновательно обогатившемуся лицу.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Верховный Суд «высказался» по вопросу квалификации действий потребителя как бездоговорное потребление электроэнергии(определение Верховного Суда РФ от 04.07.2018 №140-ПЭК18).

Основной вывод: установка и допуск в эксплуатацию прибора учета до завершения технологического присоединения и заключения договора энергоснабжения не исключают квалификацию действий потребителя как бездоговорное потребление электрической энергии.

Ключевые тезисы:

- в соответствии с абзацем 9 пункта 2, пунктами 28, 34, 84, 196 Основных положений № 442, а также при отсутствии доказательств, подтверждающих подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства в установленном договором о технологическом присоединении порядке при наличии потребления электроэнергии,  такие действия подлежат квалификации как бездоговорное потребление электроэнергии;

- составление акта о бездоговорном потреблении электроэнергии в отношении точки поставки, включенной в реестр источников энергоснабжения, является незаконным (п. 192 Основных положений № 442).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть